Карельские заклинания
Просмотров: 4178
Карельские заклинания
В целом лирическое начало в карельском фольклоре получило значительно меньшее распространение, чем эпическое. Эпические и лирические песни исполнялись в повседневном быту, при любых обстоятельствах; заклинания, причитания, свадебные песни — только в строго определенные моменты: их исполнение связано с народными обрядами.
Существовали обряды рыбной ловли, строительства жилья, выпуска скота весной и т. д. Каждый обряд сопровождался заклинаниями— поэтическими по форме, древними по содержанию; в них впечатлял не только текст, но и способ исполнения: их произносили в состоянии особого эмоционального напряжения.
Ярким примером высокохудожественных заклинаний являются заклинания, приуроченные к обряду медвежьего праздника. Это один из древнейших карельских охотничьих обрядов, который в виде реликтов записывали еще в XIX в., а возникновение его относя к эпохе прибалтийско-финской общности.
По древним карельским поверьям считалось, что медведь по происхождению человек, поэтому охоту на него обставляли торжественно, как бы искупая свою вину перед зверем.
Медведя «убаюкивали»:
В заклинаниях убеждали, что его убили не на охоте, а смерть была случайной. Когда возвращались с убитым медведем из лесу, предупреждали домашних: «Varokkoa tyo, naiset, vaimot, Ohto perttih tulou...» — «Опасайтесь, женщины, жены, Охто в избу заходит».
При свежевании охотник пел:
«Медвежий праздник» обставлялся как свадьба, с подставными «женихом» и «невестой», даже песни при этом пели свадебные. Череп и кости убитого медведя возвращали в лес: череп вывешивали на сосне, кости оставляли у корня.
Существовали многочисленные заклинания, связанные с ловлей рыбы, обращения к «хозяину воды, золотому царю водяному, доброму Ахти» с просьбой дать хороший улов.
При ловле на удочку произносили:
Известны заговоры лечебные — от железа, ветра, воды, огня, укуса змер, ушиба (о камень, дерево), любовные — для поднятия девичьей славы (lempi) и многие другие.
Карельские заклинания очень своеобразны, поэтичны, созданы в метрике калевальского стиха. По содержанию они связаны с мифами, которые являются как бы вступлением, первой частью заклинания — «первородным началом», объясняющим происхождение предмета или явления в древние «мифические времена». А непосредственно «заклинательная» часть содержит просьбы и увещевания или угрозы и проклятия в адрес хозяев стихии, болезней.
Свойственное заклинаниям мифологическое мышление в процессе исторического развития в какой-то мере трансформировалось в художественные образы. В заговорах запечатлена народная мудрость. Они являются высокохудожественными произведениями, одним из древнейших видов народной поэзии.
КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983
В целом лирическое начало в карельском фольклоре получило значительно меньшее распространение, чем эпическое. Эпические и лирические песни исполнялись в повседневном быту, при любых обстоятельствах; заклинания, причитания, свадебные песни — только в строго определенные моменты: их исполнение связано с народными обрядами.
Существовали обряды рыбной ловли, строительства жилья, выпуска скота весной и т. д. Каждый обряд сопровождался заклинаниями— поэтическими по форме, древними по содержанию; в них впечатлял не только текст, но и способ исполнения: их произносили в состоянии особого эмоционального напряжения.
Ярким примером высокохудожественных заклинаний являются заклинания, приуроченные к обряду медвежьего праздника. Это один из древнейших карельских охотничьих обрядов, который в виде реликтов записывали еще в XIX в., а возникновение его относя к эпохе прибалтийско-финской общности.
По древним карельским поверьям считалось, что медведь по происхождению человек, поэтому охоту на него обставляли торжественно, как бы искупая свою вину перед зверем.
Медведя «убаюкивали»:
Katkyessa kultaisessa, Hihnoissa hopeaisissa, Paalla taivosen yheksan, Paalla kuuen kirjokannen.
В золотой колыбели,
В серебряной качели,
На девяти небесах,
На шести пестрых крыш (к) ах.
В золотой колыбели,
В серебряной качели,
На девяти небесах,
На шести пестрых крыш (к) ах.
В заклинаниях убеждали, что его убили не на охоте, а смерть была случайной. Когда возвращались с убитым медведем из лесу, предупреждали домашних: «Varokkoa tyo, naiset, vaimot, Ohto perttih tulou...» — «Опасайтесь, женщины, жены, Охто в избу заходит».
При свежевании охотник пел:
Ei ole veitsi minim tekema, Eika toisen kumppalini, Virossa on veitsi tehty, Saatu Saksan kaupungissa.
Нож не мною изготовлен И не моим товарищем,
В Эстонии нож сделан,
Привезен из немецкого города.
Нож не мною изготовлен И не моим товарищем,
В Эстонии нож сделан,
Привезен из немецкого города.
«Медвежий праздник» обставлялся как свадьба, с подставными «женихом» и «невестой», даже песни при этом пели свадебные. Череп и кости убитого медведя возвращали в лес: череп вывешивали на сосне, кости оставляли у корня.
Существовали многочисленные заклинания, связанные с ловлей рыбы, обращения к «хозяину воды, золотому царю водяному, доброму Ахти» с просьбой дать хороший улов.
При ловле на удочку произносили:
Otas onki, nieles niekla, Koppoas kovera rauta! Minim on maimani makea, Minim on siimani silea, Minim onki ottajainen. Puhdas vesi kultainen,
Ota omas, peri pahas!
Возьми крючок, проглоти иглу, Схвати изогнутое железо,
Моя нажива сладкая,
Моя леска ровная,
Моя удочка уловистая,
Вода чистая, золотая,
Возьми свое, забери плохое.
Ota omas, peri pahas!
Возьми крючок, проглоти иглу, Схвати изогнутое железо,
Моя нажива сладкая,
Моя леска ровная,
Моя удочка уловистая,
Вода чистая, золотая,
Возьми свое, забери плохое.
Известны заговоры лечебные — от железа, ветра, воды, огня, укуса змер, ушиба (о камень, дерево), любовные — для поднятия девичьей славы (lempi) и многие другие.
Карельские заклинания очень своеобразны, поэтичны, созданы в метрике калевальского стиха. По содержанию они связаны с мифами, которые являются как бы вступлением, первой частью заклинания — «первородным началом», объясняющим происхождение предмета или явления в древние «мифические времена». А непосредственно «заклинательная» часть содержит просьбы и увещевания или угрозы и проклятия в адрес хозяев стихии, болезней.
Свойственное заклинаниям мифологическое мышление в процессе исторического развития в какой-то мере трансформировалось в художественные образы. В заговорах запечатлена народная мудрость. Они являются высокохудожественными произведениями, одним из древнейших видов народной поэзии.
КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983