Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги Часть I.

Просмотров: 2676
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. 1918 год. Часть I.

Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги Часть I.


Труд И. В. Оленева о Карельском крае, изданный в 1917 г. представляет попытку автора дать читателю, в виде лично переживаемых впечатлений, ряд очерков о Карелии. Последняя, как справедливо утверждает автор, вообще, мало знакома русскому обществу. Долгое время Карелия оставалась, несмотря на многие своеобразные условия местной природы и населения, забытым краем. С Карелией знакомились те, кому приходилось иметь дело с нею, напр., во время службы в ней. Сам автор служил в Карелии учителем и потом еще раз навестил ее в качестве туриста. Нам приходилось знакомиться с краем в течение довольно продолжительного времени. Но русские, не принадлежавшие к числу служивших в Карелии или имевших с нею торговые или иные связи, в качестве туристов, насколько нам известно, за 19 слишком лет, края не посещали. Высшая администрация в лице губернаторов Архангельской губ. на нашей памяти заинтересовалась краем только в самые последние годы. Первым посетил Карелию Энгельгардт, после него Бибиков, причем оба поднимались от г. Кеми до с. Ухты, так что всего края и они не видали. В 40-50 г.г. Карелию чаще посещали архангельские епископы. В 1894 г. в ней был епископ Никифор, проехавший летом до Войнины (почти до границы Финляндии). В последние годы неоднократно посещал край епископ Киприан, викарий Финляндской епархии, составивший не мало записок о крае, причем ему приходилось иметь дело не только с Беломорской Карелией, но также с Олонецкой и Финляндской. Вот и все те лица из русских, которые в последние годы, интересовались краем. Все туристы и различные русские экскурсии которые предпринимали на Север специальные поездки, обычно приезжали на пароходе в Соловецкий монастырь, затем в г. Кемь, здесь запасались фотографическими снимками и заканчивали маршрут, обычно в 16 верст. от г. Кеми, в с. Подужемье, где осматривали водопад Ужма. Подужемье – это преддверие Беломорской Карелии. Мы припоминаем такой случай. Когда был поднят «карельский вопрос» и администрация уже была заинтересована краем, то послали партию из г. Архангельска в составе нескольких инженеров и техников наметить дорогу от г. Кеми до с. Ухты (центральное село в крае). Нам пришлось встретиться с партией при её возвращении, и вот, разговорившись, мы услышали, что у приезжих пропал всякий интерес к краю: «поскорее домой, пока не съели совсем комары» (дело было летом), – говорили нам. Но главная причина отсутствия русских туристов по Карелии в полном бездорожье края. Действительно, надо было иметь особые побуждения или глубокий интерес к особенностям окраины, чтобы без привычки бродить по Карельским трясинам, да еще «кормить собой комаров». Тем с большим интересом берешься за труд г. Оленева, закрепившего печатно свои непосредственные впечатления о жизни Карелии.

Труд автора обнимает одиннадцать глав. В I-й главе автор делится наблюдениями над жизнью финской Карелии, начиная от г. Выборга до станции Нурмес, во время поездки по железной дороге. Автор отмечает картины благоустройства местной жизни (эксплуатация Иматры, порядки на железных дорогах, Сайминские каналы, трудолюбие и трезвость финнов и т. п.). Затем передает впечатления от поездки по почтовым станциям от Нурмес до выселка Сумча, при чем останавливает внимание на образцовом состоянии дороги и станций (стр. 18-19), зажиточности населения и в заключении дает картину разумного времяпрепровождения у финнов в праздничный день. Внимание автора привлекла деревенская воскресная школа грамоты, которую он и описывает довольно обстоятельно (стр. 19). По поводу этой школы у нас по ассоциации сходства само собой возникают воспоминания. Когда, бывало, заинтересовались, наконец, судьбой Карел и на них удалось обратить внимание светской администрации, то мы, участники Ухтинскаго и Кемского съездов, собиравшихся по «карельскому вопросу», рекомендовали открытие в Карелии школ того же типа, как описываемый Олениным. Наша цель была в том, чтобы, не задаваясь на первых порах многим, сделать карел грамотными, но наш проект не встретил сочувствия и даже вызвал, по русскому обычаю, обычное ироническое отношение, а, между тем, практичные финны, оказывается, таким путем успешно борются с народной темнотой у себя. Беломорская Карелия и до сих пор не имеет рекомендованных ей школ (хотя в последние годы в крае много было открыто постоянных школ, так что каждое селение в 15-20 дворов уже имеет ее), и до общей грамотности населения, как у финнов, ей еще очень далеко. Передвижная школа, странствующий учитель, забирающий с собою запас необходимых учебников и складную (на клеенке) классную доску и еще, быть может, шведские счеты и переходящий с места на место, – это такое незаменимое для Карелии учреждение, при крайней разбросанности её селений, часто состоящих из 5-10 дворов, что мы не можем удержаться, чтобы вновь не высказаться за учреждение в Карелии передвижных школ грамоты. Они и будут первоначальной ступенью, подготовляющей к правильно организованной школе обычного типа. Для опыта надо открыть несколько школ (примерно, по одной для следующих приходов: Шуезерского, Тунгудского, Маслозерского, Юшкозерского, Вокнаволоцкого, Тихтозерского, Пильдозерского, Кестенгского и Олангского, – границы приходов почти приближаются к волостным). К 1-й главе приложено 8 рисунков (Подужемский водопад, озеро в лесу, карельские дети, Иматра, шлюзы, бронзовая группа, какова между озерами и др.).

Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1918. № 1 – 2.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архангельская губерния, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сортавала, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуерецкое, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, ручьевая форель, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное