Эпическая поэзия
Просмотров: 2939
Карельские эпические песни
С созданием «Калевалы» собирание и поиск произведений устно-поэтического творчества не закончились; наоборот, в работу включились новые собиратели и исследователи.
Все песенные сюжеты в их многочисленных вариантах, собранные в Карелии и в Финляндии, вошли в 33-томную серию «Suomen kansan vanhat runot» (SKVR) — «Древние руны финского народа», изданную в Финляндии (1908—1948)
Карельский эпос является одним из древнейших в мире. Очевидно, в силу его архаичности и единого калевальского поэтического стиля не произошло четкого жанрового разграничения — космогонические мифы, заговоры, героические песни, баллады не выделились из эпоса. В эпические песни «вплетены» слова заклинаний, элементы лирики.
Самыми древними по происхождению являются руны космогонические, рассказывающие о сотворении мира, об открытии огня, о происхождении медведя, лося и т. п. В мифе о сотворении мира повествуется о том, что птица (в разных вариантах это могли быть гусь, орел, утка) искала место для гнездовья. Вяйнямёйнен поднял колено из воды, на которое птица снесла три яйца. Вяйнямёйнен сдвинул колено, яйца разбились и упали в море. В результате заклинаний Вяйнямёйнена с ними произошло чудесное превращение: из нижней части скорлупы образовалась земля, из верхней — свод небесный, из желтка — месяц ясный, из белка — солнце, осколки превратились в звезды.
Главным героем этого древнего космогонического цикла является «старый мудрый» Вяйнямёйнен. С его именем связаны мифы о рождении медведя, железа, он добывает людям огонь (в одних вариантах — из брюха рыбы, в других — из своего когтя), изготовляет кантеле из костей щуки, «строит лодку заклинаньем»:
Но даже у мудрого Вяйнямёйнена не хватает умения достроить лодку — «трех словечек не хватило», в поисках их он отправляется в Туонелу — потусторонний мир. Побывав в Туонеле и в чреве умершего мудреца Випунена, Вяйнямёйнен становится по-настоящему мудрым, познает все тайны мироздания.
Среди исследователей издавна шел спор — кто же такой Вяйнямёйнен? Его называли богом, героем, шаманом, историческим лицом и даже пытались найти этому образу конкретные прототипы. Вяйнямёйнен — это «культурный герой — демиург», так называют главных героев фольклора доклассового общества. В мифах «Калевала», руна 40, строки 241—244; в дальнейшем с указанием непосредственно в тексте первая цифра — руна, вторая — стихотворная строка (40 241—244). Ссылки даются по «Калевале», а не SKVR, ввиду возможности цитирования поэтического перевода Л. Вельского, а не подстрочника.
У многих народов в качестве первопредков-демиургов выступали животные, они были родовыми тотемами. Образы Вяйнямёйнена и Илмаринена могли прийти им на смену, унаследовать какие-то деяния от зооморфных демиургов — орла и осетра (которого позже заменила щука)
Культурные герои-первопредки являются синкретическими фольклорными образами того периода, когда природа и общество еще не разделились в сознании древнего человека, а представлялись в нерасторжимом единстве. Демиурги-первосоздатели добывали людям огонь, орудия труда, иногда создавая их сами, иногда в борьбе отнимая их у первохранителей. Таким первосоздателем и был Вяйнямёйнен. Один из важнейших подвигов Вяйнямёйнена— борьба за Сампо. Это эпическая борьба между страной, где живут Вяйнямёйнен, Илмаринен, и Похъёлой.
Образ хозяйки Похъёлы — мифологический образ хранительницы первопредметов, культурных благ, необходимых людям. Борьба Вяйнямёйнена с ней с помощью магических заклинаний— это борьба за интересы родового коллектива. У эпических героев нет индивидуализма, им не свойствен эгоизм, Вяйнямёйнен все делает в родоплеменных интересах. Враждебные силы и борьба с ними — всегда за пределами рода.
По эпическим представлениям:
Железо названо «младшим братом воды», потому что люди — только на пороге знакомства с ним. Естественно, что даже Вяйнямёйнен, ранивший колено железным топором, не знает заговора от железа:
Вяйнямёйнен познает и эту тайну.
Большинство деяний Вяйнямёйнена связано с водой, рыболовством — сооружение лодки, создание кантеле из костей рыбы, плетение сетей. Не случайно имя его соотносят с водой (vaina — спокойное течение в широкой реке или проливе).
Имя другого героя карельского эпоса — Илмаринена — связывают с воздухом (ilma — воздух). Он выступает как друг, соперник, помощник Вяйнямёйнена. Илмаринен — герой более позднего периода, эпохи железа. Он кузнец, с его действиями связано создание небесного свода, солнца, луны, золотой девы. То, что Вяйнямёйнен делал при помощи заклинаний, Илмаринен изготовлял из металла. Это уже шаг вперед, следующая ступенька не только в эпическом творчестве, но прежде всего в сознании древнего человека, пытающегося объяснить проблемы мироздания не только магическими действиями, но и предметно. Одним из важнейших эпических деяний Илмаринена является выкованное им Сампо.
Цикл о Сампо — один из важнейших в эпосе. Сампо такой по сложности предмет, что Илмаринен, выковавший его один раз, не может его повторить, выполнить вторично. Это единственный в своем роде волшебный ччудо-предмет, даже осколки которого приносят счастье; представить его предметно невозможно.
Лемминкяйнен — Ахти — Кауко (миели) — под этими именами в народном эпосе выступает молодой удалой герой-охотник. Его образ, как и образы других героев эпоса, претерпел известную эволюцию: в нем есть черты, связанные с магическими превращениями, перевоплощениями, но вместе с тем он более «бытовой» по сравнению с образами Вяйнямёйнена и Илмаринена. Если в характерах старших героев эпоса выделяется какая-то ведущая черта, и она все время подчеркивается: у Вяйнямёйнена — мудрость, у Илмаринена — мастерство кователя-кузнеца, то характер Лемминкяйнена более живой, разноплановый. Наряду с положительными чертами — отвагой, мужеством, он не лишен недостатков— хвастлив, задирист. На его долю выпадают бесчисленные приключения. На свадьбе в Похъёле, куда во многих вариантах рун он едет незваным гостем, Лемминкяйнен погибает. Но мать спасает его из реки Туони (из царства умерших) и оживляет. В других вариантах Лемминкяйнен спасается от преследований враждебных сил на «острове любви», где весело проводит время с девушками. Исследователи возводят этот сюжет к известным в мировом фольклоре легендам об амазонках.
Образ Лемминкяйнена более индивидуализирован, менее эпичен. Исследователи считают, что этот герой ближе к сказочной эстетике, чем к эпической. В целом руны о Лемминкяйнене более поздние, чем о Вяйнямёйнене и Илмаринене.
События, о которых повествуется в народном эпосе, нельзя представлять буквально, искать в них исторические или бытовые факты. Историзм фольклора проявляется не в прямолинейном отражении исторических реалий, а в преломлении исторической действительности через законы поэтического мышления, художественную систему фольклора. Народный эпос «является не исторической хроникой, а поэзией. Это — плод богатого поэтического творчества народа древней Карелии...».
По научной классификации, принятой в советской науке, эпос карельского и финского народов является одним из самых архаических в мировом фольклоре. Ранние его пласты связаны с догосударственными формами героического эпоса. Этой стадии общественного развития свойственно мифологическое мышление, мифологическое объяснение многих явлений мира, «рождения»
Исследователи считают, что хотя отдельные элементы эпоса и относят к более древним временам, но в целом он сформировался в первом тысячелетия нашей эры, в период распада родового строя. В эпосе проявились не только ранние наслоения, в последующие века он продолжал плодотворно развиваться. Нашли отражение в эпосе и более поздние исторические события, например, в Карелии известны исторические песни об осаде Выборга и о Северной войне, которые народная память связывает с именами Ивана Грозного и Петра Первого. Хотя данные песни и сохраняют древнюю эпическую традицию, но историзм их особый.
Эволюция эпоса выразилась не только в образах, сюжетах, но и в изменениях эпического стиля. С изменениями сюжетов, образов происходят и изменения в стиле — в основном по пути усложнения синтаксиса и поэтических троп (метафора, эпитет, параллелизм, повторы) Изменения шли сложными путями и связаны с архаическими формами мышления древнего человека.
Карельские эпические песни пелись, что придавало им особую привлекательность. Финский путешественник И. К. Инха, побывавший в Карелии в 1894 г., описывает исполнение эпических песен в карельской деревне Алаярви стариком по имени Васселей, которому было без малого сто лет: «Он пел свои руны на напев, который был удивительно легким, живым и прозрачным, казалось, ничего подобного я раньше не слышал. Певец так искусно варьировал свой напев, расцвечивая каждый звук выразительными интонациями, тембровыми оттенками, что простой напев не казался однообразным."
Принято считать, что певцы исполняли руны вдвоем, взявшись за руки, сидя рядом или напротив труг друга, раскачиваясь в такт пению. Но такое исполнение могло быть скорее торжественным, в особых обстоятельствах даже несколько искусственным. Как правило, пел один певец. Эпические песни исполнялись в спокойной, медлительной манере, с многочисленными характерными для фольклора повторами. Исполнителями эпических песен были в основном мужчины, а лирических песен, причитаний, ёйг — женщины.
КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983
С созданием «Калевалы» собирание и поиск произведений устно-поэтического творчества не закончились; наоборот, в работу включились новые собиратели и исследователи.
Все песенные сюжеты в их многочисленных вариантах, собранные в Карелии и в Финляндии, вошли в 33-томную серию «Suomen kansan vanhat runot» (SKVR) — «Древние руны финского народа», изданную в Финляндии (1908—1948)
Карельский эпос является одним из древнейших в мире. Очевидно, в силу его архаичности и единого калевальского поэтического стиля не произошло четкого жанрового разграничения — космогонические мифы, заговоры, героические песни, баллады не выделились из эпоса. В эпические песни «вплетены» слова заклинаний, элементы лирики.
Самыми древними по происхождению являются руны космогонические, рассказывающие о сотворении мира, об открытии огня, о происхождении медведя, лося и т. п. В мифе о сотворении мира повествуется о том, что птица (в разных вариантах это могли быть гусь, орел, утка) искала место для гнездовья. Вяйнямёйнен поднял колено из воды, на которое птица снесла три яйца. Вяйнямёйнен сдвинул колено, яйца разбились и упали в море. В результате заклинаний Вяйнямёйнена с ними произошло чудесное превращение: из нижней части скорлупы образовалась земля, из верхней — свод небесный, из желтка — месяц ясный, из белка — солнце, осколки превратились в звезды.
Главным героем этого древнего космогонического цикла является «старый мудрый» Вяйнямёйнен. С его именем связаны мифы о рождении медведя, железа, он добывает людям огонь (в одних вариантах — из брюха рыбы, в других — из своего когтя), изготовляет кантеле из костей щуки, «строит лодку заклинаньем»:
Jo oli soitto SLiorittuna, Valmihina kanteloinen, Soitto suiiri hauinluinen, Kantelo kalan-evainen.
Создан короб многострунный, Кантеле давно готово,
Короб тот из щучьей кости, Кантеле из рыбьих перьев.
Lauloi virren, polljan punt Lauloi toisen, liitti laian, Lauloi kohta kolmanrieriki Hankoja hakatessansa...
Песню спел — и дно готово, Спел еще — бока построил, Третью песню спел — и сделал Все уключины для весел...
Создан короб многострунный, Кантеле давно готово,
Короб тот из щучьей кости, Кантеле из рыбьих перьев.
Lauloi virren, polljan punt Lauloi toisen, liitti laian, Lauloi kohta kolmanrieriki Hankoja hakatessansa...
Песню спел — и дно готово, Спел еще — бока построил, Третью песню спел — и сделал Все уключины для весел...
Но даже у мудрого Вяйнямёйнена не хватает умения достроить лодку — «трех словечек не хватило», в поисках их он отправляется в Туонелу — потусторонний мир. Побывав в Туонеле и в чреве умершего мудреца Випунена, Вяйнямёйнен становится по-настоящему мудрым, познает все тайны мироздания.
Среди исследователей издавна шел спор — кто же такой Вяйнямёйнен? Его называли богом, героем, шаманом, историческим лицом и даже пытались найти этому образу конкретные прототипы. Вяйнямёйнен — это «культурный герой — демиург», так называют главных героев фольклора доклассового общества. В мифах «Калевала», руна 40, строки 241—244; в дальнейшем с указанием непосредственно в тексте первая цифра — руна, вторая — стихотворная строка (40 241—244). Ссылки даются по «Калевале», а не SKVR, ввиду возможности цитирования поэтического перевода Л. Вельского, а не подстрочника.
У многих народов в качестве первопредков-демиургов выступали животные, они были родовыми тотемами. Образы Вяйнямёйнена и Илмаринена могли прийти им на смену, унаследовать какие-то деяния от зооморфных демиургов — орла и осетра (которого позже заменила щука)
Культурные герои-первопредки являются синкретическими фольклорными образами того периода, когда природа и общество еще не разделились в сознании древнего человека, а представлялись в нерасторжимом единстве. Демиурги-первосоздатели добывали людям огонь, орудия труда, иногда создавая их сами, иногда в борьбе отнимая их у первохранителей. Таким первосоздателем и был Вяйнямёйнен. Один из важнейших подвигов Вяйнямёйнена— борьба за Сампо. Это эпическая борьба между страной, где живут Вяйнямёйнен, Илмаринен, и Похъёлой.
Образ хозяйки Похъёлы — мифологический образ хранительницы первопредметов, культурных благ, необходимых людям. Борьба Вяйнямёйнена с ней с помощью магических заклинаний— это борьба за интересы родового коллектива. У эпических героев нет индивидуализма, им не свойствен эгоизм, Вяйнямёйнен все делает в родоплеменных интересах. Враждебные силы и борьба с ними — всегда за пределами рода.
По эпическим представлениям:
lima on emoja ensin,
Vesi vanhin veljeksia, Rauta nuorin veljeksia, Tuli kerran keskimmainen.
Воздух — мать всему на свете, Старший брат — водой зовется, Младший брат воды — железо, Средний брат — огонь горячий.
Vesi vanhin veljeksia, Rauta nuorin veljeksia, Tuli kerran keskimmainen.
Воздух — мать всему на свете, Старший брат — водой зовется, Младший брат воды — железо, Средний брат — огонь горячий.
Железо названо «младшим братом воды», потому что люди — только на пороге знакомства с ним. Естественно, что даже Вяйнямёйнен, ранивший колено железным топором, не знает заговора от железа:
Loihe siita loitsimahan, Sai itse sanelemahan,
Luki synnyt syita myoten, Luottenet lomia myoten, Mutt’ ei muista muutamia Rauan suuria sanoja.
Начал старец заклинанья, Говорит и вспоминает Зол земных происхожденье; Вспомнил каждое он слово, Одного не вспомнит только: Заклинаний о железе...
Luki synnyt syita myoten, Luottenet lomia myoten, Mutt’ ei muista muutamia Rauan suuria sanoja.
Начал старец заклинанья, Говорит и вспоминает Зол земных происхожденье; Вспомнил каждое он слово, Одного не вспомнит только: Заклинаний о железе...
Вяйнямёйнен познает и эту тайну.
Большинство деяний Вяйнямёйнена связано с водой, рыболовством — сооружение лодки, создание кантеле из костей рыбы, плетение сетей. Не случайно имя его соотносят с водой (vaina — спокойное течение в широкой реке или проливе).
Имя другого героя карельского эпоса — Илмаринена — связывают с воздухом (ilma — воздух). Он выступает как друг, соперник, помощник Вяйнямёйнена. Илмаринен — герой более позднего периода, эпохи железа. Он кузнец, с его действиями связано создание небесного свода, солнца, луны, золотой девы. То, что Вяйнямёйнен делал при помощи заклинаний, Илмаринен изготовлял из металла. Это уже шаг вперед, следующая ступенька не только в эпическом творчестве, но прежде всего в сознании древнего человека, пытающегося объяснить проблемы мироздания не только магическими действиями, но и предметно. Одним из важнейших эпических деяний Илмаринена является выкованное им Сампо.
Цикл о Сампо — один из важнейших в эпосе. Сампо такой по сложности предмет, что Илмаринен, выковавший его один раз, не может его повторить, выполнить вторично. Это единственный в своем роде волшебный ччудо-предмет, даже осколки которого приносят счастье; представить его предметно невозможно.
Лемминкяйнен — Ахти — Кауко (миели) — под этими именами в народном эпосе выступает молодой удалой герой-охотник. Его образ, как и образы других героев эпоса, претерпел известную эволюцию: в нем есть черты, связанные с магическими превращениями, перевоплощениями, но вместе с тем он более «бытовой» по сравнению с образами Вяйнямёйнена и Илмаринена. Если в характерах старших героев эпоса выделяется какая-то ведущая черта, и она все время подчеркивается: у Вяйнямёйнена — мудрость, у Илмаринена — мастерство кователя-кузнеца, то характер Лемминкяйнена более живой, разноплановый. Наряду с положительными чертами — отвагой, мужеством, он не лишен недостатков— хвастлив, задирист. На его долю выпадают бесчисленные приключения. На свадьбе в Похъёле, куда во многих вариантах рун он едет незваным гостем, Лемминкяйнен погибает. Но мать спасает его из реки Туони (из царства умерших) и оживляет. В других вариантах Лемминкяйнен спасается от преследований враждебных сил на «острове любви», где весело проводит время с девушками. Исследователи возводят этот сюжет к известным в мировом фольклоре легендам об амазонках.
Образ Лемминкяйнена более индивидуализирован, менее эпичен. Исследователи считают, что этот герой ближе к сказочной эстетике, чем к эпической. В целом руны о Лемминкяйнене более поздние, чем о Вяйнямёйнене и Илмаринене.
События, о которых повествуется в народном эпосе, нельзя представлять буквально, искать в них исторические или бытовые факты. Историзм фольклора проявляется не в прямолинейном отражении исторических реалий, а в преломлении исторической действительности через законы поэтического мышления, художественную систему фольклора. Народный эпос «является не исторической хроникой, а поэзией. Это — плод богатого поэтического творчества народа древней Карелии...».
По научной классификации, принятой в советской науке, эпос карельского и финского народов является одним из самых архаических в мировом фольклоре. Ранние его пласты связаны с догосударственными формами героического эпоса. Этой стадии общественного развития свойственно мифологическое мышление, мифологическое объяснение многих явлений мира, «рождения»
Исследователи считают, что хотя отдельные элементы эпоса и относят к более древним временам, но в целом он сформировался в первом тысячелетия нашей эры, в период распада родового строя. В эпосе проявились не только ранние наслоения, в последующие века он продолжал плодотворно развиваться. Нашли отражение в эпосе и более поздние исторические события, например, в Карелии известны исторические песни об осаде Выборга и о Северной войне, которые народная память связывает с именами Ивана Грозного и Петра Первого. Хотя данные песни и сохраняют древнюю эпическую традицию, но историзм их особый.
Эволюция эпоса выразилась не только в образах, сюжетах, но и в изменениях эпического стиля. С изменениями сюжетов, образов происходят и изменения в стиле — в основном по пути усложнения синтаксиса и поэтических троп (метафора, эпитет, параллелизм, повторы) Изменения шли сложными путями и связаны с архаическими формами мышления древнего человека.
Карельские эпические песни пелись, что придавало им особую привлекательность. Финский путешественник И. К. Инха, побывавший в Карелии в 1894 г., описывает исполнение эпических песен в карельской деревне Алаярви стариком по имени Васселей, которому было без малого сто лет: «Он пел свои руны на напев, который был удивительно легким, живым и прозрачным, казалось, ничего подобного я раньше не слышал. Певец так искусно варьировал свой напев, расцвечивая каждый звук выразительными интонациями, тембровыми оттенками, что простой напев не казался однообразным."
Принято считать, что певцы исполняли руны вдвоем, взявшись за руки, сидя рядом или напротив труг друга, раскачиваясь в такт пению. Но такое исполнение могло быть скорее торжественным, в особых обстоятельствах даже несколько искусственным. Как правило, пел один певец. Эпические песни исполнялись в спокойной, медлительной манере, с многочисленными характерными для фольклора повторами. Исполнителями эпических песен были в основном мужчины, а лирических песен, причитаний, ёйг — женщины.
КАРЕлы КАРелЬСКОЙ АССР, ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983