Водные пути Онежского озера | Волго-Балт

Просмотров: 165
ВОЛГО-БАЛТ
Летом 1964 г. открылся реконструированный Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина — один из важнейших водных путей страны. В единую транспортную систему вошли Балтийское, Белое, Каспийское Азовское и Черное моря, Ладожское и Онежское озера.

В царской России Карелия выделялась своим исключительным бездорожьем. Лишь к концу первой мировой войны были отпущены средства на строительство Мурманской железной дороги, связавшей незамерзающий порт Мурманск со столицей России. Дорога прошла через всю Карелию с юга на север, это и теперь главная транспортная магистраль республики. Мощные быстроходные локомотивы водят по ней поезда и комфортабельные пассажирские экспрессы «Северное сияние», «Арктика».

Несмотря на самую современную техническую оснастку, Мурманская магистраль и все ее ответвления не могут заменить водные пути сообщения.

Старой Мариинской системы и Беломорско-Балтийского канала давно уже было недостаточно для обслуживания перевозок на Северо-Западе Европейской территории нашей страны.

По Мариинской системе, просуществовавшей более 150 лет, могли плавать только мелкие суда и баржи с небольшой осадкой и грузоподъемностью не свыше 700 т. Они преодолевали на своем пути 39 мелких деревянных шлюзов, управляемых вручную. Путь от Рыбинского водохранилища до Ленинграда суда преодолевали за 25—30 суток, и перевозки по воде обходились в два-три раза дороже, чем по железной дороге. Грузы, идущие с Волги, Камы и Дона (после постройки Волго-Донского канала) на крупнотоннажных судах, в Ярославле и Рыбинске переваливали или на железнодорожный транспорт, или на суда малой грузоподъемности.

Проект Волго-Балтийского водного пути был утвержден в мае 1956 г. Намечалось соорудить девять железобетонных шлюзов, но в процессе строительства решили оставить семь шлюзов и увеличить глубину канала. Новый путь прокладывали рядом с действующим старым.
К весне 1964 г. было построено семь автоматизированных шлюзов из железобетона и стали, сооружено четыре гидроузла с шестью шлюзами и двумя гидроэлектростанциями на реке Вытегре: Вытегорский, Бело-усовский, Новинковский и Пахомовский.

Новинковский гидроузел расположен на самом крутом участке Балтийского склона — здесь три шлюза. Каждый новый шлюз заменяет пять старых. (В память о прошлом Вытегорский музей получил первый шлюз Мариинской системы.) От Вытегорского участка трасса идет по Ковже, Белому озеру и Шексне. Белозерский канал служит для переброски небольших судов, буксирующих баржи. На Шексне сооружен пятый гидроузел с седьмым шлюзом. В этом месте плотина подняла уровень воды на 13 м, образовалось Череповецкое водохранилище длиной 265 км.
В теле плотины Череповецкого гидроузла установлены уникальные генераторы, которые на 22% увеличивают мощность гидростанции по сравнению с обычными машинами.

В строительный комплекс Волго-Балта, помимо пяти гидроузлов и семи шлюзов, входят 5 железобетонных плотин, 3 гидростанции, 11 пристаней, 24 земляных плотины и дамбы, судоходные искусственные каналы общей протяженностью 64 км и 4 водохранилища длиной 294 км.
Первые суда прошли по каналу в июне 1964 г. Теплоходы грузоподъемностью до 5000 т идут от Ленинграда до Череповца 2,5 суток (вместо 18). Объем перевозок с 1960 по 1965 г. вырос с 2,77 до 5,3 млн. т. К 1970 г. он увеличится до 13—15 млн. т. Стоимость перевозки тонны зерна по новому пути снизилась на 1,5 рубля, угля — более чем на 2 рубля, железорудного концентрата — на 1,3 рубля.

На Онежском озере, неподалеку от Медвежьегорска, в Пергубе строится крупный порт — перевалочный пункт для нефелинового и апатитового концентратов, поступающих с Кольского полуострова. К специальным портовым сооружениям подойдут железнодорожные составы, ссыпят груз в бункера, а оттуда его перебросят в трюмы судов.

С открытием Волго-Балта интенсивнее используются природные строительные материалы Карелии (гранит, песок, гравий)

Металл из Череповца доставляют теперь в порты ГДР без перегрузки. Идут по Волго-Балту теплоходы с шихтой в Финляндию, Данию, Швецию. Упростилась перевозка нефти с Волги в Финляндию. Раньше предназначенные для Хельсинки нефтепродукты с Ярославского нефтеперерабатывающего завода отправляли в железнодорожных цистернах в Одессу. Там их перегружали в танкеры, и они шли в Финляндию вокруг Европы (10 тыс. км). Теперь путь из Ярославля в Хельсинки сократился до 1400 км.

Стали возможны так называемые смешанные перевозки: железная дорога — река или море. Петрозаводск становится перевалочным пунктом для переброски нефтепродуктов с речных судов на железную дорогу. Из Кандалакши в Череповец таким путем доставляется железорудный концентрат. С Дона и Камы поступает уголь для Ленинграда и Кольского полуострова.

Строится новый флот — нефтерудовозы. Они повезут по Волго-Балту с юга нефть, а с севера Кольскую РУДУ-
Волго-Балту принадлежит уже более 20% всего грузооборота речного флота страны. По протяженности и числу гидросооружений это один из крупнейших в мире водных путей. Вот 'несколько цифр для сравнения: длина Волго-Балта 361 км, Беломорско-Балтийского — 227, Суэцкого — 161, канала имени Москвы — 128, Волго-Донского— 101, Панамского — 81,6 км.
Древнее Онего стало международной транспортной магистралью.

В 1965 г. по озеру перевезено 7 млн. т грузов, из них 42% транзитных.

Хозяйственное значение озера огромно. Оно используется для судоходства, рыбного промысла, водоснабжения предприятий и населенных пунктов и т. д. и приносит значительный доход. В 1966 г. из 10 млн. рублей, полученных от использования озера, 4,7 принес водный транспорт, 1,2— рыбный промысел, 2,8 — водоснабжение и 1,2 млн. рублей — гидроэнергия. Водный транспорт перевозит в основном лес (примерно 60% всех перевозок), минерально-строительные материалы (10%), каменный уголь (10%), руду (8%). Немало перевозится и пассажиров — около 280 тысяч человек в год.

Онего. Б.Богословский, Ю.Георгиевский
Ленинград, 1969

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное