Маршруты по Карелии | ПО ЮЖНОЙ КАРЕЛИИ
Просмотров: 5707
Карелия: туристические маршруты по карелии, водные маршруты карелии, Маршруты по Карелии, водопад Кивач, озеро Кончезеро, водопад Пор-порог, Кондопожский леспромхоз, Заонежье, Олонецкий фронт, Кулмукса, Кижи, река Суна, река Лижма, село Сорока, Андомский погост
МАРШРУТЫ ПО КАРЕЛИИ = ПО ЮЖНОЙ КАРЕЛИИ
Южная часть Карельской АССР, районы, тяготеющие к Петрозаводску, как Кондопожский, Пряжинский, Поросозерский, Олонецкий — наиболее населенные и легкодоступные даже для неопытного и плохо снаряженного туриста. Здесь есть хорошие шоссейные дороги и возможен туризм на велосипеде, есть автомобильное сообщение между отдельными пунктами.
Интересный для туриста уголок южной Карелии — полуостров Заонежье, лежащий между Кондопожской и Пове-нецкой губами Онежского озера. Он связан с Петрозаводском и с Ленинградом пароходным сообщением. Естественно, что все предлагаемые маршруты по южной Карелии начинаются в г. Петрозаводске, где имеется база ОПТЭ и где турист может получить дополнительно целый ряд сведений по интересующему его маршруту.
№1
Целевая установка — ознакомление с индустриальным районом Карельской АССР — столицей г. Петрозаводском, Кондопожской бумажной фабрикой и ГЭС и с строительством второй очереди Кондопожской ГЭС.
Маршрут легкий, доступный всякому туристу.
Предлагаемый вариант маршрута может быть осуществлен в 6—7 дней, но туристу, имеющему больше свободного времени, можно предложить множество других вариантов.
Направление: Петрозаводск — водопад Кивач (на автобусе 63 км); водопад Кивач — село Уссуна (пешком 24 км); село Уссуна — вылазка к водопадам Пор-порог и Гирвас — возвращение в с. Уссуна (пешком 30 км); с. Уссуна— с. Тивдия (пешком 20 км); с. Тивдия — с. Белая гора — с. Тивдия (18 км); с. Тивдия—Кондопога (на лодке или на моторном боте, 20 км); Кондопога (ст. Кивач) — г. Петрозаводск (53 км по ж. д.).
Гор. Петрозаводск — столица Карельской АССР насчитывает в настоящее время больше 50 000 жителей. Город основан одновременно с Ленинградом — в 1703 г. Расположен город очень живописно на высоком берегу Онежского, озера. Окрестности — холмы и скалы, покрытые лесами и лугами. Наиболее интресные объекты для осмотра: Онежский машиностроительный завод, Деревообделочный Лососинский комбинат, лыжная фабрика, слюдяная фабрика, краеведческий музей.
Из города могут быть сделаны вылазки в окрестности как пешком, так и на автомобиле и на пароходе. Пароходы ходят ежедневно на с. Соломенное (в глубине Шуйской губы), через день — на Кондопогу, на Медвежью гору ина Шальскую пристань (в г. Пу-дож). Автомобильное сообщение— с с. Пряжа и с водопадом К и в а ч (по выходным дням).
База ОПТЭ в настоящее время находится в стадии постройки. каждое лето база открывается во временном помещении. На базе туристская самодеятельная группа обеспечена ночлегом и питанием.
Туристской группе, идущей с исследовательским заданием, необходимо в Петрозаводске получить инструктаж и уточнить задания в Карельском научно-исследовательском институте (помещение музея, ул. Карла Маркса).
Автобус на Кивач ходит лишь по выходным дням. Стоимость переезда 12 р. в оба конца с человека (в 1933 г.). Если у туристов есть время и желание пройти до водопада Кивач пешком, мы рекомендуем путь через Кончезеро, как наиболее интересный и знакомящий со многими особенностями природы Карелии и быта ее коренного населения.
От Петрозаводска лучше доехать по ж. д. до с т. Ш у flex о й, так как в начале путь идет по безлесной, мало привлекательной местности, и пешком отправляться лучше от с. III у й с к о г о. Ознакомившись с селом на одноименной реке (р. Шуя), лучше всего итти по дороге на К о с а л м у, которая живописна и лежит ближе к берегу Укш-озера. Деревня Косалма расположена у пролива между Укш-озером и Кончезером. Здесь можно нанять лодку для поездки к с. Кончезеру.
Озеро Кончезеро очень живописно, покрыто множеством скалистых островков, в озоре много рыбы и раков. Берега скалистые, заросшие лесом. В северном конце озера расположено с. Кончезеро с остатками Кончезерского за-' вода. Здесь летом работает Бородинская озерная биологическая станция, изучающая режим озер Карелии. Посещение станции и беседа с ее сотрудниками дадут много ценных сведений о биологических процессах, происходящих в озерах нашего Севера.
За узким перешейком к северу от Кончезера находится длинное, глубокое Пертозеро с высоким, покрытым лесом левым берегом, где высится Орел-гора, одна из самых высоких точек южной Карелии.
От Кончезера путь на Кивач лучше всего сделать пешком вдоль восточного берега Пертозера до деревни В и к-ш и ц ы и отсюда уже свернуть на Кивач. Весь этот пешеходный путь можно без труда проделать в два дня с ночевкой в с. Кончезере (по договоренности с колхозом — на сеновале).
Водопад Кивач описан в литературе неоднократно, поэтому на нем останавливаться не будем, скажем только, что в ближайшие годы водопад Кивач перестанет существовать, так как река Суна по искусственным сооружениям Кондопожской ГЭС потечет по новому руслу, чтобы увеличить мощность современной установки Кондопожской ГЭС больше чем втрое.
От Кивача идет дорога вверх по реке Суне и Сундозеру и дальше недалеко от берега, все время лесом, до с. У с-суна. От Кивача до с. Уссуна—дневной нетрудный переход. В с. Уссуне необходимо сделать дневку.
Из с. Уссуна дорога ведет вверх по реке Суне к водопадам Пор-порог и Гирвас к месту работ по постройке канала на оз. Пялье. Экскурсия на водопады и на строительство займет весь день. Ночлег в с. Уссуне всегда можно получить у .местных жителей, лучше всего на сеновале, так как в избах бывает иногда много клопов. От с. Уссуна на с. Тив-дия путь идет опять лесом. Места холмистые, много скал и интересных обнажений коренных пород.
Дневку вс. Т и в д и я можно посвятить прогулке вс. Белую Гору на ломки мрамора. Здесь можно набрать много интересных образцов карельского мрамора самой различной окраски, от почти чисто белого до глубокого черного. Со скал — красивый вид на окрестности, на широкие озера Сандал, Пялье и Лижм-озеро. С. Тивдия расположено на берегу оз. Сандал, одного из красивейших озер Карелии. Здесь в озеро впадает небольшая речка Нивка, в которой хорошо ловятся на удочку хариусы.
От с. Тивдия до Кондопоги часто ходят моторные лодки Кондопожского леспромхоза, на одной из них можно доехать до Ниг-озера и до Кондопоги.
В г. Кондопоге, по договоренности с администрацией фабрики, может быть осмотрена бумажная фабрика, одна из интереснейших в Союзе, а также и гидро-электростанция. Базы ОПТЭ на Кондопоге нет, но ночевать можно, по договоренности с ячейкой ОПТЭ, в помещении культ-кома фабкома.
Между ст. Кивач (Кондопога) и Петрозаводском ходит рабочий поезд и три пары дальних поездов. От с. Кондопоги, расположенного на берегу Онежского озера в 4 километрах от фабрики, ходит через день пароход на Петрозаводск.
В случае отсутствия в с. Тивдия моторного бота, путь пешком может быть сделан или через с. Сопоху вдоль озера Сандал или, что интерснее, на с. Лижм- остров, на острове большого озера Лижмо и оттуда тропой на ст. Кяппесельгу, от которой уже группа доезжает по ж. д. до Кондопоги и до Петрозаводска.
Карты к маршруту — листы 10-верстки № 38 и 39.
№ 2
Направление: Петрозаводск—с. Пряжа; с. Пряжа— с Святозеро (пешком 16 км); с. Святозеро—д. Нирки (пешком около 20 км, ночлег в деревне); д. Нирки—Кескозеро— с. Коткозеро (пешком около 30 км); с. Коткозеро—с. Торосозеро—д. Новинка (пешком 28 км, ночлег в д. Новинка); д. Новинка—г. Олонец (пешком 12 км); г. Олонец—г. Лодейное Поле (автобусом 52 км); г. Лодейное Поле, осмотр Свирьстроя, посадка на поезд на ст. Лодейное Поле.
Продолжительность (включая и дневки) 10-11 дней.
Маршрут проходит по сельскохозяйственным районам Карелии, по холмистым местам с живописными, богатыми рыбой и раками озерами. Во время дневок в с. Пряжа, в с. Святозеро, в с. Коткозере можно наловить на удочку и на дорожку много рыбы.
В окрестностях г. Олонца интересный объект для ознакомления — сельхозкоммуна «Сяде», что в переводе на русский значит «луч». Коммуна состоит из эмигрантов-фин-нов, приехавших из Канады. Осушив и разработав участки, бывшие до того под болотами и кустарниками, коммунары поставили образцовое молочное хозяйство. Особенно интересны коровы коммуны восточно-финской породы, дающие рекордные удои молока. Коммуна имеет свои трактора, свои сельхозмашины, мастерские, электростанцию. Коммуна по справедливости считается образцовой и показательной.
Маршрут проходит по местам, связанным с событиями гражданской войны. Здесь развертывались операции на Олонецком фронте, здесь белофинны пытались прорваться к Мурманской ж. д. и отрезать Петрозаводск от Ленинграда.
Недалеко от г. Лодейного Поля, лежащего на берегу реки Свири (пароходное сообщение с Ленинградом и Петрозаводском), в 7 км находится одна из крупнейших новостроек Ленинградской области — Свирьгэс. В г. Лодейное Поле есть интерсный краеведческий музей. Г. Лодейное Поле связан железно-дорожным сообщением (три поезда в сутки) с Петрозаводском и Ленинградом.
Баз ОПТЭ по маршруту нет, ночлеги возможны в деревнях, в домах крестьянина городов Лодёйное Поле и Олонец. Питание на век) дорогу (сухие продукты) самодеятельная группа может получить по заборным книжкам туристов на базе ОПТЭ в Петрозаводске.
№ 3 ( лодочный)
Направление: Петрозаводск — с. Соломенное — Чортов стул; с. Соломенное — с. Окуловская — д. Суйсари; д. Суйсарь — д. Кулмукса — д. Вегорукса; д. Вегорукса — Уницкий погост. Обратный путь — по Уницкой губе до выхода в Онежское озеро и дальше вдоль берега на с. Кижи (2 дня); с. Кижи — с. Типиница; с. Типиница— с. Кузаранда; с. Кузаранда —- с. Толвуя; с. Толвуя — с. Шуньга; с. Шуньга — г. Повенец; г. Повенец — г. Медвежья гора.
Здесь маршрут заканчивается, лодка продается или сдается на хранение, и туристы садятся на поезд (три поезда в день на Ленинград).
Маршрут может быть осуществлен в 14—15 дней, но лучше уделить ему больше времени, так как очень хорошо можно отдохнуть на живописных берегах громадного Онежского озера.
Лучшее время для маршрута июнь-июль, когда меньше дождей и реже бывают бури на озере.
Лодку можно приобрести в Петрозаводске через базу ОПТЭ или взять на прокат и затем доставить обратно с пароходом из Медвежьей горы. Маршрут доступен лишь опытным туристам-водникам, так как ветры вызывают иногда очень сильное волнение на озере.
Маршрут проходит по Заонежью, населенному в основном потомками выходцев из Великого Новгорода. Много интересных памятников деревянного зодчества. Интересно здесь познакомиться с работой крупных рыболовецких колхозов и артелей. В г. Повенце — начало Бело м орско-Балтийского канала, по которому при достаточном времени маршрут может быть продлен до г. Сороки на Белом море.
Путь начинается от пристани в г. Петрозаводске. Заехав в с. Соломенное, можно осмотреть большой лесопильный завод. Прогулка на «Ч о р т о в стул» дает возможность осмотреть с высоты часть дальнейшего пути, так как с Чортова стула открывается широкий вид на Онежское озеро.
От с. Соломенного, держась недалеко от левого берега озера, лодка идет к юго-востоку до оконечности наволока; здесь, проезжая мимо, надо повернуть на северо-восток. В четвертом по счету заливе слева будет с. О к у л о в с к о е, где можно переночевать и достать молока, хотя ночлеги лучше устраивать в палатке на берегу озера или на островах.
За с. Окуловским на север откроется вид на большой остров Суйсари с одноименной деревней на противоположном материковом берегу. Пройдя проливом между берегом и островом, надо взять курс на пересечение Кондопожской губы, держась северо-восточного направления. Ширина губы здесь около 15 км, поэтому пересекать ее надо лишь при уверенности, что на некоторое время установилась тихая погода.
Деревня Кулмукса остается влево, влево же* придется сгибать и мыс, отделяющий Кондопожскую губу от следующей губы. После поворота, держась недалеко от берега, лодка идет на северо-запад километров 20, до с. Г о р-с к о г о. Здесь опять поворот на восток и пересечение губы в направлении на с. Вегорукса (около 20 км открытой воды). От с. Вегорукса можно сразу направить путь дальше к с. Кижам, но мы советуем сначала ознакомиться с Ун и ц к ой губой, самой живописной и очень богатой рыбой частью Онежского озера. Здесь множество скалистых островов, живописные скалистые берега, хороший СОСНОЕЫЙ бор.
Здесь же можно произвести геолого-поисковую работу на многочисленных обнажениях как на берегах, так и з глубине леса; здесь могут.быть интересные находки шунгита и медных руд. Подробнее с методами поисков, с характерными особенностями шунгита и условиями его залегания туристы могут ознакомиться по специальной литературе, а также могут выписать из Ленинградского совета ОПТЭ (ул. Пестеля, 9) брошюру «Шунгит», изд. ЛОСОПТЭ, 1932 г.
Посещение У н и ц к о й губы займет 2-3 дня. Уницкая губа защищена от волн с озера, здесь вода теплее, чем в самом озере, и есть прекрасные места для купания. Жизнь в лагере, разбитом на одном из островков этого озера даст туристам крепкую физическую зарядку и запас здоровья для дальнейшей работы.
Спустившись к югу по Уницкой губе до с. Вегорукса, лодку надо направить дальше на юго-восток и километрах в 30 от села пройти узким проливом в Сенногубские шхеры. Справа остается с. Сенногубское на острове, впереди на северо-востоке на острове виднеется с. Кижи.
В с. Кижах можно осмотреть одно из известнейших старинных архитектурных сооружений нашего севера — Кижский 19-главый собор. Своеобразная деревянная архитектура этого собора описана не только в нашей литературе по искусству, но известна и широко за пределами нашей страны. ^
От с. Кижы надо пересечь Великую губу на северо-восток, в направлении на с. Т и п и и и ц ы. Здесь путь пойдет по Большой или Повенецкой губе Онежского озера — путь более открытый, чем в начале маршрута, поэтому удаляться от берега и выходить в плохую погоду мы не рекомендуем.
Мимо села Типиниц на северо-восток и на север лодку надо вести вдоль берега до с. Кузаранда. Дальше пойдут населенные места: большое село Толвуя и крупный центр Заонежья — с. Шуньга. В с. Шуньге рекомендуем посетить месторождения шунгита недалеко от Падм-озера. Узкая Шуньгская губа так далеко уходит на юго-восток, что по ней можно доехать обратно почти до Великой губы.
От села Шуньги в тихую погоду можно пересечь Пове-нецкую губу (около 30 км водой) и дойти до города П о в е н ц а.
Здесь начало Беломорско-Балтийского канала, осмотреть который необходимо каждому туристу. ВПовенцеесть интересная пушная ферма Каргосторга, где разводят ценных пушных зверей: чернобурых лисиц, песцов, породистых кроликов.
От г. Повенца, пройдя на юг километров 8, надо свернуть на северо-запад, обогнув далеко вдающийся в озеро мыс, и, идя вдоль берега, направить лодку на виднеющуюся (в расстоянии 20 км) Медвежью Гору.
В Медвежьей Горе маршрут заканчивается. На всем маршруте туристы могут быть обеспечены рыбой как своего улова, так и покупной; во всех населенных пунктах маршрута можно достать молочные продукты. Остановки в палатке лучше всего делать на островах, покрытых лесом, или в глубине тихих заливов.
Необходимо, как можно дальше, вытаскивать на берег лодку, иначе во время сна туристов может налететь волна и смыть лодку.
Особенно рекомендуем этот маршрут туристам-водиикам, имеющим швербот или легкий лодочный мотор. Отдохнуть, загореть, вдоволь покупаться можно в июле месяце на Онежском озере не хуже, чем на южных курортах СССР.
Так как средства передвижения по маршруту позволяют взять довольно значительный груз, то мы рекомендуем туристам взять хорошую палатку и запас теплой одежды и шерстяные одеяла.
№ 4 (байдарочная)
Направление: Петрозаводск — Шуйская губа — с. Соломенное— Логмозеро — река Шуя — с. Шуйское (1 день); с. Шуйское — река Шуя (вверх против течения) — оз. Укшозеро до д. Косалмы — переволок байдарок на Кончезеро (1 день); озеро Кончезеро — с. Кончезеро — переволок байдарок на Перт-озеро — оз. Перт-озеро до д. Викшицы (1 день); деревня Викшицы — перевоз байдарок в разобранном виде на р. Суну выше водопада Кивач к озеру Падмозеру (1 день); подъем по реке Суне (обход порогов вдоль берега) до входа в Сунозеро — по Сунозеру до с. Уссуна (1 день); с. Уссуна — экскурсия на водопады Пор-порог и Гирвас и обратно (1 день); с. Уссуна — с. Тивдия (перевоз байдарок в разобранном виде, 1 день); с. Тивдия — оз. Сандал— оз. Ниго — Кондопога (2 дня); Кондопога — перевоз байдарок мимо ГЭС — спуск на воду на Онежское озеро — Кондопожская губа — д. Яулгуба (1 день); д. Яулгуба — вдоль берега на Суйсари — вокруг полуострова между Кондопожской и Шуйской губами к г. Петрозаводску (2 дня).
Маршрут рекомендуется специально туристам-водникам с разборными байдарками типа «клеппер-бот».
Маршрут проходит по тем же пунктам, что_ и маршрут № 1 (описание см. выше), разница лишь в способе передвижения и в окончании маршрута (от Кондопоги водой на Петрозаводск). Целевая установка маршрута та же, что и маршрута № 1.
Маршрут можно сделать в 12 дней, но желательно продлить его, включив больше дневок; особенно в интересных для туристов местах.
Вторую половину маршрута можно несколько изменить: перевезти лодки (байдарки) от с. Тивдия на берег Лижм-озера, пройти Лижм-озером мимо Лижм-острова в реку Лижму, по ней спуститься до Кедрозера, пройти все Кедрозеро и мимо с. Лижмы и ст. Лижмы спустить байдарки в Чорга-губу Онежского озера; держась левого берега озера, выйти мимо островов у с. Горского, обогнув выдающийся мыс, опять в Кондопожскую губу, которую и пересечь, пользуясь тихой погодой.
Этот вариант увеличит маршрут дней на 6--7, но зато даст туристам возможность познакомиться с очень живописным озером Лижмой и с губами Онежского озера.
При этом варианте может быть проделана интересная исследовательская работа, так как район Лижм-озера менее исследован, чем берега р. Суны и оз. Сандал. Основная форма исследовательской работы—сбор геологических образцов с коренных обнажений в районе Лижмозера и Кедрозера, а также и по берегам Онежского озера. Образцы обязательно надо брать от коренных (материнских) пород, а не от отдельных валунов. На островах Лижмозера известны выходы доломитизированных известняков, близко напоминающих тивдийские «мраморы». Среди изверженных пород могу г быть встречены кварцевые жилы с интересной рудоносностью. Поиски могут быть направлены в сторону выходов шунгита. Туристы должны помнить, что всякая исследовательная работа требует большой подготовки и тщательного изучения имеющейся по данному вопросу литературы.
При осуществлении первого варианта маршрута можно в Кондопоге- на ст. Кивач погрузить в вагон ж. д. байдарки, а не итти водой на Петрозаводск.
Карта для маршрута та же, что и для маршрута № 1; для плавания по Онежскому озеру нужна еще и карта маршрута № 3.
№ 5. Заонежский
Маршрут связывает Карелию с Северным краем, с районом реки Онеги. Край этот в результате работ туристских исследовательских групп привлек серьезное внимание Карело-Мурманского комитета при Леноблисполкоме. Дело в том, что на водоразделе между бассейном Онежского озера и рекой Онегой (по системе реки Ундуши) туристами были найдены известняки каменноугольной эры. Район требует дальнейшего изучения.
Маршрут пешеходно-лодочный, может быть осуществлен в 1 месяц, может быть продолжен через г. Онегу на Архангельск или обратно в Карелию на г. Сороку или Кемь.
Направление: Петрозаводск — Усть-Шала (пароходом 98 км); Усть-Шала — г. Пудож (пешком 28 км); г. Пудож—большой дорогой на Каргополь до села Колодозерского, около деревни Мичуринской свернуть на дорогу на с. Пелусозеро, дальше дорогой до с. Кенозера (пешком 5—6 дней). Вещи можно доставить на подводах, что будет стоить 100—150 руб.
В Кенозере покупается лодка для дальнейшего пути. Здесь надо сделать продолжительную остановку, использовав время для вылазок на реки У ндушу и Т о к ш у, где есть выходы известняков каменноугольного периода.
Выходы известняка легче всего обнаружить по крутым, размытым рекой или впадающими в нее ручьями обрывистым берегам. Образцы известняка обязательно надо брать не из осыпи или береговой гальки, а выбивать из коренного обнажения. Образцы желательно брать с хорошо заметными отпечатками растений и животных; надо брать и просто хорошо сохранившиеся окаменелости, обязательно описывая точно места их нахождения. При работе над известняками необходимо давать всегда и зарисовку .(схематическую) обнажения и производить все замеры, а также брать образцы выше и ниже лежащих пород. Особенно следует обращать внимание на пласты черного или темно-бурого цвета или такие же прослойки среди известняков. Со всеми методами работы на обнажениях осадочных пород туристы должны быть знакомы по специальной литературе.
Вылазки можно делать как пешком, так и на лодке вверх по названным рекам. Кен-озеро с его живописными островами богато рыбой и дичью.
Дальше путь идет вниз по реке Кене, впадающей в р. Онегу. Река Кена сплавная, легко проходимая для лодок, в среднем течении ее есть пороги. Спуск по реке займет дня два. Выйдя на реку Онегу, можно продолжать путь вниз. Побережья реки Онеги настолько густо населены, что отыскать место для ночлега не представляет труда.
Дальше от реки в глубь страны идут леса, частью заболоченные. Берега луговые, невысокие, леса от них расположены далеко, поэтому удобнее останавливаться в селах, ночуя на сеновалах. Везде можно достать молока и молочных продуктов, а в конце лета — овощей и ягод.
От с. Кирилловского идет дорога на ст. Е м ц у Сев. ж. д. (56 км). Здесь можно закончить маршрут, если У группы мало времени.
В с. Ярнема — пароходная пристань. Отсюда пароходы ходят ежедневно вниз по реке до с. Порог. Река здесь спокойная и глубокая, но достаточно быстрая, чтобы не слиш-. ком затруднить туристов греблей при спуске на лодке. При сильном северном (противном) ветре итти трудно; высокая волна сильно мешает ходу лодки. В нижнем течении река Онега разделяется на два рукава." Большую и Малую Онегу, которые вскоре опять сходятся' в одно русло. Оба рукава проходимы, но лучше взять левый рукав как более короткий.
Ниже река Онега прорывается через мощную морену, оставшуюся от ледникового периода, и здесь образует порог, пройти который без лоцмана невозможно. Порог летом бывает перегорожен забором для лова семги, это еще больше затрудняет проход. На 25 км ниже, между высоких сложенных моренными отложениями берегов, туристы подходят к г. Онеге, где и заканчивают маршрут. Отсюда можно пароходом доехать до Архангельска или до Сороки и Кеми. Пароходы ходят редко (раз в 10 дней), поэтому перед выездом в путешествие надо узнать расписание пароходов, списавшись с консультационным бюро Ленинградского облсовета ОПТЭ или конторой Совторгфлота г. Архангельска.
Маршрут сам по" себе не трудный, долгий путь воде— хороший отдых. На пути в лесах встречается много ягод, грибов, дичи, в озерах — рыбы; везде можно купить молока, овощей. В самой реке Онеге рыба ловится плохо.
Некоторую задержку могут вызвать «запани»—места, где река перегорожена забором из бревен для остановки леса, сплавляемого россыпью — «молью». Через запань лодку тащить трудно, особенно когда в «кошель» уже набилось много бревен. Но в августе обычно уже все запани бывают сняты и проход по реке свободен до с. Порог, где запань стоит дольше.
На участке реки ниже с. Порог уже чувствуется влияние морского прилива, поэтому лучше итти во время отлива, когда течение к морю сильнее.
Город Онега интересен по своему историческому прошлому. В эпоху гражданской войны и интервенции на Севере здесь происходили крупные бои. Остатки окопов и колючей проволоки еще и сейчас сохранились по берегам реки Онеги, иногда находят в лесу неразорзавшиеся снаряды.
Пользоваться картами при прохождении по этому маршруту надо очень осмотрительно. Существующие карты составлены неточно. Более или менее точно нанесена на них лишь сама река Онега, река Кена и Кен-озеро. Очень желательно, чтобы туристы во время путешествия занимались исправлением имеющейся у них карты 10-верстки, а при вылазках в сторону от основного маршрута, особенно при исследовательской работе в районе рек Токши и Ундуши, вели от какого-нибудь пункта (например с. Кен-озера) глазомерную маршрутную съемку. О том, как производится съемка, турист может узнать из специальной литературы.
Специального снаряжения маршрут не требует, можно обойтись и без палатки.
Если позволит время, то можно продолжить маршрут из г. Онеги до г. Сороки вдоль берега Белого моря с целью ознакомления с бытом и экономикой населения поморья. Большая дорога идет частью вдоль самого берега моря, частью несколько в стороне по холмам, покрытым лесом. По пути везде можно достать молока, рыбы, везде хорошая охота на водоплавающую птицу. Села расположены на расстоянии 20—30 км одно от другого. По пути лежат села: Нименга, Малошуйская, Кушерека, Унежма, Нюхча, Колежма, Сумский Посад, Бирма, Сухонаволоцкая и Шишня. Дорога кончается в г. Сороке, откуда Беломорско-Балтийским каналом, озером Онегой и рекой Свирыо можно проехать на пароходе в Ленинград. Весь путь от г. Онеги до г. Сороки займет дней 9—10.
№6. Онежское озеро и Заонежье {пешеходный)
Целевая установка — ознакомление с бытом рыбацкого населения берегов Онежского озера, с разработками диабаза у Шальского погоста, поиски полезных ископаемых (железных руд) на пути между Усть-Шалой и Повенцом (есть точки с заметными магнитными аномалиями).
Для туристов, имеющих двухнедельный отпуск, маршрут очень удобен: при 8 днях пути можно сделать по крайней мере 4 дневки.
Направление: Петрозаводск — Усть-Шала (на пароходе 98 км); Усть-Шала — с. Перх-Наволок (пешком 1 день): Перх-Наэолок — Песчанская (1 ден); Песчанская — Римское (1 день); Римское — Челмужа (1 день); Челмужа—Любека* (1 день); Любская — Повеиец (1 день); Повенец — осмотр сооружений Беломорско-Балтийского канала (1 день); Повенец— Медвежья Гора (автобусом 1 день).
Путь идет хорошими сосновыми лесами по песчаным берегам озера. Прекрасные места для отдыха, всюду удобно разбить палатку, искупаться. Дорога обставлена телеграфной и телефонной линиями, слева все время видно озеро.
№ 7. Заонежский
Целевая установка — поиски выходов известняка каменноугольного периода в окрестностях Андомского погоста. Методы работы те же, что на маршруте № 5.
Начало пути то же. что и в маршруте № 6, но от Усть-Шалы надо идти на юг, на Андому и Вытегру.
От Шальской пристан и путь идет сначала проселком через деревни Семеновскую и Давыдовскую на погост Негижемский, где выходит на большую Вытегорскую дорогу.
Первый переход можно сделать от пристани до с. Неги-жемского (1 день); село Негижемское—погост Гакугский — д. Алексеезская, лежащая на берегу Муромского залива Онежского озера в стороне от большой дороги (1 день); отдых чга берегу озера (1 день); д. Алексеезка —- большая дорога — погост Саминский (1 день); погост Саминский — погост Андомский (1 день). Здесь необходимо сделать длительную остановку и тщательно осмотреть обнажения на Анд омской г о ре и выше по реке Анд оме; сделать зарисовки и обмер обнажений, взять возможно большее количество образцов известняка с отпечатками фауны и флоры, а также и образцов подстилающих и вышележащих пород. Кроме того, необходимо обратить внимание и на глины (взять образцы, зарисовать обнажения).
От Андомского погоста до Вытегры — один день перехода. В Вытегре можно сесть на пароход и вернуться в Ленинград или Петрозаводск, по пути ознакомившись с частью Мариинской водной системы.
Весь маршрут можно осуществить в двухнедельный отпуск.
Снаряжение по маршруту — обычное туристское, палатку брать не обязательно, но желательно, так как она даст возможность больше быть на воде, в лесу, вообще на вольном воздухе. Везде по пути можно достать молочных продуктов, а в августе — овощей, ягод, иногда и рыбы.
Маршруты, охватывающие окрестности г. Петрозаводска, юго-западный берег Онежского озера и реку Свирь, лежа-- щую вне территории Карелин,- мы здесь рассматривать не будем, тем более, что маршруты эти уже неоднократно описывались в туристской литературе. Читатель, желающий ознакомиться с этими маршрутами, найдет 'их подробное описание в книге С. Макарьева «По советской Карелии» (изд. Каргиз, 1931 г.), а также и в более ранней литературе (см. список литературы в конце книги).
По Карелии и Кольскому полуострову Туристический путеводитель. Е.Ф.Бартольд. ОГИЗ, 1935
Южная часть Карельской АССР, районы, тяготеющие к Петрозаводску, как Кондопожский, Пряжинский, Поросозерский, Олонецкий — наиболее населенные и легкодоступные даже для неопытного и плохо снаряженного туриста. Здесь есть хорошие шоссейные дороги и возможен туризм на велосипеде, есть автомобильное сообщение между отдельными пунктами.
Интересный для туриста уголок южной Карелии — полуостров Заонежье, лежащий между Кондопожской и Пове-нецкой губами Онежского озера. Он связан с Петрозаводском и с Ленинградом пароходным сообщением. Естественно, что все предлагаемые маршруты по южной Карелии начинаются в г. Петрозаводске, где имеется база ОПТЭ и где турист может получить дополнительно целый ряд сведений по интересующему его маршруту.
№1
Целевая установка — ознакомление с индустриальным районом Карельской АССР — столицей г. Петрозаводском, Кондопожской бумажной фабрикой и ГЭС и с строительством второй очереди Кондопожской ГЭС.
Маршрут легкий, доступный всякому туристу.
Предлагаемый вариант маршрута может быть осуществлен в 6—7 дней, но туристу, имеющему больше свободного времени, можно предложить множество других вариантов.
Направление: Петрозаводск — водопад Кивач (на автобусе 63 км); водопад Кивач — село Уссуна (пешком 24 км); село Уссуна — вылазка к водопадам Пор-порог и Гирвас — возвращение в с. Уссуна (пешком 30 км); с. Уссуна— с. Тивдия (пешком 20 км); с. Тивдия — с. Белая гора — с. Тивдия (18 км); с. Тивдия—Кондопога (на лодке или на моторном боте, 20 км); Кондопога (ст. Кивач) — г. Петрозаводск (53 км по ж. д.).
Гор. Петрозаводск — столица Карельской АССР насчитывает в настоящее время больше 50 000 жителей. Город основан одновременно с Ленинградом — в 1703 г. Расположен город очень живописно на высоком берегу Онежского, озера. Окрестности — холмы и скалы, покрытые лесами и лугами. Наиболее интресные объекты для осмотра: Онежский машиностроительный завод, Деревообделочный Лососинский комбинат, лыжная фабрика, слюдяная фабрика, краеведческий музей.
Из города могут быть сделаны вылазки в окрестности как пешком, так и на автомобиле и на пароходе. Пароходы ходят ежедневно на с. Соломенное (в глубине Шуйской губы), через день — на Кондопогу, на Медвежью гору ина Шальскую пристань (в г. Пу-дож). Автомобильное сообщение— с с. Пряжа и с водопадом К и в а ч (по выходным дням).
База ОПТЭ в настоящее время находится в стадии постройки. каждое лето база открывается во временном помещении. На базе туристская самодеятельная группа обеспечена ночлегом и питанием.
Туристской группе, идущей с исследовательским заданием, необходимо в Петрозаводске получить инструктаж и уточнить задания в Карельском научно-исследовательском институте (помещение музея, ул. Карла Маркса).
Автобус на Кивач ходит лишь по выходным дням. Стоимость переезда 12 р. в оба конца с человека (в 1933 г.). Если у туристов есть время и желание пройти до водопада Кивач пешком, мы рекомендуем путь через Кончезеро, как наиболее интересный и знакомящий со многими особенностями природы Карелии и быта ее коренного населения.
От Петрозаводска лучше доехать по ж. д. до с т. Ш у flex о й, так как в начале путь идет по безлесной, мало привлекательной местности, и пешком отправляться лучше от с. III у й с к о г о. Ознакомившись с селом на одноименной реке (р. Шуя), лучше всего итти по дороге на К о с а л м у, которая живописна и лежит ближе к берегу Укш-озера. Деревня Косалма расположена у пролива между Укш-озером и Кончезером. Здесь можно нанять лодку для поездки к с. Кончезеру.
Озеро Кончезеро очень живописно, покрыто множеством скалистых островков, в озоре много рыбы и раков. Берега скалистые, заросшие лесом. В северном конце озера расположено с. Кончезеро с остатками Кончезерского за-' вода. Здесь летом работает Бородинская озерная биологическая станция, изучающая режим озер Карелии. Посещение станции и беседа с ее сотрудниками дадут много ценных сведений о биологических процессах, происходящих в озерах нашего Севера.
За узким перешейком к северу от Кончезера находится длинное, глубокое Пертозеро с высоким, покрытым лесом левым берегом, где высится Орел-гора, одна из самых высоких точек южной Карелии.
От Кончезера путь на Кивач лучше всего сделать пешком вдоль восточного берега Пертозера до деревни В и к-ш и ц ы и отсюда уже свернуть на Кивач. Весь этот пешеходный путь можно без труда проделать в два дня с ночевкой в с. Кончезере (по договоренности с колхозом — на сеновале).
Водопад Кивач описан в литературе неоднократно, поэтому на нем останавливаться не будем, скажем только, что в ближайшие годы водопад Кивач перестанет существовать, так как река Суна по искусственным сооружениям Кондопожской ГЭС потечет по новому руслу, чтобы увеличить мощность современной установки Кондопожской ГЭС больше чем втрое.
От Кивача идет дорога вверх по реке Суне и Сундозеру и дальше недалеко от берега, все время лесом, до с. У с-суна. От Кивача до с. Уссуна—дневной нетрудный переход. В с. Уссуне необходимо сделать дневку.
Из с. Уссуна дорога ведет вверх по реке Суне к водопадам Пор-порог и Гирвас к месту работ по постройке канала на оз. Пялье. Экскурсия на водопады и на строительство займет весь день. Ночлег в с. Уссуне всегда можно получить у .местных жителей, лучше всего на сеновале, так как в избах бывает иногда много клопов. От с. Уссуна на с. Тив-дия путь идет опять лесом. Места холмистые, много скал и интересных обнажений коренных пород.
Дневку вс. Т и в д и я можно посвятить прогулке вс. Белую Гору на ломки мрамора. Здесь можно набрать много интересных образцов карельского мрамора самой различной окраски, от почти чисто белого до глубокого черного. Со скал — красивый вид на окрестности, на широкие озера Сандал, Пялье и Лижм-озеро. С. Тивдия расположено на берегу оз. Сандал, одного из красивейших озер Карелии. Здесь в озеро впадает небольшая речка Нивка, в которой хорошо ловятся на удочку хариусы.
От с. Тивдия до Кондопоги часто ходят моторные лодки Кондопожского леспромхоза, на одной из них можно доехать до Ниг-озера и до Кондопоги.
В г. Кондопоге, по договоренности с администрацией фабрики, может быть осмотрена бумажная фабрика, одна из интереснейших в Союзе, а также и гидро-электростанция. Базы ОПТЭ на Кондопоге нет, но ночевать можно, по договоренности с ячейкой ОПТЭ, в помещении культ-кома фабкома.
Между ст. Кивач (Кондопога) и Петрозаводском ходит рабочий поезд и три пары дальних поездов. От с. Кондопоги, расположенного на берегу Онежского озера в 4 километрах от фабрики, ходит через день пароход на Петрозаводск.
В случае отсутствия в с. Тивдия моторного бота, путь пешком может быть сделан или через с. Сопоху вдоль озера Сандал или, что интерснее, на с. Лижм- остров, на острове большого озера Лижмо и оттуда тропой на ст. Кяппесельгу, от которой уже группа доезжает по ж. д. до Кондопоги и до Петрозаводска.
Карты к маршруту — листы 10-верстки № 38 и 39.
№ 2
Направление: Петрозаводск—с. Пряжа; с. Пряжа— с Святозеро (пешком 16 км); с. Святозеро—д. Нирки (пешком около 20 км, ночлег в деревне); д. Нирки—Кескозеро— с. Коткозеро (пешком около 30 км); с. Коткозеро—с. Торосозеро—д. Новинка (пешком 28 км, ночлег в д. Новинка); д. Новинка—г. Олонец (пешком 12 км); г. Олонец—г. Лодейное Поле (автобусом 52 км); г. Лодейное Поле, осмотр Свирьстроя, посадка на поезд на ст. Лодейное Поле.
Продолжительность (включая и дневки) 10-11 дней.
Маршрут проходит по сельскохозяйственным районам Карелии, по холмистым местам с живописными, богатыми рыбой и раками озерами. Во время дневок в с. Пряжа, в с. Святозеро, в с. Коткозере можно наловить на удочку и на дорожку много рыбы.
В окрестностях г. Олонца интересный объект для ознакомления — сельхозкоммуна «Сяде», что в переводе на русский значит «луч». Коммуна состоит из эмигрантов-фин-нов, приехавших из Канады. Осушив и разработав участки, бывшие до того под болотами и кустарниками, коммунары поставили образцовое молочное хозяйство. Особенно интересны коровы коммуны восточно-финской породы, дающие рекордные удои молока. Коммуна имеет свои трактора, свои сельхозмашины, мастерские, электростанцию. Коммуна по справедливости считается образцовой и показательной.
Маршрут проходит по местам, связанным с событиями гражданской войны. Здесь развертывались операции на Олонецком фронте, здесь белофинны пытались прорваться к Мурманской ж. д. и отрезать Петрозаводск от Ленинграда.
Недалеко от г. Лодейного Поля, лежащего на берегу реки Свири (пароходное сообщение с Ленинградом и Петрозаводском), в 7 км находится одна из крупнейших новостроек Ленинградской области — Свирьгэс. В г. Лодейное Поле есть интерсный краеведческий музей. Г. Лодейное Поле связан железно-дорожным сообщением (три поезда в сутки) с Петрозаводском и Ленинградом.
Баз ОПТЭ по маршруту нет, ночлеги возможны в деревнях, в домах крестьянина городов Лодёйное Поле и Олонец. Питание на век) дорогу (сухие продукты) самодеятельная группа может получить по заборным книжкам туристов на базе ОПТЭ в Петрозаводске.
№ 3 ( лодочный)
Направление: Петрозаводск — с. Соломенное — Чортов стул; с. Соломенное — с. Окуловская — д. Суйсари; д. Суйсарь — д. Кулмукса — д. Вегорукса; д. Вегорукса — Уницкий погост. Обратный путь — по Уницкой губе до выхода в Онежское озеро и дальше вдоль берега на с. Кижи (2 дня); с. Кижи — с. Типиница; с. Типиница— с. Кузаранда; с. Кузаранда —- с. Толвуя; с. Толвуя — с. Шуньга; с. Шуньга — г. Повенец; г. Повенец — г. Медвежья гора.
Здесь маршрут заканчивается, лодка продается или сдается на хранение, и туристы садятся на поезд (три поезда в день на Ленинград).
Маршрут может быть осуществлен в 14—15 дней, но лучше уделить ему больше времени, так как очень хорошо можно отдохнуть на живописных берегах громадного Онежского озера.
Лучшее время для маршрута июнь-июль, когда меньше дождей и реже бывают бури на озере.
Лодку можно приобрести в Петрозаводске через базу ОПТЭ или взять на прокат и затем доставить обратно с пароходом из Медвежьей горы. Маршрут доступен лишь опытным туристам-водникам, так как ветры вызывают иногда очень сильное волнение на озере.
Маршрут проходит по Заонежью, населенному в основном потомками выходцев из Великого Новгорода. Много интересных памятников деревянного зодчества. Интересно здесь познакомиться с работой крупных рыболовецких колхозов и артелей. В г. Повенце — начало Бело м орско-Балтийского канала, по которому при достаточном времени маршрут может быть продлен до г. Сороки на Белом море.
Путь начинается от пристани в г. Петрозаводске. Заехав в с. Соломенное, можно осмотреть большой лесопильный завод. Прогулка на «Ч о р т о в стул» дает возможность осмотреть с высоты часть дальнейшего пути, так как с Чортова стула открывается широкий вид на Онежское озеро.
От с. Соломенного, держась недалеко от левого берега озера, лодка идет к юго-востоку до оконечности наволока; здесь, проезжая мимо, надо повернуть на северо-восток. В четвертом по счету заливе слева будет с. О к у л о в с к о е, где можно переночевать и достать молока, хотя ночлеги лучше устраивать в палатке на берегу озера или на островах.
За с. Окуловским на север откроется вид на большой остров Суйсари с одноименной деревней на противоположном материковом берегу. Пройдя проливом между берегом и островом, надо взять курс на пересечение Кондопожской губы, держась северо-восточного направления. Ширина губы здесь около 15 км, поэтому пересекать ее надо лишь при уверенности, что на некоторое время установилась тихая погода.
Деревня Кулмукса остается влево, влево же* придется сгибать и мыс, отделяющий Кондопожскую губу от следующей губы. После поворота, держась недалеко от берега, лодка идет на северо-запад километров 20, до с. Г о р-с к о г о. Здесь опять поворот на восток и пересечение губы в направлении на с. Вегорукса (около 20 км открытой воды). От с. Вегорукса можно сразу направить путь дальше к с. Кижам, но мы советуем сначала ознакомиться с Ун и ц к ой губой, самой живописной и очень богатой рыбой частью Онежского озера. Здесь множество скалистых островов, живописные скалистые берега, хороший СОСНОЕЫЙ бор.
Здесь же можно произвести геолого-поисковую работу на многочисленных обнажениях как на берегах, так и з глубине леса; здесь могут.быть интересные находки шунгита и медных руд. Подробнее с методами поисков, с характерными особенностями шунгита и условиями его залегания туристы могут ознакомиться по специальной литературе, а также могут выписать из Ленинградского совета ОПТЭ (ул. Пестеля, 9) брошюру «Шунгит», изд. ЛОСОПТЭ, 1932 г.
Посещение У н и ц к о й губы займет 2-3 дня. Уницкая губа защищена от волн с озера, здесь вода теплее, чем в самом озере, и есть прекрасные места для купания. Жизнь в лагере, разбитом на одном из островков этого озера даст туристам крепкую физическую зарядку и запас здоровья для дальнейшей работы.
Спустившись к югу по Уницкой губе до с. Вегорукса, лодку надо направить дальше на юго-восток и километрах в 30 от села пройти узким проливом в Сенногубские шхеры. Справа остается с. Сенногубское на острове, впереди на северо-востоке на острове виднеется с. Кижи.
В с. Кижах можно осмотреть одно из известнейших старинных архитектурных сооружений нашего севера — Кижский 19-главый собор. Своеобразная деревянная архитектура этого собора описана не только в нашей литературе по искусству, но известна и широко за пределами нашей страны. ^
От с. Кижы надо пересечь Великую губу на северо-восток, в направлении на с. Т и п и и и ц ы. Здесь путь пойдет по Большой или Повенецкой губе Онежского озера — путь более открытый, чем в начале маршрута, поэтому удаляться от берега и выходить в плохую погоду мы не рекомендуем.
Мимо села Типиниц на северо-восток и на север лодку надо вести вдоль берега до с. Кузаранда. Дальше пойдут населенные места: большое село Толвуя и крупный центр Заонежья — с. Шуньга. В с. Шуньге рекомендуем посетить месторождения шунгита недалеко от Падм-озера. Узкая Шуньгская губа так далеко уходит на юго-восток, что по ней можно доехать обратно почти до Великой губы.
От села Шуньги в тихую погоду можно пересечь Пове-нецкую губу (около 30 км водой) и дойти до города П о в е н ц а.
Здесь начало Беломорско-Балтийского канала, осмотреть который необходимо каждому туристу. ВПовенцеесть интересная пушная ферма Каргосторга, где разводят ценных пушных зверей: чернобурых лисиц, песцов, породистых кроликов.
От г. Повенца, пройдя на юг километров 8, надо свернуть на северо-запад, обогнув далеко вдающийся в озеро мыс, и, идя вдоль берега, направить лодку на виднеющуюся (в расстоянии 20 км) Медвежью Гору.
В Медвежьей Горе маршрут заканчивается. На всем маршруте туристы могут быть обеспечены рыбой как своего улова, так и покупной; во всех населенных пунктах маршрута можно достать молочные продукты. Остановки в палатке лучше всего делать на островах, покрытых лесом, или в глубине тихих заливов.
Необходимо, как можно дальше, вытаскивать на берег лодку, иначе во время сна туристов может налететь волна и смыть лодку.
Особенно рекомендуем этот маршрут туристам-водиикам, имеющим швербот или легкий лодочный мотор. Отдохнуть, загореть, вдоволь покупаться можно в июле месяце на Онежском озере не хуже, чем на южных курортах СССР.
Так как средства передвижения по маршруту позволяют взять довольно значительный груз, то мы рекомендуем туристам взять хорошую палатку и запас теплой одежды и шерстяные одеяла.
№ 4 (байдарочная)
Направление: Петрозаводск — Шуйская губа — с. Соломенное— Логмозеро — река Шуя — с. Шуйское (1 день); с. Шуйское — река Шуя (вверх против течения) — оз. Укшозеро до д. Косалмы — переволок байдарок на Кончезеро (1 день); озеро Кончезеро — с. Кончезеро — переволок байдарок на Перт-озеро — оз. Перт-озеро до д. Викшицы (1 день); деревня Викшицы — перевоз байдарок в разобранном виде на р. Суну выше водопада Кивач к озеру Падмозеру (1 день); подъем по реке Суне (обход порогов вдоль берега) до входа в Сунозеро — по Сунозеру до с. Уссуна (1 день); с. Уссуна — экскурсия на водопады Пор-порог и Гирвас и обратно (1 день); с. Уссуна — с. Тивдия (перевоз байдарок в разобранном виде, 1 день); с. Тивдия — оз. Сандал— оз. Ниго — Кондопога (2 дня); Кондопога — перевоз байдарок мимо ГЭС — спуск на воду на Онежское озеро — Кондопожская губа — д. Яулгуба (1 день); д. Яулгуба — вдоль берега на Суйсари — вокруг полуострова между Кондопожской и Шуйской губами к г. Петрозаводску (2 дня).
Маршрут рекомендуется специально туристам-водникам с разборными байдарками типа «клеппер-бот».
Маршрут проходит по тем же пунктам, что_ и маршрут № 1 (описание см. выше), разница лишь в способе передвижения и в окончании маршрута (от Кондопоги водой на Петрозаводск). Целевая установка маршрута та же, что и маршрута № 1.
Маршрут можно сделать в 12 дней, но желательно продлить его, включив больше дневок; особенно в интересных для туристов местах.
Вторую половину маршрута можно несколько изменить: перевезти лодки (байдарки) от с. Тивдия на берег Лижм-озера, пройти Лижм-озером мимо Лижм-острова в реку Лижму, по ней спуститься до Кедрозера, пройти все Кедрозеро и мимо с. Лижмы и ст. Лижмы спустить байдарки в Чорга-губу Онежского озера; держась левого берега озера, выйти мимо островов у с. Горского, обогнув выдающийся мыс, опять в Кондопожскую губу, которую и пересечь, пользуясь тихой погодой.
Этот вариант увеличит маршрут дней на 6--7, но зато даст туристам возможность познакомиться с очень живописным озером Лижмой и с губами Онежского озера.
При этом варианте может быть проделана интересная исследовательская работа, так как район Лижм-озера менее исследован, чем берега р. Суны и оз. Сандал. Основная форма исследовательской работы—сбор геологических образцов с коренных обнажений в районе Лижмозера и Кедрозера, а также и по берегам Онежского озера. Образцы обязательно надо брать от коренных (материнских) пород, а не от отдельных валунов. На островах Лижмозера известны выходы доломитизированных известняков, близко напоминающих тивдийские «мраморы». Среди изверженных пород могу г быть встречены кварцевые жилы с интересной рудоносностью. Поиски могут быть направлены в сторону выходов шунгита. Туристы должны помнить, что всякая исследовательная работа требует большой подготовки и тщательного изучения имеющейся по данному вопросу литературы.
При осуществлении первого варианта маршрута можно в Кондопоге- на ст. Кивач погрузить в вагон ж. д. байдарки, а не итти водой на Петрозаводск.
Карта для маршрута та же, что и для маршрута № 1; для плавания по Онежскому озеру нужна еще и карта маршрута № 3.
№ 5. Заонежский
Маршрут связывает Карелию с Северным краем, с районом реки Онеги. Край этот в результате работ туристских исследовательских групп привлек серьезное внимание Карело-Мурманского комитета при Леноблисполкоме. Дело в том, что на водоразделе между бассейном Онежского озера и рекой Онегой (по системе реки Ундуши) туристами были найдены известняки каменноугольной эры. Район требует дальнейшего изучения.
Маршрут пешеходно-лодочный, может быть осуществлен в 1 месяц, может быть продолжен через г. Онегу на Архангельск или обратно в Карелию на г. Сороку или Кемь.
Направление: Петрозаводск — Усть-Шала (пароходом 98 км); Усть-Шала — г. Пудож (пешком 28 км); г. Пудож—большой дорогой на Каргополь до села Колодозерского, около деревни Мичуринской свернуть на дорогу на с. Пелусозеро, дальше дорогой до с. Кенозера (пешком 5—6 дней). Вещи можно доставить на подводах, что будет стоить 100—150 руб.
В Кенозере покупается лодка для дальнейшего пути. Здесь надо сделать продолжительную остановку, использовав время для вылазок на реки У ндушу и Т о к ш у, где есть выходы известняков каменноугольного периода.
Выходы известняка легче всего обнаружить по крутым, размытым рекой или впадающими в нее ручьями обрывистым берегам. Образцы известняка обязательно надо брать не из осыпи или береговой гальки, а выбивать из коренного обнажения. Образцы желательно брать с хорошо заметными отпечатками растений и животных; надо брать и просто хорошо сохранившиеся окаменелости, обязательно описывая точно места их нахождения. При работе над известняками необходимо давать всегда и зарисовку .(схематическую) обнажения и производить все замеры, а также брать образцы выше и ниже лежащих пород. Особенно следует обращать внимание на пласты черного или темно-бурого цвета или такие же прослойки среди известняков. Со всеми методами работы на обнажениях осадочных пород туристы должны быть знакомы по специальной литературе.
Вылазки можно делать как пешком, так и на лодке вверх по названным рекам. Кен-озеро с его живописными островами богато рыбой и дичью.
Дальше путь идет вниз по реке Кене, впадающей в р. Онегу. Река Кена сплавная, легко проходимая для лодок, в среднем течении ее есть пороги. Спуск по реке займет дня два. Выйдя на реку Онегу, можно продолжать путь вниз. Побережья реки Онеги настолько густо населены, что отыскать место для ночлега не представляет труда.
Дальше от реки в глубь страны идут леса, частью заболоченные. Берега луговые, невысокие, леса от них расположены далеко, поэтому удобнее останавливаться в селах, ночуя на сеновалах. Везде можно достать молока и молочных продуктов, а в конце лета — овощей и ягод.
От с. Кирилловского идет дорога на ст. Е м ц у Сев. ж. д. (56 км). Здесь можно закончить маршрут, если У группы мало времени.
В с. Ярнема — пароходная пристань. Отсюда пароходы ходят ежедневно вниз по реке до с. Порог. Река здесь спокойная и глубокая, но достаточно быстрая, чтобы не слиш-. ком затруднить туристов греблей при спуске на лодке. При сильном северном (противном) ветре итти трудно; высокая волна сильно мешает ходу лодки. В нижнем течении река Онега разделяется на два рукава." Большую и Малую Онегу, которые вскоре опять сходятся' в одно русло. Оба рукава проходимы, но лучше взять левый рукав как более короткий.
Ниже река Онега прорывается через мощную морену, оставшуюся от ледникового периода, и здесь образует порог, пройти который без лоцмана невозможно. Порог летом бывает перегорожен забором для лова семги, это еще больше затрудняет проход. На 25 км ниже, между высоких сложенных моренными отложениями берегов, туристы подходят к г. Онеге, где и заканчивают маршрут. Отсюда можно пароходом доехать до Архангельска или до Сороки и Кеми. Пароходы ходят редко (раз в 10 дней), поэтому перед выездом в путешествие надо узнать расписание пароходов, списавшись с консультационным бюро Ленинградского облсовета ОПТЭ или конторой Совторгфлота г. Архангельска.
Маршрут сам по" себе не трудный, долгий путь воде— хороший отдых. На пути в лесах встречается много ягод, грибов, дичи, в озерах — рыбы; везде можно купить молока, овощей. В самой реке Онеге рыба ловится плохо.
Некоторую задержку могут вызвать «запани»—места, где река перегорожена забором из бревен для остановки леса, сплавляемого россыпью — «молью». Через запань лодку тащить трудно, особенно когда в «кошель» уже набилось много бревен. Но в августе обычно уже все запани бывают сняты и проход по реке свободен до с. Порог, где запань стоит дольше.
На участке реки ниже с. Порог уже чувствуется влияние морского прилива, поэтому лучше итти во время отлива, когда течение к морю сильнее.
Город Онега интересен по своему историческому прошлому. В эпоху гражданской войны и интервенции на Севере здесь происходили крупные бои. Остатки окопов и колючей проволоки еще и сейчас сохранились по берегам реки Онеги, иногда находят в лесу неразорзавшиеся снаряды.
Пользоваться картами при прохождении по этому маршруту надо очень осмотрительно. Существующие карты составлены неточно. Более или менее точно нанесена на них лишь сама река Онега, река Кена и Кен-озеро. Очень желательно, чтобы туристы во время путешествия занимались исправлением имеющейся у них карты 10-верстки, а при вылазках в сторону от основного маршрута, особенно при исследовательской работе в районе рек Токши и Ундуши, вели от какого-нибудь пункта (например с. Кен-озера) глазомерную маршрутную съемку. О том, как производится съемка, турист может узнать из специальной литературы.
Специального снаряжения маршрут не требует, можно обойтись и без палатки.
Если позволит время, то можно продолжить маршрут из г. Онеги до г. Сороки вдоль берега Белого моря с целью ознакомления с бытом и экономикой населения поморья. Большая дорога идет частью вдоль самого берега моря, частью несколько в стороне по холмам, покрытым лесом. По пути везде можно достать молока, рыбы, везде хорошая охота на водоплавающую птицу. Села расположены на расстоянии 20—30 км одно от другого. По пути лежат села: Нименга, Малошуйская, Кушерека, Унежма, Нюхча, Колежма, Сумский Посад, Бирма, Сухонаволоцкая и Шишня. Дорога кончается в г. Сороке, откуда Беломорско-Балтийским каналом, озером Онегой и рекой Свирыо можно проехать на пароходе в Ленинград. Весь путь от г. Онеги до г. Сороки займет дней 9—10.
№6. Онежское озеро и Заонежье {пешеходный)
Целевая установка — ознакомление с бытом рыбацкого населения берегов Онежского озера, с разработками диабаза у Шальского погоста, поиски полезных ископаемых (железных руд) на пути между Усть-Шалой и Повенцом (есть точки с заметными магнитными аномалиями).
Для туристов, имеющих двухнедельный отпуск, маршрут очень удобен: при 8 днях пути можно сделать по крайней мере 4 дневки.
Направление: Петрозаводск — Усть-Шала (на пароходе 98 км); Усть-Шала — с. Перх-Наволок (пешком 1 день): Перх-Наэолок — Песчанская (1 ден); Песчанская — Римское (1 день); Римское — Челмужа (1 день); Челмужа—Любека* (1 день); Любская — Повеиец (1 день); Повенец — осмотр сооружений Беломорско-Балтийского канала (1 день); Повенец— Медвежья Гора (автобусом 1 день).
Путь идет хорошими сосновыми лесами по песчаным берегам озера. Прекрасные места для отдыха, всюду удобно разбить палатку, искупаться. Дорога обставлена телеграфной и телефонной линиями, слева все время видно озеро.
№ 7. Заонежский
Целевая установка — поиски выходов известняка каменноугольного периода в окрестностях Андомского погоста. Методы работы те же, что на маршруте № 5.
Начало пути то же. что и в маршруте № 6, но от Усть-Шалы надо идти на юг, на Андому и Вытегру.
От Шальской пристан и путь идет сначала проселком через деревни Семеновскую и Давыдовскую на погост Негижемский, где выходит на большую Вытегорскую дорогу.
Первый переход можно сделать от пристани до с. Неги-жемского (1 день); село Негижемское—погост Гакугский — д. Алексеезская, лежащая на берегу Муромского залива Онежского озера в стороне от большой дороги (1 день); отдых чга берегу озера (1 день); д. Алексеезка —- большая дорога — погост Саминский (1 день); погост Саминский — погост Андомский (1 день). Здесь необходимо сделать длительную остановку и тщательно осмотреть обнажения на Анд омской г о ре и выше по реке Анд оме; сделать зарисовки и обмер обнажений, взять возможно большее количество образцов известняка с отпечатками фауны и флоры, а также и образцов подстилающих и вышележащих пород. Кроме того, необходимо обратить внимание и на глины (взять образцы, зарисовать обнажения).
От Андомского погоста до Вытегры — один день перехода. В Вытегре можно сесть на пароход и вернуться в Ленинград или Петрозаводск, по пути ознакомившись с частью Мариинской водной системы.
Весь маршрут можно осуществить в двухнедельный отпуск.
Снаряжение по маршруту — обычное туристское, палатку брать не обязательно, но желательно, так как она даст возможность больше быть на воде, в лесу, вообще на вольном воздухе. Везде по пути можно достать молочных продуктов, а в августе — овощей, ягод, иногда и рыбы.
Маршруты, охватывающие окрестности г. Петрозаводска, юго-западный берег Онежского озера и реку Свирь, лежа-- щую вне территории Карелин,- мы здесь рассматривать не будем, тем более, что маршруты эти уже неоднократно описывались в туристской литературе. Читатель, желающий ознакомиться с этими маршрутами, найдет 'их подробное описание в книге С. Макарьева «По советской Карелии» (изд. Каргиз, 1931 г.), а также и в более ранней литературе (см. список литературы в конце книги).
По Карелии и Кольскому полуострову Туристический путеводитель. Е.Ф.Бартольд. ОГИЗ, 1935