Древние обряды, обычаи и поверья карелов
Просмотров: 4739
Карелия: карелы
Зачастую за повседневными хлопотами суетной жизни у нас не остается времени оглянуться и посмотреть по-новому вокруг. Глядя на нож, полотенце, ножницы, мы даже не подозреваем, что эти и другие окружающие нас предметы могут иметь совершенно иное применение, чем то, к которому мы привыкли.
По мнению наших далеких предков, многие предметы обладали колдовской магической силой и были способны уберечь человека от порчи, дурного глаза или, наоборот, навлечь болезнь и несчастье. Эти представления уходят корнями в глубокую древность и берут начало от языческих верований в силы природы, веры в существование «хозяев» леса, поля, реки, которым поклонялись, у которых просили помощи.
С принятием христианства у карелов не произошло полного отказа от языческих верований предков и бытовых суеверий. Вплоть до начала XX века традиционная обрядность сочетала в себе и обращение к Богу в форме молитв и применение языческих заклинаний, оберегов, причем к последним относились с большей верой в их полезность и необходимость.
Если мы с вами перенесемся хотя бы на полтора столетия назад, то увидим, что традиционные обряды сопровождали человека с момента рождения до погребения в землю.
В XX веке карельские семьи были большими, под одной крышей жили три-четыре поколения. Численность семьи доходила до 25, а то и до 40 человек. Как правило, главой большой семьи был мужчина: дед, отец, старший брат — который ведал всем хозяйством. Но особыми привилегиями он не пользовался, вес важные дела решал совместно со старшими мужчинами, работал наравне со всеми.
Домашним хозяйством вместе с хозяином руководила хозяйка, обычно, жена главы семьи. Она распределяла работу по дому и хозяйству между членами семьи.
Жизнь в карельской семье текла по не писанным, издавна установленным правилам, строгому порядку. Со временем от большой семьи стали отделяться малые семьи: один из сыновей и его дети. К этому готовились заранее. Сообща строили дом.
С постройкой дома связано множество обрядов. Например, лес на строительство дома мастера специально выбирала. Существовало мною запретов на деревья, которые нельзя было трогать. Хорошие плотники знали множество секретов. Например, не рубили деревья, выросшие на месте старой церкви или часовни. Считались негодными для строительства сухие деревья, так как жильцы вновь построенного дома будут страдать от «сухоты» (болеть, худеть, умирать).
Рубили деревья в сухом боровом лесу, обязательно в феврале, когда дерево спил, а вся лишняя вода в землю ушла. Детали для подоконников, порогов, косяков заготовляли заранее, за 2-3 года. И выбор места для дома тоже не был случаен. Считалось счастливым место, где любит отдыхать скот. А у «хозяйки реки» «спрашивали», где дом построить: пускали по воде связку бревен, где она остановится, там и дому быть.
Под первый венец «красного угла» (угол, где висела икона) закладывали на счастье косточки петуха, глухаря, принесенного в жертву перед началом строительства. Были и бескровные жертвы: деньги — для богатства, шерсть — для тепла, кусок ладана — для святости. Обычно дома перестраивали, венцы перебирали не один раз, и каждый хозяин подкладывал под угол монеты, соответствующие своему времени.
Издревле основными занятиями карелов были охота, рыболовство, животноводство и земледелие, также различные домашние ремесла. И каждое из этих занятий сопровождалось различными приметами и запретами
Например, строго соблюдался обычай первою выгона скота в стадо в день Егория — покровителя скота (23 апреля по старому стилю). По этому древнему обычаю хозяйка дома, а часто — дети с колоколом (Боталом) на шее трижды обходили дом, и затем надевали колокол на шею коровы, что должно было уберечь корову от всего дурного. Рано утром в день выгона хозяйка в шерстяных рукавицах выводила скот так, чтобы животные переступали через специально положенную под порог кочергу, давала им по кусочку пресной лепешки, и произносила специальный заговор.
По мнению наших далеких предков, многие предметы обладали колдовской магической силой и были способны уберечь человека от порчи, дурного глаза или, наоборот, навлечь болезнь и несчастье. Эти представления уходят корнями в глубокую древность и берут начало от языческих верований в силы природы, веры в существование «хозяев» леса, поля, реки, которым поклонялись, у которых просили помощи.
С принятием христианства у карелов не произошло полного отказа от языческих верований предков и бытовых суеверий. Вплоть до начала XX века традиционная обрядность сочетала в себе и обращение к Богу в форме молитв и применение языческих заклинаний, оберегов, причем к последним относились с большей верой в их полезность и необходимость.
Если мы с вами перенесемся хотя бы на полтора столетия назад, то увидим, что традиционные обряды сопровождали человека с момента рождения до погребения в землю.
В XX веке карельские семьи были большими, под одной крышей жили три-четыре поколения. Численность семьи доходила до 25, а то и до 40 человек. Как правило, главой большой семьи был мужчина: дед, отец, старший брат — который ведал всем хозяйством. Но особыми привилегиями он не пользовался, вес важные дела решал совместно со старшими мужчинами, работал наравне со всеми.
Домашним хозяйством вместе с хозяином руководила хозяйка, обычно, жена главы семьи. Она распределяла работу по дому и хозяйству между членами семьи.
Жизнь в карельской семье текла по не писанным, издавна установленным правилам, строгому порядку. Со временем от большой семьи стали отделяться малые семьи: один из сыновей и его дети. К этому готовились заранее. Сообща строили дом.
С постройкой дома связано множество обрядов. Например, лес на строительство дома мастера специально выбирала. Существовало мною запретов на деревья, которые нельзя было трогать. Хорошие плотники знали множество секретов. Например, не рубили деревья, выросшие на месте старой церкви или часовни. Считались негодными для строительства сухие деревья, так как жильцы вновь построенного дома будут страдать от «сухоты» (болеть, худеть, умирать).
Рубили деревья в сухом боровом лесу, обязательно в феврале, когда дерево спил, а вся лишняя вода в землю ушла. Детали для подоконников, порогов, косяков заготовляли заранее, за 2-3 года. И выбор места для дома тоже не был случаен. Считалось счастливым место, где любит отдыхать скот. А у «хозяйки реки» «спрашивали», где дом построить: пускали по воде связку бревен, где она остановится, там и дому быть.
Под первый венец «красного угла» (угол, где висела икона) закладывали на счастье косточки петуха, глухаря, принесенного в жертву перед началом строительства. Были и бескровные жертвы: деньги — для богатства, шерсть — для тепла, кусок ладана — для святости. Обычно дома перестраивали, венцы перебирали не один раз, и каждый хозяин подкладывал под угол монеты, соответствующие своему времени.
Издревле основными занятиями карелов были охота, рыболовство, животноводство и земледелие, также различные домашние ремесла. И каждое из этих занятий сопровождалось различными приметами и запретами
Например, строго соблюдался обычай первою выгона скота в стадо в день Егория — покровителя скота (23 апреля по старому стилю). По этому древнему обычаю хозяйка дома, а часто — дети с колоколом (Боталом) на шее трижды обходили дом, и затем надевали колокол на шею коровы, что должно было уберечь корову от всего дурного. Рано утром в день выгона хозяйка в шерстяных рукавицах выводила скот так, чтобы животные переступали через специально положенную под порог кочергу, давала им по кусочку пресной лепешки, и произносила специальный заговор.