БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ

Несмотря на кажущуюся простоту, водное путешествие требует определенных знаний и серьезной подготовки. Развитие массового водного туризма предъявляет высокие требования к обеспечению безопасности в водных путешествиях. В нашей памятке мы даем лишь некоторые основные рекомендации и практические советы.

1. Прежде чем приступить к подбору группы, ознакомься с правилами организации самодеятельного туризма в СССР. Надо помнить, что минимальный состав группы для путешествий I—III категории сложности 4 человека. Наиболее удобный состав — 6— 8 человек. Состав участников по опыту, физической подготовке и интересам должен быть по возможности однороден и соответствовать категории сложности выбранного маршрута.
2. Руководителем группы может быть только турист, имевший опыт руководства водным походом не ниже чем на одну категорию и обязательное участие в походе той же категории сложности, в которой планируется маршрут. Руководитель выбирается участниками и отвечает за подготовку, оформление и безаварийность проведения похода (в частности, он обязан лично проверить умение плавать каждого участника). Указания руководителя должны безоговорочно выполняться всеми участниками.
3. Район похода, трасса предполагаемого маршрута, метеорологические условия должны быть тщательно изучены. П

5. Если маршрут проходит по ненаселенной местности, большое значение имеют правильная раскладка и подбор продуктов (с учетом 10% аварийного запаса).
6. Все снаряжение и суда должны быть заранее подготовлены и проверены в тренировочном походе (в выходные дни). Оболочки байдарок нужно усилить путем наклейки полос по кильсону и нижнему поясу стрингеров. Каждая байдарка должна иметь добавочный запас плавучести, для чего в носовую часть и корму закладываются по две волейбольные камеры или другие воздушные емкости.
7. Каждый участник должен быть обеспечен индивидуальными спасательными средствами. Спассредства должны иметь такой запас плавучести, чтобы держать голову гребца над водой. При плавании на лодках можно взять пояса. Отдельные виды снаряжения: карты, компасы, топоры, аптечку, ремонтный набор — нужно дублировать и размещать на разных судах. Аптечка и продукты должны быть упа-1 кованы в непромокаемые мешки.
Обрати внимание на байдарочный фартук! Он должен не только препятствовать попаданию воды внутрь судна, но и обеспечивать возможность каждому гребцу в отдельности легко покинуть байдарку.
8. На ночевку становись не менее чем за 2 часа до наступления темноты. Движение в условиях плохой видимости категорически запрещается.
9. Лагерь разбивай на достаточной высоте над водой: на равнине не менее 1 м, а в горах 2 м. Не ставь палатку на крутых берегах, близко к обрыву, так как берег, особенно в непогоду, может сползти или обвалиться. Нельзя ставить палатки под обрывом, нависшими деревьями и близко от склона, особенно если имеются следы свежих обвалов. В горных районах не разбивай лагерь в старых руслах и в устьях сухих боковых ущелий: при дожде может залить. При кратковременных остановках суда должны быть надежно закреплены. Категорически запрещается оставлять байдарки на ночь на воде. Их надо полностью разгрузить, вынести на берег и положить около палаток днищем вверх. Лодки вытащить на берег.
10. Соблюдай порядок движения на маршруте, который определяет руководитель. Не обгоняй головного, не отставай от замыкающего. Если передняя байдарка пристала к берегу, все делают то же самое. Остановку надо делать и в том случае, если задняя байдарка отстала. Нельзя оставлять для ремонта или закупок или посылать вперед одиночный экипаж: в случае аварии ему никто не окажет помощи. При каждой отлучке в лес или в разведку должен быть установлен контрольный срок возвращения. Перед развилками русла надо дождаться последнюю байдарку.
11. Помни: самое лучшее описание прохождения порога или другого препятствия не может заменить личного осмотра, так как обстановка меняется в зависимости от уровня воды, застрявшего бревна или упавшего дерева. Самовольное прохождение препятствий категорически запрещается. Не прерывая движения, можно проходить лишь такое препятствие, которое просматривается с судна до конца и не вызывает сомнений в проходимости. При прохождении препятствия судно должно иметь свой ход, так как в противном случае оно теряет управляемость (хотя иногда командам приходится табанить). Интервал между судами на пороге должен быть не менее 50 м. Если отдельные участки линии прохождения плохо просматриваются с воды, необходимо на берегу ставить сигнальщиков.
При форсировании сложного препятствия первое судно страхуют с берега, имея при себе сложенный круг веревки (50 м) с утяжеленным поплавком на конце. 1-я прошедшая байдарка страхует остальные. Движение по маршруту возобновляется только тогда, когда последняя байдарка прошла препятствие. Порог проходится с надетыми спасательными средствами и задраенными фартуками. Если к сложному препятствию подошли при плохой видимости, дожде и группа устала, следует остановиться на ночлег и форсировать порог на другой день со свежими силами. В случае обноса не нужно лишний раз разгружать и вытаскивать на берег байдарки.
12. Проводить суда можно только в обуви. Нельзя проходить препятствие вместе с плывущими бревнами и делать поворот одновременно с плотом. Категорически запрещается при разведке затора ходить по плавающим бревнам.
Нельзя идти против течения при идущем навстречу молевом сплаве. Спускать судно по течению на порожистом участке следует на двух надежных, хорошо закрепленных концах: при этом один гребец с шестом отводит судно от берега. Корму надо держать к берегу ближе, чем нос, чтобы течение не развернуло судно.
13. При прохождении крутого поворота реки с нависшими кустами и деревьями заранее отгребайся на чистую воду. Не хватайся за нависшие кусты и деревья, так как в этом случае переворот неминуем. При плавании в половодье внимательно следи за направлением основного потока, чтобы не зайти на затопленную пойму: здесь легко повредить судно.
14. На больших водоемах внимательно наблюдай за всеми изменениями погоды, держись ближе к берегу, переходя от одного возможного укрытия к другому. На лодке и байдарке выходить при ветре свыше 3 баллов запрещается!
15. Если хочешь высадиться на наветренный берег, ищи пологий участок, свободный от скал и камней, и иди к нему с самой большой волной, мгновенно выскакивая в воду и удерживая судно, как только оно окажется на мелководье. Нельзя в волнение приближаться к скалистому берегу, так как набегающие и отраженные волны образуют чреватую переворотом толчею. Если пользуешься парусом, сделай, чтобы его можно было немедленно спустить при малейшем усилении или изменении ветра. Под мостами нужно быть максимально осторожным, так как в воде могут быть старые сваи, металл, проволока.
16. На судоходных участках надо знать правила плавания по внутренним судоходным путям и различать знак речной обстановки.
Категорически запрещается:
— выходить на фарватер в • виях плохой видимости:^^

медленно покинуть судно и, держась за борт, не давать течению развернуть его лагом, после чего судно отводится на глубину. В случае посадки на камень на глубоком месте команда должна попытаться сняться, упираясь в дно одновременно двумя веслами с разных сторон. Если сделать это не удалось — использовать помощь другого судна.
18. При пробоине нужно заткнуть дыру любым подручным материалом и с максимальной скоростью идти к берегу или на мелководье. При перевороте, если позволяет обстановка, следует, поймав весла, попытаться перевернуть байдарку, поставив ее на киль, отчерпать воду и по очереди сесть. Если это сделать невозможно, надо, держась за байдарку, стараться направить ее к берегу. Бросать байдарку можно только в двух случаях: если ветер относит ее от берега в сторону большого водоема и есть твердая уверенность, что без байдарки доплывешь до берега; если течение несет к водопаду или под завал. Не следует принимать в байдарку гребца, оказавшегося в воде, разумнее отбуксировать его на мелководье.
19. Опасно: купаться без страховки; прыгать с берега в необследованный водоем; сидеть на деке и стоять в байдарке; пить сырую воду; мочить руки во время гребли; ходить босиком.
20. При самой незначительной травме или недомогании необходимо
немедленно принимать меры и ставить в известность руководителя. В случае острого заболевания нельзя ждать улучшения, а надо немедленно идти к ближайшему населенному пункту.
21. Возвращаясь с охоты, нужно разрядить ружье, не доходя 100 м до лагеря.
22. Если кто-то из группы заблудился, надо установить круглосуточное дежурство: жечь ночью яркий, а днем дымный костер, каждые 30 минут давать выстрел. Направить не менее 2 человек по маршруту заблудившихся (установить «спасателям» срок возвращения).
23. Отправляясь в поход по восточным и северным районам (таежным), узнай, не существует ли там энцефалитной опасности. В этом случае все члены группы должны пройти курс прививок.
24. В южных районах нужно предусмотреть возможность встречи с ядовитыми змеями и насекомыми (фаланги, скорпионы, сколопендры и т. п.) и принимать необходимые меры предосторожности.
ПОМНИ: пренебрежение правилами или нарушение дисциплины даже в несложном походе может привести к потере судов и снаряжения, а в некоторых случаях — к потере здоровья и даже жизни.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное