Сайт Карелия СССР
Просмотров: 2457
Карелия: карьяла, карьялайнен
Сайт Карелия СССР посвящен карелам (самоназвание — карьяла, карьялайнен).
Начальный период этногенеза древних карел (летописной корелы), обитавших на Карельском перешейке и в северо-западном Приладожье, пока окончательно не выяснен. По всей вероятности, он относится к I тысячелетию н. э. Однако исторические судьбы карельского народа сложились в дальнейшем так, что он оказался разобщенным. В XVII в., после захвата Швецией основной (племенной) карельской территории в Приладожье и массового переселения карел оттуда в различные районы Русского государства, образовались и до сих пор существуют три группы карельской народности, имеющие общее происхождение. Одна — в Карельской АССР, другая — в Калининской области и третья, самая незначительная,— на территории восточной Финляндии. Кроме того, отдельные карельские поселения имеются в других местностях РСФСР, главным образом в Новгородской области. Общая численность карел в СССР по Всесоюзной переписи населения 1979 г. составляет 146 тыс. человек, в том числе 83,1 тыс. в Карельской АССР
на сайте Карелия СССР основным предметом публикаций являются карелы, населяющие Карельскую АССР.
Этногенез карел и формирование карельской национальности до XVII в. происходили в основном на территории современной Карелии. В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции карелы получили национальную государственность в рамках РСФСР, что имело принципиально важное значение для развития здесь карельской социалистической народности.
Богатое историко-культурное наследие и своеобразный быт карел, проживающих в пределах бывших Олонецкой и Архангельской губерний, издавна привлекали внимание русских исследователей и местных краеведов — любителей старины, которые в своих трудах в какой-то мере освещали отдельные исторические события, некоторые стороны жизни и быта карел. Однако в условиях царизма исследователи не могли и не ставили задачи создать обобщающие труды по истории и культуре карельского народа.
Широкое изучение истории и культурного наследия карельского народа стало возможным лишь после Великого Октября. Важное значение для организации комплексного планомерного изучения карел имело создание в начале 30-х гг. Карельского научноисследовательского института культуры. Он приступил к изучениюистории, этнографии, устного народного творчества, языка карельского народа. Определенные успехи достигнуты учеными Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР Они подготовили и издали за последние годы ряд монографий и обобщающих работ по истории, этнографии, фольклору, литературе и языку карел.
О карелах к настоящему времени накопилась обширная литература. При разработке истории карельского народа советские ученые уже в довоенные годы особое внимание обратили на выявление и изучение летописных сведений о карелах, актовых материалов, писцовых книг и других архивных источников. Одновременно стали появляться и специальные исследования по истории Карелии
Эта работа была продолжена после Великой Отечественной войны. Выдающийся советский финно-угровед Д. В. Бубрих, основываясь на лингвистическом материале, письменных источниках и данных археологии, выдвинул свою теорию происхождения карельского народа. Он впервые обозначил важнейшие особенности и этапы многовекового и многостороннего процесса формирования и развития карельской народности, показал, что карелы всегда были активной силой, борющейся за свою судьбу.
В послевоенный период советскими историками создан целый ряд научных трудов по различным проблемам Карелии и карел дооктябрьского и советского периодов, в которых так или иначе уделено внимание и историческим судьбам карельского народа (работы А. И. Андриайнена, А. И. Афанасьевой, Я. А. Балагурова, Г Н. Богдановой, М. Н. Власовой, А. П. Глаголевой, Е. С. Гардина, А. С. Жербина, В. И. Машезерского, К. А. Морозова, Р. Б. Мюллер, Т. В. Старостиной, Р. В. Филиппова, И. П. Шасколь-ского, М. И. Шумилова и др.).
На их основе и с привлечением новых архивных источников Институт языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР подготовил и издал обобщающие труды: — «Очерки истории Карелии» в двух томах (т. 1. Петрозаводск, 1957; т. II. Петрозаводск, 1964) и «Очерки истории карельской организации КПСС» (Петрозаводск, 1974).
За послевоенные годы в Карельской АССР существенно расширились археологические работы, начатые А. Я. Брюсовым,
B. И. Равдоникасом и А. М. Линевским. Большая часть новых археологических материалов обобщена в работах Н. Н. Гуриной,
C. И. Кочкуркиной, Г А. Панкрушева, Ю. А. Савватеева.
Значительно продвинулось, особенно на современном этапе, изучение материальной и духовной культуры карел (труды советских этнографов М. В. Витова, Е. И. Клементьева, А. П. Космен-ко, Р. Ф. Никольской-Тароевой, В. В. Пименова, Ю. Ю. Сурхаско и др.), богатейшего духовного наследия карел — устного народного творчества (исследования В. Я. Евсеева, У С. Конкка, Н. А. Лавонен, А. С. Степановой и других советских фольклористов)
Советские лингвисты успешно продолжали изучение диалектов карельского языка (работы Н. А. Анисимова, А. П. Баранцева,
A. А. Белякова, Г Н. Макарова, А. В. Пунжиной, В. Д. Рягоева, B. П. Федотовой и др.). Заметны успехи в планомерном изучении истории советской литературы* Карелии (Э. Г Карху, М. Ф. Пахомовой и др.). Издан обобщающий труд «Очерк истории советской литературы Карелии» (Петрозаводск, 1969).
Проблемы истории, этнографии, фольклора карел, а также карельский язык с давних пор привлекают к себе внимание и некоторых финляндских буржуазных ученых. Вслед за выдающимся собирателем народной поэзии и составителем карело-финского эпоса «Калевала» Э. Лённротом многие финляндские фольклористы, лингвисты и этнографы собрали большой фактический материал по этнической истории и традиционной культуре карел. Однако долгое время финляндская буржуазная наука стояла на реакционных, националистических позициях, что не могло не отразиться на исследованиях о карелах. Только после второй мировой войны в условиях укрепления дружеских советско-финляндских отношений прежняя тенденциозная и националистическая направленность исследований постепенно стала преодолеваться. Ряд прогрессивных финляндских ученых внес определенный позитивный вклад в изучение карельской проблематики.
Таким образом, к настоящему времени накопилась большая научная литература, освещающая разные стороны исторического и культурного развития Карельской АССР. Тем не менее пока нет обобщающих трудов, которые бы комплексно освещали историческое прошлое карел, основные стороны их материальной и духовной культуры, а также вопросы развития карельской социалистической народности и современных этнокультурных процессов в пределах Карельской АССР.
сайт Карелия СССР является попыткой обобщения информации о карелах. Он использует публикации на основе научных сведений о карелах, накопленных различными отраслями науки: археологией, историей, этнографией, фольклористикой, лингвистикой и другими. В его задачу входит освещение вопросов формирования и социально-экономического развития карельской народности, различных сторон ее материальной и духовной культуры, а также выяснение главных тенденций развития карельской социалистической народности, ее сближения с другими советскими народами, и прежде всего с русским, в период строительства социализма и коммунизма.
Не все поставленные проблемы могут быть освещены с одинаковой полнотой, так как, несмотря на определенные успехи в изучении истории и культуры карел, имеется еще немало сложных и недостаточно изученных вопросов, требующих дальнейших совместных усилий историков, лингвистов, археологов, этнографов, фольклористов и других специалистов. К ним необходимо, в частности, отнести выяснение ранних стадий этногенеза карел, вопрос о степени влияния на процесс формирования карельской народности социально-экономических, политических и культурных связей с другими народами и особенно с русским. Требует дальнейшего исследования и процесс развития карельской социалистической народности на современном этапе строительства коммунизма.
Сайт Карелия СССР рассчитан на тех, кто интересуется историей и культурой карел, проживающих в Карельской АССР.