Крестьянские жилые дома избегали унификации
Просмотров: 3059
Карелия: Орфинский Вячеслав Петрович, карельская изба
Несмотря на общие архитектурно-композиционные принципы, повторяемость форм, традиционность приёмов, крестьянские жилые дома избегали унификации: плотники-зодчие тонко учитывали особенности каждого конкретного места с его природным окружением и характером застройки.
В этом отношении показателен дом Момоева (кон. ХIХ в.)в деревне Паппила, входящей в состав Вешкельского куста деревень. Являясь домом-комплексом типа "брус", так же как и дом Яковлева, он отличается от последнего как объемно-планировочным решением жилой части, представляющей собой четырёхстенную одноэтажную избу на подклете, так и художественно-образными характеристиками, более камерными по своему характеру, не смотря на использование одного и того же композиционного акцента - декоративного балкона.
Последнее обстоятельство связано с относительно небольшими размерами постройки и ограниченным радиусом её зрительного восприятия из-за местоположения на деревенской улочке, проходящей по берегу ламбы, что и предопределило особое внимание, уделённое декоративным деталям.
Изящные хорошо нарисованные валютные наличники скупо украшали сруб избы. кажется, зодчий намеренно сдерживал себя, чтобы использовать всё богатство своей фантазии для декорирования верхней части дома. И уже тут-то он ни чем не ограничил себя. Не довольствуясь обычной резьбой причелин, мастер дополнил её ритмом набивных планок, а балкон украсил так, что он смог стать блестящей иллюстрацией декоративных возможностей дерева.
Основание балкона, изогнутое по упругой кривой и украшенное по верхнему краю резным подзором с кистями, свисающими по бокам, ажурное балконное ограждение с двумя рядами сквозных розеток, резные столбы - всего этого зодчему-плотнику показалось мало, и он протянул под балконным ограждением и по основанию столбов филёнки-кессоны из планок, украсил арку тремя подвесками в виде силуэтных розеток и увенчал накладными розетками оголовки столбов. При таком изобилии украшений миниатюрного балкончика только безупречный вкус помог мастеру избежать перегруженности и не потерять чувство меры. При этом он проявил тонкое понимание масштабных соотношений и незаурядный декоративный инстинкт, что особенно отчётливо ощущается при сопоставлении балконов домов Мемоева и Яковлева, миниатюрности первого из которых соответствует меньшая расчленённость общей формы - одночастное, а не трёхчастное арочное завершение, одноярусная, а не трёхъярусная объёмная прорезка столбов, относительно большая высота ограждения, уменьшающая кажущуюся высоту самого балкона.
Точно также, с учётом местоположения постройки, балкон дома Мемоева был рассчитан в первую очередь не на силуэтное восприятие из далека, а на обозрение с ближних видовых точек, когда микропластика отчётливо читается даже не будучи подчёркнутой светотенью. В свою очередь пластическому обогащению декоративного убранства балкона способствовало сочетание кружева прорезного орнамента и тончайшей модуляции глухой прорезки, оживляющей поверхность детали, с рельефом накладных элементов и объёмной резьбой столбов.
"Традиционный карельский дом" В.П. Орфинский , И.Е. Гришина.
В этом отношении показателен дом Момоева (кон. ХIХ в.)в деревне Паппила, входящей в состав Вешкельского куста деревень. Являясь домом-комплексом типа "брус", так же как и дом Яковлева, он отличается от последнего как объемно-планировочным решением жилой части, представляющей собой четырёхстенную одноэтажную избу на подклете, так и художественно-образными характеристиками, более камерными по своему характеру, не смотря на использование одного и того же композиционного акцента - декоративного балкона.
Последнее обстоятельство связано с относительно небольшими размерами постройки и ограниченным радиусом её зрительного восприятия из-за местоположения на деревенской улочке, проходящей по берегу ламбы, что и предопределило особое внимание, уделённое декоративным деталям.
Изящные хорошо нарисованные валютные наличники скупо украшали сруб избы. кажется, зодчий намеренно сдерживал себя, чтобы использовать всё богатство своей фантазии для декорирования верхней части дома. И уже тут-то он ни чем не ограничил себя. Не довольствуясь обычной резьбой причелин, мастер дополнил её ритмом набивных планок, а балкон украсил так, что он смог стать блестящей иллюстрацией декоративных возможностей дерева.
Основание балкона, изогнутое по упругой кривой и украшенное по верхнему краю резным подзором с кистями, свисающими по бокам, ажурное балконное ограждение с двумя рядами сквозных розеток, резные столбы - всего этого зодчему-плотнику показалось мало, и он протянул под балконным ограждением и по основанию столбов филёнки-кессоны из планок, украсил арку тремя подвесками в виде силуэтных розеток и увенчал накладными розетками оголовки столбов. При таком изобилии украшений миниатюрного балкончика только безупречный вкус помог мастеру избежать перегруженности и не потерять чувство меры. При этом он проявил тонкое понимание масштабных соотношений и незаурядный декоративный инстинкт, что особенно отчётливо ощущается при сопоставлении балконов домов Мемоева и Яковлева, миниатюрности первого из которых соответствует меньшая расчленённость общей формы - одночастное, а не трёхчастное арочное завершение, одноярусная, а не трёхъярусная объёмная прорезка столбов, относительно большая высота ограждения, уменьшающая кажущуюся высоту самого балкона.
Точно также, с учётом местоположения постройки, балкон дома Мемоева был рассчитан в первую очередь не на силуэтное восприятие из далека, а на обозрение с ближних видовых точек, когда микропластика отчётливо читается даже не будучи подчёркнутой светотенью. В свою очередь пластическому обогащению декоративного убранства балкона способствовало сочетание кружева прорезного орнамента и тончайшей модуляции глухой прорезки, оживляющей поверхность детали, с рельефом накладных элементов и объёмной резьбой столбов.
"Традиционный карельский дом" В.П. Орфинский , И.Е. Гришина.