Кижи
Просмотров: 1300
Карелия: Кижи
«Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм»,— писал о Кижском погосте академик И. Грабарь.
Нельзя не вспомнить В. Солоухина, тонко подметившего в заметках об искусстве, что «старые мастера удивительным образом умели привести создание своих рук в гармонию с окружающей местностью. Куда бы вы мысленно и буквально ни переносили их изделие, всего эффектнее все же оно выглядит там, где было поставлено мастерами».
В Брюсселе на Всемирной выставке макет двадцатидвуглавой церкви из Кижского ансамбля был отмечен высокой наградой и поверг всех в изумление.
Но ни по книгам, ни по фильмам нельзя составить представление о Кижах. Их нужно увидеть собственными глазами. Ничем не заменишь то чувство, которое рождается при непосредственном общении с деревянным чудом.
Всего каких-нибудь 60 км от столицы Карельской АССР, Петрозаводска, до Кижей — столицы русского народного деревянного зодчества, отмеченной всеми справочниками мира. Кижи воплотили в себе все самое совершенное, что было создано русскими умельцами до XVIII в. И не случайно этот памятник появился в За-онежье. Издавна славились эти места зодчими и резцами по дереву. Плотников из Заонежья приглашали в Москву строить самые замысловатые жилые дома, Церкви, укрепления.
На острове плоском, где дышат сквозь сон Лишь травы одни да каменья,
Как сказка возникло из древних времен Красы небывалой виденье...
В. Рождественский
В Кижах известны три здания, три силуэта: двадцатидвуглавая Преображенская церковь, построенная в честь побед России над шведами в Северной войне и изгнания захватчиков из пределов Карелии в 1714 г., девятиглавая Покровская на пятьдесят лет моложе и, наконец, колокольня, которой менее века.
Время оказалось бессильным перед художественным чутьем и вкусом русских зодчих.
Ансамбль покоряет геометрическим согласием, совершенством пропорций, ритмикой звучащих в нем мотивов древнерусского искусства.
Сказочны Кижи в любое время дня и года, при всякой погоде, но, пожалуй, обиднее всего расставаться с ними в ясный летний день, когда солнце золотит деревянную кольчугу луковиц.
В 1956—1959 гг. советские реставраторы заложили здесь музей-заповедник. И стали Кижи опять центром, не административным, правда, но культурным. С ближайших островов и глухих районов Карелии начали съезжаться сюда на постоянное жительство не купцы, не монахи, не крестьяне, а церкви, часовни, дома, мельницы, амбары и другие редкие памятники народного зодчества. Самое древнее из «новых» — здание XIV в., небольшая церквушка Лазаря Муромского, названная в честь основателя монастыря на восточном берегу Онего. Крестьянские избы, перевезенные из окрестных деревень, значительно моложе церквей, но и они сберегли характерные черты древнерусского зодчества.
Все строения Кижского заповедника поражают удивительным сочетанием красоты и целесообразности, свидетельствующим о безупречном вкусе и высоком мастерстве русских умельцев.
В 2,5 км западнее кижской пристани — причал Васильево. Недалеко от него на берегу стоит часовня Успение (XVIII в.). Северо-западнее Васильева, за проливом— деревня Подъельники. Издали среди седых елей заметна остроконечная колокольня ее часовни, построенной в XIX в. К востоку от деревни Подъельники, в Волкострове,— церковь Петра и Павла. Вблизи восточных берегов острова Кижи—деревни Воробьи и Корба, в которых сохранились интересные постройки XVIII в.
Нельзя не вспомнить В. Солоухина, тонко подметившего в заметках об искусстве, что «старые мастера удивительным образом умели привести создание своих рук в гармонию с окружающей местностью. Куда бы вы мысленно и буквально ни переносили их изделие, всего эффектнее все же оно выглядит там, где было поставлено мастерами».
В Брюсселе на Всемирной выставке макет двадцатидвуглавой церкви из Кижского ансамбля был отмечен высокой наградой и поверг всех в изумление.
Но ни по книгам, ни по фильмам нельзя составить представление о Кижах. Их нужно увидеть собственными глазами. Ничем не заменишь то чувство, которое рождается при непосредственном общении с деревянным чудом.
Всего каких-нибудь 60 км от столицы Карельской АССР, Петрозаводска, до Кижей — столицы русского народного деревянного зодчества, отмеченной всеми справочниками мира. Кижи воплотили в себе все самое совершенное, что было создано русскими умельцами до XVIII в. И не случайно этот памятник появился в За-онежье. Издавна славились эти места зодчими и резцами по дереву. Плотников из Заонежья приглашали в Москву строить самые замысловатые жилые дома, Церкви, укрепления.
На острове плоском, где дышат сквозь сон Лишь травы одни да каменья,
Как сказка возникло из древних времен Красы небывалой виденье...
В. Рождественский
В Кижах известны три здания, три силуэта: двадцатидвуглавая Преображенская церковь, построенная в честь побед России над шведами в Северной войне и изгнания захватчиков из пределов Карелии в 1714 г., девятиглавая Покровская на пятьдесят лет моложе и, наконец, колокольня, которой менее века.
Время оказалось бессильным перед художественным чутьем и вкусом русских зодчих.
Ансамбль покоряет геометрическим согласием, совершенством пропорций, ритмикой звучащих в нем мотивов древнерусского искусства.
Сказочны Кижи в любое время дня и года, при всякой погоде, но, пожалуй, обиднее всего расставаться с ними в ясный летний день, когда солнце золотит деревянную кольчугу луковиц.
В 1956—1959 гг. советские реставраторы заложили здесь музей-заповедник. И стали Кижи опять центром, не административным, правда, но культурным. С ближайших островов и глухих районов Карелии начали съезжаться сюда на постоянное жительство не купцы, не монахи, не крестьяне, а церкви, часовни, дома, мельницы, амбары и другие редкие памятники народного зодчества. Самое древнее из «новых» — здание XIV в., небольшая церквушка Лазаря Муромского, названная в честь основателя монастыря на восточном берегу Онего. Крестьянские избы, перевезенные из окрестных деревень, значительно моложе церквей, но и они сберегли характерные черты древнерусского зодчества.
Все строения Кижского заповедника поражают удивительным сочетанием красоты и целесообразности, свидетельствующим о безупречном вкусе и высоком мастерстве русских умельцев.
В 2,5 км западнее кижской пристани — причал Васильево. Недалеко от него на берегу стоит часовня Успение (XVIII в.). Северо-западнее Васильева, за проливом— деревня Подъельники. Издали среди седых елей заметна остроконечная колокольня ее часовни, построенной в XIX в. К востоку от деревни Подъельники, в Волкострове,— церковь Петра и Павла. Вблизи восточных берегов острова Кижи—деревни Воробьи и Корба, в которых сохранились интересные постройки XVIII в.
Онего. Б.Богословский, Ю.Георгиевский
Ленинград, 1969
Ленинград, 1969