Валаамский архипелаг

Просмотров: 163
Валаамский архипелаг расположен в центральной части Ладожского озера, где находятся самые большие глубины Ладоги, остров Валаам встает со дна озера громадной каменной скалой. Издали кажется, что это единый большой остров. На самом же деле он состоит из множества островов, самый большой из которых — Валаам, давший название всему архипелагу. К нему относятся также Байевые и Крестовые острова, Хонкасари и Ханхипаси, вместе с которыми в Валаамском архипелаге насчитывается более пятидесяти островов.

«Валамо» в переводе с финского означает «высота». И, действительно, скалистые острова поднимаются над озером на 61 м. Местами берега острова встают неприступными отвесными стенами и так же отвесно уходят в воду на десятки метров. На Никоновском острове такая каменная стена опускается в пучину вод на 200 м.

Сложены острова темно-серым и красноватым гранитом. Иногда встречается почти черный гранит с зеленоватыми и красными крапинками. Отполированный, он дает при солнечном свете великолепную игру красок.
К острову Валаам вплотную прилегает другой большой остров — Скитский. Лишь узкий пролив разделяет их. Восточная часть пролива, протянувшаяся на 1,5 км, называется Монастырской бухтой. В глубине ее, на горе возвышаются соборная церковь и другие постройки бывшего Преображенского мужского монастыря. Почти все сохранившиеся до нашего времени монастырские строения относятся к XIX веку и почти не представляют архитектурной ценности. И все же рассеянные по архипелагу церкви, скиты, часовни и кресты стали непременной частью валаамского пейзажа. Островерхие крыши скитов и часовен отражаются в воде валаамских проливов и бухт, повторяя силуэты окружающих елей. Мелкие острова образуют запутанный лабиринт. Проходы между ними порой так узки, что кажутся темным ущельем, высокие каменные стены которого, покрытые лишайниками, скрывают все окружающее, оставляя лишь кусочек голубого неба над головой.

Остров Валаам покрыт вековым хвойным лесом. Валаамский гранит легко растрескивается, трещины заполняются мелкой дресвой. По этим-то трещинам и укореняются деревья. Из-за бедности почвы они растут медленно. Иногда корни деревьев, особенно сосны, расползаются по камням, как щупальцы, цепляясь за выступы. Сильные ветры нередко валят деревья, выворачивая с корнем.

Кроме сосны и ели, здесь много можжевельника, часто мелькает березка или яркая рябина. В глубине острова есть несколько небольших озерков глубиной до 10 м. В первые же теплые весенние дни в тех из них, что помельче, вода так нагревается, что можно купаться, хотя по Ладоге еще плавают льдины.

Во внутренних бухтах, разделяющих острова, никогда не бывает бурь. Самой лучшей на Валаамском архипелаге, да и, пожалуй, на всей Ладоге, считается Никоновская бухта. В то время как на открытых всем ветрам внешних берегах Валаама штормовые волны сражаются с крепкими скалами, поверхность воды в бухте едва колеблется.
Очень красив Святой остров сочетанием потрескавшихся скал и беспорядочно нагроможденных камней с покрывающей их яркой зеленью. Необычен и остров Дивный, имеющий площадь всего 1 кв. км. Берега его совершенно отвесны, а вершина увенчана зеленой короной хвойного леса. Обитают на нем лишь орлы да крикливые чайки.

Птиц, постоянно живущих на Валаамских островах, немного. Круглый год здесь можно увидеть ярких дятлов (их на Валааме особенно много), ворон, синиц, воробьев. Но весной лес наполняется птичьим гомоном. Появляются на островах журавли, дрозды, кукушки, скворцы, жаворонки, зяблики, орлы. На озерках в глубине острова можно увидеть уток и гагар. Прилетают на Валаам даже соловьи и горлицы, но говорят, что первый раз они появились здесь только в 1863 году. В лесах живут зайцы, лисицы, белки и довольно много лосей. Когда-то они пришли сюда по замерзшему озеру. Охотиться на лосей запрещено, и они не очень пугливы.
В водах северной части Валаамского архипелага много тюленей. Издавна жители северных берегов Ладоги приходили сюда на лодках охотиться на них. Весной можно видеть, как тюлени выползают на лед и прибрежные скалы греться.

Вокруг Валаамских островов много рыбы. Здесь ловятся палья, хариус, щука, окунь, плотва, корюшка и особый вид сигов, живущий в северной части Ладожского озера на больших глубинах. Его здесь называют «валаамкой».

Природа Валаамских островов довольно сурова. Особенно неприветливы в штормы открытые берега. Но в глубине острова лес защищает от свирепых ветров, создавая особый микроклимат. Первая зелень появляется на Валааме в середине мая, тогда же сходит лед. Ладога у Валаамских островов почти совсем не замерзает — ветры ломают лед. Ледяной покров бывает только в сильные морозы при тихой погоде.
Пленительные пейзажи Валаама послужили источником целой серии грустно-поэтических картин северной природы, написанных русскими художниками. «Вид на острове Валаам» стал традиционной темой летних работ студентов Академии художеств.
Школой для пейзажистов называл Валаам И. И. Шишкин. «Туда часто посылают на выдержку, потому что там природа такая разнообразная, дикая и следственно трудная...» — писал он. Будучи студентом, летом 1858 года И. И. Шишкин пишет на Валааме несколько этюдов, представленных им на экзамен в Академии художеств. Один из них называется «Сосна на Валааме». На фоне бледно-голубого неба изящным силуэтом выделяется сосна. Тишина...

В 1867 году на Валаам вместе с И. И. Шишкиным приезжает совсем юный Федор Васильев. Валаамские этюды,выставленные осенью того же года в Обществе поощрения художеств, принесли начинающему художнику широкую известность.
В 1857 году М. К. Клодт за картину «Вид на острове Валаам» получает золотую медаль Академии художеств.
А. И. Куинджи, посетивший Валаам в 1873 году, пишет здесь два больших полотна: полную величавого спокойствия картину «Ладожское озеро» и суровый «Вид на острове Валаам».
Очень своеобразны написанные на Валааме Н. К. Рерихом картины «Святой остров» и «Ждущая».

Летом 1866 года П. И. Чайковский с А. Н. Апухтиным, путешествуя по Ладожскому озеру, несколько дней провели на Валааме. Результатом этой поездки явилось воплощение мотивов северной природы в музыке и поэзии. «Угрюмый край, туманный край»,— так назвал П. И. Чайковский одну из частей своей Первой симфонии, а впечатлительный А. Н. Апухтин создал поэму «Год в монастыре», полную мятущегося беспокойства и тревожного ожидания.
Помимо живописной природы, к Валаамским островам притягивает их история. Начинается она с легенд и преданий, бытовавших сначала как устные рассказы и позднее записанных в летописях. Часто легенды не подтверждаются документально, и в рассказах о зарождении Валаамского монастыря не всегда удается отделить правду от вымысла. Есть туманные указания на письма одного историка из Гельсингфорса (Хельсинки) к настоятелю Валаамского монастыря игумену Дамаскину. В письмах, относящихся к середине XIX века, историк сообщает, что в различных архивах Швеции он будто бы находил многочисленные сведения, касающиеся древней истории Валаама. Но, кроме него, этих документов никто не видел. Есть предположение, что острова начали заселяться еще в первобытное время, что якобы там находили каменные орудия первых поселенцев. Но это так и осталось невыясненным, так как археологические раскопки на Валааме никогда не проводились.
В истории валаамского Преображенского монастыря, изданной в 1864 году, говорится, что в древние времена на Валааме было главное капище языческих богов Велеса и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы окрестные жители. Согласно одному из вариантов, происхождение названия острова Валаам связано со словом «Ваал», или «Велес».

Христианство, распространяясь из Киевской Руси все дальше на север, стремилось утвердиться прежде всего в бывших языческих центрах, чтобы лишить идолопоклонников их святилища. Ссылаясь на древнейшую рукопись «Оповедь», хранившуюся некогда в библиотеке Валаамского монастыря, история рассказывает, что святой Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, пришел из Киева в Новгород, оттуда на Ладожское озеро и, «Ладогу 1 оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся озеро на Валаам пошел, крестя повсюду и поставляя по всем местам кресты каменные». Было это, вероятно, в X веке, так как о пребывании на Валааме Андрея Первозванного говорится и во «Все-летнике» митрополита Иллариона, писанном в 1051 году.
Основание монастыря, исходя из сообщений жития св. Авраама Ростовского, относят к 992 году и связывают с именами Сергия, поселившегося на Валааме в 960 году, и Германа, его преемника. Если верить этим сообщениям, то Валаамский монастырь (первые годы после образования он назывался монастырем Святой Троицы) — ровесник самого древнего на Руси Киевского монастыря и гораздо старше знаменитых Соловецкого и Кирило-Белозерского монастырей. Что в X—XI веках монастырь на Валааме был уже вполне действующим, видно из того же «Вселетника». Летописец повествует, что в 1050 году мощи святых Сергия и Германа, умерших на Валааме, были уже в третий раз перенесены в Новгород, чтобы уберечь их от шведов, нападавших на Валаам. «Вселетник» говорит и о том, что в первые годы заселения Валаама славянами там будто бы существовало свое вече по образцу новгородского.
Валаам не раз подвергался шведскому нашествию. Первый раз шведы разорили монастырь в XI веке, и затем на протяжении восьми веков, вплоть до царствования Петра I, они не раз полностью уничтожали его. К 1371 году относит легенда историю шведского короля Магнуса, собиравшегося захватить Валаам. Будучи застигнут сильной бурею, Магнус спасся на одной доске и был выброшен волнами на валаамский берег. После этого раскаявшийся в дерзких намерениях король будто бы принял монашество и через несколько дней после этого умер, завещав шведам не ходить войной на русскую землю. Ссылаются при этом на древний акт, известный под именем Магнусова завещания, и на надпись на одной из могильных плит валаамского кладбища, на которой была выбита история жизни Магнуса. Но историки считают все это сказкой, так как по другим данным Магнус был свергнут с престола, освобожден своим сыном, жил в Норвегии, где и утонул в 1374 году.

В XIV—XVI веках Валаамский монастырь быстро растет. Жалованные грамоты русских царей ограждали монастырские права. Монастырю принадлежали многие деревни на северном берегу Ладожского озера. По переписи, сделанной в 1593 году, монастырь владел 537 дворами. Жалованная грамота Ивана Грозного 1578 года освобождала монастырских крестьян от податей государству, а рыбные монастырские ловли — от пошлин. Крестьяне отдавали монастырю треть урожая и часть денег. Валаамский монастырь был центром, откуда распространялось православие среди приладожских славян и карел. Только на месте, где потом возник город Сердоболь, монастырем было основано 12 скитов; ему же принадлежал Городенский погост в Кореле.
В XVI веке опять начались шведские набеги. В 1578 году были перебиты и замучены многие монахи. Мор довершил разорение монастыря. Шведы сожгли все монастырские строения, а оставшиеся в живых монахи укрылись в Дым-ском монастыре у города Тихвина.

В 1597 году Борис Годунов возобновил обитель на средства из царской казны, но расцвет длился недолго. В 1611 году шведы все предали огню и мечу. Много монахов во главе с игуменом Макарием было казнено. На месте монастыря шведы построили крепость. Столбовский мир 1617 года оставил Валаам в руках завоевателей, и до конца XVII века остров был населен шведскими колонистами. Большинство валаамской братии бежало в Никольский монастырь (где сейчас Новая Ладога), но и оттуда монахи были вытеснены шведами дальше, в Старую Ладогу и Тихвин. Бежавшие спасли часть церковной утвари, в том числе пять соборных колоколов, которые были отданы в новгородский Юрьев монастырь. Позже четыре из них были возвращены на Валаам, но благовестный колокол весом в 400 пудов так и остался в Юрьеве.

По договору, которым окончилась Северная война, Валаам был возвращен России, и в 1715 году, по ходатайству ахримандрита Кирило-Белозерского монастыря, Петр I повелел построить Валаамский монастырь заново. Вновь построенный монастырь был деревянным ив 1754 году сгорел. От всех его построек до нашего времени не дошло даже ни одного изображения. После пожара монастырь строится вновь, и на этот раз деревянный.
Пожары были нередки в монастырских владениях. Виновниками их зачастую были приезжавшие сюда рыбаки. В 1775 году настоятель Валаамского монастыря подал прошение в Выборгскую губернскую канцелярию о том, «чтобы обыватели без ведома монастырского не приезжали на монастырские острова».

Последний деревянный монастырь посетил в конце XVIII века академик Н. Я. Озерецковский. Он описывает его как сильно обветшавший. На сохранившейся гравюре, изображающей монастырь того времени, видны высокая колокольня и пятиглавый собор, обнесенные деревянной стеной.
В 1781 году из Саровской пустыни Тамбовской епархии был вызван старец Назарий, составивший план каменного монастырского здания, которое образует сейчас внутренний четырехугольник построек бывшего монастыря. Впоследствии Назарий стал настоятелем Валаамского монастыря. Он ввел здесь устав Саровской пустыни, отличавшейся весьма строгими правилами. Устав предписывал отошедшим от мирской суеты монахам вести жизнь уединенную и во всем подчиняться настоятелю монастыря.

Заботясь об ограждении монастырской братии от мирских соблазнов, Назарий запретил трехдневную ярмарку,, в течение многих лет проходившую на Валааме в июле месяце, несмотря на то, что ярмарка приносила монастырю 200—300 рублей дохода (монахи брали с купцов деньги за лавки, а с прибывавших на остров многочисленных верующих — за молебствия).
В 1821 году Валаамский монастырь был причислен к монастырям первого класса. У него даже был свой флаг: два русских флага, соединенные темно-красным монастырским крестом. Подчинялся монастырь митрополиту петербургскому, а административно входил в состав Выборгской губернии Финляндского княжества. Монастырь был активным распространителем христианства. Его духовные пастыри действовали не только на окрестной территории, но посылали своих миссионеров за многие тысячи верст. При организации русской торговой компании на Алеутских островах и Аляске в духовную миссию были назначены монахи с Валаама.

Наибольший расцвет монастырь пережил в конце XIX века, во времена игумена Дамаскина, который был избран настоятелем в 1839 году и оставался им в течение 42 лет. Дамаскин был довольно мрачной личностью. Фанатик, он действовал, исходя из принципа «бог труды любит». При нем жизнь обитателей монастыря стала особенно тяжелой. Простые монахи и послушники трудились от зари до зари для умножения монастырских богатств. Наравне с ними работали и дети, которых в монастыре было довольно много. Это были сироты или дети жителей окрестных деревень, отданные в монастырь на воспитание. В монахи постригали после не менее трех лет послушничества. Жили монахи в кельях, где были только деревянный стол, стул, скамья с войлоком и жесткой подушкой.

При Дамаскине велось обширное строительство. В 1887 году на месте старого собора, построенного Назарием и уже не вмещавшего многочисленных богомольцев, был заложен Преображенский собор, рассчитанный на три тысячи верующих. Проект собора создан архитектором Силиным и представляет русский вариант псевдовизантийского стиля. Весь строительный материал для собора заготовлен на Валааме. Здесь делали кирпичи и добывали камень. Даже вызолоченные медные кресты сделаны в монастыре. Привезли только кровельное железо и колокола, отлитые в Петербурге. Строили монастырь монахи и наемные рабочие. Всю внутреннюю отделку, роспись и резной иконостас делали сами монахи.
Собственно монастырские строения представляют два четырехугольника, помещенные один внутри другого, образованные двухэтажными каменными постройками, где находились жилые помещения. Во внутренний двор ведут Святые ворота, над которыми возвышается купол церкви Петра и Павла. К ним с берега озера ведет лестница из 62 ступеней, вырубленных в камне. Здесь же стоит часовня, построенная в 1858 году в память посещения Валаама Александром II.

Главные монастырские ворота, большая гостиница для приезжих близ монастыря, церковь в скиту «Всех Святых» и несколько позже Никольский скит на Крестовом острове (теперь Никольский остров) построены архитектором А. М. Горностаевым. В церкви Никольского скита с наступлением темноты зажигали лампу. Видные с озера освещенные окна служили маяком для входа в Монастырскую бухту. Приезжавшие на остров обязательно отправлялись в Никольский скит, чтобы поблагодарить св. Николая, покровителя моряков и путешествующих, за благополучное прибытие на остров.
В многочисленных скитах на Валаамских островах жили монахи-отшельники. Иногда они оставались здесь десятками лет, не бывая даже в монастыре.
Монастырское хозяйство при Дамаскине велось широко и основательно. Из хозяйственных построек прежде всего обращает на себя внимание здание водопровода, построенного на высокой скале. Проект его составлен Горностаевым. Строительство водопровода обошлось монастырю в 60 тысяч рублей и было закончено в 1865 году. Вода подавалась по трубам, проложенным по склону в каменном тоннеле. Вдоль трубы была вырублена лестница из 172 ступенек, спускавшаяся к колодцу, пробитому в скале. Колодец сообщался с озером, а трубы были выведены на расстояние 10 м от берега, чтобы в водопровод поступала более чистая вода. В верхнем этаже здания водопровода стоял паровик. Мощность насоса, поднимавшего воду на высоту 40 м, составляла 20 сорокаведерных бочек в час. От паровика приводы шли в мастерские, мельницу, к механической пиле.

При монастыре работали многочисленные мастерские: столярная, слесарная, живописная, резная, швейная, сапожная, малярная, гончарная, переплетная. На смолокуренном заводе из сосновых пней гнали смолу, скипидар и уголь. Уголь шел в монастырскую кузницу, смола употреблялась для смазки колес и судов, а скипидар отправляли в Петербург. В год завод давал 1000 пудов смолы и 200 пудов скипидара.
Для строительства из местной глины делали кирпичи, из привозимого с финского берега мрамора жгли известь. Камень добывали на Валааме или близлежащих островах — Путсари и Сюскюянсари. Эти два острова (монахи называли их Сергиевским и Тихвинским) более 150 лет принадлежали финнам и только в 1866 году были выкуплены у них монастырем.

Монастырский свечной завод изготовлял свечи не только для местных нужд, но и посылал их в православные церкви Финляндии, причем цена монастырской свечи в 10 раз превышала цену обычной.
В хозяйстве монастыря имелась конюшня на 60 лошадей, на скотном дворе содержалось 70 коров. В скотный двор был подведен водопровод, корм развозили по рельсам. Были в монастыре свои пекарня, коптильня, куда шли излишки рыбы, заготовляемые впрок. Занимались монахи и разведением рыбы. Мальки сигов и пальи выпускались в Монастырский залив.
Фотография при монастыре изготовляла виды Валаама для продажи приезжающим.
В 1876 году на Валааме установили метеорологическую станцию. Наблюдателем был иеромонах, получивший звание «корреспондента главной физической обсерватории».

Каменистый остров требовал колоссального труда, чтобы искусственным путем создать пригодную для посевов почву. На поверхность скал наносили мелкие камни и прикрывали их сверху слоем перегнившего лесного хвороста, на который насыпали слой земли. Толщина созданной таким образом почвы колебалась от 50 см до 2 м. Ввиду того, что земли было мало, пашня занимала небольшую площадь. Сеяли здесь рожь, овес и ячмень, дававшие неплохие урожаи. Из овощей сажали картофель, лук, горох, капусту. В парниках выращивали арбузы, дыни, тыквы. На выставках садоводства в Петербурге валаамские овощи не раз получали премии. В плодовом саду росли около 400 яблонь 60 сортов, крыжовник, малина, смородина, земляника.

В питомнике выращивали не только плодовые деревья, но и сибирский кедр, каштан, пихту, лиственницу, тополь, лесной орех, дуб, вяз, клен. Культивировать эти деревья монахов побудили, видимо, выросшие около монастыря несколько дубов и лип, занесенных сюда случайно. На Валааме до наших дней сохранились великолепные дубовые аллеи, аллеи стройных пихт и лиственниц. Они бережно охраняются как памятник человеческому труду. В специальном «ботаническом саду» разводили лекарственные травы (шалфей, мяту, полынь, майоран, иссоп и другие) для монастырской аптеки.
В конце XIX века в монастыре было около 200 монахов к послушников и 180 наемных рабочих. Рабочие использовались главным образом в производстве кирпича и добыче камня. Остальные работы выполнялись самими монахами, которым устав предписывал неустанный труд во имя бога и благоденствия обители.

Кроме доходов от монастырского хозяйства, на содержание монастыря поступали деньги от государственной казны. Значительные средства составляли добровольные пожертвования благотворителей. Большинство из построенных при Дамаскине церквей в скитах возведено на их деньги.
С открытием постоянного пароходного сообщения по Ладожскому озеру в 1843 году приток богомольцев в Валаамский монастырь сильно увеличился. В течение года остров посещало несколько тысяч верующих. Посетителям строго запрещалось курить табак, стрелять зверей и птиц, рубить лес и без особого разрешения ходить в скиты и в лес. Питались они вместе с монахами в трапезной монастыря, где за длинным столом подавалась одна чаша на четверых, попарно сидящих друг против друга. Пища состояла из рыбных и овощных блюд, в продолжение трапезы надлежало хранить полное молчание.
После предоставления независимости Финляндии в 1917 году Валаамский монастырь оказался за пределами России. Здесь был размещен финский военный гарнизон. Для заточения и казни сюда доставляли финских революционеров. С первых дней Октябрьской революции монастырь стал врагом Советской власти. Отсюда в 20-х годах совершались налеты белогвардейцев на Советскую Карелию.

Только после мирного договора 1940 года Валаам стал советским. К этому времени монастырь прекратил свое существование. Монахи ушли в Финляндию, забрав монастырские ценности.
Сейчас Валаам — природный заповедник, излюбленное место туристов.

Распопов И.М., Вилинбахов В.Б., Горелова Э.М., Кириллова В.А. Ладога. с ил. Петрозаводск Карельское книжное издательство 1969г. 188с

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное