К ИСТОРИИ ВЕПСОВ (По материалам топонимики)
Просмотров: 4522
Карелия: Педасельга, Ладва, Кукеряги, вепсы, Шелтозеро, чудь, Михайловский сельсовет, олонецкий район, К-ФССР
Вепсы — одна из небольших народностей Советского Союза. По языку вепсы принадлежат к прибалтийско-финской группе. Не объединенные в одну административно-территориальную единицу, они проживают в Карело-Финской ССР (Шелтозерский р-н с районным центром с. Шелт-озеро); в Оятском, Подпорожском, Виницком, Ефимовском и Капшин-ском р-нах Ленинградской обл.; в Оштинском и Шольском р-нах Вологодской области.
Точное количество Вепсов в данное время нам не известно. До Великой Отечественной войны их насчитывалось около 35—40 тысяч, из них в Карело-Финской ССР — около 11 тысяч.
В годы Великой Отечественной войны на территории с вепсским населением происходили боевые действия с немецко-финскими захватчиками, линия фронта проходила южнее р. Свири. В связи с этим много вепсов эвакуировалось в глубь страны, откуда значительная их часть не возвратилась. После Великой Отечественной войны часть вепсов переселилась в район р. Свири, а также в города, в основном в Ленинград и Петрозаводск.
Краткие исторические сведения о вепсах
Некоторые ученые, в том числе лингвист, член-корреспондент АН СССР профессор Д. В. Бубрих, утверждают, что предками вепсов является древняя летописная Весь. В своей брошюре «Происхождение карельского народа» Д. В. Бубрих пишет: «Сто с небольшим лет тому назад знали только то, что на первых страницах летописи упоминается некое племя Весь. Об этом племени судили так же, как, например, о древнем племени Меря: было, мол, но растворилось среди русских. Однако наш академик А. М. Шёгрен открыл живых продолжателей Веси в лице вепсов — маленького народа, обитающего частью к югу от р. Свирь, а частью к северу от нее на берегу Онежского озера».
Д. В. Бубрих и сам, на основе языковых данных, топонимики и этнонимики, является убежденным сторонником этого мнения, т. е. того.
что современные вепсы не что иное, как потомки древней Веси «в широком смысле». ' Однако другие ученые, особенно историки, утверждают, что древняя летописная Весь, обитавшая в районе Белого озера, исчезла.
Проблема происхождения вепсов ждет еще своего разрешения, для чего необходимо провести большую исследовательскую работу лингвистам, этнографам и, особенно, историкам.
В данной статье мы бы хотели, опираясь на материалы топонимики обширного района, прилегающего к р. Свирь, высказать некоторые суждения о древнейшем населении этой территории. Топонимические данные района, на наш взгляд, убедительно подтверждают точку зрения Д. В. Бубриха, что племя Весь обитало в древнейшее время на значительно более обширной территории, нежели упоминаемый для Веси летописью район Белого озера, и поселения этой древней «веси» группировались широкой полосой вдоль водной магистрали от Ладожского озера на восток до Белого озера, т. е. по р. Свири и другим водным путям, связанным волоком с реками, впадающими в Белое озеро, а оттуда на Волгу. Это был путь из Балтийского моря в страны ближнего Востока (Среднюю Азию, Закавказье, Иран и др.), находившиеся в IX—X вв. под властью арабов.1 2 Этот же путь по р. Свири издревле и, особенно, после создания Древнерусского государства связывал центр северных русских земель — Новгород с огромными пространствами русского севера (с Прионежьем, Заволочьем и т. д.).
В настоящее время вепсы не имеют единой территории. Так назы ваемые северные шелтозерские вепсы живут на западном берегу Онежского озера между г. Петрозаводском и пос. Вознесенье в истоке р. Свири. Другая их часть обитает в 50—60 км южнее р. Свири. Между этими группами вепсов живет русское население. Тем не менее как северные, так и южные вепсы сохраняют один общенародный язык со всеми характерными для него общими признаками ( исключая диалектные различия): единый основной словарный фонд и единый грамматический строй языка.
В Михайловском сельсовете Олонецкого р-на Карело-Финской ССР, расположенном в 10 км севернее Свири в нижнем ее течении, живет население, которое называет себя дюдиками (люудилаажед, люудикуод). Об их этнонимике мы окажем ниже. Они сейчас зовутся карелами-люди-ками. Но в языке этих карел-людиков (при диалектном различии) мы находим те же самые общие признаки вепсского языка. Например,
появление шипящих звуков после и, наличие звонких согласных, и др. Несомненно, что они восходят к вепсам.
Исходя из этого можно заключить, что как севернее, так и южнее р. Свири живут этнически сходные группы населения, говорящие на одном языке, т. е. вепсы.
Чем же можно объяснить, что население Михайловского сельсовета Олонецкого р-на называет себя не вепсами, а людиками (людикуод, люудилаажед)? Это легко объясняется тем, что до Великой Октябрьской социалистической революции и вепсы себя не называли вепсами, за исключением! небольшой группы вепсов, проживающих в Ефимовском р-не, а называли себя так же, как и карелы-людики, — люудилаажед (людилайжед), т. е. 'людские, люди' (термин, пришедший, вероятно, от новгородских славян), а то просто миялашшед, т. е. 'нашенские'. Например: «говорю по-вепсски» — пагижен людикил, или пагижен миялаш-шикш, или пагижен тял келел (тду, келуу), т. е. «говорю по-людски», или «говорю по-нашенски», или «говорю на этом языке». «Этот» понимается как свой язык, остальные — все чужие. Очевидно, вепсы, называющие себя людидь, людилайжед, людикуод, люудикод, независимо от того, что они разделены в настоящее время широкой полосой русского населения, принадлежат по происхождению к одной этнической группе, т. е. к вепсам, как бы они сами сейчас себя ни называли и как бы ни называло цх русское население. 1
До Великой Октябрьской социалистической революции вепсов называли не вепсами, а чудью, чухарями. Это объясняется тем, что для русского населения многие инородцы, говорящие не по-русски, а на чужом для них языке, были «не своими», т. е. «чужими», отсюда и чудь, ч у х а р ь. Корень слов чудь, чухарь для нас ясен —■ это «не наш», чуж (ой), чуж (анин).2 Так русское население могло прозвать позднее X—XI вв. и древнюю летописную весь. И не эго ли является причиной «исчезновения» веси и появления чуди в районе Белого озера3 и в районе водной М!агистрали реки Свири?
Итак, в настоящее время вепсы живут небольшими разрозненными группами поселений.
Но спрашивается, всегда ли жили они разрозненными группами?
Нам кажется, нет. Во всяком случае единство языка обитающих ныне в отдалении друг от друга отдельных частей вепсской народности
и топонимические данные обширного района, примыкающего к бассейну Свири и далее на юго-восток к Белому озеру, подтверждают былое компактное заселение предками нынешних вепсов значительной территории.
Перехожу к топонимике.
В той полосе бассейна р. Свири, где сейчас живет русское население, мы находим следующие топонимические названия, находящие себе объяснение в вепсском' языке.
1) Река Свирь. Шелтозерские вепсы называют ее Сювярь, что дает возможность вскрыть семантику этого названия: сювя 'глубокий, глубокая, глубокое', суффикс рь — усеченное -ярь, -ярвь 'озеро', буквально 'глубокое озеро'. Почему «озеро», а не «река»? Здесь, возможно, в понятии выделен более обширный водный бассейн, так как р. Свирь по сравнению с остальными реками и притоками в этом районе является самой большой и глубокой и начало свое берет из большого Онежского озера.
2) Населенные пункты по реке Свири.
Нимпелда — ним, от вепсского нинь, в переводе на русский язык
'липа', пелда — 'поле', т. е. 'липовое поле' (вепсы называют это селение не Нимпелда, а Ниньпелда).
Пидьма — пидь, от вепсского корня : л а гол а пидада 'держать';-лш— исторически именной суффикс, который вместе с глагольным корнем давал отглагольные имена (ср. финск. elama 'жизнь', kuolema 'смерть', и т. д., вепсск. видим 'лопатка для трепания льна', от глагола 'видода', хярким 'мутовка', от глагола хяркита, и т- д. Суффикс -ма встречается в целом ряде топонимических названий, в вепсском языке он теряет конечный гласный а (в русском языке конечный гласный а в переводе с вепсского восстанавливается в значении родового показателя, т. е. Пидьма, название деревни, слово женского рода). В данном случае ло-вепсски Пидьма будет Пидьм (от пидим 'держание, задержка, затор'). что оправдывается состоянием течения реки Свири, так как если до Пидьмы Свирь представляет плесо, то ниже Пидьмы идут пороги; если до Пидьмы можно было итти Свирью караваном, то ниже требовался спуск лодок, судов в одиночку. Отсюда, вероятно, и «задержка».
Мятусово — мятас 'холм', что подтверждается ландшафтом.
Кукеряги — кукер, от вепсского глагола кукерта 'опрокинуть, опру-жить'; -яги (аги) усеченное мяги (маги) 'гора', буквально 'гора, где можно опрокинуться', т. е. 'крутая гора', что подтверждается ландшафтом.
Варбиги — от вепсского варбик, барбик 'кустарник'.
Нисельга — от вепсского ниньсельга 'липовая возвышенность (плоскогорье, хребет)'.
Кезоручей — кеза 'лето', т. е. 'летний ручей'.
Корба — корбь 'тайга', 'густой хвойный лес'.
Канома — кана 'курица', -ма —• суффикс, по-вепсски каном 'курячье'.
3) Населенные пункты севернее Свири.
С. Ладва (Прионежский р-н К-ФССР) — 'вершина, высота (географическая), верховье'. Название населенного пункта Ладва мы находим также в Виницком р-не, где живут вепсы. По-вепсски — Ладе, конечное а в данном случае в вепсском языке выпадает.
Дер. Педасельга (тот же район), т. е. Педай-сельга, по-вепсски Педайсельг. Педай 'сосна', сельга — географическая возвышенность, плоскогорье, буквально 'хребет'.
Гимрека (Вознесенский р-н Ленинградской обл.) —гим от вепсского хийм 'родня', т. е. 'родная река'.
Пелдожи (Подпорожский р-н Ленинградской обл.) — пелд 'поле'.
Мягисельга, по-вепсски Мягисельг (тот же район, около ст. Токари); мяги 'гора', сельга 'хребет, возвышенность, плоскогорье'.
Муд-озеро (тот же район)—муда 'ил, грязь озерная'.
Куз-озеро (тот же район) — кузь 'ель'.
Лодв-озеро (тот же район) —ладе 'вершина'.
Пурно-болото (тот же район) — пурн. 'закрома'.
Дер. Каягичю (тот же район) — каяг 'чайка'.
Гонг-озеро (тот же район) — гонг, от вепсского хонг, 'сухая сосна'.
4) Населенные пункты, озера, реки, болота и по. южнее Свири.
С. Косельга (Вознесенского р-на Ленинградской обл.), по-вепсски Койсельг от Койвусельга — койв — 'береза', сельга — ук. выше.
Кузра (тот же район) — кузра буквально 'селезенка коня', но это неправдоподобно. Здесь, очевидно, термин куз от кузь 'ель', ра — усеченное 'от слова ранд 'берег', т. е. 'еловый берег'. Ср. дер. Кузра и река Кузра Виницкого р-на Ленинградской обл., где живет вепсское население. Ср.: в Заонежском р-не К-ФССР имеется село Кузаранда.
Дер. Паднаволок (тот же район) — пад от вепсского пада 'горшок', буквально 'горшок-на!волок'.
Река Оравашка (Оштинский р-н Вологодской обл.) — орава 'белка'.
Дер. Сярг-озеро (Виницкий р-н Ленинградской обл.) — сяргь 'плотица', т. е. 'Плотичное озеро'. Топонимическое название Сярг-озеро или Сярг-ярвь можно встретить на очень широкой территории вдоль водной магистрали Ладожское озеро — Свирь — Белое озеро.
Уяч-озеро (тот же район) по дороге из Виниц в Гоморовичи и пристань Плотично—чач 'ил,' т. е. 'Иловое озеро'.
Нялг-озеро (тот же район) —нялгь 'голод', т. е. 'Голодное озеро'.
Сейбас-озеро (тот же район) — сейбас 'кол', т. е. 'Кол-озеро'.
Ким-озеро (тот же район) —ким 'токовище птиц', т. е. 'Токовое озеро'.
Село Гонгиничи (тот же район) — гонг — вепсское хонг 'сухая сосна', буквально 'Сосновичи'.
Река Веранда (тот же район). Река течет вдоль дороги от с. Гонги-ничи Виницкого р-на к с. Юксовичи Вознесенского р-на, вытекает из Веранд-озера севернее с. Гонгиничи и впадает в Юксовское озеро. В р. Веранда впадают ручьи: Кив-ручей — киви по-русски 'камень', т. е. 'Каменистый ручей' и ручей Новый. Слово Веранд в переводе с вепсского — 'пожога', т. е. выжженное в лесу место, где должен производиться посев. Здесь, повидимому, роль играло оз. Веранд, по-вепсски Верандярвь, вокруг которого производились подсеки, которые сжигались под посев, а река и ручей Веранд(ёги) и Веранд(оя) получили название по имени озера.
Пяч-озеро (тот же район) — пяч 'печь, печка'.1
Мельг-озеро (там же) —мёльг 'глаз, зрачок', т. е. 'Зрачок-озеро, Глаз-озеро'.
Лог-озеро (там же) — лог — вепсское лохь 'лосось'.
Пурн-озеро (там: же) — пурн 'закрома'.
Линд-озеро (там же) —линд 'птица'.
Вихк-озеро (тот же район) — вихк 'мочалка'.
Корб-озеро (тот же район) — корбь 'тайга'.
Регы-болото (тот же район) — реги 'дровни, сани, воз'.
Лижм-озеро (тот же район) —лижм 'тина' (ср. ст. Лижма Кировской ж. д.').
Леглг-озеро (тот же район)—леем — вепсское лехм 'корова'.
Болото Гебонимское (тот же район) — от вепсского хебо 'лошадь', немь 'мыс', буквально 'Лошадемысское болото'.
Залив Лахт-кара (тот же район), слитное название из синонимов (лахт — 'залив', кара 'залив', буквально 'залив-залив').
Кярг-озеро (тот же район) — кярг 'иволга'.
Вахтос-озеро (тот же район) — вахт 'пена'.
Лей-озеро (тот же район) — реду 'грязь', и т. д.
Дер. Лерг-озеро (Подпорожский р-н Ленинградской обл.) —перть 'изба'.
Река Шоткуса (Лодейнопольский р-н Ленинградской области) — шот 'червяк'; река Шоткуса очень извилистая, вьется, как червяк.
Ручей Кузома (тот же район) — кузь 'ель', -ма — суффикс, по-вепсски Кузомоя 'Еловый ручей'.
Дер. Пойкимо (Оятский р-н Ленинградской обл.) от Пойкима, буквально 'поперечное'.
Дер. Кургино (тот же район) — кургь 'журавль'.
Мы привели очень незначительный список топонимического материала на широкой полосе, заселенной теперь русским населением. Число таких названий можно было во много раз увеличить, если включить в него наименования урочищ, полей и пр. Но и приведенный выше список дает нам основание думать, что северные вепсы исторически соприкасались с южными вепсами и они-то и были тем местным населением на Свири, которое жило здесь до русской новгородской колонизации. 2 Следовательно, племенные группы вепсов, ныне живущие раздельно к северу и югу от р. Свири, до IX—X вв. н. э., т. е. до заселения бассейна Свири русскими, составляли одно племя — вепсов. Это же подтверждается языковыми данными: тождеством языка вепсов, живущих ныне к югу и к северу от Свири.
Теперь о летописной Веси. Ни историки, ни археологи, ни этнографы не высказали еще до сих пор своего определенного мнения о древней Веси и ее судьбах. Как известно, историки говорят, что Весь «исчезла», не обосновывая, однако, этого «исчезновения» и обходя вопрос о вепсах и их происхождении. На основе языковых данных и топонимики мы имеем основание полагать, что вепсы и нынешние каоелы-людики являются прямыми продолжателями древней летописной Веси, что они своими родо-племенными группами (входили в состав летописной Веси.
Топонимические материалы района от истока Свири по рекам Вы-тегре, Ковже до Белого озера свидетельствуют о том, что многочисленные названия населенных пунктов, рек, урочищ и т. д. могут быть объяснены только на основании вепсского языка.
Приведем! несколько примеров из топонимики территории восточнее Свири до Белого озера, где сейчас живет русское население.
Село Мегра (Оштинский р-н Вологодской области, южнее Онежского озера) — мягра (мягр) мегра 'барсук'. Ср. Мал. Мегра, AWpa на западном берегу Белого озера.
Река Челекса (в Оштинском р-не). Не этимологизируется (возможно, от вепсского глагола чилейта 'сочиться, просачиваться'), но с вепсским суффиксом -кс. Ср. д. Чалекса на западном берегу Белого озера.
Село и река Андома (Андомский р-н Вологодской обл.) —андома — от глагола антта 'давать', -ма — суффикс, по-вепсски андом 'даяние, дар, подарок', и т. п.
Дер. Дерг-озеро (тот же район) — перть 'изба'.
Дер. Янишево (тот же район) —яниш 'заяц', буквально в переводе по-русски 'Зайцеве'. См. Янишево, Борисово-Судский р-н Вологодской обл.
Дер. Тагажм-озеро (Вытегорекий р-н Вологодской обл.) — тага(жм) 'зад', т. е. буквально 'Заднее озеро'.
Село Палтоги (тот же район) — палт от вепсского поуде 'склон', оги-ёги 'река', т. е. 'склон к реке'.
Дер. Сельга, вепсск. Сельг (тот же район)—сельга — географически 'возвышенность, плоскогорье, хребетС Очень во многих топонимических названиях выступает в качестве второго компонента. Cml в том же районе Вертосельга (верто от верта 'жечь, палить'), Репосельга (репо от ребой 'лиса').
Канг-озеро (тот же район) — канг, может быть, от кангь 'кол, аншпуг' и кангаз 'бор' (вероятнее последнее, так как аналогичные топонимические названия встречаются в районах, заселенных вепсами).
Шунжебой (в 15 км от западного берега Белого озера) —шунж от вепсского чундж 'червяк', ой, вероятно, связано с оя 'ручей', т. е. 'Червивый ручей'.
Наконец, река Ковжа. Трудно этимологизируемое название. Но можно предполагать, что это название от вепсского койв 'береза', второй компонент жа восходит к вепсскому -жом, т. е. Койвжом 'березняк', т. е. 'река Березовая', очевидно, связано с лиственным лесом, растущим по ее берегам!.
Надо сказать, что топонимика района от истока р. Свири до Бел-озерска мало изучена, но уже приведенные названия свидетельствуют о том, что в этом районе, широкой полосой вдоль водной магистрали, мы находим поселения, названные по-вепсски, т. е. так, как это имеет место и на территории, заселенной в данное время вепсами. 1 Выходит, следовательно, что и то древнее население, которое обитало к юго-востоку от истока Свири до Белого озера (а по летописи это была Весь) говорило на вепсском языке, или, иными словами, современные вепсы являются потомками древней веси.
В этом нас убеждает и то, что вепсы Шольского р-на (деревни Пон-дала и Куя) и в настоящее время живут на расстоянии всего около 50— 60 км от Белого озера, т. е. по существу на указанной в летописи территории Веси.
Нам кажется, что топонимические данные о заселении в древнее время весью (современными вепсами) вышеуказанной обширной территории не случайны. Оно, очевидно, было связано со значением для жизни и развития веси по водной магистрали Ладожское озеро — р. Свирь — Онежское озеро — р. Вытегра — волок — р. Ковжа — Белое озеро и далее на Волгу-
Этот водный путь -в истории народов восточной Европы известен как путь, по которому шла во второй половине первого тысячелетия и. э. оживленная торговля между Западной Европой и арабскими странами Ближнего Востока. Естественно поэтому стремление тогдашних племенных групп селиться в районе этого водного пути. Вместе с тем водная магистраль позволяла расселившимся на обширной территории родоплеменным группам сохранить связи между собой, что и сказалось на единстве языка ныне оторванных друг от друга групп вепсов.
Приведенные топонимические названия дают нам основание сделать следующие выводы:.
1. Территория вдоль р. Свири и далее на восток вдоль современной Мариинской системы до Белого озера, где в настоящее время живет русское население, в прошлом была заселена вепсами, продолжателями древней летописной Веси. Связь терминов «в есь» и «в е п с» на основе топонимически* названий и лингвистических данных (см. ссылку на стр. 26) очевидна. Выпадение в русском языке звука п (из вепся> весь) закономерно.
2. Переплетение вепсской топонимики с русской на всей вышеуказанной территории (ср. по р. Свири: вепсск. Варбиги, русск. Подпорожье, вепсск. Кукеряги, русск. Хевронино, вепсск. Мятусово, русск. Новоселье, вепсск. Пидьма, русск. Плотично, русск. Остречины, русск. Вязостров, вепсск. Нимпелда, русск. Княжбор, вепсск. Кузра, и т. д. на восток до Белого озера) подтверждает, что после заселения русскими территории район» р. Свири и далее на восток до Белого озера вепсские поселения здесь смешались с русскими. В результате процесса скрещения вепсы в этих местах потеряли свой язык, перейдя на разговорный русский. На вепсском языке продолжали говорить лишь более удаленные от этой водной магистрали отдельные группы вепсской народности, которые мы и встречаем сейчас к югу и к северу от р. Свири, а также в Шольском р-не Вологодской обл., недалеко от Белозерска.
3. На всей исследуемой нами территории, заселенной вепсами и русскими, обнаружены топонимические названия, не поддающиеся этимологизации средствами русского, вепсского и других прибалтийскофинских языков, например: топонимические названия Виницкого р-на Ленинградской обл. — река Ваджига, дер. Шондовичи (по-вепсски Шон-дял), реки Тукша, Шокша; Пугант-ручей, Шенд-ручей, Желду-ручей, оз. Шокшозеро, Альбозеро, Шидро-ручей (по-вепсски Шидроя), Сернаг-озеро, Зартем-озеро и т. д.; Оштинского р-ма Вологодской обл.: с. Ошта, дер. Нажм-озеро (по-вепсски Нажамдярь), Ослегярвуд, река Ножема (по вепсски Нажмёги), Чагом-озеро, Пяжозеро, и т. д.; Вознесенского р-на Ленинградской обл.: дер. и река Вожерокса, дер. Лябушки, река Пугинжа и т. д. То же мы видим и в районах К-ФССР и на территории по направлению к Белому озеру. Это свидетельствует, что на этой обширной территории до вепсов, карел и русских обитало еще какое-то население, имевшее свой особый язык. Задача историков и лингвистов состоит в том, чтобы выяснить, кто же были предшественники вепсов, карел и русских в этом крае.
Это поможет разрешению проблемы происхождения карельского и вепсского народов.
Н. И. БОГДАНОВ
ИЗВЕСТИЯ КАРЕЛО-ФИНСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ НАУК СССР №2 1951
ИЗВЕСТИЯ КАРЕЛО-ФИНСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ НАУК СССР №2 1951