создание Ладожской флотилии
Просмотров: 1352
Бои на подступах к Ленинграду носили ожесточенный характер. Не сумев прорваться в город со стороны Луги, немецко-фашистские войска направили основной удар в направлении Новгород — Чудово. Сломив сопротивление обескровленных частей Красной Армии, 16-я гитлеровская армия к концу августа 1941 года заняла Колпино и вышла к Неве. В районе станции Мга была перерезана последняя железнодорожная магистраль, соединявшая Ленинград с центральными районами страны, а также водный путь по Неве в Ладожское озеро. К исходу дня 7 сентября фашисты заняли Шлиссельбург и вышли на южный берег Ладожского озера на участке от истоков Невы до поселка Бугры. Ленинград оказался полностью блокированным. Финские войска тем временем выходили к северному берегу озера. Обстановка требовала создания на Ладоге флотилии. Это намечалось сделать на базе отряда учебных кораблей, мобилизованных судов гражданских ведомств и кораблей Балтийского флота. В течение июля в состав флотилии вступили канонерские лодки «Бира», «Олекма», «Селемджа», «Нора», «Бурея» и «Лахта». 8 сторожевых катеров типа МО, 2 бронекатера, 11 катеров охраны каналов, сторожевой корабль «Пурга», 2 тральщика типа «Ижорец», 5 сторожевых катеров КМ и 10 катеров типа «Р». В Ленинграде заканчивалось формирование отряда транспортов. Общее число кораблей, вошедших в состав флотилии, к 30 августа 1941 превысило 80 единиц.
Между тем, особенно ожесточенные бои с наступавшими финскими войсками с 10 июля развернулись в 12—15 км к северо-востоку от Ладожского озера на участке от Ристалахти до Париккала. Группировка противника, состоявшая более чем из четырех дивизий, наносила здесь главный удар в стык между 7-й и 23-й армиями в общем направлении на Олонец. Одновременно с наступлением на олонецком направлении финские войска активизировали свои действия против соединений 23-й армии на Карельском перешейке.
Замысел врага состоял в том, чтобы кратчайшим путем прорваться к Ладожскому озеру, расчленить наши армии и, продолжая наступление по обоим берегам озера, соединиться с немецкими войсками.
В ходе боев советские войска, несмотря на численное превосходство неприятеля, не дали ему с ходу прорваться к Ладожскому озеру. Однако несмотря на героизм, проявленный бойцами, положение все осложнялось. 16 июля неприятель прорвал позиции 7-й армии, занял поселок Импилахти, город Питкяранту и отрезал от главных сил части 168-й стрелковой дивизии. К исходу 18 июля финны вышли в район Салми на северо-восточном побережье Ладожского озера, в результате чего разрыв между 7-й и 23-й армиями достиг по побережью более 75 км.
С выходом противника в район Салми — Питкяранта создалась непосредственная угроза дальнейшего продвижения фашистов на Видлицу и Олонец по дорогам вдоль восточного побережья Ладожского озера. Учитывая это, командование Северо-Западного направления приняло решение ликвидировать угрозу прорыва на Видлицу контрнаступлением части сил 7-й армии в направлении Питкяранта — Кителя. Одновременно было решено высадить силами Ладожской флотилии десант на острова Лункулансари и Мантсинсари. Предполагалось, что десант, захватив острова, создаст угрозу финским войскам с фланга и таким образом задержит их продвижение на Видлицу. Однако попытка высадить десант в этом районе закончилась неудачно.
Одновременно с этими событиями небольшой отряд кораблей флотилии действовал на флангах 19-го корпуса 23-й армии в северной части озера. Войска корпуса, ведя ожесточенные и кровопролитные бои, отступали к побережью. Особенно тяжелое положение складывалось на правом фланге корпуса в районе города Сортавала. 168-я стрелковая дивизия, оборонявшая этот участок фронта, вынуждена была отражать непрерывные атаки неприятеля, имевшего более чем трехкратное превосходство в силах.
В первых числах августа обстановка на этом участке фронта резко осложнилась. Крупные силы немецко-финских войск, поддерживаемые массированными ударами авиации, начали теснить 19-й стрелковый корпус к побережью, стремясь сбросить его в озеро.
В результате непрекращавшихся напряженных боев противник к 10 августа прорвал оборону 19-го стрелкового корпуса и вышел к побережью озера на участке город Лахденпохья — поселок Липпола, изолировав, таким образом, 142, 198 и 168-ю стрелковые дивизии от левофланговых соединений 23-й армии. Окруженные с суши дивизии 19-го корпуса оказались в чрезвычайно тяжелом положении. Было принято решение эвакуировать эти войска в район Кексгольма и на остров Валаам. 14 августа Ладожская флотилия начала эвакуацию войск. Несмотря на сильный артиллерийский огонь и налеты вражеской авиации, эвакуация в целом прошла успешно. В период с 14 по 21 августа на судах флотилии было вывезено около 24 тысяч бойцов и командиров, много боевой техники и различных грузов.
В ходе операции матросы и командиры Ладожской флотилии показали большое мужество и умение. Так, например, исключительный героизм проявил экипаж сторожевого катера МО-201 под командованием лейтенанта П. С. Колесника. Находясь у полуострова Рауталахти, катер подвергся ожесточенному обстрелу. Корабль получил до 20 пробоин, из строя вышел правый мотор, при взрыве убило и ранило несколько членов команды. Справившись с повреждениями, командир катера продолжал прикрывать посадку войск, пока последний боец не был посажен на судно.
Смело действовали и команды судов Северо-Западного речного пароходства (СЗРП), принимавшие участие в эвакуации войск. Командир транспорта «Чапаев» И. В. Дудников под огнем вражеской артиллерии принял на борт судна и благополучно вывез с полуострова Рауталахти около трех тысяч человек. Мужественно вела себя и команда буксира «Морской лев» под командованием В. 3. Ишеева. В последний день эвакуации буксир оставался в районе погрузки, пока не взял на борт всех бойцов отряда прикрытия и не доставил их на Валаам.