ЖИЗНЬ ПТИЦ и ЗВЕРЕЙ КАРЕЛИИ
Просмотров: 1877
Карелия: Иван Федорович Андреев
И. Ф. Андреев ЖИЗНЬ ПТИЦ и ЗВЕРЕЙ КАРЕЛИИ "Карельское книжное издательство" 1962. 202с
Если вам кажется, что вольная птица летает и живет где угодно, а дикий зверь бродит где ему хочется, то вы ошибаетесь. Дятел — древесная птица. В лесу он кормится насекомыми, которых извлекает из-под коры дерева, гнездо строит в дупле. Летая в лесной чаще, он так ловко лавирует между деревьями, как никакая другая птица. А там, где нет леса, рощи, дятел беспомощен. В степи, например, он не найдет себе пищи; не потому что здесь нет насекомых, а потому что он не приспособлен добывать их на земле, в траве.
Северный олень легко переносит холод Севера. Если же температура воздуха превышает 15°, у него нарушается ритм дыхания, и он чувствует себя плохо.
Каждое животное живет в той обстановке, к которой оно привыкло, где ему все знакомо. Птица строит свое гнездо, а зверь нору, обзаводится потомством там, где может выкормить, вырастить детенышей. Поэтому многие птицы весной летят с берегов Средиземного моря, из Африки в далекую тундру, на побережья и острова северных морей — там много пищи, а длинный северный день позволяет вырастить птенцов в короткое лето.
Растения тоже приспособлены к определенным почвам, климату. Поэтому каждый вид растений распространен в тех местах, где для него есть соответствующие условия. Даже безжизненные, на первый взгляд, пески пустыни имеют свой мир животных и растений.
Нам иногда кажется, что в природе многое совершается по чистой случайности. А между тем это не так. Все живое связано между собой тысячами подчас невидимых нитей, и поэтому в поведении животных, их образе жизни нет такой вольности, свободы, как нам кажется на первый взгляд.
Присмотритесь внимательнее, и вы увидите, какая напряженная жизнь крутом, как рука об руку идет рождение живого и его уничтожение — все, как в калейдоскопе, бесконечно сменяется.
Вот гнилой пень в лесу. Сколько здесь жильцов пристроилось! Для одних здесь дом, для других — пища, третьи нашли за отставшей корой укрытие, четвертые тут размножаются. Снаружи пень оброс мхом, лишайником; веселыми кустиками торчат черника, брусника, для них эта гниль — питательная среда, а под их корнями ходы и нора мыши. Деловито копошатся вокруг муравьи, жуки и другие насекомые. Пень многим, оказывается, нужен, он вовсе здесь не лишний.
А вот на опушке леса стоит сосна. Она усеяна шишками, их сотни. В шишке — несколько десятков семян, из которых каждое может дать начало новому дереву. Здесь же порхают бабочки. Бабочки отложили яички, из которых вскоре выйдут гусеницы.
Гусеницы ползают по шишкам сосны и питаются содержимым семян, уничтожая в них зародыши. Они прожорливы и быстро развиваются. Но вот налетел какой-то щеголь, тонкий, изящный, с узкой талией и длинными гусарскими усами— это наездник. Покружив, он оседлал гусеницу, точно лошадь, и, изогнув торчащую у него сзади «иголку», воткнул ее в тело гусеницы. Тотчас же по этому яйцекладу скатилось малюсенькое яичко. Наездник, не задерживаясь, тут же наскочил на вторую, третью гусеницу и проделал то же самое. А что дальше?
В каждом отложенном яичке наездника развивается личинка, которая вскоре разрывает оболочку яйца и начинает пожирать живое тело гусеницы. Гусеница, конечно, погибает. Но вот па дереве появилась шумливая стайка каких-то красных птичек. Визгливо покрикивая и «цокая», они стали ворошить шишки, вытаскивая семена. Много шишек свалилось па землю, а с ними — гусеницы бабочек и личинки наездников. Но жизнь продолжается и на земле.
Гусеницы и личинки со временем могли превратиться в куколок, а куколки — во взрослых насекомых, однако этого не произойдет: хищный карабус — черный, блестящий жук на сильных ногах, энергичный и быстрый, наткнулся на личинку, схватил ее своими саблевидными челюстями, стал мять, рвать и есть. Это смелый разбойник, но не заметил жук на свою беду выглянувшую из норки бурозубку.
Небольшая бурозубка с бархатистым мехом и вытянутым в хоботок носиком — милая на вид, но хороший хищник — схватила жука и быстро расправилась с ним. Затем она подобрала других жуков, гусениц, личинок и вышла на лесную тропинку.
Бурозубка не спеша направилась дальше, не заметив, что па камне, свернувшись в клубок, грелась на солнце змея. Немигающие холодные «гадючьи» глаза следили за беззаботной бурозубкой и, как будто гипнотизируя, притягивали ее к себе. Змея ждала, когда бурозубка подойдет ближе...
Берег сильно заросшего озера. На листочке рдеста — малюсенькая раковинка, а из нее выглядывает жилец. Здесь его и стол и дом. Рядом плывет водяная крыса, она тоже живет где-то поблизости. Крыса ловко подрезает стебли растений своими резцами. Срезала она и тот стебелек, на котором устроился моллюск, и съела листочек вместе с животным.
Наевшись, водяная крыса направилась к своей норе, чтобы покормить молоком малышей,— их у нее семеро. Приблизившись к норе, мать заметила, как из нее выскочил рыжий, тонкий зверек — ласка. Крыса долго не решалась забраться в нору, но когда она это сделала, то увидела, что детеныши были мертвы. В страхе она покинула нору и бесцельно поплылапо озеру. Вдруг она почувствовала, что ее задние ноги схвачены острыми зубами, точно клещами, и кто-то с силой тянет ее на дно — это щука. Проглотив крысу, щука поплыла ближе к берегу. Гроза рыб щука спокойна — в воде ей никто не угрожает, но вот над водой мелькнула тень, что-то камнем упало в воду, и крючковатые когти скопы вонзились в тело рыбы... Трепещущая, она выхвачена из воды, а торжествующая птица, ровно взмахивая крыльями, полетела к старой сосне, одиноко торчащей на высокой скале,— там у нее гнездо с птенцами, их надо покормить.
Еще издали острые глаза птицы увидели зверя, хозяйничающего в гнезде. Скопа выпустила щуку, бросилась на хищника, вцепилась когтями, но смелый, злобный зверек впился острыми зубами в ее горло, и оба упали в озеро.
То, что здесь рассказано, совершается не всегда именно так, возможны и другие варианты, но происходит это каждый день, каждый час, каждую минуту. И это сама жизнь. Чтобы жить, растительноядные животные поедают растения, а хищные животные — что поделаешь! — поедают других животных. К этому они приспособлены, такова их природа.
Бесконечная цепь сложных отношений связывает между собой все живое. Эти связи необходимы, они сложились в процессе длительной эволюции жизни на Земле.
Мы описали лишь одну сторону отношений между различными видами. Но в природе существуют разнообразные формы взаимопомощи и других связей.
Многим животным, например, северным оленям, свойствен инстинкт стадности. В стаде имеются некоторые черты организованности. Есть вожаки, охраняющие стадо во время отдыха, пастьбы, ведущие стадо на пастбища и даже вступающие в бой с хищником.
Этот инстинкт совместной жизни развит и у птиц. Чайки, ласточки, скворцы и многие другие птицы гнездятся колониями, в которых их подчас сотни.
Инстинкт совместной жизни выработался в процессе длительной эволюции видов и во многих случаях биологически целесообразен. Если в птичьей колонии появляется кто-то посторонний, птицы сообща изгоняют непрошеного гостя. Общественный инстинкт проявляется у них и при перелетах. При стайном перелете птицы лучше ориентируются и летят более уверенно.
Такого рода взаимопомощь между разными видами возникает стихийно, в результате постоянной совместной жизни.
Знакомясь с жизнью птиц и зверей Карелии, мы сможем на большом конкретном материале убедиться в разнообразии связей животных между собой и с окружающей их природой.
Представление о природе Карелии связывается с бесчисленными реками, озерами, большими и малыми, с водой то темной, как кофе, то прозрачной, голубой, холодной. Вот ламбушка — озерцо, затерявшееся в лесу, маленькое, одинокое. А там большое озеро с низкими берегами. Распростерлось оно далеко, вода вот-вот пойдет через край. Берег причудливо извивается, то уходит в сторону, исчезая из глаз, то выпячивается длинным языком песчаной отмели или мыса.
Или вдруг за поворотом неожиданно раскрывается перед вами где-то внизу, среди обрывистых скал и каменистых глыб, озеро, напоминающее большую голубую чашу, наполненную кристально чистой водой. Стройные ели и сосны, отраженные в зеркале воды, теснятся по берегам. Отражение удивительно чистое и, как в сказке, красивое. А кругом тишина. Только верхушки елей что-то шепчут друг другу, и вам кажется, что где-то вдали тихо вздыхает море. В этом много фантазии? Может быть! Но так кажется. Можно долго стоять и зачарованно смотреть и слушать.
Вот где-то вдали раздается «ку-ку, ку-ку». Эхо далеко разносит по лесу простое и вместе с тем хорошо звучащее в тишине леса кукование. И опять тишина... А вот сильная дробь прокатилась по лесу. Как будто пробежал мальчишка и провел палкой по решетчатому забору: «тррррр». Кто это? Это дятел начинает свой брачный концерт.
Тихий шорох за кочкой у ног привлек ваше внимание. На вас настороженно смотрят черные бусинки глаз — это мышь-полевка. Мгновение—и она пришла в себя от неожиданности и большими скачками устремилась к норке... Тихо поскрипывает осина, журчит ручеек. Сколько нового, интересного можно узнать вот так, сидя на замшелом пне дерева.
Ну, а если пойти вон по той тропинке рыбаков и охотников, то наверняка попадешь на большое озеро. И действительно, из лесной тесноты и сумрака вы выходите сразу на широкий простор.
Водная гладь озера распростерлась далеко — конца-края не видно. Лучи яркого солнца слепят глаза. Здесь много света, а значит тепла, много влаги. Хвойный лес при подходе к озеру все больше сменяется лиственными породами — ольхой, березой, ивой, осиной, образующими густые заросли. Нередко здесь же кусты шиповника, малины, примешивается рябина, черемуха. Низкие берега заросли осокой, стрелолистом, ежеголовником, а дальше стеной стоит тростник. На глубине озера распластал свои листья рдест, и тут же — уруть, кувшинка, гречиха. Вода в озере кажется зеленой — это мириады размножившихся сине-зеленых и диатомовых водорослей.
Среди этой зелени кишат планктонные организмы — циклопы, дафнии, босмины, а на дне в прибрежной зоне много моллюсков, ручейников и личинок различных водных насекомых.
Прибрежная и водная растительность и мелкие беспозвоночные служат пищей рыб, птиц и других животных. Неудивительно, что жизнь многих птиц и зверей связана с водоемами.
Может ли человек вмешиваться в эту сложную жизнь природы? Может и должен. Нужно обогащать водоемы разведением водных растений, служащих пищей птиц и зверей, и тогда их станет больше. Подкормка лесных зверей и мелких птиц также сыграет важную роль в сохранении и привлечении полезных животных. А главное — охрана природы.
И, пожалуй, никто в этом отношении не сможет сделать больше, чем огромная армия школьников, горячих защитников природы.
ЖИВОТНЫЙ МИР НАДО ОХРАНЯТЬ И ОБОГАЩАТЬ
мы познакомились с фауной Карелии. Десятки тысяч птиц, зверей, мелких животных наполняют наши леса, теснятся в камышах на озерах и на кочках неуютных болот. Всё это живет, суетится, поет или рычит, все что-то едят: одни — семена, зелень, ягоды, другие — насекомых, третьи — птиц и разных зверьков поменьше. Каждый живет по-своему: какая-нибудь пичужка беззаботно поет, радуясь жизни, другие тихо притаились, робко, настороженно, третьи смело рыщут по лесу — они сильные, им страшиться нечего.
Весна. Белка в ельнике устраивает себе тайно, птичка вьет гнездышко в камышах, в траве, зверюшка роет нору — все спешат обзавестись потомством, вырастить его не так просто, а потом надо готовиться к зиме. Птички, крича, суетясь и споря, собираются в стайки, чтобы лететь невесть куда... А ведь многие летят впервые... Что их там ждет в неизвестной Африке?
Нормальная жизнь леса, его развитие, процветание возможны только тогда, когда полезные для него животные, в частности птицы, охраняются, а численность их всякими способами увеличивается.
Что значит охранять птиц? Это прежде всего значит охранять г'незда от бессмысленного разорения, от уничтожения яиц, птенцов. Это значит вести борьбу с браконьерами. У птиц достаточно естественных врагов — всяких хищников, паразитов.
И кто как не школьники с присущей им горячностью и неуемной энергией должны взяться за выполнение этого общенародного дела? Ведь сохранить тысячи насекомоядных птиц, способствовать увеличению их численности — это значит дать стране дополнительно сотни тысяч кубометров полноценной древесины.
Вредные насекомые приносят колоссальный убыток, портя и уничтожая лес. Известен случай, когда сосновая совка объела деревья догола на площади 170 тысяч гектаров и сильно повредила на площади 320 тысяч гектаров. Общая потеря составила 12 миллионов кубометров древесины. А маленькие шустрые ревизоры-птички, «крылатая милиция леса», неутомимо изо дня в день обшаривают каждое дерево, каждую ветку и щелку на нем и выуживают оттуда злостных врагов леса.
Знаете ли вы, сколько всяких насекомых, их личинок, яиц уничтожается птицами? В одном лесничестве подсчитали, что 100 кукушек за 15 дней уничтожили около 3 миллионов гусениц шелкопряда — опаснейшего вредителя леса. Если гусениц очень много и их не нужно долго искать, одна кукушка может съесть в минуту 10 гусениц.
Мелкие насекомоядные птички очень прожорливы — они наполняют свой желудок 5—6 раз в день, а в одном комочке пищи, например, у стрижа, насчитывается от 150 до 700 мелких насекомых. За день стриж истребляет их от 900 до 3—4 тысяч! Но ведь это только один стриж! Сколько же они уничтожают насекомых за лето? Миллионы!
Или маленькая пичужка синичка. Подсчитано, что в зимний день она только за один час обследует около 300 веток елей, поедая личинок вредных насекомых. А в течение короткого зимнего дня одна синичка успевает осмотреть около 20 тысяч веток.
Длиннохвостая синичка за час обследует более 140 деревьев и свыше 1000 веток, а за день — около 10 тысяч. Если даже допустить, что на одной ветке она найдет только одно яичко насекомого, то и в этом случае за день она уничтожит их десятки тысяч. А ведь этих птичек в лесу тысячи!
Вместе с синицами «добровольные дружины» образуют корольки, славки, пеночки, поползни, пищухи и другие птицы. Они как бы взаимно дополняют друг друга — одни обследуют крону, другие — ветки, третьи — ствол и т. д.
А какую пользу приносят дятлы! Дятел — единственная птица, которая извлечет вредителя, как бы глубоко в дереве он ни спрятался. Дятел раньше, чем лесник, устанавливает, какое дерево больное. Поэтому опытные лесники обычно внимательно следят, где чаще бывают дятлы, так как знают, что там наверняка есть деревья, пораженные вредителями.
Другой житель северных лесов — черный дятел, или желна, кормится преимущественно на усохших деревьях, старых пнях, являющихся рассадниками вредителей.
Полезная роль птиц заключается еще и в том, что ряд растений (рябина, черемуха, шиповник, калина, жимолость, малина, черника, брусника, голубика и др.) рассевает свои семена с помощью птиц. У таких растений плоды и ягоды сладкие, по цвету — яркие, заметные. Поэтому они привлекают внимание птиц. Съеденные семена не перевариваются в кишечнике этих птиц и вместе с калом выбрасываются наружу и прорастают.
Благодаря такому «содружеству», растения кормят птиц, а птипы, разлетаясь, разносят их семена подчас на очень далекие расстояния. С помощью птиц в короткий срок засеваются вырубленные участки леса, гари.
Что же мешает птицам размножаться, все больше и больше увеличиваться в числе? Во-первых, зима — голодное и холодное время года. Птицам, которые остаются зимовать, трудно найти корм — кругом все укрыто снегом. А куда спрятаться маленькой птичке в трескучий мороз, во вьюгу?
Но вот настала весна, прилетели десятки тысяч птичек, и все они озабочены подысканием нужного места для постройки гнезда. Многие гнездышко строят только в дупле. А разве всегда есть дупло там, где его ищет птица?
Птицам можно помочь. Проявлять заботу о пик нужно не только в «день птиц», а постоянно, и это прежде всего должны делать школьники. Ведь далеко не все родители хорошо знают, чем полезны те или иные птицы, как охранять животных, да многим и некогда вникать в это — у них свои дела, свои заботы. Но родители охотно помогут сыну или дочери сделать кормовой столик, дуплянку и т. д.
В Карелии значительная часть населения занята в лесной промышленности. Весной, когда птицы строят гнезда, выводят птенцов, не следует заниматься уборкой хвороста, вести санитарные рубки в лесу, так как при этом уничтожаются гнезда, гибнут птенцы. В кучах хвороста гнездятся зорянки, трясогузки, дрозды, горихвостки. Не следует весной рубить дуплистые деревья, их вообще лучше оставлять для птиц-д у п л ог н ез д н и к о в.
В городах и селах злейшим врагом мелких птиц являются кошки. Они выслеживают и истребляют еще не умеющих летать птенцов. Забравшись на дерево, где подвешен скворечник, кошки засовывают лапы в отверстие, пытаясь вытащить птенца. Охотясь изо дня в день, они уничтожают большую часть птиц, гнездящихся в садах и парках. Надо безжалостно истреблять бродячих кошек и собак.
Устройство кормовых столиков и зимняя подкормка очень помогают синичкам пережить тяжелое для них время зимы. Среди школьников стало хорошей традицией развешивать дуплянки, скворечники. Надо, чтобы это дело получило еще больший размах.
Всероссийское общество содействия охране природы совместно с ЦК ВЛКСМ, главным управлением охотхозяйства, Министерством сельского хозяйства в 1958 году провели конкурс по привлечению к охране птиц. В конкурсе приняли участие около миллиона школьников. Было развешено почти 2 миллиона синичников, скворечников. Это хорошее начало.
Быстрое развитие народного хозяйства в нашей стране, широкое применение новейшей техники позволяет все шире использовать природные богатства. Этот широкий размах требует рационального использования естественных ресурсов природы. К. последним относятся не только недра, воды, леса, но и животный мир.
Принятый в 1960 году III сессией Верховного Совета РСФСР «Закон об охране природы в РСФСР» ставит перед всем народом нашей страны задачу бережного, разумного отношения к природе, ее богатствам.
Среди животных есть группа птиц и зверей, которые особенно привлекают внимание человека. Это охотопромысловые птицы и звери, которые дают мясо, пух, мех. Промысел этих животных должен строго регулироваться. Следует принимать самые решительные меры по отношению к лицам, которые ведут незаконную охоту в периоды запрета.
В СССР не разрешается охота методами массового истребления животных (охота с самолета, автомобиля), охота во время гололедицы, паводков и т. д., когда животные становятся беспомощными.
Охота регулируется введением системы лицензий, которая определяет норму ежегодной добычи важнейших в промысловом отношении пушных зверей. Лицензия, выданная охотнику, разрешает охоту на тех или иных животных, в ней указываются возможный отстрел и места охоты.
На бобра, оленя и некоторых других животных охота полностью запрещена.
Сохранение естественных запасов промысловой фауны возможно лишь при полном соблюдении правил и сроков охоты.
В Карелии, как и в других республиках и областях страны, создана республиканская государственная охотничья инспекция при Совете Министров КАССР. Задача инспекции — контролировать выполнение установленных законом правил охоты; бороться с браконьерством; вести учет численности промысловых видов; организовывать силами охотников помощь животным в особо трудные периоды жизни (зимняя подкормка лосей, оленей, солевая подкормка и т. д.); проводить мероприятия по улучшению охотничьей фауны, обогащению ее новыми видами, освоению новых водоемов; содействовать расселению бобров и других ценных животных; организовывать истребление волков и других вредных хищных зверей и хищных птиц.
Охрана природы в нашей стране стала всенародным делом. Не последняя роль в нем принадлежит школьникам. Это огромная армия друзей природы, горячих ее защитников., и от их настойчивости, энергии, знаний зависит многое.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Гагара.......................................... 12
Поганка........................................... 13
Лебеди, гусн, утки................................... 15
Лебедь............................................ 19
Гуси...............................................21
Гага...............................................24
Кряква.............................................28
Шилохвость 29
Морская чернеть ...................................30
Хохлатая чернеть 31
Свиязь 31
Гоголь............................................32
Крохаль............................................35
Чирок..............................................37
Кулики................................................38
Кроншнеп . 40
Большой улит.......................................41
Кулик-сорока.......................................42
Черныш.............................................42
Чибис..............................................43
Перевозчик........................................ 44
Зуек...............................................44
Оляпка.............................................45
Журавль..........................................47
Выпь.............................................50
Коростель........................................53
Скопа............................................55
Водные звери........................................56
Выдра............................................56
Норка............................................58
Ондатра..........................................59
Бобр.............................................61
Водяная крыса .................................. 35
Жители леса
Певчие птицы........................................66
Кукушка..........................................08
Дятлы .....................................: : : 70
Черный дятел.....................................72
Пестрый дятел (большой и малый)..................73
Трехпалый дятел..................................75
Вертишейка.......................................76
Боровая дичь........................................78
Глухарь..........................................78
Тетерев..........................................82
Куропатка................................... . 36
Рябчик...........................................88
Вальдшнеп........................................88
Воробьиные..........................................92
Зяблик...........................................92
Пеночка..........................................93
Снегирь..........................................95
Клесты...........................................95
Синицы...........................................97
Пищуха...........................................99
Поползень........................................ЮО
Зорянка ......................................: Ю1
Горихвостка................................. . 102
Крапивник........................................103
Королек..........................................104
Мухоловки........................................106
Славки............................................109
Дрозды.............................................ПО
Иволга.............................................П2
Чечевица...........................................ПО
Соловей............................................И5
Чечетка............................................П7
Выорок :......................................: 118
Щур................................................П9
Свиристель........................................120
Чиж...............................................121
Трясогузка........................................121
Стрижи............................................121
Козодой...........................................124
Хищные птицы........................................125
Ястреб-тетеревятник...............................127
Ястреб-перепелятник...............................130
Черный коршун.....................................131
Чеглок............................................132
Канюк.......................................• . . 133
Пустельга.........................................134
Кобчик............................................134
Орел-беркут.......................................135
Орлан-белохвост...................................138
Филин........................................... 140
Неясыть ..........................................141
Ястребиная сова...................................142
Сыч...............................................142
Лесные звери........................................143
Лось..............................................144
Северный олень .................................. 146
Заяц..............................................152
Белка.............................................154
Крот..............................................156
Медведь...........................................157
Волк..............................................159
Енотовидная собака .............................. 162
Барсук............................................164
Лесная куница ................................... 166
Рысь...................'.........................167
Росомаха..........................................169
Горностай.........................................170
197
Лесной хорек ..................................171
Ласка...........................................173
Лисица..........................................174
Мелкие млекопитающие (мышевидные грызуны и бурозубки) ...................................: 176
Морские животные
Дельфины............................................180
Косатка..........................................180
Белуха.........................................181
Морская свинья...................................183
Ластоногие..........................................184
Морской заяц.....................................183
Нерпа............................................18С
Гренландский тюлень..............................187
Животный мир надо охранять и обогащать..............190