Карелы Святого Патрика.

Просмотров: 4673
Карелы Святого Патрика.

В романе-хронике Валентина Пикуля «Из Тупика» (1968), посвященного гражданской войне на Севере России, есть и фрагмент посвященный карельскому легиону:
«Спиридонов еще раз встретился в Кандалакше с батальоном финских стрелков. Качалось над головами людей красное знамя. Когда чекист подошел ближе, то заметил, что флаг имел какой-то оранжевый оттенок. Скромный цветок трилистника (почти незаметный издали) украшал батальонное знамя. А на фуражках бойцов — тоже трилистники, оттиснутые из желтой меди на заводах Англии. Впрочем, форма батальона была английской, как и договорились. Стоит ли обижаться на консула Тикстона за цветок трилистника?
Но еще долго мучился Спиридонов: «Кто же остался в дураках, создавая этот батальон? Я или… англичане? Что будет далее с этим большевистски настроенным батальоном, над которым развевается знамя, и цвет его из красного начал отливать чем-то загадочно оранжевым?..»
— Товарищи! — спрашивал Спиридонов в Петрозаводске у людей неграмотней. — Кто знает, что может означать цветок трилистника?
Никто не знал, какова символика этого цветка» (Пикуль В.С. Из Тупика, книга Первая «Проникновение», очерк третий «Предательство»).

'A' Company of the Karelian Battalion/Regiment in British uniforms.'A' Company of the Karelian Battalion/Regiment in British uniforms.


В июле 1918 года, после создания славяно-британского легиона, англичанами был создан карельский легион. Согласно рапорту некоего британского офицера, прибывшего с юга, подразделение союзников, посланное для обороны Кеми, встретило там теплый прием со стороны русского населения города. Делегация от карельского населения Вуоккиниэми (Вокнаволока), представляющая более 300 мужчин, передала союзным офицерам просьбу о получении оружия и недельных тренировок под их руководством, после чего они были бы готовы немедленно выступить против белофиннов. Кандидаты в новобранцы уже отслужили в русской армии. На некоем народном собрании 16.06.1918, жители деревни Суйкку также постановили предложить союзникам взять на службу все мужское население деревни, и вооружить его тем оружием, которое, по возможности, они выберут. Во второй половине августа, когда состав полка насчитывал 1200 человек, из которых 600 были полностью готовы к службе.
Просьба была удовлетворена и во главе созданного карельского легиона встал подполковник (впоследствии полковник) Филипп Вудс, который первую встречу с карелами вспоминал слегка по-иному: «Едва этот вопрос был разрешён, как с генералом завела разговор группа из примерно тридцати мужчин дикой внешности, в косматых медвежьих шапках и дублёнках, ощетинившихся ножами, топорами и неизбежными усами. Генералу с большим трудом удалось сохранить серьёзное выражение лица при виде этой странной компании... Он вызвал меня в свой вагон и сказал: «Вудс, те парни, что со зловещим видом стоят на улице, - карелы. Они просят оружие, немного еды и офицера, который смог бы руководить ими. Их цель - очистить свою страну от финнов, которыми руководят немецкие офицеры.Они не будут приносить никакую клятву верности союзникам, поэтому мы можем полагаться исключительно на их слово. Вы бы взяли над ними командование?» Я ответил, что взял бы. «Что ж, - сказал генерал, - мне кажется, с вами от них будет толк. Но перед тем, как вы примете окончательное решение, должен предупредить вас: русские офицеры и горожане уверены, что карелы перережут глотку любому иностранному офицеру, как только окажутся в своих землях; всё, что им нужно, - это провиант и оружие. Так что скажете?» Я сказал, что они не кажутся мне более страшными, чем их соседи... в ответ на это генерал дал мне своё благословение... Он спросил меня, что я собираюсь делать в первую очередь. «Заставить их побриться, чтобы хотя бы разглядеть», - ответил я». Как видим он обладал неплохим чувством юмора.
Филипп Вудс родился в 1880 году в Белфасте. Он учился в Белфастской школе искусств и Королевском белфастском академическом институте. Волею судеб попал в Южную Африку, где шла англо-бурская война и поступил на службу в южноафриканскую конную полицию, руководимую Робертом Баден-Пауэллом, будущим основателем скаутского движения.После Африки Вудс участвовал в первой мировой войне в Европе и, наконец, та же судьба, что когда-то забросила его в Южную Африку, сделала кардинальный поворот и поместила нашего героя в Северной Карелии.
К счастью для нас Филипп Вудс оставил воспоминания о своем пребывании в наших местах и командовании Карельским легионом, которые были опубликованы во второй части книги исследователя из Ноттингема Ника Барона. Откуда мы можем почерпнуть важную для нас информацию из жизни полка, который между тем рос и даже приобретал все атрибуты полноценного боевого соединения. Командование даже ставило вопрос о создании полкового оркестра, на что полковник Вудс в свойственной ему манере отвечал: «... из того, что мы узнали по этому вопросу, сообщаем следующую информацию: 12 балалаечников без инструментов - 4 гармониста без гармошек - 1 горнист без горна - 2 органиста без органа - есть ансамбль из 9 человек, играющий на бумаге и расчёсках, но этого недостаточно. У одного русского офицера есть кларнет, но я запретил ему играть в пределах 1 мили от человеческих поселений согласно Закону о защите королевства. МакКиллиган умеет играть на волынке, но волынки у него нет».
По словам Вудса перед парадом возникло чувство неудовлетворенности, что полк не имел ничего, что служило бы ему эмблемой или кокардой. В доме где разместились офицеры, помимо прочего, был бильярдный стол в непотребном состоянии, сукно было испорчено в нескольких местах. «Возможно, именно цвет материи подсказал нам, как применить её с пользой. Перочинным ножом из куска дерева была вырезана печать в форме трилистника. С помощью штемпельной подушечки мы проставили её на остатках зелёного сукна, чтобы позднее их можно было разрезать для изготовления кокард... Они крепились к головным уборам солдат с помощью латунных скрепок, что добавило последний штрих к их униформе. Солдаты чрезвычайно гордились своими головными уборами... Из-за эмблем главнокомандующий прозвал Карельский полк «Королевскими Ирландскими Карелами». К этому времени он уже стоял на довольствии британской армии и получал военные пайки. К концу июля 1918 года мы были готовы начать боевые действия».
При использовании вне униформы к трилистнику могли добавляться две ленты сверху и снизу с надписью «Карельский полк».
Подтверждается эта информация и в мемуарах Владимира Владимировича Марушевского, который по приглашению английской и французской военных миссий был назначен командующим войсками Северной области. Одновременно был членом Временного правительства Северной области, генерал-губернатором, заведующим отделами внутренних дел, путей сообщения, почт и телеграфов:
«Чтобы нарисовать более определенно линию, взятую английским командованием на Мурмане, я должен прежде всего начать с описания, пожалуй, самого крупного изобретения чисто английской складки. Я хочу говорить о «самоопределении», по почину англичан, части русского населения области в «самостоятельную Карелию», с собственными карельскими войсками....
Вновь изобретенные карельские части были сформированы, обучены и вооружены англичанами весьма хорошо. Форма у них была совершенно как и в британской армии, но в виде отличия они носили на фуражке медный «трилистник». Карельский флаг также состоял из трилистника на оранжевом поле».
Разногласия в том, какой был материал кокард, объясняется тем, что с прибытием все нового числа добровольцев в Карельский легион, сукно постепенно закончилось и один из английских офицеров МакКиллиган (тот, что умел играть на волынке) догадался начать делать кокарды из патронных гильз, которых, как мы понимаем, в ходе войны было хоть отбавляй, при этом старых бойцов можно было узнать по зеленому трилистнику. При этом данные кокарды носили не только карелы, но и британские офицеры легиона. Подтверждение этому мы находим в письме главы мурманской краевой администрации В.В. Ермолова генерал губернатору Е.К. Миллеру в Архангельск: «Появился новый карельский флаг (оранжевое полотно с трилистником – несомненно, ирландский); и этот трилистник используют в своей униформе не только карельские офицеры и солдаты, но и британские офицеры, возглавляющие карелов. Впервые на исторической сцене появилась «Карельская нация». Поводом к созданию знамени стали успехи в военных действиях. Вот какэто комментирует сам Вудс:
«Захват некоторых вражеских флагов в Ухте стал для нас напоминанием, что нам не хватало полковых цветов, чтобы исправить это, я написал своему брату домой (Роберт Вудс был хозяином льняной фирмы в Белфасте) и указал чтобы были сделаны 4 флага с эмблемой полка, которой был, как мы помним зеленый клевер. Основным цветом стал оранжевый. Этот прекрасный флаг так понравился карелам, что в конечном счете они выбрали его национальным флагом. А когда им объяснили, что три листика имеют религиозный смысл, символизируя веру, надежду и милосердие, флаг был безоговорочно поддержан и церковью. Даже святой Патрик не подверг бы критике подобную символику этого небольшого растения с горы Слемиш. Одно из наших знамен развевалось на флагштоке здания городского совета в Ухте, другое – над казармами и зданием телеграфа в Юшкозере, примерно в девяноста милях от Ухты, третье – над казармами в Кеми и четвертое было поднято под «Юнион Джеком» над зданием штабквартиры Карельского полка на станции Кемь».
Флаг соединил символы ольстерских юнионистов и ирландских националистов. Это было естественным проявлением личности Вудса и в то же время выражало восхищение, которое он испытывал по отношению как к карелам, так и к ирландцам - двум притесняемым, бесправным и всё же настойчивым и независимым духом народам. Поэтому не случаен и трилистник, являющийся символом Святого Патрика, покровителя Ирландии, по легенде с помощью трилистника Святой Патрик объяснял принцип Святой троицы: «Так же как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах», отсюда и религиозный подтекст, о котором упоминает Вудс, он же неоднократно сравнивает борющихся за свободу народа - ирландцев и карел: Как и ирландские солдаты, карелы «казалось, становились только спокойнее, когда ситуация ухудшалась». В тоже время трилистник был и на кокардах одного из подразделений полка «Ирландских королевскихстрелков», в котором служил Филипп до его появления в Карелии. Также стоит отметить, что в 1900 году королева Виктория своим специальным указом обязала всех солдат-ирландцев, служащих в британской армии, 17 марта носить трилистник в память о погибших в англо-бурской войне. Из этого можно заключить, что трилистник был важным символом в жизни Вудса и именно под его влиянием попал на флаг Карельского легиона.
Вудс, по мнению многих был сторонником карельской независимости и эти же идеи выкристаллизовывались в карельском легионе, имевшим девиз «Свободная Карелия», легион оказывал огромное влияние на местное население. Чиновник лондонского министерства иностранных дел Линдли, посетивший северные районы России сообщал министру Керзону: «Вудс, кажется, приобрёл большое влияние на [карелов] и немало сделал для подъёма национального духа среди людей, которые до сих пор всегда считали себя неотъемлемой частью России». Понятно, почему белогвардейские офицеры новой Мурманской армии относились к Вудсу с едва замаскированной ненавистью. В их докладах звучали утверждения, что Карельский полк был таким же пробольшевистским, как и красный финский легион, лояльность которого к союзникам в то время вызывала серьёзные сомнения. Как позже вспоминал Вудс, «администрация мурманской армии постоянно пыталась подорвать наше влияние и авторитет среди карелов, при этом одновременно генерал Мейнард получал доклады, согласно которым карелы всё это время только и ожидали удобного случая, чтобы восстать и убить всех британцев в Карелии... Мне кажется, что я сам стал объектом подозрения, хотя оставалось непонятным, должен ли я был «восстать» вместе с карелами и содействовать расправе над моими соотечественниками или просто захватить Россию ради каких-то собственных целей и водрузить над Кремлём чёрный флаг с черепом и костями». Показателен тот факт, что «съезд представителей северных карельских волостей» в отличие от съездов карел в других местах не стал принимать решение о присоединении к Финляндии или поддержке советов, а заявил о своей независимости и принял обращение к английскому королю Георгу V с просьбой признать Карелию британским протекторатом. На просьбу последовал отказ, иначе бы жить нам под флагом с Юнион Джеком в крыже.
Карельский полк просуществовал до 30 июня 1919г. и был упразднен, солдат перевели в другие подразделения под командование русских офицеров. Из личного состава бывшего Карельского полка был сформирован Карельский добровольческий батальон, который после так же был расформирован. Филипп Вудс был эвакуирован вместе с союзниками в сентябре. Флаг карельского легиона исчез почти бесследно, на удивление, оставив о себе отпечаток в художественной литературе, став самой романтической страницей в карельской символике.

Илья Емелин, Карелы Святого Патрика. Журнал "Sub clipeo", №5, ноябрь 2012 г.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архангельская губерния, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сортавала, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуерецкое, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, ручьевая форель, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное