ОСТРОВ КОНЕВЕЦ

Просмотров: 1491
Коневец — одно из самых поэтичных мест на Ладоге, хотя остров и лишен той суровой, дикой красоты, которой отличаются более северные скалистые острова. Расположенный в четырех километрах от западного берега, примерно в средней его части, Коневец со стороны озера предстает длинной низкой полосой с двумя горками в средней части. Северная гора носит название Змеиной из-за своего извилистого профиля, а южная называется Святой горой, так как при поселении на острове монахов на ней были построены скит и церковь. С вершины Святой горы открывается великолепный вид на открытые просторы Ладоги. Остров покрыт крупным сосновым лесом. Только в низинных местах растет ель с небольшой примесью березы.

Коневец — самый большой остров южной части Ладожского озера: площадь его около 12 кв. км. Остров вытянут с северо-востока на юго-запад; высота его гор более 25— 30 м над уровнем озера. Западный берег — высокий, выгнут дугой, обращенной внутрь острова, на юго-западе оканчивается длинной и низкой песчаной косой, называемой стрелкой. Восточный берег извилист, с небольшими бухточками.
Образование острова связано с отложениями ледниковой морены, позже перемытой водами послеледниковых водоемов. Поскольку высота острова довольно значительная, то на нем выражены древние береговые линии высокого уровня озера в послеледниковый период. Валуны, которыми усеяны берега и склоны гор в центре острова, состоят из мелкозернистого темно-серого гранита или серого слюдистого сланца. Они принадлежат к тем же породам, из которых состоят северные берега Ладожского озера, откуда они и были принесены ледником. Среди валунов своими размерами выделяются Конь-камень и Горбун-камень.

Конь-камень — это огромная скала высотой около 5 м и более 20 м в окружности; вес его составляет почти 80 г. Он так велик, что на его вершине монахи построили часовню, к которой по отлогой стороне камня вела деревянная лестница. Лежит Конь-камень на краю площадки над обрывом высокого западного берега и состоит из мелкозернистого серого гранита с кварцевыми жилами. Внизу поверхность камня гладкая, вверху покрыта мхом и лишайниками, а в трещинах приютились даже небольшие березки.

С этим огромным камнем-валуном связано происхождение названия острова. Финны именовали остров — Ранда-сари, что означает «прибрежный остров». Под таким названием он упоминается в шведской оброчной книге 1589 года. Русские же называли его Коневым островом, или островом Коневца, а позже просто Коневцом.
С Конь-камнем связана старая л
егенда, распространенная среди жителей западного побережья Ладоги. В давние времена, когда на Коневце еще никто постоянно не жил, жители ближайшего берега использовали его для летнего выпаса коней. Лошадей оставляли здесь на все лето без всякого надзора. Осенью, находя табун целым и невредимым (что неудивительно, так как хищных зверей на острове нет, а волки приходят только зимой по льду), они полагали, что лошадей охраняют духи, живущие под большим камнем. В благодарность они приносили жертвы на вершине Конь-камня, где был языческий алтарь, и оставляли на острове одного коня. Конь погибал зимой от голода, а люди, не найдя его весной, думали, что духи приняли их жертву и съели коня. Поселившиеся на острове проповедники христианства решили изгнать с острова нечистую силу. Они разорили языческий алтарь, окропили камень святой водой и, таким образом, освятили это дикое место.

Другой вариант легенды описывает, как бесы, увидев высаживающихся на остров служителей бога, начали строить мост по направлению к ближайшему берегу, чтобы по нему переправиться, но не успели этого сделать. Преследуемые христианскими проповедниками, они вплавь бросились к берегу, достигли ближайшей бухты и поселились в ней. Недостроенный бесами мост и сейчас можно видеть — это длинная песчаная коса, вытянутая в озеро от юго-западной стороны острова по направлению к берегу. А бухта, где поселились черти, с тех пор получила название Чертовой лах-ты (по-фински Сортанлахти). Теперь это бухта Владимирская.

История заселения острова начинается с XIV века, когда им завладели новгородцы. Первым обитателем и основателем на острове Коневского монастыря был новгородский инок Арсений. По Волхову спустился он в Ладогу, намереваясь поселиться на одном из пустынных островов. По пути он трудился в многолюдной обители на Валааме, жил в погосте Городенском на месте нынешнего Приозерска. Отсюда отплыл к северо-западным островам, которые казались ему более уединенными, но сильный встречный ветер заставил его пристать к Коневцу. Он водрузил на острове крест и поселился здесь. Было это в 1393 году.

Сначала Арсений построил деревянную келью на Святой горе и два года жил один. Потом перешел к заливу на южную сторону острова, где в 1398 году был основан монастырь с каменной церковью, названной Рождественской. Но высокий уровень озера (по Новгородским летописям, наблюдавшийся в 1421 году), во время которого вода перелилась через порог церкви, заставил перенести монастырь на более высокое место, где он стоит и теперь. Здесь построили каменную церковь с деревянными кельями и оградой. Церковь была сооружена на средства новгородского владыки Евфимия Вяжицкого, который не раз посещал Коневец. Залив в южной части острова, куда прибывало его судно, стал называться Владычною лахтою. Теперь этот залив занесен песком и порос травой. Престарелый Арсений умер в 1444 году и впоследствии был причислен к лику святых. Но, несмотря на то, что на западном берегу Ладоги еще в XIII веке стало распространяться христианство, в 1534 году Новгородский и Псковский архиепископ Макарий писал Ивану Грозному, что «во всей Корельской земле до Коневых вод и за Ладожское озеро и около него существуют многие идолопоклоннические суеверия и скверные мольбища идольские, предметом которых являются леса, камни, реки, болота, источники, горы, холмы, солнце, месяц, звезды, озера».
В 1580 году шведы захватили соседний с островом город Кексгольм (Приозерск), разорили каменную церковь и кельи Коневского монастыря. Монахам вместе с чудотворной иконой, привезенной Арсением, и прочей церковной утварью пришлось выехать в Новгород. В 1594 году после возвращения Кексгольма России обитель на Коневце была восстановлена, но когда в 1610 году Кексгольмом завладел шведский король Карл IX, монахи опять удалились с острова. Только 100 лет спустя, когда Петр I завоевал Карелию, Ко-невский остров снова стал русским. Вернувшиеся сюда монахи нашли от каменной церкви одни развалины: шведы разобрали ее на постройку Кексгольмской крепости.

С 1760 года началось восстановление монастыря. Академик Н. Я. Озерецковский, посетивший Коневец в 1785 году, сообщает, что на месте церкви, разрушенной шведами, возвышается каменный одноэтажный собор с деревянным верхом под колоколообразной крышей. В монастыре в то время было лишь 8 иноков. Доходы монастырь получал с рыбной ловли в принадлежавших ему окрестных водах, а также с земель в Кексгольмском уезде. В 1799 году в Коневецкий монастырь была вновь возвращена чудотворная икона. После этого здесь построили каменный собор с пятью куполами» сохранившийся до нашего времени. Белый, с зелеными главками, он хорошо виден издалека. Сохранилась и остроконечная колокольня Коневского скита на вершине Святой горы.


Распопов И.М., Вилинбахов В.Б., Горелова Э.М., Кириллова В.А. Ладога. с ил. Петрозаводск Карельское книжное издательство 1969г. 188с

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирилл Васильевич Чистов, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лесозаготовительная промышленность, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Паданы, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Самбатукса, Сердоболь, Сортавала, Спасская губа, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, деревянные лодки карелии, елец, ерш, заонежский район, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное