Карельская свадебная обрядность
Просмотров: 3241
Карельская свадебная обрядность Ю.Ю.Сурхаско. КФ АН СССР, Ленинград, 1977
Юго Юльевич Сурхаско
КАРЕЛЬСКАЯ СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
(конец XIX—начало XX в.)
КАРЕЛЬСКАЯ СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
(конец XIX—начало XX в.)
Монография представляет собой исследование традиционного карельского свадебного ритуала, основные обряды которого рассматриваются в их взаимосвязях и последовательности на фоне этнической, социально-экономической и культурной истории карел КАССР. Особое внимание уделяется этнической специфике обрядности, и прежде всего многочисленным пережиткам древних форм общественного и семейного быта, а также дохристианским религиозно-магическим представлениям карельского крестьянства...
Обрядовая жизнь народов, в частности свадебная обрядность, — традиционная тема этнографических исследований. Свадебные обряды карельского народа тоже подвергались изучению как отечественными, так и зарубежными этнографами. Тем не менее появление труда Ю. 10. Сурхаско знаменует собой важный этап в изучении обрядовой жизни карельского парода, а также, может быть, возникновение еще одного подхода к исследованию обрядов вообще.
Работа Ю. Ю. Сурхаско — капитальный труд, в котором автор поставил себе целью прежде всего составить максимально подробное описание карельских свадебных обрядов в реальной последовательности их соблюдения и бытования, создать своеобразный свод сведений по этим вопросам.
Подробность, детальность, внимание к частностям, направленные па выявление строгой последовательности протекания свадеб-пого ритуала, вывели автора за рамки эмпирического словесного описания и позволили прийти к весьма существенным обобщениям, к пониманию внутренней логики совершавшихся обрядовых действий. Изучение механизма взаимодействия элементов свадебного ритуала дало возможность построить направленную модель имплицитных связей (с их вариантами) — важнейшее условие для дальнейшего исследования структуры свадебного ритуала на более абстрактном уровне функциональной модели.
Ю. Ю. Сурхаско стремится проследить развитие каждого элемента свадебного ритуала в той мере, в какой это вообще возможно, опираясь на этнографический материал и углубляя свой анализ хронологически подчас до последней трети XVIII столетия. Таким образом, в его исследовании нарисована довольно стройная картина развития карельской свадебной обрядности за ряд десятилетий.
Подлинно исторический подход неотделим от анализа социальной сущности и социальной обусловленности изучаемого объекта в контексте действительного исторического развития изучаемого региона и всей страны. Ю. Ю. Сурхаско со знанием дела и в необходимой мере вводит в свое исследование сведения, касающиеся экономической, социально-политической, культурно-языковой истории Карелии, принимает во внимание особенности развития ее отдельных районов, говорит о внедрении в карельскую деревню капиталистических отношений в XIX в., особенно в его второй половине, что вызвало классовое расслоение в среде карельского крестьянства и прямо, а также косвенно повлияло на ход эволюции народной обрядности. Рассмотрение свадебных обрядов с точки зрения классового состава общества, имущественных и иных социальных отношений, складывающихся на разных этапах в карельской деревне, делает труд Ю. Ю. Сурхаско интересным документом, освещающим исторический процесс с обыденной, бытовой стороны, в его повседневных поведенческих проявлениях.
Работа Ю. Ю. Сурхаско — этнографическое исследование. Это означает (помимо всего прочего), что автор поставил перед собой задачу изучить соотношение между непосредственным объектом исследования — карельским свадебным ритуалом — и более широким и сложным явлением — карельским этносом. Автор прослеживает эти связи, он видит частичное совпадение и частичное несовпадение границ этих явлений и стремится выяснить причины, породившие такую сложную ситуацию. Многочисленные и разнообразные проверенные и систематизированные факты, использование обширного круга фольклорных, исторических и этнографических источников, сопоставления с аналогичными данными, относящимися к этнографии соседних (этнически родственных и неродственных) пародов, приводят исследователя к интересным заключениям этноисторичсского характера.
Ю. 10. Сурхаско с 1964 г. систематически участвует в этнографических экспедициях. Это дало возможность построить исследование не только па литературных, но и па полевых материалах, собранных по современной методике.
Разумеется, монография, предложенная читателю, не охватывает всех вопросов изучения карельской традиционной свадьбы. Генезис отдельных элементов обрядности, их семантика, развернутое историческое объяснение сходств и различий карельской свадьбы со свадебными ритуалами родственных финно-угорских или других народов, населяющих северо-восточные районы Европы, проблемы современной трансформации брачной обрядности, соотношение и историческое развитие функций обрядов и обрядового фольклора и многие другие вопросы еще ждут своего исследования. Хочется пожелать автору не только продолжить собирание материала (особенно полевого), но и сосредоточить внимание па выявлении закономерностей функционирования и развития свадебной обрядности.
К. Чистов, В. Пименов
ОГЛАВЛЕНИЕ
От редакторов.............................................. . . 3
Введение ......................................................... 5
Краткий историографический очерк (5). — Обзор источников (21). — Задачи и методы исследования (26). —Краткая историко-этнографическая справка (33).
Глава 1. Обычаи и обряды добрачного периода .................... 37
Семья и брак у карел в конце XIX—начале XX в. (37). — Положение молодежи в семье. Брачпый возраст (42). —
О роли праздников (45). — Беседы, гулянья, игрища (48).— «Лемби» и любовная магия (52). — Взаимоотношения парней и девушек (55).
Глава 2. Сватовство.............................................. 58
Свадьба как основная форма заключения брака (58). —
Общая схема ритуала (58). — Предпосылки сватовства (61). — Семейный совет в доме жениха (61). — Состав сватов (66). —Сборы и отправление сватов (72). — Предварительное сватовство (73). — Прием сватов и начало переговоров (74).— Совет родственников невесты — «дума» (77).— Поведение посторонних во время сватовства (79). — Объявление ответа сватам (80). — Скрепление договора (82). — Завершение сватовства (85). — Начало причитывания (86).— Сватовство как начало свадьбы (88).
Глава 3. Предсвадебная обрядность .............................. 90
Взаимоотношепия между «родами» жениха и невесты (90). — Согласование экономических вопросов (93). — Официальное завершение переговоров (97). —Обрядовая подготовка жениха н невесты к браку (101). — Приготовление приданого и даров (111).
Глава 4. Свадьба в доме невесты ................................
Начало собственно свадьбы (113). — Свадебный поезд (121). — Приготовления к свадебному пиру п утренпие обряды в доме невесты (126). — Прибытие поезжан в дом невесты (129).— «Выводной стол» (132). — Особенпости поведения жениха и певесты во время «выводного стола» (137). — Прощание невесты с девичеством и родным домом (141). — «Окручение» невесты (145).— Обряды, сопутствующие «выводному столу» (150). — Выдача невесты жениху (155). — Проводы свадебного поезда (158).
2П«