БЫЛИНЫ ИВАНА ГЕРАСИМОВИЧА РЯБИНИНА-АнДРЕЕВА
Просмотров: 2815
Карелия: Гарницы, Заонежье, заонежские сказители, былины карелии, Иван Герасимович Рябинин-Андреев, Иван Трофимович Рябинин, Трофим Григорьевич Рябинин, карельский фольклор
БИБЛИОТЕКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА КАРЕЛИИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ КАРЕЛО-ФИНСКОЙ ССР
СЕКТОР ФОЛЬКЛОРА ИНСТИТУТА ЛИТЕРАТУРЫ АКАДЕМИИ НАУК СССР
БЫЛИНЫ ИВАНА ГЕРАСИМОВИЧА РЯБИНИН-АнДРЕЕВА
Под общей редакцией А, АСТАХОВОЙ и В. БАЗАНОВА
Под общей редакцией А, АСТАХОВОЙ и В. БАЗАНОВА
БЫЛИНЫ ИВАНА ГЕРАСИМОВИЧА РЯБИНИНА-АнДРЕЕВА / Подготовка текста и примечания А.М. Астаховой / Государственное издательство Карело-Финской ССР, Петрозаводск, 1948, с 148.
Иван Герасимович Рябинин-Андреев, былинам которого посвящен настоящий сборник, — третий представитель, по прямой нисходящей линии, прославленного рода заонежских сказителей Рябининых.
Былины он перенял непосредственно от своего отчима, известного певца былин 1390—1900-х гг. Ивана Трофимовича Рябинина; былинное знание последнего, в свою очередь, восходит к сказительскому искусству отца Ивана Трофимовича, знаменитого Трофима Григорьевича Рябинина, крупнейшего мастера былины I860—1880-х гг. Непосредственная преемственность эпической традиции не прерывается и с Иваном Герасимовичем: свое знание, свое мастерство он передает одному из сыновей, современному нам сказителю Петру Ивановичу Рябинину-Андрееву.
Эта непрерывная преемственность былинной традиции в четырех поколениях одной семьи не только прослежена собирателями, но и зафиксирована ими в записях как текстов, так и напевов от всех четырех сказителей — факт исключительного значении в мировой фольклористике, поскольку им открывается возможность постановки и освещении важнейших вопросов, связанных с исследованием былинного эпоса. Этим определяется и большое значение настоящей публикации былин Ивана Герасимович» Рябинина-Андреева.
Тексты деда Ивана Герасимовича — Трофим х Рябинина — стали известны научному миру и обществу еще в 1S60—1870-х гг. прошлого столетия. Его репертуар был дважды обследован двумя выдающимися собирятеля мифилологами — П. Н. РыОникогглм и А. Ф. Гильфердингом. От обоих ь совокупности мы имеем 44 записи, в которых представлены 26 былинных сюжетов. Ив них — 14 имеются в ваписях обоих собирателей, деятельность которых разделена одна от другой промежутком в 10 лет; две былины известны не только в двух вариантах — 60-х и 70-х гг., но еще и в повторных записях,, сделанных Гильфердингом в иной обстановке, спустя 5 месяцев после первых его записей (см. «Онежские былины», т. II, изд. 3, М.-Л., 1938, приложение, стр. 657). Тогда же. п 70-х гг. были записаны а два напева Т. Г. Рябинина, один из них знаменитым композитором М. П. Мусоргским. Таким образом, для изучения былинного творчества старшего Рябинина мы имеем большой материал, хотя возможно, что он все же и не исчерпал всего былинного знания Т. Г. Рябинина.
Значительно хуже обстоит дело с наследием второго Рябинина. Как сказитель он был даже болев известен за пределами Заоненсьн, чем его отец, благодаря неоднократным его выступлениям в обеих столицах и других городах России и, особенно, благодаря его путешествию за границу — в южнославянские страны и Австро-Венгрию. Однако из всего обширного, по свидетельству Евг. Ляцкого, репертуара его* до нас дошли в записях только лишь шесть текстов былин и исторических песен и один текст духовного стиха. Опубликованы также четыре музыкальных текста! представляющие образцы двух былинных напевов, и один напев духовного стиха — частью уже в фонографических записях Ю. И. Блока и в расшифровках А. С. Аренского.
Материал этот явно недостаточен для решения всех вопросов, которые встают при изучении двух преемственно связанных друг о другом сказителей. Однако он все же позволяет с достаточной отчетливостью представить общие черты второго Рябинина как носителя эпического художественного наследия.
Четвертое звено в рябпнинской традиции — былины негра Ивановича Рябинина-Андреева — благодаря работе современных собирателей открыто научному исследованию во всем егообъеме. В1940 г. Научно-исследовательский институт культуры Карело-Финской ССР опубликовал все былины Петра Ивановича в их последних редакциях.1 2 3 В том же сборнике помещены и новые эпические произведения Рябинина-Андреева, которые свидетельствуют о живой связи нового творчества наших сказителей с традиционным былинным эпосом. От П. И. Рябинина-Андреева та писаны также сказки н песни; они хранятся в архиве фольклорной секции Института г истории, языка и литературы Карело-Финской базы Академии наук СССР. Произведено большое количество фонозаписей, часть которых будет опубликована в подготовленном сектором фольклора Института литературы Академии наук СССР томе II *Былин Севера», вместе с более ранними записями былинных текстов Петра Рябинина.
Былины П. И. Рябинина-Андреева, восходящие в своих редакциях к текстам знаменитого прадеда, дают большой новый матерная для характеристики рябининской традиции в целом и индивидуальный особенностей ее представителей.
Отсутствие третьего ввела, связывающего двух старших Рябининых с современными их преемниками, затрудняло исследование одной на самых замечательных традиций в былинном сказительстве. Пробел этот в известкой степени заполняется сейчас изданием настоящего сборника, включающего 9 былин Ивана Герасимовича, 8 небольших фрагментов — расшифровки фонографических записей былинных отрывков — и 6 музыкальных текстов, дающих образцы трех былинных напевов сказителя.
Больше восьми лет, непосредственно перед империалистической войной 1914—1917 гг., работал Иван Герасимович под Петербургом на Кояпинском заводе. А между тем, никто в Петербурге не знал о нем, никто не интересовался потомком и преемником известного сказителя 1900-х гг., хотя имя Ивана Герасимовича еще н 1894 г. было упомянуто в литературе как очевидного, бесспорного продолжателя знаменитой традиции.!
Вспомнили о нем уже в советское время. В 1921 г., по инициативе известного театроведа и сотрудника Института живого слова В. Н. Всеволоде ко то-Герн гросса, Иван Герасимович был вызван в Петроград, где было устроено несколько его выступлений. Сам В. Н. Всевал од сний-Герн гросс провел со сказителем много часов, прослушивая и записывая от него былины. Тогда же целый ряд былинных отрывков был записан на фонограф С. И. Бернштейном. Эти фонографические записи впоследствии были переданы в фонотеку Института истории искусств, а затем вместе с другими музыкальными собраниями перешли в Фонограммархив Фольклорной комиссии при Институте этнографии Академии наук СССР — ныне сектора фольклора народов СССР Института литературы Академии наук, где они полностью и сохранены. Менее посчастливилось текстовым записям. По несчастной случайности из них сохранились в руках собирателя лишь семь былин, записанных полностью, и две в которых нехватает отдельных частей. Материал этот лйл в 1931 г. собирателем в Рукописное хранилище названной Фольклорной комиссии Академии наук СССР.
В 1936 г., когда явилась возможность организации специальных фольклорных экспедиций, отряд словесной группы искусствоведческой комплексной экспедиции Государственного института истории искусств, в лице С. И. Бернштейна и Т. И. Поповой, приехал и деревню Гарницы Заонежского района, где, как было известно, прошивая^лоследние годы Иван Герасимович. Но сказителя уже не окавалось в живых. Он умер в ночь на 27 февраля того же года. Тогда-то, в 1926 г., и был обнаружен впервые ленинградскими фольклористами молодой преемник его мастерства, его сын— Петр Иванович Рябинин-Андреев.
Таким образом, мы опубликовываем в сборнике только некоторую часть репертуара Ивана Герасимовича. Среди этих былин лишь одна имеет варианты у трех остальных Рябининых. Одна былина разрабатывает сюжет, зафиксированный в записях от Трофима РяГбнннна и от самого младшего — Петра Ивановича. Другие повторяют сюжеты, записанные только от Трофима Григорьевича. Это, конечно, в известной мере затрудняет сравнительное изучение былинного наследия семьи Рябининых, так как мы не владеем всей полнотой материала. Однако публикуемые записи дают все же очень значительный для сопоставлений материал и проливают свет на многие вопросы, связанные с проблемой былинного сказитель-ства. Также большое значение в деле исследования былинных напевов несомненно будут иметь публикуемые нами в сборнике музыкальные тексты.
Записывая тексты, В. Н. Воеволодский-Гернгросс обратил особое внимание на взаимную связь стиха и напева и отметил при каждом стихе, на какую часть напева он был исполнен; это позволило нам часть словесных текстов дать в их строфической форме, определяемой при исполнении особым применением напева. Ло сих пор образцы такого строфического построения прионежских былин были даны только в называвшейся работе Ев г. Ляцкого «Сказитель И. Т, Рябинин и его былины».
В дополнение к записям В. Н. Всеволодского-Гернгросса мы даем в приложении, также в строфической форме, несколько текстовых фрагментов из числа записанных на фонограф С. И. Бернштейном. Расшифровки произведены составителем данного сборника, .
В музыкальных образцах представлены все три записанных от Ивана Герасимовича напева. Один из них, .на который сказитель исполнял большинство былин, знаменитый рябининскмй велев, известный в вапнсях и от всех остальных Рябининых, представлен нами в четырех вариантах, дающих понятие о степени в характере вариативности данного напева. Все помещенные в сборник расшифровки фонограмм напевов произведены композитором Ф. А. Рубцовым и проредактированы Б. В. Гиппиусом.
Портреты сказителя воспроизведены с оригиналов — портрета, писанного пастелью, и фотоснимка, которые также принадлежат собранию В. Н. Всеволодского-Гернгросса, находящемуся в Рукописном хранилище сектора фольклора Института литературы Академии наук СССР (коллекция XI).
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИИ (в текстах)
Алеша, Одета, Олеша Попович, Олошенька Григорьевич, Оле-шенька 65, 98.
Березово, село, 101, 118.
Ботьян Ботиянов, король литовский, 118.
Василий Казимиров. Басилыошка 78—83.
Василий Окульевнч, Василий прекрасный царь 106—109, 111 —114.
Вашльюшка заморский, Василий паробок заморский 78—79,82,83 Владимир, князь стольне-квевский, 40—45, 48, 49, 51, 53—57 64—66 , 70, 71, 75—81, 83, 84,87—92, 95—96, 98—100,102—104, 115, 118; Владимира дочь 40, 44.
Волыв-город 87, 90.
Вольга Святоcлавович, Вольга 115, 116.
Галичия 87, 90.
Гурцовец, город, 115.
Добрынюшка Микитинец, Мекитинец, Микитич, Добрыня. Добрынюшка 57, 64—74, 89, 117, 118; Добрыни матушка 67, 68, 72, 117.
Дунай, Дунаюшка, тихий Дунаюшка Иванович, Иванов. 77—86, 100.
Дунай-река 86.
Дюк Степанович, молодой боярин, 87—100; Дюка родная матушка, Дюковая матушка 87, 88, 92, 93, 98.
Забава Путятична, Забавушка Путятишна, Забава 64—67, 70, 71. Змей Горынищ, Змеинища Горынища, Змеинище Горынище 65, 08—70.
Ивашка вор поваренной 107—111, 114.
Илья Муромец, старый козак, Илья, Илья Муромец сын Иванович 40, 43—63, 97, 98,116—118; Ильи Муромца дочь 59, 62, Индеюшка 87, 90—93, 98.
Калин-царь, Калина 41—43, 45, 50, 51, 54.
Карочирово, село, 116.
Киев, Киев-град, стольгей Киев-град 40—45, 48, 51, 53___55,
64, 70—73, 75, 82—84, 87—92, 94, 96, 97, 99, 100, 102—104, 116—118.
Крег.тьяновец, город, 115.
Кряков, город, 101, 118.
Литва хоробрая 62, 66, 76—79, 117.
Маринка, Марына, Марынка 72—74, 117.
Маринкиная улица 73.
Минула 115.
Михяйло Штык сын Иванович 66.
Муромль, город, 116.
Настасьи Митрневишны, две красных девушки, 102.
Настасьина река 86.
Настасья Васильевна, мать Дюка, 93, 99.
Настасья королевична, Настасья королевишна, Настасья по-ляница 76, 82—86.
Опраксия королевишна, Опраксия, Опраксья 43, 45, 57, 76, 79—84.
Орда, темна Орда 54.
Ореховец, город, 115.
Петрой Петрович, Петрый Петрович, королевский сын, 401, 104, 119.
Пучай-река 65, 70, 96—97.
Рогатица, уличка, 101, 118,
Русь-матушка, святая Русь 62, 81, 83, 87—89, 93, 94 102—104
Самсон Самойлович, Сампсон Самойлович 47—49, 52—53. Святослав 115.
Соловей-разбойник 116.
Соломан-царь 107—114.
Соломания, царица 107—114.
Спермеч сын Иванович, Спермён сын Иванович 76, 77, 95, 118. Сорочинские горы, Сарачинские 64—68, 70.
Федор Иванов, пан поганый, 102.
Чераигов-град 102, 117.
Чуряпушка Пленкович, Щурилушка Плёнкович, Шу рил ушка, Щурила, Щурыла 90, 92, 94—98.
Шведская земля 66.
ОГЛАВЛЕНИЕ!
От редактора............... .............
A. М. Астахова. И. Г. Рябинин-Андреев и прионежская эпическая традиция........ 10
B. Н. Всеволодский-Гернгросс. Запись былин от И. Г. Рябинина в 1921 году . . 36
Былины
1. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
[Илья и Калин-царь]...................... 40 126
2. Ссора княвя Владимира..................... 55 1271
3. [Илья Муромец и йочь его]......... , . 59 12а
4. Второй бой Добрыни Микитинца со Змеем Горынищем. .................................... 64 129 ,
5, Добрыня и Марына .......................... 72 130
6. Женитьба княвя Владимира................... 75 132
7 Боярин Дюк Степанович ..................... 87 133
8. Королевичи ив Крякова......................101 131,
9. Василий Окульевич...........................ЮР 136
Приложение
1. Вольга и Микула..........................115 137
2. Илья Муромец и Соловей*разбойник .... 116 138 |*
3. Илья Муромец на еаставе.............117 138
4. Первый бой Добрыни со Змеем ... . . 117 138
5. Добрыня и Маринка ......... 117 138
6 Добрыня в отъезде...................118 .139
7 Королевичи из Крякова................. . 118 139
8. Худая жена, жена умная...................119 139 р
Былинные напевы И. Г. Рябинина-Андреева . . . 120
Примечания............................... 125
Указатель сокращений.........................140
Словарь местных и старинных слов.............142
Указатель имен и географических названий ... 146