маршрут №19 | по рекам Ивине, Свири, Онежским каналам
Просмотров: 1770
Карелия: Онежское озеро, Онежский канал
Протяженность—155 км. Число ходовых дней — 9. Сезонность — июль — август. Категория сложности—I
Маршрут проходит по Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областям. Ивина — правый приток Свирр — берет начало у северных склонов Шокшинской возвышенности, в 20 км от Петрозаводска, и впадает в северо-западную оконечность Ивинского разлива Верхне-Свирского водохранилища. Ивина — мелкая, извилистая речка, течет в высоких лесистых берегах. В верхнем и среднем течении ряд порогов и перекатов. За 5—6 км до впадения в водохранилище ширина реки достигает 100—150 м, течение замедляется.
Подъезд к началу маршрута — от станции Ладва железнодорожной линии Волховстрой — Петрозаводск попутным автотранспортом до поселка Ладва. На Ивине до устья встретятся 3—4 порога и несколько перекатов. Проходимость в зависимости от уровня воды в реке. От поселка Ладва до водохранилища населенных пунктов нет.
Выйдя в Ивинский разлив, повернуть налево и идти вдоль левого, по ходу, северного берега до широкого горла большого залива, идущего в северо-восточном направлении. Пролив пересекать на юго-восток, на ближайший мыс, только при устойчивой тихой погоде. Западный и юго-западный берега большого плеса заболочены. Наилучший берег — восточный. На водохранилище хорошо ловится рыба, особенно в устьях речек. Миновав пролив, идти вдоль берега, не заходя на фарватер (интенсивное движение судов). Чем ближе к Вознесенью, тем больше заселенность берегов. От деревни Карнаволок, на левом берегу, до Онежского озера 6 км. На прямом участке Свири вдоль обоих ее берегов — Карнаволокский рейд для судов и плотов.
У истока Свири и устья Онежского обводного канала важный речной порт Вознесенье,
где сходятся пути из Москвы, Поволжья и Белого моря. Вознесенье связано автобусным сообщением: с левого берега — с городом Вытегра, а с правого — с Петрозаводском.
Онежский обводный канал, идущий вдоль южной части озера, сооружался в 1818—1820 и в 1845—1852 годах. Длина его 67 км при ширине около 50 м; от Онежского озера он проходит на расстоянии от 10 м до 1—2 км. Течение в канале еле заметно и направлено в сторону Свири. По берегу установлены километровые столбы. Берега местами болотистые, местами сухие, поросшие соснами. На 27-м километре слева каменная дамба, а за ней пляж. Переходя по дамбе, следует быть внимательным: здесь много гадюк. Через 2 км канал пересекает Мегрское озеро с низкими, болотистыми берегами. В нем хорошо ловится щука. Двигаться следует, придерживаясь судоходной обстановки, ориентируясь на домики рыбаков при входе в канал. Мегрское озеро соединено километровой протокой с Водлицким. После озера берега канала вскоре повышаются и начинается лес. Последние 10—15 км перед рекой Вытегрой берега опять болотистые.
Выйдя в Вытегру, повернуть направо против течения и пройти 10 км до одноименного города. Город связан регулярным пароходным сообщением с Петрозаводском и Ленинградом. Маршрут заканчивается на правом берегу, не доходя Вытегорского гидроузла—первого из 7 шлюзов Волго-Балта.
Маршрут проходит по Карельской АССР, Ленинградской и Вологодской областям. Ивина — правый приток Свирр — берет начало у северных склонов Шокшинской возвышенности, в 20 км от Петрозаводска, и впадает в северо-западную оконечность Ивинского разлива Верхне-Свирского водохранилища. Ивина — мелкая, извилистая речка, течет в высоких лесистых берегах. В верхнем и среднем течении ряд порогов и перекатов. За 5—6 км до впадения в водохранилище ширина реки достигает 100—150 м, течение замедляется.
Подъезд к началу маршрута — от станции Ладва железнодорожной линии Волховстрой — Петрозаводск попутным автотранспортом до поселка Ладва. На Ивине до устья встретятся 3—4 порога и несколько перекатов. Проходимость в зависимости от уровня воды в реке. От поселка Ладва до водохранилища населенных пунктов нет.
Выйдя в Ивинский разлив, повернуть налево и идти вдоль левого, по ходу, северного берега до широкого горла большого залива, идущего в северо-восточном направлении. Пролив пересекать на юго-восток, на ближайший мыс, только при устойчивой тихой погоде. Западный и юго-западный берега большого плеса заболочены. Наилучший берег — восточный. На водохранилище хорошо ловится рыба, особенно в устьях речек. Миновав пролив, идти вдоль берега, не заходя на фарватер (интенсивное движение судов). Чем ближе к Вознесенью, тем больше заселенность берегов. От деревни Карнаволок, на левом берегу, до Онежского озера 6 км. На прямом участке Свири вдоль обоих ее берегов — Карнаволокский рейд для судов и плотов.
У истока Свири и устья Онежского обводного канала важный речной порт Вознесенье,
где сходятся пути из Москвы, Поволжья и Белого моря. Вознесенье связано автобусным сообщением: с левого берега — с городом Вытегра, а с правого — с Петрозаводском.
Онежский обводный канал, идущий вдоль южной части озера, сооружался в 1818—1820 и в 1845—1852 годах. Длина его 67 км при ширине около 50 м; от Онежского озера он проходит на расстоянии от 10 м до 1—2 км. Течение в канале еле заметно и направлено в сторону Свири. По берегу установлены километровые столбы. Берега местами болотистые, местами сухие, поросшие соснами. На 27-м километре слева каменная дамба, а за ней пляж. Переходя по дамбе, следует быть внимательным: здесь много гадюк. Через 2 км канал пересекает Мегрское озеро с низкими, болотистыми берегами. В нем хорошо ловится щука. Двигаться следует, придерживаясь судоходной обстановки, ориентируясь на домики рыбаков при входе в канал. Мегрское озеро соединено километровой протокой с Водлицким. После озера берега канала вскоре повышаются и начинается лес. Последние 10—15 км перед рекой Вытегрой берега опять болотистые.
Выйдя в Вытегру, повернуть направо против течения и пройти 10 км до одноименного города. Город связан регулярным пароходным сообщением с Петрозаводском и Ленинградом. Маршрут заканчивается на правом берегу, не доходя Вытегорского гидроузла—первого из 7 шлюзов Волго-Балта.
Плечко Л. А. и Сабанеева И. П.
Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., «Физкультура и спорт», 1973.
Водные маршруты СССР. Европейская часть. М., «Физкультура и спорт», 1973.