Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги Часть I.
Просмотров: 2656
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. 1918 год. Часть I.
Труд И. В. Оленева о Карельском крае, изданный в 1917 г. представляет попытку автора дать читателю, в виде лично переживаемых впечатлений, ряд очерков о Карелии. Последняя, как справедливо утверждает автор, вообще, мало знакома русскому обществу. Долгое время Карелия оставалась, несмотря на многие своеобразные условия местной природы и населения, забытым краем. С Карелией знакомились те, кому приходилось иметь дело с нею, напр., во время службы в ней. Сам автор служил в Карелии учителем и потом еще раз навестил ее в качестве туриста. Нам приходилось знакомиться с краем в течение довольно продолжительного времени. Но русские, не принадлежавшие к числу служивших в Карелии или имевших с нею торговые или иные связи, в качестве туристов, насколько нам известно, за 19 слишком лет, края не посещали. Высшая администрация в лице губернаторов Архангельской губ. на нашей памяти заинтересовалась краем только в самые последние годы. Первым посетил Карелию Энгельгардт, после него Бибиков, причем оба поднимались от г. Кеми до с. Ухты, так что всего края и они не видали. В 40-50 г.г. Карелию чаще посещали архангельские епископы. В 1894 г. в ней был епископ Никифор, проехавший летом до Войнины (почти до границы Финляндии). В последние годы неоднократно посещал край епископ Киприан, викарий Финляндской епархии, составивший не мало записок о крае, причем ему приходилось иметь дело не только с Беломорской Карелией, но также с Олонецкой и Финляндской. Вот и все те лица из русских, которые в последние годы, интересовались краем. Все туристы и различные русские экскурсии которые предпринимали на Север специальные поездки, обычно приезжали на пароходе в Соловецкий монастырь, затем в г. Кемь, здесь запасались фотографическими снимками и заканчивали маршрут, обычно в 16 верст. от г. Кеми, в с. Подужемье, где осматривали водопад Ужма. Подужемье – это преддверие Беломорской Карелии. Мы припоминаем такой случай. Когда был поднят «карельский вопрос» и администрация уже была заинтересована краем, то послали партию из г. Архангельска в составе нескольких инженеров и техников наметить дорогу от г. Кеми до с. Ухты (центральное село в крае). Нам пришлось встретиться с партией при её возвращении, и вот, разговорившись, мы услышали, что у приезжих пропал всякий интерес к краю: «поскорее домой, пока не съели совсем комары» (дело было летом), – говорили нам. Но главная причина отсутствия русских туристов по Карелии в полном бездорожье края. Действительно, надо было иметь особые побуждения или глубокий интерес к особенностям окраины, чтобы без привычки бродить по Карельским трясинам, да еще «кормить собой комаров». Тем с большим интересом берешься за труд г. Оленева, закрепившего печатно свои непосредственные впечатления о жизни Карелии.
Труд автора обнимает одиннадцать глав. В I-й главе автор делится наблюдениями над жизнью финской Карелии, начиная от г. Выборга до станции Нурмес, во время поездки по железной дороге. Автор отмечает картины благоустройства местной жизни (эксплуатация Иматры, порядки на железных дорогах, Сайминские каналы, трудолюбие и трезвость финнов и т. п.). Затем передает впечатления от поездки по почтовым станциям от Нурмес до выселка Сумча, при чем останавливает внимание на образцовом состоянии дороги и станций (стр. 18-19), зажиточности населения и в заключении дает картину разумного времяпрепровождения у финнов в праздничный день. Внимание автора привлекла деревенская воскресная школа грамоты, которую он и описывает довольно обстоятельно (стр. 19). По поводу этой школы у нас по ассоциации сходства само собой возникают воспоминания. Когда, бывало, заинтересовались, наконец, судьбой Карел и на них удалось обратить внимание светской администрации, то мы, участники Ухтинскаго и Кемского съездов, собиравшихся по «карельскому вопросу», рекомендовали открытие в Карелии школ того же типа, как описываемый Олениным. Наша цель была в том, чтобы, не задаваясь на первых порах многим, сделать карел грамотными, но наш проект не встретил сочувствия и даже вызвал, по русскому обычаю, обычное ироническое отношение, а, между тем, практичные финны, оказывается, таким путем успешно борются с народной темнотой у себя. Беломорская Карелия и до сих пор не имеет рекомендованных ей школ (хотя в последние годы в крае много было открыто постоянных школ, так что каждое селение в 15-20 дворов уже имеет ее), и до общей грамотности населения, как у финнов, ей еще очень далеко. Передвижная школа, странствующий учитель, забирающий с собою запас необходимых учебников и складную (на клеенке) классную доску и еще, быть может, шведские счеты и переходящий с места на место, – это такое незаменимое для Карелии учреждение, при крайней разбросанности её селений, часто состоящих из 5-10 дворов, что мы не можем удержаться, чтобы вновь не высказаться за учреждение в Карелии передвижных школ грамоты. Они и будут первоначальной ступенью, подготовляющей к правильно организованной школе обычного типа. Для опыта надо открыть несколько школ (примерно, по одной для следующих приходов: Шуезерского, Тунгудского, Маслозерского, Юшкозерского, Вокнаволоцкого, Тихтозерского, Пильдозерского, Кестенгского и Олангского, – границы приходов почти приближаются к волостным). К 1-й главе приложено 8 рисунков (Подужемский водопад, озеро в лесу, карельские дети, Иматра, шлюзы, бронзовая группа, какова между озерами и др.).
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1918. № 1 – 2.
Труд И. В. Оленева о Карельском крае, изданный в 1917 г. представляет попытку автора дать читателю, в виде лично переживаемых впечатлений, ряд очерков о Карелии. Последняя, как справедливо утверждает автор, вообще, мало знакома русскому обществу. Долгое время Карелия оставалась, несмотря на многие своеобразные условия местной природы и населения, забытым краем. С Карелией знакомились те, кому приходилось иметь дело с нею, напр., во время службы в ней. Сам автор служил в Карелии учителем и потом еще раз навестил ее в качестве туриста. Нам приходилось знакомиться с краем в течение довольно продолжительного времени. Но русские, не принадлежавшие к числу служивших в Карелии или имевших с нею торговые или иные связи, в качестве туристов, насколько нам известно, за 19 слишком лет, края не посещали. Высшая администрация в лице губернаторов Архангельской губ. на нашей памяти заинтересовалась краем только в самые последние годы. Первым посетил Карелию Энгельгардт, после него Бибиков, причем оба поднимались от г. Кеми до с. Ухты, так что всего края и они не видали. В 40-50 г.г. Карелию чаще посещали архангельские епископы. В 1894 г. в ней был епископ Никифор, проехавший летом до Войнины (почти до границы Финляндии). В последние годы неоднократно посещал край епископ Киприан, викарий Финляндской епархии, составивший не мало записок о крае, причем ему приходилось иметь дело не только с Беломорской Карелией, но также с Олонецкой и Финляндской. Вот и все те лица из русских, которые в последние годы, интересовались краем. Все туристы и различные русские экскурсии которые предпринимали на Север специальные поездки, обычно приезжали на пароходе в Соловецкий монастырь, затем в г. Кемь, здесь запасались фотографическими снимками и заканчивали маршрут, обычно в 16 верст. от г. Кеми, в с. Подужемье, где осматривали водопад Ужма. Подужемье – это преддверие Беломорской Карелии. Мы припоминаем такой случай. Когда был поднят «карельский вопрос» и администрация уже была заинтересована краем, то послали партию из г. Архангельска в составе нескольких инженеров и техников наметить дорогу от г. Кеми до с. Ухты (центральное село в крае). Нам пришлось встретиться с партией при её возвращении, и вот, разговорившись, мы услышали, что у приезжих пропал всякий интерес к краю: «поскорее домой, пока не съели совсем комары» (дело было летом), – говорили нам. Но главная причина отсутствия русских туристов по Карелии в полном бездорожье края. Действительно, надо было иметь особые побуждения или глубокий интерес к особенностям окраины, чтобы без привычки бродить по Карельским трясинам, да еще «кормить собой комаров». Тем с большим интересом берешься за труд г. Оленева, закрепившего печатно свои непосредственные впечатления о жизни Карелии.
Труд автора обнимает одиннадцать глав. В I-й главе автор делится наблюдениями над жизнью финской Карелии, начиная от г. Выборга до станции Нурмес, во время поездки по железной дороге. Автор отмечает картины благоустройства местной жизни (эксплуатация Иматры, порядки на железных дорогах, Сайминские каналы, трудолюбие и трезвость финнов и т. п.). Затем передает впечатления от поездки по почтовым станциям от Нурмес до выселка Сумча, при чем останавливает внимание на образцовом состоянии дороги и станций (стр. 18-19), зажиточности населения и в заключении дает картину разумного времяпрепровождения у финнов в праздничный день. Внимание автора привлекла деревенская воскресная школа грамоты, которую он и описывает довольно обстоятельно (стр. 19). По поводу этой школы у нас по ассоциации сходства само собой возникают воспоминания. Когда, бывало, заинтересовались, наконец, судьбой Карел и на них удалось обратить внимание светской администрации, то мы, участники Ухтинскаго и Кемского съездов, собиравшихся по «карельскому вопросу», рекомендовали открытие в Карелии школ того же типа, как описываемый Олениным. Наша цель была в том, чтобы, не задаваясь на первых порах многим, сделать карел грамотными, но наш проект не встретил сочувствия и даже вызвал, по русскому обычаю, обычное ироническое отношение, а, между тем, практичные финны, оказывается, таким путем успешно борются с народной темнотой у себя. Беломорская Карелия и до сих пор не имеет рекомендованных ей школ (хотя в последние годы в крае много было открыто постоянных школ, так что каждое селение в 15-20 дворов уже имеет ее), и до общей грамотности населения, как у финнов, ей еще очень далеко. Передвижная школа, странствующий учитель, забирающий с собою запас необходимых учебников и складную (на клеенке) классную доску и еще, быть может, шведские счеты и переходящий с места на место, – это такое незаменимое для Карелии учреждение, при крайней разбросанности её селений, часто состоящих из 5-10 дворов, что мы не можем удержаться, чтобы вновь не высказаться за учреждение в Карелии передвижных школ грамоты. Они и будут первоначальной ступенью, подготовляющей к правильно организованной школе обычного типа. Для опыта надо открыть несколько школ (примерно, по одной для следующих приходов: Шуезерского, Тунгудского, Маслозерского, Юшкозерского, Вокнаволоцкого, Тихтозерского, Пильдозерского, Кестенгского и Олангского, – границы приходов почти приближаются к волостным). К 1-й главе приложено 8 рисунков (Подужемский водопад, озеро в лесу, карельские дети, Иматра, шлюзы, бронзовая группа, какова между озерами и др.).
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1918. № 1 – 2.