Как обучаться карельской грамоте.
Просмотров: 2277
Карелия: карельский язык, Колхозойн Пуолэх
Как обучаться карельской грамоте.
(Краткие методические указания)
(Краткие методические указания)
„Колхозойн Пуолэх“ кирьях опаштуилла“ будет выходить три раза в месяц. Букварная часть имеет 4 задания. На первой странице буд§т материал для обучения неграмотных, а на второй небольшие заметки для малограмотных. Весь материал будет построен так, чтобы можно было обучаться карельской грамоте при самой малой помощи со стороны учителя.
Букварная часть, главным образом, расчитана для неграмотных по — карельски и малограмотных по-русски. Составлена так, что при небольшой помощи грамотных по русски товарищей можно бы совершенно неграмотному обучаться карельской грамоте. .
Как в букварной части, так и на странице для малограмотных будут местные заметки и статьи, рассчитанные для взрослого читателя, а при отсутствии детских букварей можно использовать и для школ Вкладной листок ставит целью не только обучить карельской грамоте, но чтобы обучающиеся в процессе работы приобрели знания по программам школ взрослых.
Занятия лучше проводить групповые. Для этого нужно подобрать группу не больше 10 чел. из совсем неграмотных и по-русски малограмотных товарищей. Если имеется специальный ликвидатор, группу можно организовать до 30 — '35 чел. Из группы нужно выделить по-русски грамотного товарища, который мог бы организовать эти занятия, провести небольшую беседу. Этот же товарищ будет заботиться о помещении, вести регистрацию посещаемости.
Первый урок
В начале занятий прочитайте статью „Почему нужен латинский алфавит" — („Колхозойн Пуолэх“ № 24 от 26/VII). Ответьте на вопросы: 1) Почему самодержавие отдельным национальностям не давало возможности обучаться на родном языке. 2) Почему Комитет нового алфавита переводит письменность всех национальностей на латинизированный алфавит? 3) Какие преимущества имеет карельский латинизированный алфавит перед русским алфавитом. 4) Почему, кулаки агитируют против нового алфавита?
После этого посмотрите первый рисунок. Колхозники пашут землю. Земля по-карельски муа, по-карельски пишется mua. Найдите, где под рисунком написано муа. Напишите в своих тетрадках печатными буквами — mua. Стенной карельский алфавит разрежьте на отдельные буквы, из этих букв подберите слово муа— mua.
Когда все научатся читать и складывать из отдельных букв муа, таким образом познакомитесь со словом rua— руа. Прочтите всю первую строку муа, руа. Посмотрите сколько слов в этом предложении. Из скольких слогов состоят эти слова. Из чего образуются слоги.
Таким образом мы придем к выводу, что наша речь состоит из слов из слогов, слоги из звуков, а звуки на бумаге обозначаются особыми значками, которые называются буквами. Напишите, какие буквы имеются в этих словах. Как произносятся эти буквы мрау — mrau. Составьте из букв алфавита слова муа руа— mua rua. Прочтите. Напишите в тетрадке.
Второй урок
На втором занятии рекомендуем побеседовать об увеличении пашни за счет раскорчевки и о зяблевой вспашке. Беседа должна проводиться примерно по следующим вопросам: 1) почему нужна зяблевая вспашка. Как проводится в колхозе увеличение пашни за счет раскорчевки.
2) Какое самое удобное время для вспашки. 3) Почему нельзя пахать мокрую землю. На какую глубину и ширину нужно проводить эту вспашку на глинистой, песчаной и подзолистой почве.
Организатор занятия должен на эти вопросы до начала занятий получить соответствующие ответы у агрономов или знающего колхозника. Приступая к чтению вначале читают знакомые слова, дальше идет слово из знакомых букв руам-ма. Когда прочьтете это слово, то разберите лз каких слогов и букв оно состоит. В дальнейшем ознакомление с новыми буквами идет как при первых занятиях. Вводятся две буквы в и д. В словах руа-дав муада, ruadav muada.
Третий и четвертый урок
Слово в начале предложения пишется с большой прописной буквы. После окончания ставим точку. С этим учащиеся познакомятся на третьем уроке.
На четвертом уроке после освоения текста и букв познакомьтесь как пишутся карельские письменные буквы. Письменно написанны слова машина руадав - masina ruadav. В остальном третий и четвертый уроки идут как первый и второй.
Вопросы для обсуждения на
3-м занятии: 1) сколько за рабочий день сомнут льна двое рабочих на ручной мялке и на конной. 2) Почему выгоднее раньше стлать лен. 3) Почему выгоднее льносолому сдавать на завод. 4) Обсудите как организовать и организуйте красный обоз со льном.
Вопросы для обсуждения на
4-м уроке: i) Выясните какие у вас есть машины, сколько каждая машина работает в день. 2) Сколько рабочих потребуется для производства определенной работы вручную и машиной. Для примера можно взять трактор, жнейку, косилку, молотилку и др. машины.
А. БЕЛЯКОВ.
ОТ РЕДАКЦИИ. Редакция просит товарищей, занимающихся обучением карельскому языку сообщить: как у вас проходят занятия, и какую хотели бы получить помощь от редакции в дальнейшем в своей учебе.
Газета „Колхозойн Пуолэх“ для неграмотных и малограмотных рассылается бесплатно всем подписчикам газеты „Колхозойн Пуолэх" как прило;tение № 31.
Материал для малограмотных будет в газете № 2,
„Колхозойн Пуолэх“ кирьях опаштуилла“ №1 1931