История Петрозаводска

Просмотров: 3739
Петрозаводск
ОТ ПЕТРОВСКИХ ЗАВОДОВ ДО СТОЛИЦЫ РЕСПУБЛИКИ.

Петрозаводск, раскинувшийся широкой дугой вокруг залива Петрозаводской губы, террасами спускающийся к Онежскому озеру, по первому впечатлению напоминает живописный приморский южный город. И только в неуловимом ощущении бескрайней высоты небосвода, акварельной блеклости красок пейзажа, свежей прохладе воздуха можно почувствовать особенный, неброский, полный тонкой лирики колорит Севера.

Город, разрушенный в годы Великой Отечественной войны, выстроен заново каким он не бывал ранее, с подобающей столице республики импозантностью. От старого Петрозаводска осталось немногое: так называемая Круглая площадь, теперь — площадь имени Ленина, отдельные корпуса Онежского завода, здание Краеведческого музея с памятником Петру I. На окраинах уцелели деревянные дома с голубятнями в виде теремков. Между тем история города интересна и поучительна: заводская слобода, губернский город, столица республики, — три разительных ступени менее чем за триста лет существования. И каждый раз город меняет свое лицо, свой архитектурный облик.

Своим рождением город обязан реке Лососинке. Сейчас ее не сразу приметишь в овраге, отделяющем заречную сторону, «Зареку», река же скрыта деревьями сквера и корпусами завода. Но если подняться немного выше по течению, к каменистым порогам, можно и теперь почувствовать дикую необузданную силу стремительного потока коричнево-прозрачных струй, пенящихся у валунов. Когда-то вверх по реке устремлялись свадебные процессии лососей, упругой стрелой преодолевая спады воды; они-то и дали реке название. Затем реку запрудили и построили мельницу. Мужички Шуйского погоста перепахивали отвоеванные у леса плеши, «перешевеливали камни», везли на мельницу драгоценное зерно, а к весне, когда хлеб кончался, жернова перемалывали жито пополам с сосновой корой.

В годы Северной войны (1700—1721) Карелия надолго оказалась в непосредственной близости от театра военных действий. Целью войны была борьба за выход России к морю.

Петр I оценил возможности Олонецкого края для развития металлургической промышленности и кораблестроения. Искусство металлургии здесь было известно с древнейших времен. На реке Томице недалеко от Петрозаводска найдены остатки большой бронзолитейной мастерской конца второго тысячелетия до нашей эры. Во второй половине XVII века появляются в Заонежье первые металлургические заводы. Горно-промышленное дело успешно развивается благодаря наличию сырьевых ресурсов и готовых кадров мастеров из крестьян, легко усваивавших новые профессии заводских рабочих. Железо стало предметом экспорта за границу, и в 1683—1685 годах вывезено «за море» около 10 тысяч пудов. Транспортировавший его вице-адмирал Крюйс писал позднее, в 1705 году, олонецкому коменданту Яковлеву: «То железо было и свою пробу держало против прямого доброго шведского».

В годы войны частные заводы не могли удовлетворять возросшие требования, и по распоряжению Петра строится государственный завод на месте современного Петрозаводска (1703), а затем еще несколько заводов.

Строительство Петровского завода шло крайне быстрыми темпами, к заводу было приписано более 12 тысяч крестьянских дворов. Петр писал: «О готовности железных заводов зело радуемся, для бога исправляйтесь к весне пушками». В ближайшие годы завод стал крупнейшим оружейным заводом страны. Наряду с пушками и военным снаряжением на заводе было налажено производство художественного литья и обработки металла. Петр прислал начальнику заводов В. И. Генину два выполненных в Париже эфеса для шпаги и кортика в качестве образца. Посылая изготовленные на заводе кортики, Генин писал: «Тем образом и за морем вряд сделают, а у нас делают оные кортики мастера русские".

Для приездов царя построен двухэтажный небольшой дворец с открытым гульбищем на верхней площадке крыши. Резные перила крыши и балкона — единственное украшение здания. Против дворца вырыт пруд, вокруг насажден сад, частью — руками Петра; теперь здесь городской парк культуры и отдыха. Неподалеку был возведен деревянный Петропавловский собор в честь тезоименитых царю святых. Храм неоднократно перестраивался и разрушен в годы Великой Отечественной войны. Церковь состояла из пяти ярусов возвышающихся один над другим восьмериков (восьмигранных срубов). В деревянных постройках размер здания ограничен длиною дерева, а восьмерик увеличивает площадь плана втрое. Форма сруба в виде восьмерика, называемая плотниками круглой, применялась там, где нужно было увеличить помещение. Каждый ярус Петропавловской церкви завершался обходной галереей с парапетом, удобной для прогулок и обозрения окрестных видов. Фонарь наверху служил маяком, и из него можно было наблюдать за движением судов, Петр пользовался им как обсерваторией. Собор был увенчан шпилем наподобие собора Петропавловской крепости в Петербурге или других зданий Петровской эпохи. По заключению комиссии Московского археологического общества, Петропавловский собор по своей общей форме повторяет основной прием деревянных церквей XVII столетия. Подобные памятники свидетельствуют несомненно, что новая, петровская архитектура привилась у нас не сразу и что между нею и московским зодчеством стоит целый ряд переходных форы»

Из старых описаний известно, что в соборе была икона Петра и Павла с видом Петропавловского собора и шитое на шелку изображение Тихвинского монастыря. Несколько икон петровского времени было в кладбищенской Крестовоздвиженской церкви, среди них — «Архистратиг Михаил» на огненном коне с поверженным сатаной и градом неверных. Архангел Михаил издавна почитался как ратный покровитель русских великих князей и царей, распространенностью этого изображения народ по-своему отдавал дань воинским, ратным заслугам Петра.

Петровский завод был закрыт в 1734 году, а в 70-х годах XVIII века, в годы войны с Турцией, построен здесь же, несколько выше по течению реки Лососинки, новый, Александровский завод.
В 1773—1777 годах русский инженер, бергмастер Аникита Ярцев построил плотину силами ярославских каменщиков и местных крестьян. В 1786 году Гаскойн перестроил ее по «карроновой системе» и жестоко поплатился за то, что пренебрег опытом русских строителей: в 1801 году при паводке Ло-сосинка снесла плотину, затопила заводские корпуса и вырвала огромный пласт земли шириною в 50 м и глубиною в 8 м, где теперь перед заводской территорией разбит сад.

Современники рассказывают о посещении Александровского завода А. В. Суворовым. Прибыв, как всегда, прежде, чем его ожидали, на тележке и в солдатской куртке, Суворов прошел прямо на завод. На вопрос «скоро ли будет Суворов», отвечал: «Граф следует за мною». Войдя в завод, он назвал себя и потребовал, чтобы ему все показали. Наместник Тутомлин и начальник завода Гаскойн нашли его греющимся у доменной печи и жующим черный сухарь. Оставив без внимания разнообразный ассортимент бытовых изделий из металла, разглядывая внимательно пирамиды артиллерийских снарядов и пушки, он приговаривал: «помилуй бог, как хорошо, какой славный гостинец шведам». В донесении Екатерине II А. В. Суворов писал: «Петрозаводск знаменит... В последнюю войну предохранение той страны было достаточно и мудро».

В 1777 году Петровская слобода стала уездным городом, а в 1784 году Петрозаводск назначен центром вновь образованной Олонецкой губернии.
Тогда же был утвержден герб округа: на полосатом, зеленом с золотом, поле три железных молота, покрытых рудоискательной лозой «в знак изобилия руд и многих заводов, обретающихся в сей области». В 1802 году городу присвоен прежний герб Олонца: «В золотом поле выходящая из облака рука, держащая голубой щит, а под рукой на цепях четыре ядра.

Первым олонецким губернатором был поэт Г. Р. Державин.

В 1774 году начата постройка каменных корпусов Управления заводов на Круглой площади, именовавшейся вначале «Въезжей площадью», планировка ее составлялась А. С. Ярцевым. Площадь главной осью ориентирована на завод, объединяя и другие магистрали. Удачная в градостроительном отношении планировка площади и вливающихся в нее улиц полностью оправдала себя в последующей истории развития города, и ансамбль Круглой площади остается до настоящего времени одним из наиболее замечательных в городе. В непосредственном проектировании зданий участвовал, как полагает Б. В. Гнедовский, архитектор Е. Е. Назаров — известный московский зодчий, ученик и родственник знаменитого русского архитектора Василия Баженова. Площадь вначале окаймляли восемь отдельных корпусов, боковые из них по трое соединялись галереей.

После того как Петрозаводск стал губернским городом, здесь разместилось губернское управление, и в 80-х годах здания были перестроены, образовав два полукруглых корпуса. Архитектурные формы постройки выполнены в хороших традициях русского классицизма ХУШ века и отличаются простотой декоративного оформления и гармоничностью стиля. Главный вход выделен портиком с четырьмя колоннами, на скругленных углах — четыре полуколонны. Здания выглядят внушительно и красиво, оставляя приятное чувство масштабности и живой связи с окружающим городским ландшафтом. Можно выразить сожаление, что соседние новостройки уже приблизились вплотную к этому в высшей степени целостному архитектурному ансамблю, каким является площадь имени Ленина.

На Круглой площади в 1873 году поставлен памятник Петру I работы скульптора-академика И. Н. Шредера. Петр указывал перстом в направлении расположенного внизу основанного им завода. В 1933 году памятник Петру перенесен на площадь перед зданием Государственного историко-краеведческого музея в Заречной стороне, занимающего помещение церкви Александра Невского, выстроенной в 1826 году в ампирном стиле. На Круглой площади поставлен гранитный памятник В. И. Ленину, возведенный по проекту скульптора М. Г. Манизера.

Не без влияния планировки Круглой площади во второй четверти XIX века выстроен рядом с бывшей Соборной площадью (ныне площадь имени Кирова) гостиный двор в виде полукружия из двух крыльев. Здание окружала открытая обходная галерея в виде аркады, ее верхние полукружия составляли окна второго яруса. Стиль постройки выдержан в духе столичного ампира, рука зодчего петербургской школы видна в стройности пропорций и в чистоте отделки архитектурных деталей. Торговые ряды уже упоминаются в описаниях Петрозаводска 1839 года.

Город благоустраивался от случая к случаю, преимущественно перед приездом коронованных особ. Каменные здания возводились главным образом в центре, большинство домов было деревянных. Гостиный двор и Соборная площадь со Святодуховским собором и церковью Воскресения, вместе со спускающейся вниз к пристани Александровской улицей, по отзывам современников, составляли лучшую и наиболее красивую часть Петрозаводска. Группа храмов Соборной площади вместе с колокольнями и виднеющимся издали шпилем Петропавловского собора со стороны озера выглядела весьма живописно.

В XIX веке и в послереволюционное время в Петрозаводске строились дома, в которых скрещивается опыт мастеров плотницкого дела — русских и финнов, как Клуб строителей я Дом крестьянина. Здание состоит из нескольких срубов, в перевязи. Широкий марш лестницы, большие окна, балконы с перильцами, подзоры карниза придают постройке современный вид.

Фашистская оккупация Петрозаводска и части территории Карельской автономной республики в годы Великой Отечественной войны принесла неисчислимые бедствия народу. В 1945 году город представлял собою груды развалин. Оборудование Онежского завода, огромное количество культурных и художественных ценностей были вывезены в Финляндию. На Зареке, по берегу озера, можно было видеть ограду из колющей проволоки концентрационного лагеря, куда белофинны согнали поголовно всех жителей Заонежья. Здесь ежедневно погибало несколько десятков человек.

Петрозаводск наших дней — крупный, вполне благоустроенный город, с широкими улицами, парками, живописными скверами. В архитектурном облике города отчетливо проступают достоинства современного градостроительства. Особенную привлекательность городу придает красота его расположения. В планировке города, однако, не всегда используются возможности, которые предоставляются естественными условиями местности: чтобы увидеть прекрасное зеркало Онего, нужно подойти едва ли не вплотную к озеру. Но есть в городе своя хорошая традиция— заметное выделение зданий общественного типа: театров, библиотек, учебных заведений, магазинов.



Брюсова В.Г. По Олонецкой земле.
М.: Искусство, 1972 — 138 с. — (Дороги к прекрасному)

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архангельская губерния, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сортавала, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, ручьевая форель, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, сиги, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное