церковь Воскрешения Лазаря | Кижи

Просмотров: 266
древнейший памятник народного деревянного зодчества

церковь Воскрешения Лазаря



Может ли деревянная церковь простоять 600 лет и так хорошо сохраниться?!— удивляются многочисленные туристы, увидев эту маленькую изящную постройку на заповедном острове Кижи.

Церковь Воскрешения Лазаря. Общий вид. 1979 г.Церковь Воскрешения Лазаря. Общий вид. 1979 г.


Обратимся к истории ее создания. Согласно преданию, постройка церкви Воскрешения Лазаря связана с далеким прошлым — второй половиной XIV века, временем основания Муромского монастыря на юго-восточном побережье Онежского озера. Основателем монастыря считается новгородский миссионер Лазарь. В 1352 году он получил от новгородского посадника духовную грамоту на владение землями острова Муч на Онеге озере и озеро Муромское. Местное предание утверждает также, что церковь построил сам Лазарь. Скончался он в 1391 году в возрасте 105 лет и был похоронен за алтарем этой церкви.

Церковь Воскрешения Лазаря явилась одной из первых построек будущего Муромского монастыря, который уже в начале XV века входил в число самых крупных монастырей на территории Карелии. Но со временем слава его померкла. В 1788 году Муромский монастырь был упразднен, так как «церкви и келии от давнего строения сильно обветшали». В 1867 году монастырь был восстановлен на средства пудожского купца И. И. Малокрошечного. Одной из главных достопримечательностей монастыря стала церковь Воскрешения Лазаря, слывшая среди окрестных жителей «чудодейственной исце-лительницей от недугов». Используя суеверие народной массы, духовенство объявило Лазаря местным «святым». Церковь и ее реликвии стали объектом поклонения и паломничества. В связи с этим в 80-е годы XIX века «церковь сия была обнесена деревянным футляром». Тогда же был разобран дощатый притвор (помещение перед входом в собственно церковь).

Лазарева роща. Церковь-футляр. Фото А. В. Ополовникова. 1959 г.Лазарева роща. Церковь-футляр. Фото А. В. Ополовникова. 1959 г.


За монастырем, в сумрачной Лазаревой роще, церковь простояла до наших дней. В 1959 году она была освобождена из деревянного футляра и на правах древнейшего памятника народного деревянного зодчества перевезена в музей-заповедник «Кижи». Тогда же была осуществлена ее реставрация, которая свелась в основном к замене некоторых сгнивших элементов их точными копиями. Притвор был восстановлен согласно обмерам, выполненным архитектором Л. В. Далем в 70-е годы XIX века. Автор проекта реставрации — архитектор А. В. Ополовников.

Церковь состоит из трех разношироких клетей с двускатными крышами разных уклонов и высот. Центральная и алтарная клети — бревенчатые, а притвор-сени — каркасные. Длина церкви — 8,8 м, ширина — 3,6 м, высота — 7,1 м. Муромскую церковь можно назвать архитектурной миниатюрой, столь малы ее размеры и по-своему изящны очень простые формы. Архаизм отдельных архитектурноконструктивных приемов: припазовка бревен, волоковые окна, беспетельная конструкция двери, отсутствие потолка в алтаре — позволяет считать вполне вероятным временем постройки — XIV век.

Церковь Воскрешения Пазаря. Способ npипазовки бревен в cpy6еЦерковь Воскрешения Пазаря. Способ npипазовки бревен в cpy6е


Техническую сохранность Лазаревской церкви, по мнению специалистов, можно считать относительно хорошей. Одна из причин ее долговечности — сухой песчаный грунт, на котором она стояла, слабо увлажняющийся летом и не промерзающий зимой. Но датировка церкви XIV веком, не подтвержденная документально уже давно вызывает с мнения у ряда специслистов. Они склонны о носить ее постройку XVI веку. Разрешит! этот спорный вопрос не просто. Только совокупность всех видов исследований, в том числе дальнейшее изучение архивных материалов поможет установить точное время ее основания.

В скромном интерьере церкви сохранил двухъярусный иконостас (местный и деисусный чины), представляющ большой интерес как один из древнейших иконостасов миниатюрных церквей Севера.

Церковь Воскрешения Лазаря. Иконостас. Царские врата.Церковь Воскрешения Лазаря. Иконостас. Царские врата.


Иконы написаны местными мастерами в XVI-XVIII веках. После тщательных реставрационных работ часть икон Лазаревской церкви экспонировалась на выставках в Москве и Ленинграде (художники-реставраторы И. М. Гурвич и Г. Н. Попова).

В экспозиции музея «Кижи» Лазаревская церковь занимает особое место. Она представляет собой пример простейшей клетской культовой постройки, связанной своим происхождением с древними формами жилища.

Церковь Воскрешения Лазаря. Иконы деисусного чина. 1979 г..Церковь Воскрешения Лазаря. Иконы деисусного чина. 1979 г..



Кижи. ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ / В.А. Гущина, фото М.И. Федоров Петрозаводск, «Карелия», 1980 г.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное