Карелы определили во многом историю Суоми
Просмотров: 2439
Карелия: карелы, карело-финский эпос
Современные фамилии финские, которые стали обязательными после 1917 года, когда Суоми стала действительно независимой, частично представляют собой родовые прозвища (это характерно для карелов - Repo, Jänis, Harakka, Naakka, Hukka и т.д. -, от которых были образованы и формальные фамилии - Репонен, Хукканен и т.д. Форманта -нен / -ни характерна исключительно для карело-саволакского населения (правда, в современной Суоми всё уже перемешано), для собственно-финского и хяме это -ла/ -ля (хотя и не совсем обязательно), потому что основа может быть саво-карельской, а окончание - зап.фин. или хяме. Например, этот проявляется в топонимике: Вяртсиля с карельской основой "вяртси" /мешок и зап.-фин. окончание -ля.
Фамилии у финнов существовали, разумеется, и раньше. Но у небольшого числа финнов, в основном это выбившиеся "в люди". Причём они шведизировали свои родовые имена. Общество фенноманов (Suomalaisuuden Liito) издало специально исследование о шведскости шведских фамилий Финляндии. Там подавляющее большинство шведизированных фамилий. Таковы были условия. И до сих пор в Суоми при занятии гос.должности нужно знать шведский, хотя практического значения язык не имеет. Это те самые атавизмы. А в Карелии по русскую сторону была аналогичная ситуация. При переписи в оброчные и прочие списки вносились фамилии, внешнюю форму которых определял писавший. Поэтому и есть Ругоевы, Пивоевы, Зайковы, Лежоевы и пр.
Карелы определили во многом историю Суоми. Как в территориальном отношении - они освоили раньше других племён территории современной Суоми и защищали их от норвежцев и шведов, выступали в качестве военной силы в период шведского владычества и господства (те же самые хаккапелиты в шведской армии), дали Суоми тот самый золотой век, названный карелианизмом, результатом чего стал всплеск, давший массу всего того, что послужило затем гордостью ФИНСКОЙ нации. Как писал Пааво Хаавикко в своей книге "Большая спекуляция" (Suuri keinottelu) относительно ОТДЕЛЬНОГО финского стенда на Все мирной выставке в Париже в 1900 году (помню примерно): "На всемирной выставке мы представили калевальскую эпическую поэзию и деревянную архитектуру как достижения западнофинские, занесённые в Восточную Карелию. То, что всё было наоборот, нас не беспокоило. Мы создали миф, в который и поверили". Примерно так, но суть именно в этом.
Да и в языковом плане современный финский - не собственнофинский и не хяме, а, как пишет Кайса Хяккинен в книге Suomalaisten esihistoria kielitieteen valossa (Предыстория финнов в свете языкознания), это восточнофинские диалекты, обогащённые калевальской лексикой.
Кто-то может сравнить современный карельский с тем же финским и сказать, что это же не язык, это какая-то русскоязычная лексическая карикатура. Так и есть. Учитывая жизнь карельского языка за последние 100 лет, когда его уничтожали. А вот на состоявшейся позавчера презентации Словаря карельских плачей Александры Степановны Степановой в Обществе финской литературы директор этого института сказала, что члены объединения плакальщиц Финляндии (есть уже более 10 лет и такое) теперь вздохнут свободно, потому что получили инструмент, о котором и не мечтали. Записи плачей, хранящиеся в архивах в Суоми, всё равно, что Фестский диск, который никто не мог расшифровать. А язык плачей - БОГАТЕЙШИЙ карельский язык, сохранённый благодаря Сандре Степановне, теперь стал ещё одним доказательством ВЕЛИЧИЯ. к сожалению, уже практически ушедшей, карельской культуры. Александра Степановна представила богатейший материал с поэтическим языком плачей с комментариями на финском. Одной из самых известных плакальщиц в современной Суоми является коренная жительница Иломантси Лииса Матвейнен. Карелка. А одним из последних могикан рунопения - Юсси Хуовинен, чьи корни в Тунгудской Карелии. Вот вам и карелы!
Калевала -"финский эпос".
Основной "аргумент" финнов (именно западенцев финских) - руны частично были найдены на финской территории ( а то, что это карельские и православные - не имеет значения), что многие рунопевцы - с территории Суоми ( а то, что они НЕ СЧИТАЛИ себя финнами, а именно карелами - ничего?), что Лённрот создал эпос (а как бы современный строитель строил многоэтажный блочный дом, не имея блоков?), Он его скомбинировал, при этом сам говорил, что материала такое количество, что можно создать несколько эпосов, при этом они все будут разными. И главное - в первом издании "Калевалы" было "Старинные КАРЕЛЬСКИЕ руны о прошлом финского народа". Хорошо хоть, что признали, что это именно карельские руны, но всё же свою ложку дёгтя вставили - финского народа. Некому карелов было защищать в академических кругах, а сами они не придавали значения такому рядовому явлению - рунопению. Даже современники карелианистов в России писали именно о финских рунах, не обращая никакого внимания на карельское их происхождение.
Сергей Зайков
Фамилии у финнов существовали, разумеется, и раньше. Но у небольшого числа финнов, в основном это выбившиеся "в люди". Причём они шведизировали свои родовые имена. Общество фенноманов (Suomalaisuuden Liito) издало специально исследование о шведскости шведских фамилий Финляндии. Там подавляющее большинство шведизированных фамилий. Таковы были условия. И до сих пор в Суоми при занятии гос.должности нужно знать шведский, хотя практического значения язык не имеет. Это те самые атавизмы. А в Карелии по русскую сторону была аналогичная ситуация. При переписи в оброчные и прочие списки вносились фамилии, внешнюю форму которых определял писавший. Поэтому и есть Ругоевы, Пивоевы, Зайковы, Лежоевы и пр.
Карелы определили во многом историю Суоми. Как в территориальном отношении - они освоили раньше других племён территории современной Суоми и защищали их от норвежцев и шведов, выступали в качестве военной силы в период шведского владычества и господства (те же самые хаккапелиты в шведской армии), дали Суоми тот самый золотой век, названный карелианизмом, результатом чего стал всплеск, давший массу всего того, что послужило затем гордостью ФИНСКОЙ нации. Как писал Пааво Хаавикко в своей книге "Большая спекуляция" (Suuri keinottelu) относительно ОТДЕЛЬНОГО финского стенда на Все мирной выставке в Париже в 1900 году (помню примерно): "На всемирной выставке мы представили калевальскую эпическую поэзию и деревянную архитектуру как достижения западнофинские, занесённые в Восточную Карелию. То, что всё было наоборот, нас не беспокоило. Мы создали миф, в который и поверили". Примерно так, но суть именно в этом.
Да и в языковом плане современный финский - не собственнофинский и не хяме, а, как пишет Кайса Хяккинен в книге Suomalaisten esihistoria kielitieteen valossa (Предыстория финнов в свете языкознания), это восточнофинские диалекты, обогащённые калевальской лексикой.
Кто-то может сравнить современный карельский с тем же финским и сказать, что это же не язык, это какая-то русскоязычная лексическая карикатура. Так и есть. Учитывая жизнь карельского языка за последние 100 лет, когда его уничтожали. А вот на состоявшейся позавчера презентации Словаря карельских плачей Александры Степановны Степановой в Обществе финской литературы директор этого института сказала, что члены объединения плакальщиц Финляндии (есть уже более 10 лет и такое) теперь вздохнут свободно, потому что получили инструмент, о котором и не мечтали. Записи плачей, хранящиеся в архивах в Суоми, всё равно, что Фестский диск, который никто не мог расшифровать. А язык плачей - БОГАТЕЙШИЙ карельский язык, сохранённый благодаря Сандре Степановне, теперь стал ещё одним доказательством ВЕЛИЧИЯ. к сожалению, уже практически ушедшей, карельской культуры. Александра Степановна представила богатейший материал с поэтическим языком плачей с комментариями на финском. Одной из самых известных плакальщиц в современной Суоми является коренная жительница Иломантси Лииса Матвейнен. Карелка. А одним из последних могикан рунопения - Юсси Хуовинен, чьи корни в Тунгудской Карелии. Вот вам и карелы!
Калевала -"финский эпос".
Основной "аргумент" финнов (именно западенцев финских) - руны частично были найдены на финской территории ( а то, что это карельские и православные - не имеет значения), что многие рунопевцы - с территории Суоми ( а то, что они НЕ СЧИТАЛИ себя финнами, а именно карелами - ничего?), что Лённрот создал эпос (а как бы современный строитель строил многоэтажный блочный дом, не имея блоков?), Он его скомбинировал, при этом сам говорил, что материала такое количество, что можно создать несколько эпосов, при этом они все будут разными. И главное - в первом издании "Калевалы" было "Старинные КАРЕЛЬСКИЕ руны о прошлом финского народа". Хорошо хоть, что признали, что это именно карельские руны, но всё же свою ложку дёгтя вставили - финского народа. Некому карелов было защищать в академических кругах, а сами они не придавали значения такому рядовому явлению - рунопению. Даже современники карелианистов в России писали именно о финских рунах, не обращая никакого внимания на карельское их происхождение.
Сергей Зайков