о художниках Карелии
Край бессчетных озер, тайга, ясного прохладного неба - такова Карелия. На этой земле родились многие руны "Калевалы", ей принадлежат богатейший фольклор, всемирно известные памятники деревянного зодчества и иконопись, многие другие замечательные произведения народного искусства.Своеобразна красота просторов Севера - не пышность и декоративность, а выразительная острота и разнообразие. Здесь можно встретить и равнину, напоминающую среднерусские просторы, и густые леса, и тайгу, и озера, и обширные песчаные косы, заросшие мачтовой сосной, и острова с крутыми скальными берегами, поднятые, кажется, из глубин земли... Строгие, нередко суровые формы, небо, быстро меняющее свое состояние - от богатейших серых тонов до невероятных по яркости и цвету красок, - все воспитывало точный вкус. Именно эти качества пронизывают традиционную культуру Карелии, отмеченную духовностью и высокой образностью.
В малонаселенном огромном крае воспитывалась (как и везде на Севере) доброжелательность друг к другу, расположенность к общению. Чтобы выжить на скупой земле при коротком, часто холодном лете, нужен был упорный и грамотный труд, и без взаимной поддержки обойтись было нельзя. Многие проблемы решались в большой патриархальной семье или всем миром. Артельно строились и прекрасные храмы. Здесь, на Севере, рано было достигнуто равновесие между индивидуальным и коллективным самосознанием; так утверждалась высокая нравственность, без которой немыслима подлинная культура.
!["Карельский пейзаж" Попов Вениамин Николаевич (1869 – 1945) Русский художник, основоположник реалистической профессиональной живописи в Карелии. Родился в Пермской губернии, в семье священнослужителя. Начальное художественное образование получил в Перми у известного художника А. Шанина. Окончил Высшее ХУ при Петербургской АХ, затем стажировался в мастерской И. Репина. Одна из самых известных работ «За тканьем» демонстрировалась на выставках в Москве (1898), Мюнхене (1901), Сан-Луи (Франция, 1904) и получила международное признание. С 1912 экспонировал произведения на выставках петербургских художников. С 1919 жил в Петрозаводске, где преподавал рисование и живопись в различных художественных учебных заведениях (1921 – 1936). Был директором Петрозаводской художественной школы-мастерской (1919 – 1921). Принимал активное участие в художественных выставках Карелии. Провел ряд персональных выставок в Петрозаводске (1921, 1928, 1937). Заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1939) и народный художник Карело-Финской ССР (1944). Многие картины погибли во время Великой Отечественной войны. Оставшиеся хранятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелии и в Карельском государственном краеведческом музее. "Карельский пейзаж" Попов Вениамин Николаевич (1869 – 1945) Русский художник, основоположник реалистической профессиональной живописи в Карелии. Родился в Пермской губернии, в семье священнослужителя. Начальное художественное образование получил в Перми у известного художника А. Шанина. Окончил Высшее ХУ при Петербургской АХ, затем стажировался в мастерской И. Репина. Одна из самых известных работ «За тканьем» демонстрировалась на выставках в Москве (1898), Мюнхене (1901), Сан-Луи (Франция, 1904) и получила международное признание. С 1912 экспонировал произведения на выставках петербургских художников. С 1919 жил в Петрозаводске, где преподавал рисование и живопись в различных художественных учебных заведениях (1921 – 1936). Был директором Петрозаводской художественной школы-мастерской (1919 – 1921). Принимал активное участие в художественных выставках Карелии. Провел ряд персональных выставок в Петрозаводске (1921, 1928, 1937). Заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1939) и народный художник Карело-Финской ССР (1944). Многие картины погибли во время Великой Отечественной войны. Оставшиеся хранятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелии и в Карельском государственном краеведческом музее.](/uploads/posts/2018-03/1521813111_i49228-icon-original.jpg)
В этом отдаленном крае едва ли не все должно было производиться в семье, в своей деревне. Здесь всегда было много мастеров, обладавших самыми разнообразными талантами и опытом; прочно закреплялись и постоянно обогащались традиционные ремесла. Вот почему культура Севера отличается глубокой стилевой целостностью. Выдающийся русский график И.Я.Билибин, обстоятельно знакомившийся с краем, писал, что для русского художника "непосредственное ознакомление с Севером имеет огромное значение. Это его Рим, это главное место его специального художественного образования".
Однако традиционными формами искусства культура края не исчерпывается. Существовавший издревле металлургический промысел получил естественное продолжение в деятельности Петровских заводов (начало ХVIII в.), железоделательное и оружейное производство которых обеспечило России победу в Северной войне. Мастерская продукции для русской армии и флота были уникальной. Площади каждого из пяти кузнечных цехов основанного в Петровской слободе завода достигали 900 м2. Такие масштабы и концентрация производства сложились в России и в Европе лишь в конце ХVIII - начале ХIХ вв. Петровские заводы выпускали разнообразную продукцию. "Литейные художества" и конструкционное литье в большом объеме изготовлялись в Петрозаводске и позднее - на Александровском пушечном заводе, который долгое время (с 1775 г. до середины ХIХ в.) также был центром технического прогресса в своей отрасли. И в новых исторических условиях традиции народного мастерства получили успешное развитие. На рубеже ХVII - ХVIII вв. возводится знаменитая Преображенская церковь в Кижах; тогда же строится Петропавловский собор в Петрозаводске - самый оригинальный деревянный храм петровского барокко, являющийся одновременно сторожевой башней при крепости и маяком для Гавани Петра Великого, длина причалов которой достигала 300 м. Планировка исторического ядра Петрозаводска (1774, Назаров) относится к числу лучших памятников мирового и российского градостроительства эпохи классицизма. Тогда же, возможно, впервые в России, использовались для строительства цехов литые из чугуна несущие колонны и балки.
Таким образом, представление о Карелии тех времен как о "диком" крае - она действительно была местом ссылки, "подстоличной Сибирью" - неверно. Развитие жанров "ученой культуры", в том числе изобразительного искусства, здесь шло очень медленно. И все-таки слава о красоте этих мест привлекает сюда художников. Во второй половине ХIХ в. местом работы И.И.Шишкина, А.И.Куинджи и других известных пейзажистов становится остров Валаам; в южной Карелии подолгу работал В.Д.Поленов. В 1910-х годах в Карелии закрепляются окончившие Академию художеств В.Н.Попов и А.Я.Андриянов. Работы этих живописцев позволяют говорить об их желании не только постичь своеобразие природы, но и понять и их жизненный уклад. Со сдержанной теплотой написан В.Поповым холст "Олонецкая невеста" (1912); еще больше душевности в "Карелке" (1913).
В конце 1930-х годов в Петрозаводске профессионально начали работать ученики В.Н.Попова, занимавшиеся в его студии в Доме народного творчества, появились первые выпускники высших художественных учебных заведений. В 1940 году "Карело-Финский ССХ (Союз советских художников) объединяет 22 члена и находится в периоде окончательного оформления". В этом же году состоялась выставка, на которой были представлены работы 18 художников (в том числе и самостоятельных). Большинство работ имело характер творческой заявки; тем не менее оргкомитет СХ СССР, рассмотрев рекомендации побывавшей на выставке комиссии, принял в члены союзной организации шесть участников выставки и семь - кандидатами в члены.
В этот период наиболее заметными в изобразительном искусстве республики были графические портреты Г.А. Стронка. В них есть точная передача индивидуальных черт, психологичность. Артистично выполнен "Портрет В.Н. Попова"; более повествовательны листы в серии, посвященной народным сказителям ("И.Т Фофанов", " П.И. Рябинин"). Художник вместе с некоторыми графиками и живописцами участвовал во всесоюзных выставках.
В годы Великой Отечественной войны художники Карелии продолжают свою работу. Эмоциональны и точны зарисовки партизанского быта, портреты, исполненные художником О.П. Бородкиным, воевавшим в партизанском отряде. Выпускают "Окна КарелфинТАГа" К.Л. Буторов, А.И Шубин и К.Н. Осипова. Работает в редакции армейской газеты З.Е. Львович, который бережно фиксирует фронтовые сцены. Серию портретов железнодорожников, героев войны, нарисовал Г.А. Стронк, одновременно он работал над живописными композициями. Примечательно полотно В.Н. Попова "Рыбаки - колхозники" (1944). Убедительны образы старика и девушки, написанные в сложном освещении морозного дня; в негромком повествовании раскрывается стойкость народного характера.
В последующие годы в Петрозаводске приезжают выпускники художественных вузов и училищ (преимущественно ленинградских). Лишь немногие из них родились в Карелии, большинство приехали из различных, в том числе южных, районов тогдашнего СССР. Во второй половине 1940-х годов художники - К.Л. Буторов, М.В. Зайцев, И.А. Ефремов, А.В. Семяшкин и другие - часто обращались к военным сюжетам, мотивам послевоенного восстановления. Однако возможности картины большого формата ими использовались далеко не полностью.
Проблему национального мироощущения помог осмыслить объявленный в 1949 году конкурс на иллюстрации к эпосу "Калевала" (об изданиях эпоса см. ниже). Среди конкурсных работ следует упомянуть незавершенный цикл небольших рисунков О. Бородкина (1949; они вошли в малоформатное издание эпоса 1983 года). Несмотря на небольшой размер, некоторую эскизность исполнения, иллюстрации привлекают крепким ритмом, монументальностью композиции, выразительностью характеристик. Рисунки точны в передаче различных состояний природы, богаты эмоциональностью, гаммой неярких красок. В лучших из них присутствует тонкое чувство архаики, эпичности, причастности к древней истории своего народа.
Итоги конкурса еще раз подтверждают ту мысль, что сталинская идеология и действительность могли трагическим образом влиять на отдельные судьбы и на их произведения, но извратить творческую природу человека, его гуманистические идеалы им было не под силу.
С тех пор прошли десятилетия, насыщенные бурными событиями; художниками Карелии были созданы сотни полотен, многие из которых приобрели широкую и заслуженную известность. Возникла необходимость осмысления пройденного карельским искусством пути. В книге В.И. Плотникова "Изобразительное искусство Советской Карелии" ( 1961), в его последующих малоформатных монографических изданиях, посвященных творчеству отдельных художников, а также в статье, сопровождавшей альбом "Графика Карелии" (1973), известный искусствовед точен в характеристиках, - они выдержали проверку временем.
Такой же взвешенностью оценок отличается и другой известный специалист, московский искусствовед С.М. Червонная. Ею был собран значительный материал по истории карельской живописи. Он достаточно подробно - вплоть до начала 1970-х годов - изложен в очерке, посвященном живописи автономных республик России. Очерк содержит глубокие характеристики произведений.
К сожалению, оказались неупомянутыми достойные внимания живые, убедительные портреты финнов-иммигрантов, членов сельскохозяйственной коммуны "Сядэ" ("Луч"), созданные ленинградским художником О.Л. Жудиной в 1934 году, а также сохранившиеся довоенные работы карельских художников - в частности, заслуживающая высоких оценок "Осень в Карелии" В.Н. Попова (1937). Здесь запечатлен узнаваемый мотив и столь же типичное, неласковое, но не лишенное лиризма и элегичности состояние природы. Световоздушные, пространственные отношения передаются широкими, тонко модулированным по цвету плоскостями. Язык художника приобретает ту меру сдержанности и лаконичности, которую как бы диктуют строгая природа и сам характер северянина. Этот небольшой холст можно считать программным не только для Попова; подобные качества можно встретить и в созданных позднее полотнах карельских пейзажистов.
Для молодого изобразительного искусства Карелии естественен интерес к природе края, его людям; жанры пейзажа и портрета на долгое время становится главным. Островыразительные мотивы, самобытные характеры неизменно привлекали внимание зрителей и специалистов. Уже тогда художники Карелии - это относится и к последующим десятилетиям - постоянно работали в ограниченном числе жанров. Каким бы ни было прошедшее время, какой бы жестокой переоценке ни подвергались явления культуры, опыт карельского искусства очень поучителен. И к началу нового тысячелетия имеет смысл рассмотреть его под свободным от идеологических корректив углом зрения, подвести некоторые итоги развития искусства края, попытаться описать, осмыслить основные тенденции этого процесса.
----------------------
Чтобы купить картину в Москве не стоит долго сомневаться в своем выборе. Нужно просто остановиться на той работе, которая «приковала» ваш взгляд, на том произведении, к которому вам хочется возвращаться вновь и вновь!.. Ведь самое важное - это недорого купить картину, которая вам близка, и вы всегда бы радовались ей!