Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел

Просмотров: 1714
Приготовление жертвенной пищи.Приготовление жертвенной пищи.


На севере Карелии в дер. Суднозеро (Venehjärvi), на терри­тории нынешнего Калевальского района финскими исследовате­лями К. Карьялайненом и И. Инха в 1894 г. был зафиксирован и описан обряд жертвоприношения баранов на “первую богородицу”, т. е. в день успения богородицы 15.08 (все даты по старому стилю). Все действие и приносимые в жертву животные посвящались святому Миколе (Николаю Чудотворцу).

Как в самом Суднозере, так и в окружающих деревнях суще­ствовал обычай в случае болезни животного “делать завет”, т. е. посвящать его св. Николаю. По рассказам местных жителей, пос­ле этого, будто бы, баран сразу поправлялся и начинал на­бирать вес так, что к дню жертвоприношения выгодно отличался от всех прочих. Барана посвящали и в том случае, когда овцы плохо плодились и хирели или же когда пропадали в лесу. “За­вещанное” животное появляется из леса часто в тот са­мый день, когда надо отправляться на место заклания, и само туда устремляется. Интересно, что на фотографиях И. Инха (хо­тя в тексте это нигде специально не оговаривается) везде фигу­рируют бараны с белым цветом шерсти.

Шкуры баранов полагалось отдавать в часовню, ко­торые, правда, тут же выкупались за 20—25 копеек.


Ранним утром в день праздника под руководством распоря­дителя обряда — сторожа часовни в “священной роще”, ее окру­жающей, на берегу небольшого озерца происходило заклание приведенных на праздник баранов. В полу крыльца часовни имелось специальное че­тырехугольное отвер­стие, обычно закры­вающееся крышкой, куда сливали кровь каждого жертвенного барана после того, как ему перерезали шею. Тут же на дере­ве снималась шкура и потроха, мясо раз­резали на куски и опускали в котел, ко­торый стоял неподале­ку на огне. В воду, кроме мяса и соли, ничего не клали. Ког­да мясо было готово, его вынимали в спе­циальные берестяные короба, а в оставшийся буль­он клали муку и кру­пу, собранную по до­мам деревни, и вари­ли кашу, в которую добавляли баранье са­ло.Сначала съедалось мясо, а затем в ту же берестяную посуду накладывалась каша. Ели все, кто сколь­ко успеет. Мясо с голов поджаривалось на открытом огне или же варилось и также съедалось. Во время еды ни одна крошка не должна была упасть на землю, чтобы не достаться животным, особенно следовало остерегаться собак. Все остатки пищи, кости тщательно собирались в плетеную с крышкой корзину, после че­го она перевязывалась веревкой, на веревку для груза подвеши­вался камень, и корзина уносилась на берег озерца, где и топи­лась в воде.

Женщины и девушки не принимали участия не только в при­готовлении пищи, но и в еде. Они могли только наблюдать за происходящим, стоя в стороне. По преданию, некий Липпони, живший много лет назад, дал кусочек жертвенного мяса попро­бовать своей дочери и в тот же день был наказан — медведь за­резал его корову и быка. После вкушения жертвенного мяса праздник шел своим чередом — оба дня в деревне на площадке для игр проходили увеселения молодежи, продолжавшиеся до поздней ночи.

Это не единственное свидетельство обществен­ных жертвоприношений из этого района Карелии. В дер. Вокнаволок, расположенной в 20 км от Суднозера на восток, на берегу оз. Куйтти, в прошлом происходили большие жертвоприношения быков и баранов на Ильин день.


А.П.Конкка.


Лункулансаари. 1909 г.Лункулансаари. 1909 г.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александр Линевский, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Бесов Нос, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Вокнаволок, Выгозеро, Геннин Вильгельм, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Заповедники Карелии, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Кареллес, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лесозаготовительная промышленность, Лопские погосты, Лоухский район, Маннергейм, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Мунозеро, НКЗдрав, Нюхча, Обонежье, Озеро Сегозеро, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Паданы, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Сулажгора, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юго Юльевич Сурхаско, Юшкозеро, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, деревянные лодки карелии, елец, ерш, заонежский район, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия репрессии, карело-финский эпос, карелы, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное