водный маршрут №8 | По реке Охте
Просмотров: 1761
Протяженность — 245 км. Число ходовых дней — 14. Сезонность — июль — август. Категория сложности—III.
Маршрут проходит по северной части Карельской АССР. Охта берет начало из озера Ватулма на высоте 123 м над уровнем моря и впадает в Кемь справа выше поселка Подужемье. Охта отличается своеобразной структурой, характерной для многих рек Карелии. Это, по существу, озерно-речная система, состоящая из чередования озер с соединяющими их короткими речными участками. Охта протекает через 15 озер и пересекает значительное количество моренных гряд, образуя многочисленные пороги и перекаты.
Благодаря большому количеству озер, питающих бассейн Охты, река многоводна, несмотря на небольшую длину — около 180 км. Средняя скорость течения 2—3 км/час, основной перепад приходится на пороги, где скорость резко увеличивается. Маршрут по Ох-те — один из наиболее живописных карельских маршрутов. Кроме того, он служит хорошей школой преодоления порогов, сложность которых постепенно возрастает к концу похода. На Охте несколько плотин, построенных для регулирования проводившегося здесь лесосплава. Почти все они проходятся после предварительного осмотра.
Подъезд к началу маршрута — от станции Сосновец железной дороги Ленинград — Мурманск до поселка Кевятозеро попутным автотранспортом: сесть с багажом на автобус, идущий в Машозеро, трудно. Выходить надо на берегу Кевятозера, не доезжая 6 км до поселка.
До выезда необходимо сделать все закупки, поскольку до конца маршрута населенных пунктов нет. Все деревни, указанные в старых картах, переселены. К истоку Охты нужно плыть на запад, придерживаясь правого по ходу северного берега. Ориентир — деревянный мост через Охту. Вначале Охта узкая, берега топкие, лес далеко. Перед Куккомозером — разрушенная плотина № 1 и 4 несложных порога. Куккомозеро очень красиво. Его высокие берега покрыты хвойным лесом; изобилие черники, голубики, грибов. В озере и реке отлично ловится рыба. И так на всем маршруте.
Перед Муезером — плотина № 2 и три порога. Наиболее сложный — третий. При северном ветре на озере поднимается крупная волна, и лучше подождать до вечера, когда ветер стихнет. Исток Охты — в северо-восточном углу озера. На выходе из озера — плотина № 3. Следующий, 20-километровый участок реки между Муезером и Юлеозером по характеру берегов можно разделить на два участка. На первом — берега низкие, покрытые смешанным лесом. Все 6 небольших порогов проходимы, а при низкой воде потребуется частичная проводка судов. На втором участке берега болотистые, местами видны засохшие сосны. Затем Охта впадает в большое Юлеозеро. По его берегам выходы гранита — «бараньи лбы».
Поскольку основная протока в следующее — Алозеро мелка, нужно идти более длинной протокой через озеро Ригрека. Для этого, войдя в Юлеозеро, держаться правого по ходу берега, а в протоке (в юго-восточном углу озера) придерживаться левого, северного, берега. На выходе из Алозера (в северном конце) — плотина № 4, похожая на предыдущие.
На участке до озера Лежево 7 порогов. Все они проходимы по главной струе. После порога Островного Охта разливается, и до выхода в озеро Лежево берега ее низкие, топкие. Выйдя в озеро, надо держать курс на северо-запад, на противоположный берег (на мыс). Перейдя на другую сторону, придерживаться правого по ходу берега, чтобы не пропустить исток Охты. На выходе в реку — плотина № 5, с крутым сливом и стоячими волнами. Ниже плотины № 5 река узкая, но глубокая и быстро вливается в очередное небольшое озеро. Между ним и Пебозером три порога, обрамленных ряжевыми стенками, пороги проходимы по главной струе. Наиболее сложный, третий, при низкой воде надо обносить. Пороги называются Мельничный, Терге-порог и Пебозерский.
Выйдя в Пебозеро, нужно идти вдоль правого, по ходу, берега и, обогнув мыс, пересечь озеро в северном направлении. Короткая протока соединяет его со следующим озером — Вороньим, с изрезанной береговой линией и большим количеством островов, поросших лесом, с удобными стоянками. Озеро надо проходить поперек (на север). На выходе реки из озера — последняя плотина, № 6, а ниже ее один за другим пороги безымянный и Олений.
После порогов Охта впадает в мелкое, длинное Корнизозеро, последнее на маршруте. За ним два небольших островка, которые нужно обходить слева. У первого острова нетрудный порог, а у второго — сложный Пиче-порог длиной около 400 м. На этом участке реки берега невысокие, сухие, поросшие смешанным лесом. От Пичепорога до непроходимого Кивиристи встретятся 10 порогов. Из них наиболее опасны второй — Кожаный, третий — Ойнегайне и пятый—Лоунапорог.
Исключительно красиво сочетание порогов Хэмег и Кивиристи, разделенных круглым, глубоким омутом, после которого вода устремляется в узкое (до 8 м) ущелье со стенами до 20 м высотой. Опытные группы могут пройти Хэмег и пристать к левому берегу омута, что сократит обнос Кивиристи до 200 м, а если обносить и Хэмег, длина волока достигнет 600 м. На участке от Кивиристи до впадения Охты в Кемь еще 17 порогов. Первые шесть особой трудности не представляют, а седьмой — Печкопорог, длиной около 500 м,— сложный. Его лучше проходить в два приема и с обязательной страховкой. Дальше следует еще 6 порогов и низкогабаритный мост, проходимость которого зависит от уровня воды в реке.
От моста на протяжении 5—6 км спокойный участок, а затем непроходимый Тютерин-порог, который нужно обнести по левому берегу (100 м). После него примерно через 4 км несложный Курнапорог и еще через 1 км, за поворотом, последний непроходимый и очень красивый Охтапорог. Обнос 200 м по тропе, справа. Ниже Охта спокойно течет и перед впадением в Кемь становится уже.
Выйдя в Кемь, надо перейти на левый берег и спуститься 2—3 км к плотине ГЭС. Раньше здесь находился крупнейший порог Карелии— Вуочаж. Около ГЭС маршрут заканчивается.
Разобрав байдарки, надо выходить на шоссе, идущее параллельно берегу, и на попутном автотранспорте или рейсовом автобусе ехать в город Кемь. В Кеми рекомендуется осмотреть памятник архитектуры — Успенский собор 1714—1717 годов. Из Кеми можно на теплоходе съездить на Соловецкие острова и осмотреть Соловецкий монастырь. На эту поездку надо не менее 2—3 дней, так как в случае шторма может быть перерыв в сообщении с материком.
В высокую воду маршрут можно удлинить на 20 км, пройдя из озера Лежево по Средней Охте с выходом в озеро Воронье. Исток Средней Охты в западном конце озера Лежево. На Средней Охте непроходимый порог — Кейхень (обнос 200 м). Следует помнить, что на режиме нижнего течения Охты могла сказаться плотина ГЭС в Подужемье.
Маршрут проходит по северной части Карельской АССР. Охта берет начало из озера Ватулма на высоте 123 м над уровнем моря и впадает в Кемь справа выше поселка Подужемье. Охта отличается своеобразной структурой, характерной для многих рек Карелии. Это, по существу, озерно-речная система, состоящая из чередования озер с соединяющими их короткими речными участками. Охта протекает через 15 озер и пересекает значительное количество моренных гряд, образуя многочисленные пороги и перекаты.
Благодаря большому количеству озер, питающих бассейн Охты, река многоводна, несмотря на небольшую длину — около 180 км. Средняя скорость течения 2—3 км/час, основной перепад приходится на пороги, где скорость резко увеличивается. Маршрут по Ох-те — один из наиболее живописных карельских маршрутов. Кроме того, он служит хорошей школой преодоления порогов, сложность которых постепенно возрастает к концу похода. На Охте несколько плотин, построенных для регулирования проводившегося здесь лесосплава. Почти все они проходятся после предварительного осмотра.
Подъезд к началу маршрута — от станции Сосновец железной дороги Ленинград — Мурманск до поселка Кевятозеро попутным автотранспортом: сесть с багажом на автобус, идущий в Машозеро, трудно. Выходить надо на берегу Кевятозера, не доезжая 6 км до поселка.
До выезда необходимо сделать все закупки, поскольку до конца маршрута населенных пунктов нет. Все деревни, указанные в старых картах, переселены. К истоку Охты нужно плыть на запад, придерживаясь правого по ходу северного берега. Ориентир — деревянный мост через Охту. Вначале Охта узкая, берега топкие, лес далеко. Перед Куккомозером — разрушенная плотина № 1 и 4 несложных порога. Куккомозеро очень красиво. Его высокие берега покрыты хвойным лесом; изобилие черники, голубики, грибов. В озере и реке отлично ловится рыба. И так на всем маршруте.
Перед Муезером — плотина № 2 и три порога. Наиболее сложный — третий. При северном ветре на озере поднимается крупная волна, и лучше подождать до вечера, когда ветер стихнет. Исток Охты — в северо-восточном углу озера. На выходе из озера — плотина № 3. Следующий, 20-километровый участок реки между Муезером и Юлеозером по характеру берегов можно разделить на два участка. На первом — берега низкие, покрытые смешанным лесом. Все 6 небольших порогов проходимы, а при низкой воде потребуется частичная проводка судов. На втором участке берега болотистые, местами видны засохшие сосны. Затем Охта впадает в большое Юлеозеро. По его берегам выходы гранита — «бараньи лбы».
Поскольку основная протока в следующее — Алозеро мелка, нужно идти более длинной протокой через озеро Ригрека. Для этого, войдя в Юлеозеро, держаться правого по ходу берега, а в протоке (в юго-восточном углу озера) придерживаться левого, северного, берега. На выходе из Алозера (в северном конце) — плотина № 4, похожая на предыдущие.
На участке до озера Лежево 7 порогов. Все они проходимы по главной струе. После порога Островного Охта разливается, и до выхода в озеро Лежево берега ее низкие, топкие. Выйдя в озеро, надо держать курс на северо-запад, на противоположный берег (на мыс). Перейдя на другую сторону, придерживаться правого по ходу берега, чтобы не пропустить исток Охты. На выходе в реку — плотина № 5, с крутым сливом и стоячими волнами. Ниже плотины № 5 река узкая, но глубокая и быстро вливается в очередное небольшое озеро. Между ним и Пебозером три порога, обрамленных ряжевыми стенками, пороги проходимы по главной струе. Наиболее сложный, третий, при низкой воде надо обносить. Пороги называются Мельничный, Терге-порог и Пебозерский.
Выйдя в Пебозеро, нужно идти вдоль правого, по ходу, берега и, обогнув мыс, пересечь озеро в северном направлении. Короткая протока соединяет его со следующим озером — Вороньим, с изрезанной береговой линией и большим количеством островов, поросших лесом, с удобными стоянками. Озеро надо проходить поперек (на север). На выходе реки из озера — последняя плотина, № 6, а ниже ее один за другим пороги безымянный и Олений.
После порогов Охта впадает в мелкое, длинное Корнизозеро, последнее на маршруте. За ним два небольших островка, которые нужно обходить слева. У первого острова нетрудный порог, а у второго — сложный Пиче-порог длиной около 400 м. На этом участке реки берега невысокие, сухие, поросшие смешанным лесом. От Пичепорога до непроходимого Кивиристи встретятся 10 порогов. Из них наиболее опасны второй — Кожаный, третий — Ойнегайне и пятый—Лоунапорог.
Исключительно красиво сочетание порогов Хэмег и Кивиристи, разделенных круглым, глубоким омутом, после которого вода устремляется в узкое (до 8 м) ущелье со стенами до 20 м высотой. Опытные группы могут пройти Хэмег и пристать к левому берегу омута, что сократит обнос Кивиристи до 200 м, а если обносить и Хэмег, длина волока достигнет 600 м. На участке от Кивиристи до впадения Охты в Кемь еще 17 порогов. Первые шесть особой трудности не представляют, а седьмой — Печкопорог, длиной около 500 м,— сложный. Его лучше проходить в два приема и с обязательной страховкой. Дальше следует еще 6 порогов и низкогабаритный мост, проходимость которого зависит от уровня воды в реке.
От моста на протяжении 5—6 км спокойный участок, а затем непроходимый Тютерин-порог, который нужно обнести по левому берегу (100 м). После него примерно через 4 км несложный Курнапорог и еще через 1 км, за поворотом, последний непроходимый и очень красивый Охтапорог. Обнос 200 м по тропе, справа. Ниже Охта спокойно течет и перед впадением в Кемь становится уже.
Выйдя в Кемь, надо перейти на левый берег и спуститься 2—3 км к плотине ГЭС. Раньше здесь находился крупнейший порог Карелии— Вуочаж. Около ГЭС маршрут заканчивается.
Разобрав байдарки, надо выходить на шоссе, идущее параллельно берегу, и на попутном автотранспорте или рейсовом автобусе ехать в город Кемь. В Кеми рекомендуется осмотреть памятник архитектуры — Успенский собор 1714—1717 годов. Из Кеми можно на теплоходе съездить на Соловецкие острова и осмотреть Соловецкий монастырь. На эту поездку надо не менее 2—3 дней, так как в случае шторма может быть перерыв в сообщении с материком.
В высокую воду маршрут можно удлинить на 20 км, пройдя из озера Лежево по Средней Охте с выходом в озеро Воронье. Исток Средней Охты в западном конце озера Лежево. На Средней Охте непроходимый порог — Кейхень (обнос 200 м). Следует помнить, что на режиме нижнего течения Охты могла сказаться плотина ГЭС в Подужемье.
Плечко Л. А. и Сабанеева И. П.
Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., «Физкультура и спорт», 1973.
Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., «Физкультура и спорт», 1973.