Изделия из соломы
Просмотров: 1459
Карелия: карелы, карельские промыслы, Александро-Свирский монастырь, Олонецкий уезд, Неккульская волость
В Олонецком уезде, как и в других уездах нашей Олонецкой губернии, кустарные промыслы развиты в самых ничтожных размерах. Только в Неккульской волости, и то в трех обществах её: Мегрецком, Юргильском и Куйтежском, в последние 5 лет значительно выделился промысел плетения из соломы шляп, фуражек и узких лент (плетней). Начало этому промыслу положил крестьянин Мегрецкаго общества, деревни Гамалы, Михаил Васильев Тарасов (он же и Соколов), который еще в детстве, лет около 25 тому назад, самоучкою научился плесть из ржаной соломы мужския шляпы. От Тарасова шляпное производство переняла крестьянка дер. Мартыновой Яковлева с дочерьми и затем промысел этот развился по другим селениям реки Инемы.
Сначала соломенные шляпы продавались местным крестьянам по баснословно дешевой цене, 3 - 5 коп. за штуку, и частью вывозились по воскресеньям на базар в г. Олонец, находящийся в 12 верстах от места производства, но сбыт там встречали самый ничтожный. Выгоднее соломенные шляпы продавали в Свирском монастыре, на Троицкой ярмарке, а затем, началась отправка их и в Петербург. Лет 5 тому назад стали покупать там не столько самыя шляпы по фасонам. Процесс изготовления плетней самый простой: из 7 соломинок свивается лента, шириною в 3 дюйма, длиною 25 аршин.
Значительное требование в Петербург соломенных изделий вызвало распространение производства их почти по всем деревням Мегрецкого, Юргильского и Куйтежского обществ. Взрослые мужчины мало занимаются плетением соломы, для них имеются другия сподручныя, более выгодныя занятия, да к тому же они с презрением смотрят на плетение, как на бабье дело; но женщины, дети и старики, в свободное от земледельческих работ время, большею частию занимаются плетением соломы.
Особенное значение для промысла имеет детский труд: присутствуя при работах старших и приглядываясь к операции производства, 6 - 7-летния дети сначала ради забавы берутся за плетение соломы, но потом, незаметно для себя и других, приобретают такую техническую ловкость в своих гибких пальцах, что работа у них идет вдвое быстрее, чем у старших.
Жалко только, что родители, из-за наживы, без внимания смотрят на то, что дети их, занявшись работою, часто совершенно забывают школу. Бесспорно, труд детей в семейном производств полезен, но что они теряют от непосещения школы невозвратимо.
Прямыя отношения производителей соломенных изделий с потребителями существовали только в то время, когда спрос был на месте; а как только расширился сбыт за пределы района производства, так к услугам кустарей явилось до 7-ми человек скупщиков. Сделавшись из случайных покупателей единственными посредниками между потребителями и производителями, скупщики развили торговлю до внушительных размеров.
Кустари рады были сбывать свой товар скупщикам и не за высокую цену, лишь бы не откладывать продажи до ярмарочного дня; да к тому же нужда в деньгах заставляла некоторых стать в зависимость от скупщика еще до выделки изделий. По отзывам скупщиков, самые высокие цены на соломенные изделия были в Петербурге в 1886 и 1887 гг. Тогда скупщики платили на месте: за 100 шт. шляп 11 -12 р., а за 1000 арш. плетенки по 3 - 4 руб. Сбывали в Петербурге: 100 шт. соломенных шляп по 15 - 16 руб., а плетенки по 5 - 7 руб. за 1000 арш.
В последний год скупщики жалуются на плохой сбыт изделий соломенного производства. Спрос сократился от того, что не все изделия распроданы от закупок в предыдущие годы и, кроме того, встречается конкуренция из других местностей, где больше внимания обращают на техническую сторону производства и поэтому товар их лучше требуют.
Между тем в Неккульской волости шляпы и плетенки изготовляют из толстой ржаной соломы, при чем стараются как бы больше плесть, а о том, какого достоинства их производство, вовсе не думают. Чтобы вышел лишний аршин плетенки, при скручивании ее на палку, натягивают, от чего высохшая стянутая плетенка делается не совсем удобною для шитья шляп. Относительно улучшений в производстве мало можно сказать утешительнаго: только одно и введено в дело, что красят фуксином солому и затем плетут ее или окрашенною в один цвет, или вместе с белой соломой.
Красить солому стали по совету Петербургских торговцев, которые, кроме того, заявляют, чтобы потоньше употребляли в дело солому. Плетенки из тонкой соломы, шириною от 2 дюйм. и менее, всегда встречали бы выгодный сбыт и скупщики постоянно заявляют об этом на месте кустарям, но они до сих пор не приступают к делу.
В настоящее время, по причине незначительного спроса в Петербурге, цены на соломенные изделия пали более чем на половину, против 1886 и 1887 гг. Платят на месте: за 100 шт. шляп 5 - 6 руб., а за 1000 арш. плетенки 1 руб. В Петербурге же продают: шляпы по 7 - 8 руб. за сотню, а плетни по 2 руб. за 1000 арш. Прежде участвовало в работе до 250 семейств и общий заработок простирался до 4000 руб.; в неделю большая семья зарабатывало до 3 руб. Теперь же работают всего около 220 семейств и заработок большой семьи едва доходит до 1 руб. 20 коп. в неделю, а общая годовая выручка не превышает 1000 руб.
При отсутствии более выгодных занятий, описываемое производство представляет много хороших сторон. На первоначальную организацию дела никаких затрат не требуется и каждый семьянин может
быть самостоятельным производителем; самый промысел является побочным занятием при сельскохозяйственных работах и значительно пополняет недостатки в бюджете, образующиеся, благодаря мало-производительности земли. Полученный при доме заработок всецело идет на потребности домашние, каковы напр. покупки хлеба, одежды и обуви, платеж сборов и т. п. Конечно, больше всего достается скупщикам и некоторые из них недавно были посредственными домохозяевами, а теперь, благодаря своей предприимчивости, обладают хорошим состоянием.
Сначала соломенные шляпы продавались местным крестьянам по баснословно дешевой цене, 3 - 5 коп. за штуку, и частью вывозились по воскресеньям на базар в г. Олонец, находящийся в 12 верстах от места производства, но сбыт там встречали самый ничтожный. Выгоднее соломенные шляпы продавали в Свирском монастыре, на Троицкой ярмарке, а затем, началась отправка их и в Петербург. Лет 5 тому назад стали покупать там не столько самыя шляпы по фасонам. Процесс изготовления плетней самый простой: из 7 соломинок свивается лента, шириною в 3 дюйма, длиною 25 аршин.
Значительное требование в Петербург соломенных изделий вызвало распространение производства их почти по всем деревням Мегрецкого, Юргильского и Куйтежского обществ. Взрослые мужчины мало занимаются плетением соломы, для них имеются другия сподручныя, более выгодныя занятия, да к тому же они с презрением смотрят на плетение, как на бабье дело; но женщины, дети и старики, в свободное от земледельческих работ время, большею частию занимаются плетением соломы.
Особенное значение для промысла имеет детский труд: присутствуя при работах старших и приглядываясь к операции производства, 6 - 7-летния дети сначала ради забавы берутся за плетение соломы, но потом, незаметно для себя и других, приобретают такую техническую ловкость в своих гибких пальцах, что работа у них идет вдвое быстрее, чем у старших.
Жалко только, что родители, из-за наживы, без внимания смотрят на то, что дети их, занявшись работою, часто совершенно забывают школу. Бесспорно, труд детей в семейном производств полезен, но что они теряют от непосещения школы невозвратимо.
Прямыя отношения производителей соломенных изделий с потребителями существовали только в то время, когда спрос был на месте; а как только расширился сбыт за пределы района производства, так к услугам кустарей явилось до 7-ми человек скупщиков. Сделавшись из случайных покупателей единственными посредниками между потребителями и производителями, скупщики развили торговлю до внушительных размеров.
Кустари рады были сбывать свой товар скупщикам и не за высокую цену, лишь бы не откладывать продажи до ярмарочного дня; да к тому же нужда в деньгах заставляла некоторых стать в зависимость от скупщика еще до выделки изделий. По отзывам скупщиков, самые высокие цены на соломенные изделия были в Петербурге в 1886 и 1887 гг. Тогда скупщики платили на месте: за 100 шт. шляп 11 -12 р., а за 1000 арш. плетенки по 3 - 4 руб. Сбывали в Петербурге: 100 шт. соломенных шляп по 15 - 16 руб., а плетенки по 5 - 7 руб. за 1000 арш.
В последний год скупщики жалуются на плохой сбыт изделий соломенного производства. Спрос сократился от того, что не все изделия распроданы от закупок в предыдущие годы и, кроме того, встречается конкуренция из других местностей, где больше внимания обращают на техническую сторону производства и поэтому товар их лучше требуют.
Между тем в Неккульской волости шляпы и плетенки изготовляют из толстой ржаной соломы, при чем стараются как бы больше плесть, а о том, какого достоинства их производство, вовсе не думают. Чтобы вышел лишний аршин плетенки, при скручивании ее на палку, натягивают, от чего высохшая стянутая плетенка делается не совсем удобною для шитья шляп. Относительно улучшений в производстве мало можно сказать утешительнаго: только одно и введено в дело, что красят фуксином солому и затем плетут ее или окрашенною в один цвет, или вместе с белой соломой.
Красить солому стали по совету Петербургских торговцев, которые, кроме того, заявляют, чтобы потоньше употребляли в дело солому. Плетенки из тонкой соломы, шириною от 2 дюйм. и менее, всегда встречали бы выгодный сбыт и скупщики постоянно заявляют об этом на месте кустарям, но они до сих пор не приступают к делу.
В настоящее время, по причине незначительного спроса в Петербурге, цены на соломенные изделия пали более чем на половину, против 1886 и 1887 гг. Платят на месте: за 100 шт. шляп 5 - 6 руб., а за 1000 арш. плетенки 1 руб. В Петербурге же продают: шляпы по 7 - 8 руб. за сотню, а плетни по 2 руб. за 1000 арш. Прежде участвовало в работе до 250 семейств и общий заработок простирался до 4000 руб.; в неделю большая семья зарабатывало до 3 руб. Теперь же работают всего около 220 семейств и заработок большой семьи едва доходит до 1 руб. 20 коп. в неделю, а общая годовая выручка не превышает 1000 руб.
При отсутствии более выгодных занятий, описываемое производство представляет много хороших сторон. На первоначальную организацию дела никаких затрат не требуется и каждый семьянин может
быть самостоятельным производителем; самый промысел является побочным занятием при сельскохозяйственных работах и значительно пополняет недостатки в бюджете, образующиеся, благодаря мало-производительности земли. Полученный при доме заработок всецело идет на потребности домашние, каковы напр. покупки хлеба, одежды и обуви, платеж сборов и т. п. Конечно, больше всего достается скупщикам и некоторые из них недавно были посредственными домохозяевами, а теперь, благодаря своей предприимчивости, обладают хорошим состоянием.
Благовещенский И. Изделия из соломы // Олонецкие губернские ведомости. 1889. № 87. С. 907 - 908.