Водные пути Онежского озера | Волго-Балт
Просмотров: 1938
ВОЛГО-БАЛТ
Летом 1964 г. открылся реконструированный Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина — один из важнейших водных путей страны. В единую транспортную систему вошли Балтийское, Белое, Каспийское Азовское и Черное моря, Ладожское и Онежское озера.
В царской России Карелия выделялась своим исключительным бездорожьем. Лишь к концу первой мировой войны были отпущены средства на строительство Мурманской железной дороги, связавшей незамерзающий порт Мурманск со столицей России. Дорога прошла через всю Карелию с юга на север, это и теперь главная транспортная магистраль республики. Мощные быстроходные локомотивы водят по ней поезда и комфортабельные пассажирские экспрессы «Северное сияние», «Арктика».
Несмотря на самую современную техническую оснастку, Мурманская магистраль и все ее ответвления не могут заменить водные пути сообщения.
Старой Мариинской системы и Беломорско-Балтийского канала давно уже было недостаточно для обслуживания перевозок на Северо-Западе Европейской территории нашей страны.
По Мариинской системе, просуществовавшей более 150 лет, могли плавать только мелкие суда и баржи с небольшой осадкой и грузоподъемностью не свыше 700 т. Они преодолевали на своем пути 39 мелких деревянных шлюзов, управляемых вручную. Путь от Рыбинского водохранилища до Ленинграда суда преодолевали за 25—30 суток, и перевозки по воде обходились в два-три раза дороже, чем по железной дороге. Грузы, идущие с Волги, Камы и Дона (после постройки Волго-Донского канала) на крупнотоннажных судах, в Ярославле и Рыбинске переваливали или на железнодорожный транспорт, или на суда малой грузоподъемности.
Проект Волго-Балтийского водного пути был утвержден в мае 1956 г. Намечалось соорудить девять железобетонных шлюзов, но в процессе строительства решили оставить семь шлюзов и увеличить глубину канала. Новый путь прокладывали рядом с действующим старым.
К весне 1964 г. было построено семь автоматизированных шлюзов из железобетона и стали, сооружено четыре гидроузла с шестью шлюзами и двумя гидроэлектростанциями на реке Вытегре: Вытегорский, Бело-усовский, Новинковский и Пахомовский.
Новинковский гидроузел расположен на самом крутом участке Балтийского склона — здесь три шлюза. Каждый новый шлюз заменяет пять старых. (В память о прошлом Вытегорский музей получил первый шлюз Мариинской системы.) От Вытегорского участка трасса идет по Ковже, Белому озеру и Шексне. Белозерский канал служит для переброски небольших судов, буксирующих баржи. На Шексне сооружен пятый гидроузел с седьмым шлюзом. В этом месте плотина подняла уровень воды на 13 м, образовалось Череповецкое водохранилище длиной 265 км.
В теле плотины Череповецкого гидроузла установлены уникальные генераторы, которые на 22% увеличивают мощность гидростанции по сравнению с обычными машинами.
В строительный комплекс Волго-Балта, помимо пяти гидроузлов и семи шлюзов, входят 5 железобетонных плотин, 3 гидростанции, 11 пристаней, 24 земляных плотины и дамбы, судоходные искусственные каналы общей протяженностью 64 км и 4 водохранилища длиной 294 км.
Первые суда прошли по каналу в июне 1964 г. Теплоходы грузоподъемностью до 5000 т идут от Ленинграда до Череповца 2,5 суток (вместо 18). Объем перевозок с 1960 по 1965 г. вырос с 2,77 до 5,3 млн. т. К 1970 г. он увеличится до 13—15 млн. т. Стоимость перевозки тонны зерна по новому пути снизилась на 1,5 рубля, угля — более чем на 2 рубля, железорудного концентрата — на 1,3 рубля.
На Онежском озере, неподалеку от Медвежьегорска, в Пергубе строится крупный порт — перевалочный пункт для нефелинового и апатитового концентратов, поступающих с Кольского полуострова. К специальным портовым сооружениям подойдут железнодорожные составы, ссыпят груз в бункера, а оттуда его перебросят в трюмы судов.
С открытием Волго-Балта интенсивнее используются природные строительные материалы Карелии (гранит, песок, гравий)
Металл из Череповца доставляют теперь в порты ГДР без перегрузки. Идут по Волго-Балту теплоходы с шихтой в Финляндию, Данию, Швецию. Упростилась перевозка нефти с Волги в Финляндию. Раньше предназначенные для Хельсинки нефтепродукты с Ярославского нефтеперерабатывающего завода отправляли в железнодорожных цистернах в Одессу. Там их перегружали в танкеры, и они шли в Финляндию вокруг Европы (10 тыс. км). Теперь путь из Ярославля в Хельсинки сократился до 1400 км.
Стали возможны так называемые смешанные перевозки: железная дорога — река или море. Петрозаводск становится перевалочным пунктом для переброски нефтепродуктов с речных судов на железную дорогу. Из Кандалакши в Череповец таким путем доставляется железорудный концентрат. С Дона и Камы поступает уголь для Ленинграда и Кольского полуострова.
Строится новый флот — нефтерудовозы. Они повезут по Волго-Балту с юга нефть, а с севера Кольскую РУДУ-
Волго-Балту принадлежит уже более 20% всего грузооборота речного флота страны. По протяженности и числу гидросооружений это один из крупнейших в мире водных путей. Вот 'несколько цифр для сравнения: длина Волго-Балта 361 км, Беломорско-Балтийского — 227, Суэцкого — 161, канала имени Москвы — 128, Волго-Донского— 101, Панамского — 81,6 км.
Древнее Онего стало международной транспортной магистралью.
В 1965 г. по озеру перевезено 7 млн. т грузов, из них 42% транзитных.
Хозяйственное значение озера огромно. Оно используется для судоходства, рыбного промысла, водоснабжения предприятий и населенных пунктов и т. д. и приносит значительный доход. В 1966 г. из 10 млн. рублей, полученных от использования озера, 4,7 принес водный транспорт, 1,2— рыбный промысел, 2,8 — водоснабжение и 1,2 млн. рублей — гидроэнергия. Водный транспорт перевозит в основном лес (примерно 60% всех перевозок), минерально-строительные материалы (10%), каменный уголь (10%), руду (8%). Немало перевозится и пассажиров — около 280 тысяч человек в год.
Летом 1964 г. открылся реконструированный Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина — один из важнейших водных путей страны. В единую транспортную систему вошли Балтийское, Белое, Каспийское Азовское и Черное моря, Ладожское и Онежское озера.
В царской России Карелия выделялась своим исключительным бездорожьем. Лишь к концу первой мировой войны были отпущены средства на строительство Мурманской железной дороги, связавшей незамерзающий порт Мурманск со столицей России. Дорога прошла через всю Карелию с юга на север, это и теперь главная транспортная магистраль республики. Мощные быстроходные локомотивы водят по ней поезда и комфортабельные пассажирские экспрессы «Северное сияние», «Арктика».
Несмотря на самую современную техническую оснастку, Мурманская магистраль и все ее ответвления не могут заменить водные пути сообщения.
Старой Мариинской системы и Беломорско-Балтийского канала давно уже было недостаточно для обслуживания перевозок на Северо-Западе Европейской территории нашей страны.
По Мариинской системе, просуществовавшей более 150 лет, могли плавать только мелкие суда и баржи с небольшой осадкой и грузоподъемностью не свыше 700 т. Они преодолевали на своем пути 39 мелких деревянных шлюзов, управляемых вручную. Путь от Рыбинского водохранилища до Ленинграда суда преодолевали за 25—30 суток, и перевозки по воде обходились в два-три раза дороже, чем по железной дороге. Грузы, идущие с Волги, Камы и Дона (после постройки Волго-Донского канала) на крупнотоннажных судах, в Ярославле и Рыбинске переваливали или на железнодорожный транспорт, или на суда малой грузоподъемности.
Проект Волго-Балтийского водного пути был утвержден в мае 1956 г. Намечалось соорудить девять железобетонных шлюзов, но в процессе строительства решили оставить семь шлюзов и увеличить глубину канала. Новый путь прокладывали рядом с действующим старым.
К весне 1964 г. было построено семь автоматизированных шлюзов из железобетона и стали, сооружено четыре гидроузла с шестью шлюзами и двумя гидроэлектростанциями на реке Вытегре: Вытегорский, Бело-усовский, Новинковский и Пахомовский.
Новинковский гидроузел расположен на самом крутом участке Балтийского склона — здесь три шлюза. Каждый новый шлюз заменяет пять старых. (В память о прошлом Вытегорский музей получил первый шлюз Мариинской системы.) От Вытегорского участка трасса идет по Ковже, Белому озеру и Шексне. Белозерский канал служит для переброски небольших судов, буксирующих баржи. На Шексне сооружен пятый гидроузел с седьмым шлюзом. В этом месте плотина подняла уровень воды на 13 м, образовалось Череповецкое водохранилище длиной 265 км.
В теле плотины Череповецкого гидроузла установлены уникальные генераторы, которые на 22% увеличивают мощность гидростанции по сравнению с обычными машинами.
В строительный комплекс Волго-Балта, помимо пяти гидроузлов и семи шлюзов, входят 5 железобетонных плотин, 3 гидростанции, 11 пристаней, 24 земляных плотины и дамбы, судоходные искусственные каналы общей протяженностью 64 км и 4 водохранилища длиной 294 км.
Первые суда прошли по каналу в июне 1964 г. Теплоходы грузоподъемностью до 5000 т идут от Ленинграда до Череповца 2,5 суток (вместо 18). Объем перевозок с 1960 по 1965 г. вырос с 2,77 до 5,3 млн. т. К 1970 г. он увеличится до 13—15 млн. т. Стоимость перевозки тонны зерна по новому пути снизилась на 1,5 рубля, угля — более чем на 2 рубля, железорудного концентрата — на 1,3 рубля.
На Онежском озере, неподалеку от Медвежьегорска, в Пергубе строится крупный порт — перевалочный пункт для нефелинового и апатитового концентратов, поступающих с Кольского полуострова. К специальным портовым сооружениям подойдут железнодорожные составы, ссыпят груз в бункера, а оттуда его перебросят в трюмы судов.
С открытием Волго-Балта интенсивнее используются природные строительные материалы Карелии (гранит, песок, гравий)
Металл из Череповца доставляют теперь в порты ГДР без перегрузки. Идут по Волго-Балту теплоходы с шихтой в Финляндию, Данию, Швецию. Упростилась перевозка нефти с Волги в Финляндию. Раньше предназначенные для Хельсинки нефтепродукты с Ярославского нефтеперерабатывающего завода отправляли в железнодорожных цистернах в Одессу. Там их перегружали в танкеры, и они шли в Финляндию вокруг Европы (10 тыс. км). Теперь путь из Ярославля в Хельсинки сократился до 1400 км.
Стали возможны так называемые смешанные перевозки: железная дорога — река или море. Петрозаводск становится перевалочным пунктом для переброски нефтепродуктов с речных судов на железную дорогу. Из Кандалакши в Череповец таким путем доставляется железорудный концентрат. С Дона и Камы поступает уголь для Ленинграда и Кольского полуострова.
Строится новый флот — нефтерудовозы. Они повезут по Волго-Балту с юга нефть, а с севера Кольскую РУДУ-
Волго-Балту принадлежит уже более 20% всего грузооборота речного флота страны. По протяженности и числу гидросооружений это один из крупнейших в мире водных путей. Вот 'несколько цифр для сравнения: длина Волго-Балта 361 км, Беломорско-Балтийского — 227, Суэцкого — 161, канала имени Москвы — 128, Волго-Донского— 101, Панамского — 81,6 км.
Древнее Онего стало международной транспортной магистралью.
В 1965 г. по озеру перевезено 7 млн. т грузов, из них 42% транзитных.
Хозяйственное значение озера огромно. Оно используется для судоходства, рыбного промысла, водоснабжения предприятий и населенных пунктов и т. д. и приносит значительный доход. В 1966 г. из 10 млн. рублей, полученных от использования озера, 4,7 принес водный транспорт, 1,2— рыбный промысел, 2,8 — водоснабжение и 1,2 млн. рублей — гидроэнергия. Водный транспорт перевозит в основном лес (примерно 60% всех перевозок), минерально-строительные материалы (10%), каменный уголь (10%), руду (8%). Немало перевозится и пассажиров — около 280 тысяч человек в год.
Онего. Б.Богословский, Ю.Георгиевский
Ленинград, 1969
Ленинград, 1969