Поселения карел
Просмотров: 6404
Поселения древнего человека на территории Карелии располагались у водоемов, поскольку основным его занятием было рыболовство, и, кроме того, реки и озера являлись единственными путями сообщения.
В XVIII—XIX вв. в типах заселений возникают некоторые изменения: заметно возрастает число деревень, расположенных «при колодцах», хотя по-прежнему преобладает прибрежный (речной и озерный) тип.
Актовые материалы и писцовые книги часто упоминают такие термины поселений, как деревня, село, погост, починок, селище, посад, выставка, рядок, усадище и т. п., представляющие собой лишь разновидности селений, а не какой-то особый тип. Среди множества разновидностей наибольшее распространение у карел издавна имели деревня и погост. В XIX в. появляется новый тип поселений — хутор (в северо-западной Карелии).
Деревня (kyla— с. к., люд., hieru — лив.), в которой жила основная масса крестьян, была, по-видимому, наиболее древним типом поселения. Термин kyla в рассматриваемом значении встречается в финском и вепсском языках. Этимология ливвиковского слова hieru не выяснена. В отдельных финских диалектах и в ряде финно-угорских языков он обозначает дом (жилище). Возможно, оба значения термина могли совпадать и обозначать деревню, состоявшую из одного дома-двора, что подтверждает и статистика, почерпнутая из писцовых книг. Так, например, в конце XV в. на 772 деревни, входивших в четыре погоста Заонежья, где проживали как карелы, так и русские, приходилось 964 двора, что в среднем составляло 1,25 дворца на деревню. В XVI— XVII вв. число деревень оставалось неизменным, тогда как процесс укрупнения их шел довольно интенсивно. Первое явление связывается с завершением, в основном, колонизации края; второе — объясняется не только естественным ростом населения, но также распадом (сегментацией) больших патриархальных семей и дальнейшим этапом развития — появлением долевой деревни.
В тот же период в Поморье, а также частично в Лопских погостах и на севере Корельского уезда, деревни были больше как по числу дворов, так и по численности населения, что легко объясняется потребностями в рабочей силе развитых здесь промыслов.
Другой, также широко распространенный в Карелии тип поселения — погост (pokosta — с. к., pogostu — лив., pagast— люд.), сложился, несомненно, под русским влиянием, о чем говорит и сам термин. Все население карельских деревень, кроме самых северных, хорошо знает и объясняет этот термин.
Погост-место, как правило, размещался на возвышенности, на излучине реки или на мысу озера. Здесь находились церковь, торговые ряды и лавка.
У карел представлены два типа расселения — гнездовой и разбросанно-хуторской. Первый из них — наиболее древний, сложился он, по-видимому, на рубеже I и II тысячелетий н. э. и имел довольно широкое распространение не только в Карелии, но также у вепсов, русских, коми-зырян и др. Он теснейшим образом связан с одной из ранних форм родовой организации — патронимией, которую известный советский исследователь М. О. Косвен характеризует как историческую общественную форму, свойственную патриархально-родовому строю и представлявшую собой ... группу семей, больших или малых, образовавшихся в результате возрастания и сегментации одной патриархальной семейной общины, сохраняющих в той или иной мере и форме хозяйственное, общественное и идеологическое единство и носящих общее патронимическое, т. е. образованное от собственного имени главы разделившейся семьи, наименование». Заслуга открытия патронимии у русского населения Севера, и в частности Карелии, принадлежит М. В. Витову и К. В. Чистову. По-видимому, карельская родовая организация прошла аналогичную стадию развития, а наблюдаемый у карел гнездовой тип расселения является одним из пережитков патронимии. Как правило, гнездо деревень у карел имело прибалтийско-финское название с патронимическим окончанием карельского типа на -ла (Сондала, Ребола, Пелкула, Сысойла, Пряккила). Летописи, берестяные грамоты, актовые материалы, писцовые книги упоминают и топонимия подтверждает также названия Ровкула, Валдола, Вымола, Тиврула, Курола — это названия «пяти родов корельских детей».
Разбросанно-хуторской тип расселения в Карелии — явление довольно позднее. Его возникновение следует связывать с развитием капиталистических отношений в своеобразных природных и социальных условиях севера Карелии, с примитивным земледелием и слаборазвитой сельской общиной.
Формы поселений (их планировка и ориентация фасадов домов) у карел встречаются в основном в трех вариантах: беспорядочная, прибрежно-рядовая и уличная. Помимо указанных имеются промежуточные смешанные формы. По-видимому, беспорядочная планировка деревень является одной из первоначальных. Она имела распространение у всех групп карел, а также у вепсов, финнов, коми-зырян, коми-пермяков, хантов, манси, русского населения Севера, особенно в самых глухих районах. Более того, в литературе беспорядочная планировка часто рассматривалась как форма поселения, характерная для деревень, населенных финно-язычным, или, как его называли русские, «чудским», населением. В планировке деревень карелы больше, чем русские, учитывали природные факторы, а беспорядочность и рационализм в формах поселений можно выделить как особенность карельского деревянного зодчества, имеющего древнюю традицию. Наряду с беспорядочной, разбросанной развивалась и прибрежно-рядовая форма поселений. Поселения возникали на берегах рек и озер, и линейность их определялась не заранее продуманным планом, а ландшафтом. По-видимому, прибрежно-рядовые формы деревень (однорядные и многорядные), так же как беспорядочные, появились не ранее второй половины XVI—XVII в., поскольку до указанного периода на территории Карелии господствовали одно-дворные или малодворные деревни.
Уличная планировка поселений у карел возникла довольно поздно, скорее всего уже в XIX в., и теснейшим образом связана с развитием экономики края, появлением сухопутных дорог, особенно в густонаселенной южной Карелии.
Характерными особенностями жилища карел являлись высота и «монолитность». Карелы возводили дома высокие. Высота срубов на севере колеблется в среднем от 14 до 16 венцов и на юге — от 18 до 21 при толщине бревен 35—40 см. Монолитность — это соединение в одно целое, под одной крышей, отдельных построек, предназначенных как для жилья человека, так и для содержания скота. Естественно, что такой тип постройки, известный довольно широко по всему Европейскому Северу и теснейшим образом связанный с севернорусской архитектурой, развился у карел не сразу. Возникшие первоначально как средство защиты человека от непогоды, постройки прошли большой эволюционный путь от простейших форм к более сложным.
По всей вероятности, развитие построек финских племен шло от шалаша (kota) и землянки к наземному срубу. Трудно сказать, когда карелы стали возводить избы — «хоромы». Во всяком случае, уже в XVI в. существовали усадьбы, где ...во дворе хором: изба и з сеньми и с клетью и с подклетом, да сенник на дву подклетах, да мыльня». В XVII в. у карел имелись более сложные постройки — с горницей, повалушей 1 на подклете, погребом «походным рубленым», поварней и т. п.
Карельские постройки имеют исключительную близость к севернорусским, а подчас и тождественны им. Карелы многое восприняли от русских и в области жилища. Однако вместе с тем плотники-карелы из поколения в поколение развивали и передавали свои древние традиции строительной техники и особенно внутренней планировки и «убора» интерьера избы.
В лесном карельском крае все постройки строили из круглых бревен, преимущественно из сосны. Дом ставили без фундамента, лишь под его углы клали валуны или под первый венец насыпали мелкие камни. Карелам были известны следующие способы соединения бревен в венцы: 1. «В обло», «в чашку», «в угол» (vena-lainen salamo— букв.: «русский угол»). Это наиболее древний и легкий способ, широко распространенный у карел. 2. «В охряп-ку» (koiran kaula — букв.: «собачья шея»). Чаще применялся при строительстве хозяйственных построек. 3. «В лапу» — «чистый» угол, называемый «финским углом» (suomen salamo). Применялся издавна при устройстве «домовин» — гробниц на кладбищах, колодцев, опечья в избе, риге и т. д. 4. «В иглу» (nieglainielа) рубили «сенные» сараи на пожне (lato), постройки для сушки сетей.
При всех указанных способах рубки, кроме «в лапу», концы сруба выступали на 20—25 см, что способствовало лучшей сохранности тепла в помещении. Но в то же время, подвергаясь влиянию атмосферных осадков, углы дома быстрее гнили.
Еще в XVIII в. характерной особенностью жилищ карел была топка «по-черному». Г Р Державин, путешествовавший по Карелии летом 1785 г., например, отмечал, что в Повенце «обывательских домов 62, построены по крестьянскому образцу и выводных труб не имеют». Избы, топившиеся «по-белому», представляли редкость и принадлежали лишь деревенским богачам или купцам. Даже в середине XIX в., когда появились многочисленные и подробные описания карельских домов, избы, топившиеся «по-черному», преобладали. Курные избы у бедняков сохранялись в карельских деревнях вплоть до 20-х гг. текущего столетия.
Сравнительный анализ наиболее древних курных изб русских и карел позволил выделить различия между ними. Так, если русские плотники всегда делали в избе стенной дымоволок и прямоугольную дощатую дымницу (в сенях), а печь устьем обращали к окнам главного фасада, то у карел устье печи всегда обращено ко входу (что стало устойчивой традицией карельского жилища), а для вывода дыма делались потолочный дымоволок и круглая дымница из дуплистого дерева или дощечек.
На территории Карелии в XIX—начале XX столетия имели распространение разнообразные типы жилых строений, включая также строения временного характера. Исходной формой северного жилого дома был низкий четырехугольный сруб с плоской крышей, покрытой жердями и землей. У карел, как, впрочем, и у других народов, указанный тип легко просматривается в промысловых лесных избушках (meccapirt’t’i, meccariihi), служащих временным жильем охотников, рыбаков, лесорубов и т. п. и широко распространенных на территории Карелии еще в начале текущего столетия. Постепенно к такому простейшему срубу пристраивались холодные неотапливаемые сени, а сам сруб делался выше. Дальнейшим развитием предыдущего типа «изба — сени» является трехкамерное жилье — пристраивалась еще клеть (aitta), все эти строения находились под одной двускатной крышей.
Дом такого плана, судя по письменным документам, широко бытовал у карел с XVI—XVII вв. вплоть до XX столетия.
Развитие на Севере земледелия способствовало появлению специальных построек — риг (riihi), предназначенных для сушки и молотьбы хлеба. Риги на территории Карелии встречаются двух типов: однокамерные и двухкамерные (рига с гумном). Характерные особенности карельских риг — их значительная высота (до 20 венцов), большие скаты крыши.
Из других построек карелам известны водяные мельницы, навесы для сушки и хранения сетей, навесы для дров, лодочные са-
Своеобразием карельских построек является богатый архитектурный декор. Национальная особенность архитектуры карел — «природоподражание».
Как жилые, так и хозяйственные постройки различных частей Карелии имели свои особенности. Прежде всего выделяются две большие зоны — севернокарельская и южнокарельская, а в рамках каждой из них видны более дробные ареалы.
Севернокарельская зона характеризуется распространением таких типов поселений, как малодворная деревня и хутор, отсутствием гнездового типа расселения в северо-западной части, беспорядочной формой застройки. Жилища строили на низком подклете, хозяйственные постройки зачастую строили отдельно. Для жилищ северо-запада характерно почти полное отсутствие украшений домов. Свои особенности имелись во внутренней и внешней планировке и интерьере. Почти всюду отмечается наличие «козно» — «каржины» в форме высокого шкафчика. Постройки северных карел трудно поддаются классификации ввиду их сложности (многовариантности). Из хозяйственных построек можно отметить охотничье-рыболовные амбары на одном столбе, клети на четырех «ножках»-столбах, срубные сараи для хранения лодок
Южнокарельская зона характеризуется более широким распространением деревни типа погоста, преобладанием гнездового типа расселения. Южнокарельские жилища строились на высоком подклете, с 3—5 окнами по главному фасаду, богатым архитектурным декором, однорядной или L-образной связью хозяйственных и жилых помещений, взвозом. Во внутренней планировке — устье печи направлено к боковому фасаду, каржина в форме невысокого ящика служит входом в подполье.
КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983
стр 115-119