Водные пути Онежского озера | Беломоро-Балтийский канал
Просмотров: 1944
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ
Освоение природных богатств Карелии и Севера затруднялось из-за отсутствия дешевого водного пути между Балтийским и Белым морями.
О необходимости нового водного пути много говорили и писали еще в царской России. Повенецкие купцы не раз обращались к Олонецкому губернатору с просьбой о строительстве канала, создавались проекты, этой проблемой занималась Государственная дума. Но «от всех этих начинаний,— писал М. М. Пришвин в своих путевых очерках,— остались лишь возле деревни Масельги два камня с надписью: «Онежско-Беломорский канал». И никаких естественных преград для канала не оказывалось, а просто для частных лиц предприятие было слишком дорогим, а государство Севером не занималось».
Строительство Беломорско-Балтийского канала было делом нелегким. Трасса канала проходила через леса, топи, гранитные скалы и естественные водоемы, на ней предстояло построить 19 двухкамерных и однокамерных шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб и много других сооружений.
Канал начинался от Повенца на Онежском озере и заканчивался у Беломорска (Сорока) на Белом море. Самый трудный участок стройки находился в южной части. К Масельгскому водоразделу ведут 7 шлюзов, по которым суда, как по ступенькам, поднимаются почти на 70 м над уровнем Онежского озера.
По повенчанской «лестнице» шлюзов суда подходят к Волозеру и озеру Узкому и дальше идут через Маткозеро, озеро Торос, реку Телекинку, выходят в Выгозеро и по реке Выг спускаются к Белому морю. На северном склоне канала 11 шлюзов.
Грандиозное сооружение (227 км) было завершено в рекордно короткий срок — за 1 год 8 месяцев, в то время как Суэцкий канал строился 10 лет, а Панамский — 28 лет.
Беломорско-Балтийский канал, вступив в строй в августе 1933 г., связал отдаленные районы Карелии и Севера с центром страны. Путь из Белого моря в Ленинград сократился в четыре раза. Навигация здесь продолжается 165 дней —с середины мая до конца октября. В Карелии и на Севере стали интенсивно осваиваться лесные богатства, появились новые заводы и фабрики. В поселке Пиндуши, возле Повенца, вырос судостроительно-судоремонтный завод, в Кондопоге и Сегеже — целлюлозно-бумажные комбинаты. Онежский завод начал делать паровые машины и двигатели внутреннего сгорания для буксиров и промысловых озерных судов.
В 1968 г. Беломорско-Балтийскому каналу исполнилось 35 лет. Сейчас канал переживает «вторую молодость». Деревянные шлюзы «одеваются» в железобетон. Фарватер выпрямляется и углубляется.
Онего. Б.Богословский, Ю.Георгиевский
Ленинград, 1969
Ленинград, 1969