СТАРООБРЯДЧЕСТВО В КАРЕЛИИ
Просмотров: 6238
Карелия: карелы
В XVII веке правительство развернуло массовые репрессии против раскольников.Не в силах бороться с государственным аппаратом, раскольники сжигали себя тысячами. Происходили они и в Карелии. «Гари пошли после подавления Соловецкого восстания. Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах по 2000 и 2700 человек зараз... Пудожские гари в 1689 и 1693, Олонецкие в 1688 и 1689 годах... Общее число раскольнических самосожжений в конце XVII века достигло довольно крупной цифры в 20 000 человек». Придя к власти в 1689 году, Петр I резко ограничил преследование раскольников, чем, конечно, смягчил социальную напряженность в Олонецком крае. В 1694 году старец Корнилий, Данила Викулов, Семен и Андрей Денисовы создали Выгорецкое старообрядческое общежительство, с мужским и женским монастырями. «Число раскольников в Выговской обители братьев Денисовых в 1729 году составило 12488 человек» (в наши дни не существует). Население губернского города Петрозаводска только через 200 лет, к 1914 году превысило численность в 12000 человек!
Таким образом, в слабозаселенном Олонецком крае, где в годы предшествовавшего правлению царевны Софьи погибло от самосожжений 20000 староверов, образовалось два культурных центра. Вполне логичен вывод: крестьянский мир Обонежья (и Кижского погоста) более тяготел к «выговским насельникам», где крестьяне получали «духовное утешение», чем к петровским заводам, где крестьяне отрабатывали «уряженное». Крестьянский мир Обонежья, оставивший нам выдающиеся памятники народного деревянного зодчества Русского Севера, архаичный и в то же время демократичный, надолго сохранил в себе раскольническое мироощущение, мировоззрение многих русских людей XVI — XVIII веков. Крестьянский мир Обонежья (субэтнос) сам по себе был уникальным явлением в русской культуре рубежа XVI—XVIII вв. Обонежье, как и весь Север, имел много общего с культурой Великого Новгорода. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 году Иваном III оказалось на далекой периферии, обособилось и сохраняло, аккумулировало в себе древние культурные черты . Не случайно былины времен Новгородской Руси X—XII веков сохранились именно в Карелии до середины XIX века.
Раскол получил широкое распространение и поддержку у карел поморов, которые в большинстве своем были старообрядцами. Старообрядцы церковь не посещали, молились дома в отдельных помещениях, часто в чуланах. Выделялись три группы верующих: морские, островная вера и зольники. У каждого старообрядца была своя икона, хранили ее отдельно от икон, принадлежащих мирским. На время молитвы развернутый четырехугольником платок подвязывали за два ближних конца под подбородком, на пол стелили специальный подручник, чтобы во время молитвы не касаться пола. В руках держали четки-шнурки с узелками (шариками, бусинками) для отсчитывания поклонов.
В четках было, как правило, сто узелков-бусинок. Большинство очевидцев утверждали, что староверы большое значение придают молитвам. В продолжение многих часов они могут кланяться и креститься перед иконами. Но, тем не менее, это не мешает им время от времени прерываться и обсуждать между собой повседневные дела, затем с новым вдохновением продолжать креститься и класть поклоны. Островная, вера считалась более высокой, строгой. Границы между толками (согласиями, сектами) были довольно подвижны и свободны. Очевидно, нетрудно было перейти из одной группы верующих в другую. При переходе в белее высокую веру выдерживали шестинедельный пост и совершали множество поклонов. Переход обычно мог быть вызван какими-то особыми обстоятельствами: несчастным случаем, желанием как-то задобрить судьбу.
К положительным сторонам старообрядчества помимо распространения грамотности, сохранения древних рукописных, книг, исследователи относят строгий запрет курить, отрицательное отношение старообрядцев к вину, воспитание хозяйственности, честности, опрятности. "Как особенность здешних карел, следует отметить ограниченное употребление ими табаку: курят пока не больше 20 проц. общего числа мужчин". Карельская старообрядческая вера была лишена религиозного фанатизма.
Таким образом, в слабозаселенном Олонецком крае, где в годы предшествовавшего правлению царевны Софьи погибло от самосожжений 20000 староверов, образовалось два культурных центра. Вполне логичен вывод: крестьянский мир Обонежья (и Кижского погоста) более тяготел к «выговским насельникам», где крестьяне получали «духовное утешение», чем к петровским заводам, где крестьяне отрабатывали «уряженное». Крестьянский мир Обонежья, оставивший нам выдающиеся памятники народного деревянного зодчества Русского Севера, архаичный и в то же время демократичный, надолго сохранил в себе раскольническое мироощущение, мировоззрение многих русских людей XVI — XVIII веков. Крестьянский мир Обонежья (субэтнос) сам по себе был уникальным явлением в русской культуре рубежа XVI—XVIII вв. Обонежье, как и весь Север, имел много общего с культурой Великого Новгорода. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 году Иваном III оказалось на далекой периферии, обособилось и сохраняло, аккумулировало в себе древние культурные черты . Не случайно былины времен Новгородской Руси X—XII веков сохранились именно в Карелии до середины XIX века.
Раскол получил широкое распространение и поддержку у карел поморов, которые в большинстве своем были старообрядцами. Старообрядцы церковь не посещали, молились дома в отдельных помещениях, часто в чуланах. Выделялись три группы верующих: морские, островная вера и зольники. У каждого старообрядца была своя икона, хранили ее отдельно от икон, принадлежащих мирским. На время молитвы развернутый четырехугольником платок подвязывали за два ближних конца под подбородком, на пол стелили специальный подручник, чтобы во время молитвы не касаться пола. В руках держали четки-шнурки с узелками (шариками, бусинками) для отсчитывания поклонов.
В четках было, как правило, сто узелков-бусинок. Большинство очевидцев утверждали, что староверы большое значение придают молитвам. В продолжение многих часов они могут кланяться и креститься перед иконами. Но, тем не менее, это не мешает им время от времени прерываться и обсуждать между собой повседневные дела, затем с новым вдохновением продолжать креститься и класть поклоны. Островная, вера считалась более высокой, строгой. Границы между толками (согласиями, сектами) были довольно подвижны и свободны. Очевидно, нетрудно было перейти из одной группы верующих в другую. При переходе в белее высокую веру выдерживали шестинедельный пост и совершали множество поклонов. Переход обычно мог быть вызван какими-то особыми обстоятельствами: несчастным случаем, желанием как-то задобрить судьбу.
К положительным сторонам старообрядчества помимо распространения грамотности, сохранения древних рукописных, книг, исследователи относят строгий запрет курить, отрицательное отношение старообрядцев к вину, воспитание хозяйственности, честности, опрятности. "Как особенность здешних карел, следует отметить ограниченное употребление ими табаку: курят пока не больше 20 проц. общего числа мужчин". Карельская старообрядческая вера была лишена религиозного фанатизма.