КАРЕЛЬСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ И ЗАГАДКИ | КАРИЭЛАЗЕТ ШАНАНПОЛВЕТ ПРИВУТКАТ АРВАУТУКШЕТ

Просмотров: 5684
КАРИЭЛАЗЕТ ШАНАНПОЛВЕТ ПРИВУТКАТ АРВАУТУКШЕТ

КАРЕЛЬСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ И ЗАГАДКИ | КАРИЭЛАЗЕТ  ШАНАНПОЛВЕТ ПРИВУТКАТ АРВАУТУКШЕТ

Карельские пословицы, поговорки, загадки / сост. Г. Н. Макаров ; науч. Ред. А. А. Беляков, У. С. Конкка. - Петрозаводск : Государственное изд-во Карельской АССР, 1959. – 226 с.

Составление, перевод и вступительная статья кандидата филологических наук Г. Н. Макарова


В сокровищнице многонациональной социалистической культуры поэтическому творчеству карельского народа по праву принадлежит одно из почетный мест. Многие виды фольклора карельского народа (эпос, сказки, песни, причитания и др.) известны читателям по различным, хотя и немногочисленным, изданиям и публикациям. До последнего времени, однако, неизданными и почти недоступными для широкого читателя оставались карельские пословицы, поговорки и загадки.
Настоящий сборник представляет собою первый опыт систематизации и критического отбора пословичных изречений, собранных в различное времй среди карельского населения Карельской АССР, Калининской и Новгородской областей. Материал в сборнике публикуется на ; диалектах
карельского языка с переводом на русский язык. Это позволит ознакомиться с пословицами, поговорками и загадками карельского народа в их самобытной форме не только карелам, среди которых собраны эти материалы, но и представителям других прибалтийско-финских народов — вепсам, финнам и эстонцам, языки которых родственны карельскому. Параллельный перевод пословиц на русский язык позволит, кроме того, ознакомиться с ними и русскому читателю.

Пословицы и поговорки — это одна из художественных форм проявления народной мудрости и вместе с тем это общественный приговор над всем отрицательным, что встречается в повседневном быту человека. Одни из пословиц выражают общие суждения или «вечные истины» и служат народным интересам на протяжении долгого времени, другие теряют свою актуальность вместе с изменением условий, в которых родились, и становятся архаизмами. Пословица рождается в народе, как правильно отметил крупнейший знаток и собиратель русских пословиц Владимир Даль. Образное суждение — то ли в виде меткого определения, то ли в виде удачного сравнения или сжатого ясного изречения,— возникнув однажды в устах одного человека, подхватывается другими и включается в народную речь. Зародившись в конкретной действительности из наблюдений над жизнью, пословицы почти всегда содержат в себе какой-то обобщающий вывод и мораль, благодаря чему они и применяются для характеристики множества других подобных явлений и фактов. Поэтому наряду с прямым смыслом, который и выступает в пословичном изречении, в нем имеется и переносный смысл, значительно расширяющий рамки его применения: Кулда ревушта тундуу (колото от грязи отличается); Линду лауланналла нччиэн шомендау (Птица пением себя украшает); Пери ветта шагиэмби (Кровь гуще воды) и т. д.
В пословицах и поговорках, отражающих окружающие условия материальной и духовной жизни человека, на первом плане стоит мысль о родной отчизне, земле отцов и дедов. О Родине народ говорит самыми теплыми словами: Чирозешша он хюва, виз пиремби омалла муалла (На солнышке хорошо, еще лучше на Родине); Ома му а манчикка... (Родина — земляника...). Родина — первооснова, корень жизни всего живого: Юуретта и каргиэ хейна эй кажва (Без корня и горькая трава не растет). И несмотря на суровые условия северного края для карельского народа нет ничего дороже, чем родная страна с ее бескрайними лесами, бесчисленными озерами, шумными водопадами: Омат муат майрехеммат, омат мечат миэлуйшаммат (Свои поля ласковее, свои леса милее).
В пословицах встречаются и прямые отзвуки истории народа, его далекого прошлого. Карельский парод совместно со своим старшим братом, великим русским народом, защищая северо-западные рубежи Русского государства, на протяжении многих веков вел героическую борьбу со шведскими интервентами. Наряду с другими формами народного творчества (исторические песни, предания) в пословицах нашли отражение и эти славные страницы в истории карельского народа.

Тема Родины — самая близкая к сердцу любого народа. Она вечно свежа и никогда не стареет. Она отражается в старых пословицах, а также в пословицах и пословичных изречениях, зародившихся в советское время, в наши дни. В пословицах советского времени, пусть иногда еще не вполне отшлифованных по своей форме (форма пословиц шлифуется длительной языковой практикой народа), тема Родины значительно обогащена мыслями о светлых судьбах советского народа, его исторических делах, о готовности народа защищать Советскую отчизну от вражеских покушений. Понятие о родной Отчизне' дополняется в современных пословицах сознанием гордости советского человека, его уверенностью в светлое будущее: Мейл он мин туачи муада пуоли-стуа. (Есть за что нам за Родину стоять). Вместе с тем советские люди знают и то, что у них есть чем Родину защищать: Моторан хуминдас тун-нэт советскойн авиациян ваен (По гулу моторов узнаешь советской авиации мощь). В Великой Отечественной войне гневом к фашистам заполнились сердца советских людей. Призыв добить фашиста выразился и в карельской пословице, записанной в дер. Мосеевское Калининской области: Фашистан тапат — кай риахат катат (Убьешь фашиста — от грехов будешь чистым); Вихажниэкал тазу а ала киэлел, а диэлол (Врагу мсти не языком, а делом); Вардейче Родинуа, куй сильман териа (Береги Родину, как зеницу ока). И Родина с отеческой заботой бережет своих сыновей: Кен Родинуа сувайччоу, сида. Родина ги вардейччоу (Кто Родину любит, того и Родина бережет).
Сила и разум народа дополняются гениальной мудростью партии. В единстве партии и народа карельский народ, как и все советские люди, видит уверенность в победе на светлом пути к коммунизму: Коммунизмах дорога он сельгей (К коммунизму дорога ясна); Дорогалда мейда эт эйсса, партиян ваги он мейсса (С дороги нас не собьешь; мы с партией вместе сильны).

В пословицах, посвященных труду и трудовым процессам, раскрывается исключительное трудолюбие карельского народа. Таящая в себе естественные богатства природа Карелии не легко отдает их хозяину земли — человеку. В озерном крае с бесчисленными болотами и топями, в условиях бедных почв и непостоянства климата только упорный труд мог обеспечить благосостояние человека. Не только охота в диких лесах среди озер и непроходимых болот, не только рыбная ловля на бурных потоках порожистых рек, связанная с большими опасностями для жизни, но и обработка земли, отвоеванной у леса, требовала от северянина настойчивости, мужества и находчивости. В борьбе за хлеб, который по карельской пословице заставит поплясать, прежде чем на столе окажется (Лейпа ше лейкин людпи, эннэн куйн этэх шуапи), крестьянин воспитывал в себе эти качества и уверенность в своих силах. Элава элуо шуау (Живой добра наживет)—утверждает он. Честный и упорный труд — самый надежный источник его материального благополучия: Кел он кази талмас, сил он лейбю ги аунас (У кого руки в мозолях, у того в хлеб в скирде); Эй киви киэлла кюннандас, кандо лсйван казвандас (Камень не помеха пахоте, пень не помеха колосьям); Ранта шоутаян этэх тулоу (Берег к гребцу приплывает); Руатту эу муатту (Поработа-но — не поспано) и т. д.
В условиях классового неравенства в дореволюционном прошлом крестьянин видел и с горечью в сердце понимал, что результаты его труда в значительной части присваиваются кулаками, чиновниками, попами. В обществе, разделенном на классы эксплуататоров и эксплуатируемых, где рабочий человек не хозяин своей судьбы, властвует жестокая несправедливость: кто ходит за сохой, гребет веслом, охотится за лесным зверем или тянет невод, не всегда сыт, одет и обут. За счет тяжелого труда работника наживается хозяин. Не разгибающий спину труженик остается бедным, голодным и к тому же с позорной кличкой ленивца и нерадивца: Кбуха ка-хет руавот руадау да лайскана и куолоу (Бедный за двоих поработает, а ленивым в гроб ляжет); Кбуха какши перехта руоккиу та иче сийхе ойкиэу (Бедный две семьи прокормит да тут и ноги протянет). Такова же его доля, если постигнет горе: там, где богатый откупится деньгами, бедный расплачивается головой: Кдухан миэхен пиа манду, риккахан — раха (Бедный расплачивается головой, богатый — деньгами) .

В основной массе пословиц и поговорок, возникших в условиях дореволюционного прошлого, отражается жизнь, настроение и взгляды патриархального крестьянства, угнетенное состояние деревенской бедноты, тяжелый быт старой деревни. В пословицах этого периода нашли отражение частнособственнические интересы как сельской зажиточной верхушки,• фгмящейся к наживе и обеспечению своего благосо-( тяния любыми путями, так и мелкособственнические с фсмления сельского труженика, связанного со своим собственным хозяйством и крохотным участком и-мли. Однако основная масса трудового народа отрицала эту «мораль» и частнособственническим стремлениям противопоставляла силу коллектива, общества, искала и находила опору в деревне, в мире, в людях: Рахвахан виалла и калливо эйстюу (Силой народной и скала передвинется); Суури миэ-ро вайважен варах (В людях — надежда бедняка); Эуло шуурех Миэрох нальгах куоллутта (На людях с голода не умирали); Рахвахашша эт олэ мечашшй (На людях — не в лесу). Свое осуждение стремления к наживе и обогащению трудовой народ выразил трезвой оценкой предмета роскоши — золота: И кул-лашта лаби юоунэл типпуу (И сквозь золото слеза капает); Раута култуа каллэхемпи (Железо — золота дороже); Мякши ну. мида эт варушша (На век ничего не напасешь); К§н элошша.же и хуолэшша (Кто жив, того и забота).
В пословицах и поговорках отразились не только общественные отношения, но и частные отношения людей друг к другу, так называемый «малый» мир человеческих отношений: радость и горе, красота и уродство человека и его поступков, дружба и ссора, честность и обман, мельчайшие черточки человеческого характера, быт и нравы своего времени. Такие пословицы весьма интересны для изучения психологии народа, его жизненного уклада, характера и быта.

В близких к пословицам народных приметах о природе отражается народное знание окружающего мира, подсказанное вековым опытом и трудовой жизнью, наблюдательностью над окружающей действительностью: Озран лаго лапсет элаттаа, вайн ругехен эй (Полеглый ячмень детей накормит, полеглая рожь голодом оставит). Полегают только густые хлеба и у полегшего густого ячменя колос созревает, потому что пробивается сквозь толщу соломы на свет, а у полегшей ржи колос остается под соломой, сгниет и не дает урожая; Киурулоен тулдуо — куу кежйх виэла (С прилетом жаворонков — до лета остается месяц). Многие из народных примет обобщались, приобрели широкий смысл и перешли в пословицы: Вуотта мюдть линду лаулаа (Какое год, так и птица поет); Кейккуват он, кевюасет пайват (Изменчивы весенние деньки) и т. п.
Отдельным разделом в настоящем сборнике даются карельские загадки. Загадка — иносказательное описание какого-либо предмета или явления — имеет своим назначением развивать в человеке догадливость и сообразительность. Иносказание часто переносит предмет в совершенно другую область вещественного мира: Педра пеллол хюппиу, яллат муах эй коскиэта (Олень по полю скачет—ноги земли не касаются). Под «оленем» в данном случае скрывается детская люлька, зыбка, привязываемая к шесту («очепу») или к пружине и подвешиваемая таким образом к потолку. В другой загадке блин на сковороде изображается в виде овсяной крыши над железным полом: Раудайнэ латэхут, каг-lunni i hni;)хут (Железный пол, а крыша овсяная).
11м и.;i i,падка не называет предмета, а только его .... и,пипе: Кумуаллах — тауси, кохаллах — тюхья (Лпс/м// Оном — полон, книзу дном — пустой). Это UK.I и,шлется головной убор. Отгадка предполагает к < 1111, pel пый предмет — шляпу, щапку. Многие загадки мшут быть разгаданы только при условии знания мргцмстов крестьянского быта, часть которых в новых условиях жизни и производства уходит из употребления: соха, деревянная борона и др. Одно из назначений жанра загадок — раскрытие поэтической стороны, казалось бы самых прозаичных вещей: глиняный горшок, люлька, топор, труба и т. д.

Среди карельских пословиц, поговорок и загадок встречается много общих с этого рода произведениями русского народа, а также прибалтийско-финских пародов. На протяжении веков карелы были в тесной связи с русским народом и заимствовали у него наряду с лексикой и другими видами произведений устного творчества, также и пословицы, поговорки и загадки, удачно переводя их на родной язык. Любопытно, что в собранном материале встречается по нескольку (два, три и более) вариантов перевода некоторых русских пословиц на карельский язык. В карельском звучании такие пословицы или поговорки получают иногда дополнительные смысловые оттенки, отличающие их от русского оригинала. Например, русская пословица—Долг платежом красен — имеет в карельском звучании пять вариантов, отличающихся главным образом различным грамматическим оформлением средствами карельского языка: Кауниш велгу максаен (Самбатукса), Велга он максанналла каунис (Толмачи), Велга он максуан каунис (Тунгуда), Велга он каунис макшулла (Юшк-озеро), Велгу он чома, конзу се максетах (Печная Сельга) и т. д.

Предки карел в далекой древности жили вместе с предками других прибалтийско-финских народов. Это также оставило следы в общих для этих народов пословицах, поговорках и загадках. Сравнительное изучение этого рода материала могло бы выявить много интересного при изучении карельско-русских, карельско-эстонских, карельско-финских и карельсковепсских исторических общностей и контактов между этими народами на разных этапах своего развития.
Пословицы и поговорки не развертывают изображения явлений жизни, а в предельно сжатой форме передают их смысл. Для такой сжатой формы соответственно подыскиваются и способы выражения, художественные средства. Это — в первую очередь и н о-сказание, наиболее характерный прием в пословичном жанре: Корватой кода да сильматдй иккун ни мида эй максета (Дом без ушей да окно без глаз ничего не стоят). Здесь под «ушами» понимается собака, а под «глазами» — ребенок в избе; Хауги куолоу — хамбахат йиау (Щука околеет — зубы оставляет). Это — также сравнение: Ома му а манчикка, виэраш муа муссикка (Родина — земляника, чужбина — черника); Куйн эу мечашиш кайкки пуут юхенмуозет, нийн и рахваш (Как в лесу не все деревья одинаковы, так и люди); аналогия: Онги-кала да паккуанда пала (Уженая рыба — подаяние); метонимия: Шана корван лейккуау (Слово ухо режет); Охотниэкка эй магуа, вай ханэн соват муатах (Охотник не спит, спит его одежда); метафора: Кенэн раннат, сен и калат (Чьи берега, того и рыбка); синонимия: Кен он нябед нуоренну, се он виркед ванханну (Кто удалой в молодости, тот бойкий и в старости); Туулэл туоу, ахавал аяу (Ветром приносит, ветром (доел.: весенним ветром) и уносит); ритмика словесных форм и даже своеобразный синтаксис, очень скупо допускающий употребление второстепенных членов предложения: Руатту эу муатту (Поработано — не поспано), Ома охкахтах, виэрас лохкахтах (Свой вздохнет, чужой загогочет), Линашша он кайкки хиннашша (В городе все за деньги) и т. д.
Для карельских пословиц, поговорок и загадок, кроме того, чрезвычайно характерна аллитерация в виде созвучия начальных слогов, придающего пословичному изречению особую звуковую окраску: Мида, кезал кериат, сида талвел табуат (Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь); Пакшушта он пала паремпи (От толстого кусок лучше получается). Тунтоу туули тайвахан туумат (Знает ветер думы неба) и т. п.
Пословицам, поговоркам и загадкам свойственны очень богатые рифмы-созвучия: Паллалла да омалла валлалла (Пусть в голоде, да зато на свободе); Газиэтта эу азиэтта (Газета — новости со всего света); Паха он тюбттбмиэ касиэ тюблла тюдннюттюи (Ручки белоручки трудно к труду приучать); Киэлелла мези, азейлла вези (Язык медовый, а дела водянистые).
Форма пословиц и поговорок отточена и отшлифована веками языковой практики народа и передать все достоинства этой формы на другом языке, тем
более на языке другой системы, представляет исключительную трудность. По этой причине русский читатель, как в приводимых выше иллюстрациях, так и во многих пословицах в сборнике не всегда почувствует богатства образа и самобытность художественных особенностей оригинала.
Собирание карельских пословиц, поговорок и загадок до последнего времени проходило попутно с собиранием другого фольклорного материала. Поэтому записи пословиц пока малочисленны. В стремлении по возможности полнее отразить пословичное богатство карельского народа составителем просмотрены все рукописи, хранящиеся в архиве Карельского филиала Академии наук СССР и доступные ему печатные источники — публикации отдельных собирателей карельского фольклора в конце прошлого и в начале этого века, а также печатные издания, выходившие на карельском языке в Карельской АССР в 1936—1940 гг. Кроме того, составителю в процессе работы над сборником в 1957—1958 гг. удалось записать более 600 пословиц и поговорок в деревнях Пасынок, Козлово и Ососье Спировского района Калининской области и более 300 пословиц в деревнях Самбатукса, Мегрозеро и Печная Сельга Олонецкого района Карельской АССР и тем самым несколько пополнить имевшиеся материалы.

В собирании пословиц и поговорок принимали активное участие Ф. Федоров, Д. Макарова, B. Евсеев, П. Куйкка, Э. Гуттари, К. Луото, C. Нокелайнен и многие другие. Кроме того, в Институт присылали свои записи пословиц карельские сказительницы Мария Ремшу (из Вокнаволока), Еуки Хямяляйнен и Мария Михеева (из Ухты), а также энтузиасты — собиратели карельского фольклора И. Кондратьев (из Вокнаволока), К- Манжин (из Мосеевского), И. Баринов (из Дымцева), Л. Иванов (из Крошпозера), А. Созонова (из Пелдожи) и др.
В процессе работы над сборником составлена картотека, включающая около четырех тысяч карельских пословиц, поговорок и пятисот загадок. Отбирая маТГ териал, составитель стремился выделить наиболее^ яркие, самобытные и цепные в идейном и художсст-\1 венном отношении образцы, раскрывающие сложное/ и во многих отношениях противоречивое мировоззре-1 ние народа, его прошлое и настоящее. *-------
Пословицы и поговорки в различных местах Карелии и Калининской области называются по-разному. Наиболее часто встречаются слова ишнанполви, сананполви или сананпиа (фигуральное, образное слово,’оборот речи). Поговорка понимается как шутливое меткое выражение и передается видоизмененным русским словом привутка (прибаутка) или поверка, означающим по-карельски шутка, иносказание. На севере Карелии более употребительны слова сананласку (пословица) и синанпарси (поговорка).

В данном сборнике пословицы и поговорки в силу близости этих жанров приводятся вместе, без разделения их отдельно на группу пословиц и группу поговорок. Материал систематизирован но тематическому принципу: «Народные идеалы и стремления», «Житейская мудрость», «Социальные отношения дореволюционного прошлого», «Людские пороки и пережитки прошлого», «Общие суждения». Каждая тема подразделена на более мелкие подтемы. Приведенная классификация в некотором отношении является I условной, так как объемность содержания пословиц j в ряде случаев не позволяет ограничивать их какой-либо одной темой. Несмотря на это, такие пословицы пришлось включить только в один раздел и опустить их в другом разделе, по другой теме или подтеме.

Для написания пословиц, поговорок и загадок на языке оригинала в настоящем сборнике принят русский алфавит с добавлением некоторых буквенных знаков или сочетаний букв, обозначающих специфические для карельского языка звуки. К гласным русского языка прибавляется два буквенных обозначения переднеязычных гласных а и б. Звук а сходен с русским «я» в словах типа «завянет», «мяч»; звук б — среднее между русскими «о» и «э». По техническим причинам переднеязычное у — среднее между «у» и «и» — передается буквой ю: хюва «хороший», кюлю «баня», юкси «один»; буквой у в конце переднеязычного дифтонга: лдудау «найдет», и в очень ^редких случаях в начале слова: уд «ночь» и т. п.

! Гласные а, и и переднеязычное у могут выступать ни смягченными (йотированными). В таких случаях а и переднеязычное у передаются русскими буквами я и ю: ярей «озеро», юва «зерно» без обозначения переднеязычности. Смягченный и передается буквосочетанием ий: йиа «лед». В карельском языке встречаются все согласные звуки русского языка и кроме того звук дж (звонкая аффриката): манджой «земляника», куджой «муравей» и т. д.
Институт и составитель благодарят всех товарищей, которые своим участием в сборе материала и в процессе работы содействовали тому, чтобы настоящий сборник карельских пословиц, поговорок к загадок по возможности был разнообразным и интересным и просят энтузиастов продолжить собирание памятников народной мудрости и присылать свои записи в Институт языка, литературы и истории Карельского филиала Академии наук СССР по адресу: Карельская АССР, гор. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 3.


УКАЗАТЕЛЬ
населенных пунктов и фамилий собирателей пословиц, поговорок и загадок, вошедших в настоящий сборник

В скобках дано карельское название.


Важины (Симанисто)—Пряжинский район Карельской АССР; И. Яковлев, М. Любовин.
Вашаково (Вашакка)—Пряжинский район, Карельской АССР; И. Яковлев, А. Иванов.
Ведлозеро (Виэлдярви) — Пряжинский район Карельской АССР; С. Нокелайнен, Е. Каллио, И. Никитин.
Вешкелицы (Вешкелюс) — Пряжинский район Карельской АССР; А. Киброева, К. Белова, В. Евсеев.
Воздвиженье (Свийзениэ) —Максатихинский район Калининской области; Ф. Федоров.
Вокнаволок (Вуоккиниэми) — район Калевалы Карельской АССР; И. Кондратьев, М. Ремшу, А. Липкин, П. Куйкка, А. Мякеля, У. Харламова, В. Кириллов.
Воробьево (Уккозет) — Лихославльский район Калининской области; Ф. Федоров.
Вохтозеро (Вуохтярви) — Кондопожский район Карельской АССР; В. Евсеев, П. Куйкка.
Дальницы (Дальничат) — Лихославльский район Калининской области; Ф. Федоров.
Дымцево (Дымкова) —*Максатихинский район Калининской области; И. Баринов.
Ильинское (Алавойнэ)—Олонецкий район Карельской АССР; А. Журавлева.
Импилахти (Имбилахти) — Сортавальский район Карельской АССР.
Каменное Озеро (Кивиярви) — район Калевалы Карельской АССР; А. Мякеля, Г. Богданов.
Каскеснаволок (Каскесниэми)—Пряжинский район Карельской АССР; И. Яковлев.
Кашканы (Кашкана) — Пряжинский район Карельской АССР; А. Леонтьева.
Кестеньга (Киэстинки) — Лоухский район Карельской АССР; В. Евсеев.
Козлово (Козлова) — Спировский район Калининской области; Д. Макарова, Г. Макаров.
Коконниэми (Коконниэми) — Суоярвский район Карельской АССР; Е. Симакова.
Колатсельга (Колатсельгю) — Пряжинский район Карельской АССР; С. Нокелайнен, П. Иванова.
Кончезеро (Кентярви) — Кондопожский район Карельской АССР.
Коткозеро (Коткатдярви) — Олонецкий район Карельской АССР; Н. Анисимов.
Крошнозеро (Нуожарви) — Пряжинский район Карельской АССР; Г. Макаров, Л. Иванов, И. Голов.
Лахта (Лахти) — Пряжинский район Карельской АССР; В. Евсеев.
Максатиха (Максуатиха) — Максатихинский район Калининской области; Ф. Федоров.
Малое Козлово (Меччакозлова) — Спировский район Калининской области; Ф. Федоров.
Мегрега (Магрий) — Олонецкий район Карельской АССР; К. Гуляшова.
Мегрозеро (Мягряддярви) — Олонецкий район ' Карельской АССР; Г. Макаров, А. Ерофеева.
Мосеевское (Мойсова)— Весьегонский район Калининской области; К. Манжин.
Небелицы (Небеличча)— Ивантьевский район Новгородской области. •
Обжа (Пижи)— Олонецкий район Карельской АССР; П. Кононов.
Окунева Губа (Ахвенлахти) —Лоухский район Карельской АССР; Д. Лажиев.
Ососье (Ососся) — Спировский район Калининской области; Д. Макарова.
Паданы (Пуаданэ)— Медвежьегорский район Карельской АССР; И. Яковлев.
Пасынок (Пуасинкой)— Спировский район Калининской области; Д. Макарова, Г. Макаров.
Пелдожа (Пелдонэ) — Пряжинский район Карельской АССР; А. Созонова, М. Ларионов.
Петельнаволок (Петельниэми) —Медвежьегорский район Карельской АССР; И. Яковлев.
Печная Сельга (Паччу) —Олонецкий район Карельской АССР; Г. Макаров.
Пирттилакша (Пиртилахти) —район Калевалы Карельской АССР; Э. Гуттари.
Подужемье (Ужмана) — Кемский район Карельской АССР; А. Харламов, В. Евсеев, М. Ларионов.
Поросозеро (Порарви) —Суоярвский район Карельской АССР; В. Евсеев.
Пялозеро (Паларви) — Кондопожский район Карельской АССР; М. Ларионов.
Регозеро (Рохо) —район Калевалы Карельской АССР; А. Леонтьева.
Ругозеро (Ругарви) —Сегежский район Карельской АССР.
Савиново (Савиново) —Пряжинский район Карельской АССР; В. Евсеев.
Салми (Салми) — Олонецкий район Карельской АССР.
Самбатукса (Самматус) — Олонецкий район Карельской АССР; Г. Макаров.
Святнаволок (Пюханиэми) — Кондопожский район Карельской АССР; Ф. Титкова.
Святозеро (Пюхарви) — Пряжинский район Карельской АССР; А. Луккарева. Н. Лесков.
Сельга (Сельги) — Медвежьегорский район Карельской АССР; Т. Ананина.
Сеннозеро (Хейнарви) — Лоухский район Карельской АССР; Т. Кундозерова.
Совдозеро (Соударви) — Суоярвский район Карельской АССР; М. Ларионов.
Софьянга (Сохьяна) — Лоухский район Карельской АССР; В. Евсеев.
Суйстамо (Суйстамо) — Суоярвский район Карельской АССР.
Суоярви (Суоярви) — Суоярвский район Карельской АССР.
Сямозеро (Сиамарви) — Пряжинский район Карельской АССР; В. Евсеев.
Толмачи (Толмаччу) — Лихославльский район Калининской области.
Тунгуда (Тунгуд)—Беломорский район Карельской АССР; Ф. Федоров.
Ухта (Ухут, Ухтуо) — район Калевалы Карельской АССР; Е. Хямяляйнен, М. Михеева, Э. Гуттари, В. Евсеев, К. Луото, А. Мюлляри, В. Кийранен.
Фомикино (Фомикина) —Спировский район Калининской области; Ф. Федоров.
Чикша (Чикша)—район Калевалы Карельской АССР; А. Мякеля.
Энгозеро (Аунакоски) — Кемский- район Карельской АССР; М. Ларионов.
Ювалакша (Ювалахти)—Район Калевалы Карельской АССР; А. Мякеля.
Юстозеро (Дюустарви) — Кондопожский район Карельской АССР; А. Луккарева.
Юшкозеро (Юшкюярви) — район Калевалы Карельской АССР; В. Топпинен, А. Мякеля, В. Кийранен.


содержание
Предисловие ...................................... 5

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Народные идеалы и стремления *
Родина . 23
Народная сила и власть...........................30
Труд, мастерство.................................34
Дружба, согласие ................................52
Ум, честность, правда...........................1)4
Житейская мудрость
Жизнь, молодость, старость.......................58
Здоровье и болезнь...............................63
. Характер, внешность и сущность....................66
любовь, семья и дети..................................74
Пища и сон............................................86
Дом, обычаи ..........................................92
Социальные отношения дореволюционного прошлого
Власть имущие ........................................99
Доля бедняка..........................................106

Людские пороки и пережитки прошлого
Нерадивость, лень ....................................114
Собственность, зависть, стяжательство.................П7
Глупость, дурные нравы, суеверие.....................122
Общие суждения
Истина очевидная и парадоксальная .................... 136
Счастье, горе, неудача...................,...........150-
Советы, наставления ...................................158
Сила слова, молва .....................................J65
Природа, животный мир, приметы......................171

ЗАГАДКИ
Человек, одежда и пища.............................183
Жилище и утварь..................................192
Домашние занятия, полевые работы, рыболовство и охота ..........................................200
Природа, животный мир .......................... 210
Указатель населенных пунктов и фамилий собирателей пословиц, поговорок и загадок, вошедших в настоящий сборник .............................................220

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александр Линевский, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Бесов Нос, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Вокнаволок, Выгозеро, Геннин Вильгельм, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Заповедники Карелии, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Кареллес, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лесозаготовительная промышленность, Лопские погосты, Лоухский район, Маннергейм, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Мунозеро, НКЗдрав, Нюхча, Обонежье, Озеро Сегозеро, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Паданы, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Сулажгора, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юго Юльевич Сурхаско, Юшкозеро, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, деревянные лодки карелии, елец, ерш, заонежский район, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия репрессии, карело-финский эпос, карелы, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное