маршрут №5 | Топозеро — река Поньгома
Просмотров: 2346
Протяженность—300 км. Число ходовых дней — 18. Сезонность — июль — август. Категория сложности — III .
Маршрут проходит по северной части Карельской АССР. Подъезд к началу маршрута — от станции Лоухи железнодорожной линии Ленинград — Мурманск на попутном автотранспорте или рейсовом автобусе 70 км до поселка Кестеньга на северном берегу Топозера.
Топозеро — четвертое по величине в Карелии (площадь 986 кв. км, наибольшая длина 75,3 км, ширина 30,3 км). На озере 144 острова, в основном у юго-западного берега. Озеро имеет извилистую береговую линию. Берега каменистые, покрыты хвойными и смешанными лесами. Встречаются скалистые участки, а также низкие, заболоченные (преимущественно на юго-востоке озера). В Топозере и по всему маршруту хорошо ловится рыба, особенно в устьях мелких речек, впадающих в озеро и в Поньгому. В лесах много брусники, черники и грибов, в болотах — морошки, гонобобеля и клюквы. До выхода в путешествие необходимо закупить недостающие продукты, так как до конца маршрута населенных пунктов нет.
От Кестеньги путь лежит на юго-восток, вдоль левого, по ходу, берега, от оконечности одного мыса к другому; уходить далеко от берега не рекомендуется.
До строительства Кумской ГЭС из юго-восточного конца озера вела 400-метровая протока в озеро Левицкое, исчезнувшая из-за понижения уровня Топозера. Теперь здесь приходится делать волок по сухому руслу. Дальше маршрут идет по длинному, узкому озеру Левицкое (длина 8 км, ширина 1,8 км). Короткая (400 м), мелкая, каменистая протока соединяет его с озером Поньгома. Ориентир — мост через протоку. На этом участке суда проводятся вброд
Следующее озеро — Поньгома (площадь 46,9 кв. км, длина 16,2 км, ширина 6 км). Небольшие острова, покрытые лесом берега, песчаные пляжи придают ему живописность. Озеро открытое, и при северо-западном ветре на нем поднимается волнение. Исток Поньгомы находится в юго-восточном углу озера.
Вначале Поньгома узкая, мелкая, с несложными перекатами и порожками. В отдельных местах требуется проводка судов. Ниже река протекает через Номозеро (4,3X0,6 км), с низкими берегами, окаймленными тростником. Из него 2-километровая мелкая каменистая протока приводит в безымянное озерко. После него ширина Поньгомы увеличивается до 10—15 м, порогов и перекатов становится меньше, течение медленнее, и река впадает в исключительно красивое Вокшозеро (длина 10,1 км, ширина 2,8 км). Здесь много островов, особенно в южной части. Очень красив скалистый мыс в устье Поньгомы. Исток реки из Вокшозера следует искать у северо-восточного конца озера, двигаясь вдоль северного берега.
Выйдя из озера 10-метровой мелкой протокой, Поньгома через 200 м впадает в озеро Волиналамбина, с полосой тростника вдоль берега. Затем река протекает еще через одно небольшое озеро, после которого пороги и перекаты следуют один за другим. Из наиболее сложных порог Стол — сплошная плита перегораживает реку, и только у правого берега есть узкий проход, где суда надо проводить. За ним через 1,5 км непроходимый порог Падун — метровая ступенька с крутым падением, а ниже стоячая волна и множество камней. Здесь надо сделать обнос 15 м, после чего около 100 м спускать байдарки на концах. Сразу же за поворотом еще два сложных порога, а после них ряд мелких порожков и перекатов. Затем следует 4-километровый плес; река вьется в низких берегах, ширина до 10 м.
Перед Большим Рогозером леса нет. Озеро мелкое, размером 5,5X1,6 км. На северном берегу длинный песчаный пляж. В южной части Большого Рогозера (за мысом) протока в Малое Рогозеро (3X1 км). Озеро очень мелкое, даже на середине торчат камни, и их много под поверхностью воды. После выхода
из озера короткий перекат, потом плес, и после него ряд небольших порогов и перекатов, опасных для байдарок из-за обилия камней и малой воды. На этом участке местами предстоит проводка судов.
Перед мостом дороги на станцию Кузема сложный порог с переходом струи с одного берега на другой. После него непроходимый Корнейпорог, перегородивший реку тремя ступенями. Сначала байдарки следует провести вдоль левого берега, а затем сделать волок 20 м. Могут быть и другие варианты. Ниже Корнейпорога еще два несложных порога, а затем короткий порог со сливом 0,8 м, стоячими волнами и большим количеством камней на выходе.
После впадения правого притока — реки Егут Поньгома становится шире, но количество мелей и перекатов увеличивается. Часть пути суда надо проводить вброд. Берега низкие, много черники и морошки. Перед железнодорожным мостом мелкая километровая шивера. Под мостом — перекат, а ниже на протяжении 2 км серия порогов и перекатов, в том числе падун со ступенькой более 1 м. На правом берегу поселок Поньгома — магазин и почта. В устье остров, который во время отлива становится полуостровом.
Выходить в море для следования на станцию Кузема можно только в тихую погоду. Пройдя часть пути под защитой острова, обогнуть мыс и идти вдоль левого по ходу берега. Ориентир — водонапорная башня станции Кузема. Наиболее удобное место для разборки байдарок — устье реки Березовой. Отсюда по тропе 1 км до станции.
Поход возможно закончить: 1) у шоссейного моста (после проверки, ходят ли лесовозы) и доехать до станции Кузема; 2) у железнодорожного моста, где находится разъезд и делает остановку почтово-багажный поезд;
3) у поселка Поньгома.
По климатическим условиям маршрут лучше проходить в июле — августе, но из-за мел-ководности Поньгомы следует предпочесть время более высокой воды, в июне. До выезда надо уточнить, очистились ли озера от льда.
Маршрут проходит по северной части Карельской АССР. Подъезд к началу маршрута — от станции Лоухи железнодорожной линии Ленинград — Мурманск на попутном автотранспорте или рейсовом автобусе 70 км до поселка Кестеньга на северном берегу Топозера.
Топозеро — четвертое по величине в Карелии (площадь 986 кв. км, наибольшая длина 75,3 км, ширина 30,3 км). На озере 144 острова, в основном у юго-западного берега. Озеро имеет извилистую береговую линию. Берега каменистые, покрыты хвойными и смешанными лесами. Встречаются скалистые участки, а также низкие, заболоченные (преимущественно на юго-востоке озера). В Топозере и по всему маршруту хорошо ловится рыба, особенно в устьях мелких речек, впадающих в озеро и в Поньгому. В лесах много брусники, черники и грибов, в болотах — морошки, гонобобеля и клюквы. До выхода в путешествие необходимо закупить недостающие продукты, так как до конца маршрута населенных пунктов нет.
От Кестеньги путь лежит на юго-восток, вдоль левого, по ходу, берега, от оконечности одного мыса к другому; уходить далеко от берега не рекомендуется.
До строительства Кумской ГЭС из юго-восточного конца озера вела 400-метровая протока в озеро Левицкое, исчезнувшая из-за понижения уровня Топозера. Теперь здесь приходится делать волок по сухому руслу. Дальше маршрут идет по длинному, узкому озеру Левицкое (длина 8 км, ширина 1,8 км). Короткая (400 м), мелкая, каменистая протока соединяет его с озером Поньгома. Ориентир — мост через протоку. На этом участке суда проводятся вброд
Следующее озеро — Поньгома (площадь 46,9 кв. км, длина 16,2 км, ширина 6 км). Небольшие острова, покрытые лесом берега, песчаные пляжи придают ему живописность. Озеро открытое, и при северо-западном ветре на нем поднимается волнение. Исток Поньгомы находится в юго-восточном углу озера.
Вначале Поньгома узкая, мелкая, с несложными перекатами и порожками. В отдельных местах требуется проводка судов. Ниже река протекает через Номозеро (4,3X0,6 км), с низкими берегами, окаймленными тростником. Из него 2-километровая мелкая каменистая протока приводит в безымянное озерко. После него ширина Поньгомы увеличивается до 10—15 м, порогов и перекатов становится меньше, течение медленнее, и река впадает в исключительно красивое Вокшозеро (длина 10,1 км, ширина 2,8 км). Здесь много островов, особенно в южной части. Очень красив скалистый мыс в устье Поньгомы. Исток реки из Вокшозера следует искать у северо-восточного конца озера, двигаясь вдоль северного берега.
Выйдя из озера 10-метровой мелкой протокой, Поньгома через 200 м впадает в озеро Волиналамбина, с полосой тростника вдоль берега. Затем река протекает еще через одно небольшое озеро, после которого пороги и перекаты следуют один за другим. Из наиболее сложных порог Стол — сплошная плита перегораживает реку, и только у правого берега есть узкий проход, где суда надо проводить. За ним через 1,5 км непроходимый порог Падун — метровая ступенька с крутым падением, а ниже стоячая волна и множество камней. Здесь надо сделать обнос 15 м, после чего около 100 м спускать байдарки на концах. Сразу же за поворотом еще два сложных порога, а после них ряд мелких порожков и перекатов. Затем следует 4-километровый плес; река вьется в низких берегах, ширина до 10 м.
Перед Большим Рогозером леса нет. Озеро мелкое, размером 5,5X1,6 км. На северном берегу длинный песчаный пляж. В южной части Большого Рогозера (за мысом) протока в Малое Рогозеро (3X1 км). Озеро очень мелкое, даже на середине торчат камни, и их много под поверхностью воды. После выхода
из озера короткий перекат, потом плес, и после него ряд небольших порогов и перекатов, опасных для байдарок из-за обилия камней и малой воды. На этом участке местами предстоит проводка судов.
Перед мостом дороги на станцию Кузема сложный порог с переходом струи с одного берега на другой. После него непроходимый Корнейпорог, перегородивший реку тремя ступенями. Сначала байдарки следует провести вдоль левого берега, а затем сделать волок 20 м. Могут быть и другие варианты. Ниже Корнейпорога еще два несложных порога, а затем короткий порог со сливом 0,8 м, стоячими волнами и большим количеством камней на выходе.
После впадения правого притока — реки Егут Поньгома становится шире, но количество мелей и перекатов увеличивается. Часть пути суда надо проводить вброд. Берега низкие, много черники и морошки. Перед железнодорожным мостом мелкая километровая шивера. Под мостом — перекат, а ниже на протяжении 2 км серия порогов и перекатов, в том числе падун со ступенькой более 1 м. На правом берегу поселок Поньгома — магазин и почта. В устье остров, который во время отлива становится полуостровом.
Выходить в море для следования на станцию Кузема можно только в тихую погоду. Пройдя часть пути под защитой острова, обогнуть мыс и идти вдоль левого по ходу берега. Ориентир — водонапорная башня станции Кузема. Наиболее удобное место для разборки байдарок — устье реки Березовой. Отсюда по тропе 1 км до станции.
Поход возможно закончить: 1) у шоссейного моста (после проверки, ходят ли лесовозы) и доехать до станции Кузема; 2) у железнодорожного моста, где находится разъезд и делает остановку почтово-багажный поезд;
3) у поселка Поньгома.
По климатическим условиям маршрут лучше проходить в июле — августе, но из-за мел-ководности Поньгомы следует предпочесть время более высокой воды, в июне. До выезда надо уточнить, очистились ли озера от льда.
Плечко Л. А. и Сабанеева И. П.
Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., «Физкультура и спорт», 1973.
Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., «Физкультура и спорт», 1973.