Водные пути Онежского озера | Мариинская система
Просмотров: 3792
Онежское озеро является важным воднотранспортным узлом, связывающим крупные речные бассейны.
Водный транспорт — главная отрасль хозяйственного использования озера.
По водным путям, соединяющим Онего с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями, с Волжским бассейном, с Уралом, из столицы нашей Родины можно совершить плавание в Санкт-Петербург, Петрозаводск, Астрахань, на Черное, Азовское, Каспийское и Белое моря.
Какие же это пути, как они возникли?
Это старая Мариинская система, заменивший ее Волго-Балт, Беломорско-Балтийский канал.
МАРИИНСКАЯ СИСТЕМА
Через Онежское озеро со времен Новгородского феодального княжества проходили древние торговые пути к Белому морю, Мурману, в Холмогоры. На берегах озера новгородские купцы строили помещения для хранения товаров.
Из Новгорода товары везли водным путем по реке Волхов, Ладожскому озеру, Свири и Онежскому озеру до Повенца. Повенецкий рядок в XVI в. стал уже важным транзитным пунктом. В Повенце товары перегружали на сани и везли к Сумскому острогу и далее в Холмогоры. По этому пути шла большая часть внешней торговли с английскими и голландскими купцами с XVI в. К востоку от Онежского озера водный путь шел по реке Водле, ее притокам и озерам к Конскому волоку — водораздельному участку между бассейнами рек Водлы и Онеги, затем по Онеге на север к Белому морю и на восток через водоразделы в бассейн Северной Двины.
«Через тот Волочек,— сказано в писцовых книгах XVI в. о Кенском волоке,— торговые люди из Новгородских земель ходили с товарами в Заволоцкую землю, а из Заволоцкой земли в Новгородскую землю водяным путем в судах.» В таможенной грамоте, выданной Соловецкому монастырю в 1591 г., указывалось, что сюда приезжали «всякие торговые люди, поморцы и каргопольцы, и двиняне, и ноугородцы, и за-онежцы». Очевидно, тогда уже походы к Белому морю из новгородских земель были обычным явлением.
Разными путями добирались новгородцы до Волги. Один вел через Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, Вытегру. На Вытегре суда останавливались и товары перегружали «на колеса». Отсюда их везли До реки Ковжи, по ней спускались к белому озеру, затем по Шексне выходили на Волгу.
С развитием страны все сильнее назревала необходимость в создании единого водного пути, который бы соединил северную столицу с Центральной Россией. По свидетельству некоторых историков, Петр I сам выезжал на водораздел рек Вытегры и Ковжи, чтобы установить, можно ли их соединить. «Удумали мы главнейшие реки империи нашей в одно водяное тело сплотить»,— писал он в 1709 г. Строительство канала между Вытегрой и Ковжей осуществилось после смерти Петра. Судоходство по Мариинской системе открылось 21 июля 1810 г. Канал был назван именем императрицы Марии, жены Павла I, которая ежегодно выделяла на его сооружение из средств подведомственного ей Петербургского воспитательного дома 400 тысяч рублей.
Из Петербурга на Волгу суда шли по Неве, Прила-дожскому обводному каналу, Свири, Онежскому озеру, Вытегре, новому соединительному каналу, Ковже, Белому озеру и Шексне. Такое путешествие длилось почти все лето (110 суток). Вверх по рекам, каналам и через шлюзы суда тащили бурлаки или лошади. Вдоль водной трассы во многих местах была проложена бурлацкая или конная тропа — бичевник.
Из-за частых штормов грузы перевозили по Белому озеру в специальных двухмачтовых лодках — белозе-ках. Катастрофы здесь были нередки. Так, 27 августа 1832 г. на озере потерпело крушение более 60 барж.
Штормы на Онежском озере представляли еще большую опасность для речных судов, следовавших по Мариинской водной системе. Поэтому в прошлом веке вдоль южных и юго-восточных берегов Онего прорыли обводной канал, соединивший реки Свирь и Вытегру.
Строился канал в две очереди. Восточный участок, от реки Вытегры до урочища Черный песок, протяжением 19 км был прорыт в 1818—1820 гг. В 1845—1852 гг. обводной канал прорыли до истока реки Свири. Протяженность второго участка была 48 км, причем 33 км составляли искусственные каналы и 15 км — участки рек и озер (реки Водлица, Ошта, озеро Кобылье). Выход канала в озеро у истока Свири огражден от волн и наносов молами. Ширина канала обеспечивала одновременный проход двух барж. Уровень воды в Онежском озере и в канале одинаков. На случай колебаний уровня в Онежском озере в отдельные годы и сезоны был предусмотрен проход судов даже при снижении уровня воды на 0,3 м.
Мариинский канал неоднократно перестраивался. Весь путь протяженностью 1123 км, после того как конную тягу заменили паровой (во второй половине XIX в.), можно было преодолеть уже за 45—30 суток.
Мариинская система считалась крупнейшим гидротехническим сооружением. И хотя строилась она с помощью тачки и лопаты, в 1913 г. на Всемирной выставке в Париже ее отметили Большой золотой медалью и признали крупным достижением инженерной мысли.
По новому водному пути везли муку, зерно и фураж с Волги, железо и чугун с Урала, нефть и керосин из Баку. А с севера в центральные и южные районы России шли строительный лес и дрова.
В 1964 г. старую Мариинскую систему заменил самый большой в мире водный путь — Волго-Балт.
Водный транспорт — главная отрасль хозяйственного использования озера.
По водным путям, соединяющим Онего с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями, с Волжским бассейном, с Уралом, из столицы нашей Родины можно совершить плавание в Санкт-Петербург, Петрозаводск, Астрахань, на Черное, Азовское, Каспийское и Белое моря.
Какие же это пути, как они возникли?
Это старая Мариинская система, заменивший ее Волго-Балт, Беломорско-Балтийский канал.
МАРИИНСКАЯ СИСТЕМА
Через Онежское озеро со времен Новгородского феодального княжества проходили древние торговые пути к Белому морю, Мурману, в Холмогоры. На берегах озера новгородские купцы строили помещения для хранения товаров.
Из Новгорода товары везли водным путем по реке Волхов, Ладожскому озеру, Свири и Онежскому озеру до Повенца. Повенецкий рядок в XVI в. стал уже важным транзитным пунктом. В Повенце товары перегружали на сани и везли к Сумскому острогу и далее в Холмогоры. По этому пути шла большая часть внешней торговли с английскими и голландскими купцами с XVI в. К востоку от Онежского озера водный путь шел по реке Водле, ее притокам и озерам к Конскому волоку — водораздельному участку между бассейнами рек Водлы и Онеги, затем по Онеге на север к Белому морю и на восток через водоразделы в бассейн Северной Двины.
«Через тот Волочек,— сказано в писцовых книгах XVI в. о Кенском волоке,— торговые люди из Новгородских земель ходили с товарами в Заволоцкую землю, а из Заволоцкой земли в Новгородскую землю водяным путем в судах.» В таможенной грамоте, выданной Соловецкому монастырю в 1591 г., указывалось, что сюда приезжали «всякие торговые люди, поморцы и каргопольцы, и двиняне, и ноугородцы, и за-онежцы». Очевидно, тогда уже походы к Белому морю из новгородских земель были обычным явлением.
Разными путями добирались новгородцы до Волги. Один вел через Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, Вытегру. На Вытегре суда останавливались и товары перегружали «на колеса». Отсюда их везли До реки Ковжи, по ней спускались к белому озеру, затем по Шексне выходили на Волгу.
С развитием страны все сильнее назревала необходимость в создании единого водного пути, который бы соединил северную столицу с Центральной Россией. По свидетельству некоторых историков, Петр I сам выезжал на водораздел рек Вытегры и Ковжи, чтобы установить, можно ли их соединить. «Удумали мы главнейшие реки империи нашей в одно водяное тело сплотить»,— писал он в 1709 г. Строительство канала между Вытегрой и Ковжей осуществилось после смерти Петра. Судоходство по Мариинской системе открылось 21 июля 1810 г. Канал был назван именем императрицы Марии, жены Павла I, которая ежегодно выделяла на его сооружение из средств подведомственного ей Петербургского воспитательного дома 400 тысяч рублей.
Из Петербурга на Волгу суда шли по Неве, Прила-дожскому обводному каналу, Свири, Онежскому озеру, Вытегре, новому соединительному каналу, Ковже, Белому озеру и Шексне. Такое путешествие длилось почти все лето (110 суток). Вверх по рекам, каналам и через шлюзы суда тащили бурлаки или лошади. Вдоль водной трассы во многих местах была проложена бурлацкая или конная тропа — бичевник.
Из-за частых штормов грузы перевозили по Белому озеру в специальных двухмачтовых лодках — белозе-ках. Катастрофы здесь были нередки. Так, 27 августа 1832 г. на озере потерпело крушение более 60 барж.
Штормы на Онежском озере представляли еще большую опасность для речных судов, следовавших по Мариинской водной системе. Поэтому в прошлом веке вдоль южных и юго-восточных берегов Онего прорыли обводной канал, соединивший реки Свирь и Вытегру.
Строился канал в две очереди. Восточный участок, от реки Вытегры до урочища Черный песок, протяжением 19 км был прорыт в 1818—1820 гг. В 1845—1852 гг. обводной канал прорыли до истока реки Свири. Протяженность второго участка была 48 км, причем 33 км составляли искусственные каналы и 15 км — участки рек и озер (реки Водлица, Ошта, озеро Кобылье). Выход канала в озеро у истока Свири огражден от волн и наносов молами. Ширина канала обеспечивала одновременный проход двух барж. Уровень воды в Онежском озере и в канале одинаков. На случай колебаний уровня в Онежском озере в отдельные годы и сезоны был предусмотрен проход судов даже при снижении уровня воды на 0,3 м.
Мариинский канал неоднократно перестраивался. Весь путь протяженностью 1123 км, после того как конную тягу заменили паровой (во второй половине XIX в.), можно было преодолеть уже за 45—30 суток.
Мариинская система считалась крупнейшим гидротехническим сооружением. И хотя строилась она с помощью тачки и лопаты, в 1913 г. на Всемирной выставке в Париже ее отметили Большой золотой медалью и признали крупным достижением инженерной мысли.
По новому водному пути везли муку, зерно и фураж с Волги, железо и чугун с Урала, нефть и керосин из Баку. А с севера в центральные и южные районы России шли строительный лес и дрова.
В 1964 г. старую Мариинскую систему заменил самый большой в мире водный путь — Волго-Балт.
Онего. Б.Богословский, Ю.Георгиевский
Ленинград, 1969
Ленинград, 1969