Резные иконы
Просмотров: 2261
В остатках кладбища Выговской пустыни, которая существовала около 150 лет на Русском Севере, были обнаружены особые памятники - своеобразные резные деревянные кресты с двускатными крышами, под которыми обычно помещались резные иконы. Поскольку эти иконы чаще всего предназначались для намогильных памятников, они называются намогильными. Подобные иконы, создававшиеся выговскими резчиками, по тонкости работы и художественности исполнения превосходят аналогичные памятники из любых других мест.
Среди культурного наследия Выговской пустыни намогильные кресты и иконы вызывают особый интерес. Несмотря на то, что многие иконы имеют общую композицию, не бывает резных икон, которые имеют одни и те же формы и изображения деталей. То же можно сказать о намогильных крестах. В отличие от темперных икон, созданных на Выгу, которые либо погибли, либо до сих пор не выявлены, резных икон сохранилось несколько сотен.
До сих пор существует немало неясных моментов относительно художественной традиции Выга, в том числе относительно резных икон. В данной заботе предпринята попытка выявить характерные особенности этих памятников выговской культуры.
Культурное наследие и резные иконы на Выгу
Изучение истории и культуры Выга началось в начале XX в., после того как в 1854 г. закрыли Выговское общежительство. Среди исследователей Выговской пустыни В. Г. Дружинин первым обратил внимание на культурное наследие Выга и увидел в нем особое высокохудожественное направление искусства1. В своей работе он рассмотрел разные художественные промыслы, существовавшие на Выгу, в том числе резьбу по дереву: «...Поморцы применили и ее к своему обиходу. Они ставили на могиле столбики и на них резные изображения креста...»2. Исследователь описал резьбу по дереву как одну из областей выговского искусства и показал, как резные иконы использовались в жизни пустыни.
В последнее время появилось несколько работ, посвященных изображениям отдельных резных икон. И. Н. Уханова рассмотрела и классифицировала отдельные типы резных икон, хранящихся в Эрмитаже, которые были привезены с Русского Севера3. С. В. Томсинский обратил особое внимание на два типа резных икон (крест в овале и креп под арками) и отметил влияние на них темперных икон и миниатюр Выга.4 А сходство между резными иконами с изображением креста в многокупольном храме и керамидами Псково-Печерского монастыря XVI—XVII вв. установила Т. Г. Левина5.
Поскольку на Выгу резные иконы создавались чаще всего для намогильных памятников 6, их натуральные образы можно увидеть в исследованиях по истории архитектуры. В экспедиции Института истории искусств Академии наук СССР в 1952—1953 гг. И. В. Маковецкий обнаружил столбики с резными иконами на старообрядческом погосте близ села Шуерецкое Кемского района7. Столбики были широко распространены на Беломорском побережье до конца XIX в., но ко времени экспедиции И. В. Маковецкого почти все они уже исчезли. К сожалению, на сделанных тогда фотографиях плохо видны детали резных икон, поставленных в столбиках, но форма икон - квадратная либо крестная - и способ установки иконы совпадают со столбиками Выга. В последнее время П. П. Медведев описал деревянные намогильные сооружения на основе материалов, собранных в экспедициях Петрозаводского университета в Поморье в 1979—1992 гг.