Карельские свадебные песни
Просмотров: 3367
Карелия: карелы, карельские традиции
Кроме заговоров к обрядовой поэзии калевальской метрики относятся свадебные песни. Они передают высокий, торжественный настрой свадьбы, а чувства грусти, печали, волнения — это тема причитаний. К каждому моменту свадьбы была приурочена своя песня. В целом их можно объединить в две большие группы: песни, исполняемые в доме невесты (этот цикл обычно называется «Kokko lenti koellisesta» — «Летел орел с востока»), и песни, исполняемые в доме жениха («Miero vuotti uutta kuuta» — «Мир ждал новолунья»).
Как правило, первой пели «Песню зятю» («Vavyn virsi»):
Важнейшим моментом свадебного ритуала был обряд расплетания девичьей косы, когда невеста навсегда расставалась с косой — символом девичества, ее волосы покрывали сорокой-повойником. К этому событию — окручиванию невесты — приурочена своя песня:
Невесте напоминают о предстоящей разлуке с домом, близкими. Для нее теперь в родном доме все будет чужое, дорога туда длиннее:
Askelt’ on piha pitempi, Kynnys hirtta korkeampi, Sinun toiste tullessasi, Kerran kertaellessasi.
Двор наш станет больше,
И порог повыше станет,
Если ты когда вернешься,
Вновь придешь в места родные...
В доме невесты обычно пелись и наставления жениху. Советы-поучения невесте чаще исполнялись в доме жениха. Невеста должна почитать родственников жениха, оказывать им уважение и низко кланяться. Наряду с наставлениями, невесту утешали, прославляли. В свадебных песнях, особенно в наставлениях молодым, отразились древнейшие моменты семейных отношений.
Видное место в песнях отводилось восхвалению свадебных гостей, и в первую очередь — свадебного патьвашки (pat’vaska), который в карельской свадьбе совмещал функции свата, дружки и колдуна:
Заканчивается свадебный цикл песней, требующей шутливого вознаграждения, благодарности тем, кто цел песни:
Исполнялись свадебные песни, как правило, группой женщин: в доме невесты — ее родственницами, в доме жениха — встречавшими свадебный поезд.
Как правило, первой пели «Песню зятю» («Vavyn virsi»):
Ja mista tiesit teltamoinen, Kuulit kultainen omena Taman neien kasvavaksi?
Ты узнал откуда, милый,
Где ты, яблочко, услышал,
Что здесь выросла девица?
Ты узнал откуда, милый,
Где ты, яблочко, услышал,
Что здесь выросла девица?
Важнейшим моментом свадебного ритуала был обряд расплетания девичьей косы, когда невеста навсегда расставалась с косой — символом девичества, ее волосы покрывали сорокой-повойником. К этому событию — окручиванию невесты — приурочена своя песня:
Sulho viljon veljyeni, Vuotit viikon, vuota viela, Ei ole valmis valvattisi, Suorinnut iki-sopusi,
PuoT on paata palmikolla, Puoli palmikoitsematta...
Женишок, мой милый братец, Ждал неделю — жди еще ты. Не готова дорогая,
Не снаряжена подруга: Половина кос плетеных, Половина неплетеных...
PuoT on paata palmikolla, Puoli palmikoitsematta...
Женишок, мой милый братец, Ждал неделю — жди еще ты. Не готова дорогая,
Не снаряжена подруга: Половина кос плетеных, Половина неплетеных...
Невесте напоминают о предстоящей разлуке с домом, близкими. Для нее теперь в родном доме все будет чужое, дорога туда длиннее:
Askelt’ on piha pitempi, Kynnys hirtta korkeampi, Sinun toiste tullessasi, Kerran kertaellessasi.
Двор наш станет больше,
И порог повыше станет,
Если ты когда вернешься,
Вновь придешь в места родные...
В доме невесты обычно пелись и наставления жениху. Советы-поучения невесте чаще исполнялись в доме жениха. Невеста должна почитать родственников жениха, оказывать им уважение и низко кланяться. Наряду с наставлениями, невесту утешали, прославляли. В свадебных песнях, особенно в наставлениях молодым, отразились древнейшие моменты семейных отношений.
Видное место в песнях отводилось восхвалению свадебных гостей, и в первую очередь — свадебного патьвашки (pat’vaska), который в карельской свадьбе совмещал функции свата, дружки и колдуна:
Kylan paras pat’vaskana, Kylan onni oppahana...
Onpa meian pat’vaskalla Kutrit kullan suortuvaiset, Parta kullan palmikkoinen, Paassa pystyinen kypari.
Сват в деревне самый лучший, Он в нее приводит счастье.
Хорошо наш сват оделся:
Голова — златые кудри,
Борода в златых косичках, Голова у свата в шлеме.
Onpa meian pat’vaskalla Kutrit kullan suortuvaiset, Parta kullan palmikkoinen, Paassa pystyinen kypari.
Сват в деревне самый лучший, Он в нее приводит счастье.
Хорошо наш сват оделся:
Голова — златые кудри,
Борода в златых косичках, Голова у свата в шлеме.
Заканчивается свадебный цикл песней, требующей шутливого вознаграждения, благодарности тем, кто цел песни:
Kopekka koko sanalta, Alttina kylan akasta
По копейке за слово, Алтын с каждой гостьи.
По копейке за слово, Алтын с каждой гостьи.
Исполнялись свадебные песни, как правило, группой женщин: в доме невесты — ее родственницами, в доме жениха — встречавшими свадебный поезд.
КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983