Карельская баня
Просмотров: 5545
Карелия: карельская баня, карелы
В деревнях на берегу озера или реки карелы ставили бани (kyly), топившиеся преимущественно по-черному. Еще в начале XX в. большинство бань имели односкатную крышу и часто строились без предбанника.
Воду нагревали в бочках-колодах, бросая в них раскаленные камни. Голову мыли щелоком, приготовленным из золы или из березового капа; парились вениками. Особенно ценной для изготовления веников считалась береза, лист которой имеет частьщ зазубрины и «дрожит» на длинных ветвях, как лист осины, даже в самую тихую погоду (rauvuskoivu).
Баня в жизни карела, с появления его на свет и до последнего дня, занимала важное место. Все ответственные моменты в жизни крестьян были связаны с баней. Она являлась как бы священным местом. Кроме гигиенических целей, она использовалась и как лечебница, и как помещение для «привораживания» и т. п. В народной памяти сохранилось много заговоров, заклинаний, примет, связанных с баней, особенно ритуальной (свадебной), а также лечебной. Считалось, что в ней живет дух-«баенник» (kylynizanda), который не любит беспорядка, злословья, шума. По праздникам и воскресеньям баню не топили, в ней нельзя было мыться вечером. В прошлом там никогда не стирали, да и сейчас кое-где старушки не разрешают в бане даже замочить грязное белье, считая это грехом.
Еще в предвоенное время в Пряжинском районе имело распространение совместное мытье в бане мужчин и женщин. Иногда в небольшой бане собиралось чуть ли не полдеревни. Видимо, в далеком прошлом этот обычай бытовал значительно шире, но сейчас он прочно забыт.
Любопытные детали о бане фиксируют карельские причитания, особенно свадебные.
Так, «девичью» баню накануне свадьбы следовало топить «легкими» дровами: либо кленовыми (Сегозерье), либо липовыми (Сямозеро, Олонец), либо ольховыми (Крошнозеро); ибо березовые дрова — «жестокосердие, беспокойство», еловые суковатые — «кручину приносящие», сосновые неровные — «печальные», осиновые — будет «заморозками прихваченная жизнь, бранчливая», ивовые — «тоску наводящие». Кроме того, дрова нельзя было рубить, колоть «острыми орудиями», а ломать их «мирскими руками да с веселыми песенками». Свадебные веники тоже следовало «брать с высоких горочек», не рубить «топориками и не резать острым орудием»; а ветки ломать — средние: если взять нижние, «то как бы жизнь не вышла с заморозками», а на верхних — «птицы сидели, не было бы большой тоски в замужестве». Воду надо принести с островов «Царегородских», «Васильевских» или «из синих морей» (они имелись свои в каждой деревне). В севернокарельских причитаниях эти мотивы почти не получили развития, они в них присутствуют, однако не детализируются, как у южных карел. В южнокарельских похоронных причитаниях также упоминается баня, когда покойный прощается со своими «красивыми строеньицами».
Трудно определить, когда карелы стали ставить бани, но если принять во внимание их роль, их универсальность, дохристианские
верования, можно думать, что аналогичные строения известны издавна. В документах XV—XVII вв. имеется немало сведений о «мыльнях», «мовницах», «байнах».
КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983
стр 122-124
стр 122-124