Корела в конце I — начале II тысячелетия н. э.

Просмотров: 1135
В социально-экономическом отношении племенное объединение корела прошло те же самые стадии развития, что и соседние народы. Небольшой археологический материал не может с достаточной полнотой осветить хозяйственную деятельность, а тем более социально-экономические отношения и этнические процессы в I тысячелетии. Но сравнительное изучение хозяйства и общественных отношений у прибалтийских народов и сопоставление с социальноэкономическими процессами на Руси дают возможность прояснить ряд важнейших вопросов жизнедеятельности племени корела. Целесообразно привлечение лингвистического и фольклорного материала, в котором нашли отражение различные стороны социально-экономических отношений у древних карел. Создававшиеся в течение нескольких веков карельские эпические песни (руны) позволяют охарактеризовать переходный этап от первобытнообщинного строя к феодализму, раскрыть зарождение феодальных отношений у корелы.

Основу хозяйства в I тысячелетии н. э. составляло земледелие. Трудно сказать, когда корела приобщилась к производящему виду хозяйства. Корни его уходят в глубокое прошлое, а археологические материалы не всегда в состоянии выявить их. Большинство исследователей склоняется к мысли, что земледелие на Севере Европейской части СССР существовало до прихода славян. По лингвистическим данным, некоторые слова балтского происхождения в карельской лексике, связанные с примитивным земледелием и скотоводством, относятся ко II тысячелетию до н. э. О более продуктивном и прогрессивном пашенном земледелии, а также о развитии животноводства свидетельствуют перенятые от древнегерманских племен слова, вошедшие в карельский язык позднее, примерно в I тысячелетии до н. э. Но археологическими материалами столь ранняя дата пока не подтвердилась.

У населения северо-западного Приладожья, как и у их соседей— эстов, в первой половине I тысячелетия н. э. подсечное земледелие, по всей вероятности, становится традиционным занятием.
Переход от ручного подсечного земледелия к пашенному с применением тягловой силы животных произошел, видимо, в первой половине I тысячелетия н. э. Правда, железные наконечники древнейших почвообрабатывающих орудий (рало), найденные в небольшом количестве в археологических памятниках Европейской части СССР, датируются лишь второй половиной I тысячелетия н. э. Однако это еще не означает, что население не было знакомо с пашенным земледелием. Иногда при раскопках памятников лесной полосы Европейской части СССР удавалось обнаружить деревянные рала без железных наконечников, датирующиеся серединой I тысячелетия до н. э. Исходя из этого, видимо, можно предположить, что и в центральных районах Карельского перешейка пашенное земледелие возникло во второй половине I тысячелетия н. э.

С производством железа в примитивных горнах население познакомилось во второй половине I тысячелетия до н. э. Но еще долгое время для изготовления орудий труда использовались камень и кость. В карельских эпических песнях каменные орудия труда упоминались как вполне обычное явление, а железные, на первых порах, воспринимались как привлекательное новшество. С конца I тысячелетия н. э. сельскохозяйственный инвентарь, рабочие и бытовые инструменты, оружие изготовлялись из железа, о чем свидетельствует появление цикла рун о кузнеце Илмаринене. В железоделательном производстве, продукция которого изготовлялась на заказ, а не на рынок, отсутствовала специализация. Илмаринен мог выковать все: оружие и орудия труда, предметы украшения и т. д. Постепенно производство железа и кузнечное дело, :прос на продукцию которых был велик, стало отделяться от земледелия.

Значительную долю в хозяйстве занимали его древнейшие формы: охота и рыболовство. Мотивы коллективного рыболовства и охоты — наиболее древние сюжеты карельских эпических песен. В общественном пользовании были не только орудия труда и средства передвижения, но и полученная в результате совместных усилий продукция.
Рост производительных сил, расширение торговых связей, наблюдавшиеся во второй половине I тысячелетия н. э., способствовали разложению первобытнообщинного строя и зарождению феодальных отношений. Появляются элементы патриархального рабства, возникшие на стадии распада родового строя, что нашло отражение в устном народном творчестве. Судя по карельским И эпическим песням, рабство у карел не получило широкого распространения.

В конце X — начале XI в. у жителей северо-западного Приладожья появляется военная знать. Руны «Калевалы», характеризующие этот период, в отличие от ранних рун, что воспевали людей мирных профессий, прославляют оружие и военные подвиги, добытое в сражениях богатство.
Появление имущественной и социальной дифференциации нашло отражение в кладах серебряных вещей и монет, датирующихся в северо-западном Приладожье XI в. Источником личного обогащения стала земля, попавшая в частную собственность. Создаются условия для постепенного перехода от родовой общины к соседской. Выделившиеся племенные старейшины и влиятельные люди племени (в карельских рунах — кунингас) сосредоточивают в своих руках политическую и экономическую власть над рядовым населением, постепенно превращаясь в класс феодалов. Однако завершился этот процесс значительно позднее.

В период разложения первобытнообщинного строя и складывания феодальных отношений корела как этническая общность прошла сложный и длительный путь развития. В эпоху первобытнообщинного строя примитивный уровень подсечного земледелия, охоты и рыболовства, слабое развитие внутренних и внешних экономических связей затрудняли сближение разделенных большими пространствами племенных групп. Во второй половине I тысячелетия н. э. зафиксированы эпизодические контакты с финно-угорскими племенами Прибалтики, Финляндии и Севера Европейской части СССР.
Материальная культура Карельского перешейка конца I — начала II тысячелетия характеризуется западноевропейскими, славянскими и финно-угорскими чертами. Уже в X—XI вв. в контактирующих зонах намечается сближение корелы и населения Олонецкого перешейка, выразившееся в формировании «гибридной» материальной культуры, в которой присутствуют черты двух этнических групп: корелы и веси. В это время в жизни корелы возникают новые явления, не свойственные предшествующим векам. Они объясняются не только разным уровнем социально-экономического развития. С переходом к феодальной формации племя корела превращается в древнекарельскую народность с единой территорией, языком и общей материальной культурой. XII— XIV вв.— время расцвета древнекарельской культуры, характеризующейся яркими, самобытными чертами.

КАРЕЛЫ КАРЕЛЬСКОЙ АССР
ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983 стр 13-17

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Бесов Нос, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Вокнаволок, Выгозеро, Гельсингфорс, Геннин Вильгельм, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Заповедники Карелии, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лоухский район, Маннергейм, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Мунозеро, НКЗдрав, Обонежье, Озеро Сегозеро, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сулажгора, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуерецкое, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юго Юльевич Сурхаско, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карелия репрессии, карело-финский эпос, карелы, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские поговорки, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, рыба в карелии, ряпушка, саамы, село Сорока, сиг, сиги, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, церкви карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное