о художниках Карелии

Край бессчетных озер, тайга, ясного прохладного неба - такова Карелия. На этой земле родились многие руны "Калевалы", ей принадлежат богатейший фольклор, всемирно известные памятники деревянного зодчества и иконопись, многие другие замечательные произведения народного искусства.

Своеобразна красота просторов Севера - не пышность и декоративность, а выразительная острота и разнообразие. Здесь можно встретить и равнину, напоминающую среднерусские просторы, и густые леса, и тайгу, и озера, и обширные песчаные косы, заросшие мачтовой сосной, и острова с крутыми скальными берегами, поднятые, кажется, из глубин земли... Строгие, нередко суровые формы, небо, быстро меняющее свое состояние - от богатейших серых тонов до невероятных по яркости и цвету красок, - все воспитывало точный вкус. Именно эти качества пронизывают традиционную культуру Карелии, отмеченную духовностью и высокой образностью.

В малонаселенном огромном крае воспитывалась (как и везде на Севере) доброжелательность друг к другу, расположенность к общению. Чтобы выжить на скупой земле при коротком, часто холодном лете, нужен был упорный и грамотный труд, и без взаимной поддержки обойтись было нельзя. Многие проблемы решались в большой патриархальной семье или всем миром. Артельно строились и прекрасные храмы. Здесь, на Севере, рано было достигнуто равновесие между индивидуальным и коллективным самосознанием; так утверждалась высокая нравственность, без которой немыслима подлинная культура.

 "Карельский пейзаж" Попов Вениамин Николаевич (1869 – 1945)  Русский художник, основоположник реалистической профессиональной живописи в Карелии. Родился в Пермской губернии, в семье священнослужителя.  Начальное художественное образование получил в Перми у известного художника А. Шанина. Окончил Высшее ХУ при Петербургской АХ, затем стажировался в мастерской И. Репина.   Одна из самых известных работ «За тканьем» демонстрировалась на выставках в Москве (1898), Мюнхене (1901), Сан-Луи (Франция, 1904) и получила международное признание. С 1912 экспонировал произведения на выставках петербургских художников. С 1919 жил в Петрозаводске, где преподавал рисование и живопись в различных художественных учебных заведениях (1921 – 1936). Был директором Петрозаводской художественной школы-мастерской (1919 – 1921).  Принимал активное участие в художественных выставках Карелии. Провел ряд персональных выставок в Петрозаводске (1921, 1928, 1937). Заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1939) и народный художник Карело-Финской ССР (1944).  Многие картины погибли во время Великой Отечественной войны. Оставшиеся хранятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелии и в Карельском государственном краеведческом музее.


В этом отдаленном крае едва ли не все должно было производиться в семье, в своей деревне. Здесь всегда было много мастеров, обладавших самыми разнообразными талантами и опытом; прочно закреплялись и постоянно обогащались традиционные ремесла. Вот почему культура Севера отличается глубокой стилевой целостностью. Выдающийся русский график И.Я.Билибин, обстоятельно знакомившийся с краем, писал, что для русского художника "непосредственное ознакомление с Севером имеет огромное значение. Это его Рим, это главное место его специального художественного образования".

Однако традиционными формами искусства культура края не исчерпывается. Существовавший издревле металлургический промысел получил естественное продолжение в деятельности Петровских заводов (начало ХVIII в.), железоделательное и оружейное производство которых обеспечило России победу в Северной войне. Мастерская продукции для русской армии и флота были уникальной. Площади каждого из пяти кузнечных цехов основанного в Петровской слободе завода достигали 900 м2. Такие масштабы и концентрация производства сложились в России и в Европе лишь в конце ХVIII - начале ХIХ вв. Петровские заводы выпускали разнообразную продукцию. "Литейные художества" и конструкционное литье в большом объеме изготовлялись в Петрозаводске и позднее - на Александровском пушечном заводе, который долгое время (с 1775 г. до середины ХIХ в.) также был центром технического прогресса в своей отрасли. И в новых исторических условиях традиции народного мастерства получили успешное развитие. На рубеже ХVII - ХVIII вв. возводится знаменитая Преображенская церковь в Кижах; тогда же строится Петропавловский собор в Петрозаводске - самый оригинальный деревянный храм петровского барокко, являющийся одновременно сторожевой башней при крепости и маяком для Гавани Петра Великого, длина причалов которой достигала 300 м. Планировка исторического ядра Петрозаводска (1774, Назаров) относится к числу лучших памятников мирового и российского градостроительства эпохи классицизма. Тогда же, возможно, впервые в России, использовались для строительства цехов литые из чугуна несущие колонны и балки.

Таким образом, представление о Карелии тех времен как о "диком" крае - она действительно была местом ссылки, "подстоличной Сибирью" - неверно. Развитие жанров "ученой культуры", в том числе изобразительного искусства, здесь шло очень медленно. И все-таки слава о красоте этих мест привлекает сюда художников. Во второй половине ХIХ в. местом работы И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и других известных пейзажистов становится остров Валаам; в южной Карелии подолгу работал В.Д.Поленов. В 1910-х годах в Карелии закрепляются окончившие Академию художеств В.Н.Попов и А.Я.Андриянов. Работы этих живописцев позволяют говорить об их желании не только постичь своеобразие природы, но и понять и их жизненный уклад. Со сдержанной теплотой написан В.Поповым холст "Олонецкая невеста" (1912); еще больше душевности в "Карелке" (1913).

В конце 1930-х годов в Петрозаводске профессионально начали работать ученики В.Н.Попова, занимавшиеся в его студии в Доме народного творчества, появились первые выпускники высших художественных учебных заведений. В 1940 году "Карело-Финский ССХ (Союз советских художников) объединяет 22 члена и находится в периоде окончательного оформления". В этом же году состоялась выставка, на которой были представлены работы 18 художников (в том числе и самостоятельных). Большинство работ имело характер творческой заявки; тем не менее оргкомитет СХ СССР, рассмотрев рекомендации побывавшей на выставке комиссии, принял в члены союзной организации шесть участников выставки и семь - кандидатами в члены.

В этот период наиболее заметными в изобразительном искусстве республики были графические портреты Г.А. Стронка. В них есть точная передача индивидуальных черт, психологичность. Артистично выполнен "Портрет В.Н. Попова"; более повествовательны листы в серии, посвященной народным сказителям ("И.Т Фофанов", " П.И. Рябинин"). Художник вместе с некоторыми графиками и живописцами участвовал во всесоюзных выставках.

В годы Великой Отечественной войны художники Карелии продолжают свою работу. Эмоциональны и точны зарисовки партизанского быта, портреты, исполненные художником О.П. Бородкиным, воевавшим в партизанском отряде. Выпускают "Окна КарелфинТАГа" К.Л. Буторов, А.И Шубин и К.Н. Осипова. Работает в редакции армейской газеты З.Е. Львович, который бережно фиксирует фронтовые сцены. Серию портретов железнодорожников, героев войны, нарисовал Г.А. Стронк, одновременно он работал над живописными композициями. Примечательно полотно В.Н. Попова "Рыбаки - колхозники" (1944). Убедительны образы старика и девушки, написанные в сложном освещении морозного дня; в негромком повествовании раскрывается стойкость народного характера.

В последующие годы в Петрозаводске приезжают выпускники художественных вузов и училищ (преимущественно ленинградских). Лишь немногие из них родились в Карелии, большинство приехали из различных, в том числе южных, районов тогдашнего СССР. Во второй половине 1940-х годов художники - К.Л. Буторов, М.В. Зайцев, И.А. Ефремов, А.В. Семяшкин и другие - часто обращались к военным сюжетам, мотивам послевоенного восстановления. Однако возможности картины большого формата ими использовались далеко не полностью.

Проблему национального мироощущения помог осмыслить объявленный в 1949 году конкурс на иллюстрации к эпосу "Калевала" (об изданиях эпоса см. ниже). Среди конкурсных работ следует упомянуть незавершенный цикл небольших рисунков О. Бородкина (1949; они вошли в малоформатное издание эпоса 1983 года). Несмотря на небольшой размер, некоторую эскизность исполнения, иллюстрации привлекают крепким ритмом, монументальностью композиции, выразительностью характеристик. Рисунки точны в передаче различных состояний природы, богаты эмоциональностью, гаммой неярких красок. В лучших из них присутствует тонкое чувство архаики, эпичности, причастности к древней истории своего народа.

Итоги конкурса еще раз подтверждают ту мысль, что сталинская идеология и действительность могли трагическим образом влиять на отдельные судьбы и на их произведения, но извратить творческую природу человека, его гуманистические идеалы им было не под силу.

С тех пор прошли десятилетия, насыщенные бурными событиями; художниками Карелии были созданы сотни полотен, многие из которых приобрели широкую и заслуженную известность. Возникла необходимость осмысления пройденного карельским искусством пути. В книге В.И. Плотникова "Изобразительное искусство Советской Карелии" ( 1961), в его последующих малоформатных монографических изданиях, посвященных творчеству отдельных художников, а также в статье, сопровождавшей альбом "Графика Карелии" (1973), известный искусствовед точен в характеристиках, - они выдержали проверку временем.

Такой же взвешенностью оценок отличается и другой известный специалист, московский искусствовед С.М. Червонная. Ею был собран значительный материал по истории карельской живописи. Он достаточно подробно - вплоть до начала 1970-х годов - изложен в очерке, посвященном живописи автономных республик России. Очерк содержит глубокие характеристики произведений.

К сожалению, оказались неупомянутыми достойные внимания живые, убедительные портреты финнов-иммигрантов, членов сельскохозяйственной коммуны "Сядэ" ("Луч"), созданные ленинградским художником О.Л. Жудиной в 1934 году, а также сохранившиеся довоенные работы карельских художников - в частности, заслуживающая высоких оценок "Осень в Карелии" В.Н. Попова (1937). Здесь запечатлен узнаваемый мотив и столь же типичное, неласковое, но не лишенное лиризма и элегичности состояние природы. Световоздушные, пространственные отношения передаются широкими, тонко модулированным по цвету плоскостями. Язык художника приобретает ту меру сдержанности и лаконичности, которую как бы диктуют строгая природа и сам характер северянина. Этот небольшой холст можно считать программным не только для Попова; подобные качества можно встретить и в созданных позднее полотнах карельских пейзажистов.

Для молодого изобразительного искусства Карелии естественен интерес к природе края, его людям; жанры пейзажа и портрета на долгое время становится главным. Островыразительные мотивы, самобытные характеры неизменно привлекали внимание зрителей и специалистов. Уже тогда художники Карелии - это относится и к последующим десятилетиям - постоянно работали в ограниченном числе жанров. Каким бы ни было прошедшее время, какой бы жестокой переоценке ни подвергались явления культуры, опыт карельского искусства очень поучителен. И к началу нового тысячелетия имеет смысл рассмотреть его под свободным от идеологических корректив углом зрения, подвести некоторые итоги развития искусства края, попытаться описать, осмыслить основные тенденции этого процесса.

----------------------


Чтобы купить картину в Москве не стоит долго сомневаться в своем выборе. Нужно просто остановиться на той работе, которая «приковала» ваш взгляд, на том произведении, к которому вам хочется возвращаться вновь и вновь!.. Ведь самое важное - это недорого купить картину, которая вам близка, и вы всегда бы радовались ей!

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александр Линевский, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Бесов Нос, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Вокнаволок, Выгозеро, Геннин Вильгельм, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Заповедники Карелии, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Кареллес, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лесозаготовительная промышленность, Лопские погосты, Лоухский район, Маннергейм, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Мунозеро, НКЗдрав, Нюхча, Обонежье, Озеро Сегозеро, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Паданы, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Сулажгора, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юго Юльевич Сурхаско, Юшкозеро, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, деревянные лодки карелии, елец, ерш, заонежский район, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия репрессии, карело-финский эпос, карелы, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное