ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ГПУ КАССР В ОГПУ ЛЕНИНГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА
Просмотров: 1988
Карелия: КАССР
29 марта 1929 г.
Совершенно секретно
Антисоветские проявления
Данные, рисующие настроения карельского населения, за последние два месяца (январь и февраль 1929 г.) дают такое представление: в январе среди карел зарегистрировано 57 случаев антисоветских проявлений или 83% по отношению ко всем антисоветским проявлениям, имевшим место в АКССР*. Февраль дает в связи с хлебными затруднениями общее резкое повышение антисоветских проявлений среди населения примерно на 130%, из этого числа на карел падает 70,7%. Большая часть антисоветских проявлений приходится на недовольство, выявившееся на почве продзатруднений (около 70─75%), охватывающееся преимущественно кулацко-зажиточные и середняцкие слои карельской деревни.
Недовольство введением финского языка
В настоящее время население к карелизации школ относится если и не вполне сочувственно, то, во всяком случае, не выражает такого резкого недовольства, которое наблюдалось ранее ─ в вначале введения этой реформы. Правда, частичные недовольства есть и сейчас, но они не имеют прежнего характера и проявляются иногда вследствие неудовлетворительно поставленного местами преподавания финского языка, недостаточной квалификации педагогического персонала, по причине чего дети в отдельных случаях слабо усваивают финский язык. Крестьяне рассуждают примерно так: «Ребята в школу ходят долго, а толку мало» (бедняк, карел Олонецкого района).
Недовольство на почве карелизации советского аппарата
Из всех случаев недовольства на национальной почве, имевших место в январе и феврале с. г., 87,5% приходится на недовольство на почве выдвижения в советский и кооперативно-хозяйственный аппарат финнов. В связи с этим зарегистрированы такие разговоры: «Почему все финны занимают должности в дистанции Кареллеса, а карел не допускают» (середняк, карел Ухтинского района). «Теперь при советской власти есть много финнов ─ советских служащих и, если будет война, то они изменят, как изменили при Николае немцы». некоторые крестьяне Сямозерского района говорили, что «надо писать в Москву о финском засилье в Карелии».
Следует указать, что подобные разговоры ведут преимущественно зажиточные и частино середняки. Например, один из зажиточных крестьян, карел дер. Сопоха Кондопожского района, говорил крестьянам своей деревни: «Финны живут как в раю ─ все начальники и господа. Погибла Карелия».
Настроения в частях Красной Армии
Карельский егерский батальон
Среди бойцов карельского егерского батальона, расположенного в г. Петрозаводске, национальная неприязнь между русскими и егерями-карелами выражается в том, что русские егеря называют карел «турками». Вообще между этими национальными группами антагонизм проскальзывает почти на каждом шагу. Например, когда бывают спектакли в батальонном клубе, то стоящие контролерами русские егеря не пропускают без билетов егерей-карел, в свою очередь, и карелы тоже не пропускают русских без билетов. Если карел спрашивает у русского книжку или еще что-нибудь, то почти как обычное явление получает в ответ: «я тебе не дам, ты карел». Этим же платят и карелы русским.
На почве этой неприязни в январе произошел следующий случай. Во время одного из спектаклей в батальонном клубе туда пришел в пьяном виде бывший красноармеец батальона Кругляков (русский), которого стоявшие контролеры, егеря-карелы, не пустили и намеревались направить его к дежурному по батальону. Стараясь вырваться от красноармейцев, Кругляков кричал: «Вторая рота (русская) помоги, карелы бьют». На эти крики прибежал один из русских красноармейцев, пытавшийся защитить Круглякова, но был вместе с последним арестован прибывшим дежурным по батальону.
Но более заметнее национальные взаимоотношения обостряются в первой роте этого батальона, в составе которого находятся карелы, вепсы и русские (1-я рота смешанная, 2-я рота русская и 3-я рота карельская). Большинство отделенных командиров этой роты русского языка не знают и поэтому значительная часть красноармейцев их почти не понимает. Красноармейцы-вепсы (чудь) заявляли, что желают обучаться на русском языке. русские просят перевести их в русскую роту, а карелы ─ в карельскую. Сами же отделенные командиры (в большинстве карелы) говорят, что они хотели бы заниматься с карелами. Вследствие всего этого не только среди красноармейцев, но и среди младшего командного состава наблюдаются недовольства.
Командование батальона разъяснительную работу среди красноармейцев по национальному вопросу ведет, но недостаточно, а в некоторых случаях это разъяснение принимает крайне нездоровую и уродливую форму. Например, до сего времени большинство докладов, ставящихся в клубе, делаются на русском языке, которого карелы не понимают, и характерно, что на просьбы карел-егерей перевести доклад на карельский язык, они получают ответ, что «некогда, не стоит разъяснять на двух языках». Как результат такой «национальной политики», красноармейцы-карелы за последнее время совершенно перестали посещать не только комсомольские, но и общие красноармейские собрания.
Некоторая неясность в понимании национального вопроса имеется и среди политсостава. Так, один из старших учителей батальона для внепрограммных занятий с красноармейцами составил тезисы на тему «Национальный вопрос и его практическое применение». В первой части тезисов национальный вопрос в Карелии разрешается более или менее правильно, но в заключительной части их говорится: «У нас в Карелии нужно бы соблюдать такую же строгую и непоколебимую национальную политику, как на Украине. Кто не знает или не хочет учиться финскому языку, того надо гнать. Лозунг "Карелия карелам" нужно бы вести до конца на 100%. И тогда наше культурное просвещение поднялось бы в масштабе всей Карелии. Такая постановка национального вопроса с подчеркиванием сепаратистского лозунга ─ «Карелия карелам» («до конца на 100%»), особенно в Красной Армии, безусловно, не может не обратить на себя внимания.
Белокарельская эмиграция
Первые шаги к объединению белокарельского движения в Финляндии
Последние данные говорят о том. что среди белокарельской эмиграции (преимущественно среди сторонников течения «Карелия карелам») стало укрепляться движение за объединение всех карельских организаций, ведущих работу в Финляндии. Это стремление вызвано было, во-первых, тем, что между тремя основными организациями, Карельское Академическое общество, Карельский Культурный союз и Восточно-Карельский комитет, несмотря на кажущееся на первый взгляд согласие в их работе, происходило соревнование в деле создания карельских ячеек (керхо) среди карельских беженцев и борьба за овладение непосредственным руководством ими.
Наиболее активные члены некоторых карельских ячеек ─ сторонники течения «Карелия карелам» ─ подняли вопрос о создании специального центрального аппарата, которому подчинялись бы все находящиеся в Финляндии карельские культурные ячейки. По этому поводу представители карельских ячеек обратились с ходатайством в Министерство внутренних дел Финляндии. КАО, ККС и ВКК, боясь выпустить из сферы своего влияния ячейки, забили тревогу и внесли в Министерство внутренних дел [Финляндии] свое предложение, в котором указывалось, что Центральный союз карельских ячеек может быть создан при том условии, если все 3 данные организации войдут в него членами.
С разрешения Министерства внутренних дел [Финляндии] в августе 1927 г., накануне карельского национального праздника, в г. Каяни был созван съезд 10 крупных карельских ячеек, на котором и был выбран Центральный союз карельских ячеек, куда вошли членами и упомянутые выше 3 организации.
Идейное направление и деятельность карельских ячеек (керхо)
Члены карельских ячеек ─ карелы, как уже упоминалось выше, принадлежат главным образом к течению «Карелия карелам». своей задачей ячейки ставят поднятие общеобразовательного, культурного уровня своих членов-карелов и уяснение сущности племенного (национального) вопроса. Изучается история Финляндии и Карелии, подробно изучают географию Карелии и приграничных районов Финляндии, военное дело. Устраивают открытые вечера, на которых читаются научные лекции, ставятся спектакли и концерты. на вечерах обычно председатель информирует собравшихся о положении в Советской Карелии. [В] первые годы своего существования (с 1924 г.) карельские ячейки в области культурно-просветительной работы и организации самих ячеек добились довольно порядочных успехов. И когда почва таким образом была подготовлена, Карельское Академическое общество, Карельский Культурный союз и Восточно-Карельский комитет стали осторожно в работу ячеек вводить элементы политики с примесью идей «Великой Финляндии» и, наконец, позже открыто, но с учетом национальных вопросов карельской беженской массы, перед ячейками поставили вопрос о создании Великой Финляндии.
В результате этого часть карел вышла из ячеек, другая часть охладела к работе и стала относиться к ней пассивно и только небольшая часть во главе с верхушкой целиком восприняла идеи «Великой Финляндии» и активно продолжает работать в ячейках. Надо заметить, что именно этот поворот в работе ячеек и был причиной, вследствие которой не удалось сплотить все ячейки вокруг Центрального союза.
Борьба этих двух основных идейных направлений, безусловно, не может не отражаться на деятельности белокарельских организаций. Один из видных участников карельской авантюры Ваара по этому вопросу писал следующее: «Карелы по вопросу о будущности Карелии разделись на две группы:… «Карелия карелам» и «Великая Финляндия»,… вот эти два положения являются помехой всему делу освобождения Карелии». Примерно об этом же жаловалась в 1927 г. и газета «Вапаа Карьяла» (орган Восточно-Карельского комитета): «В течение многих лет пытались наметить ряд культурно-просветительных вопросов для поднятия организованности карбеженцев, но никогда таковые вопросы не увенчались успехом». Сетуя об этом, «Вапаа Карьяла» заявляет, что «будет стремиться к объединению», к чему призывает и других.
Позиции белокарел в вопросе о судьбах Карелии
Несмотря, однако, на разногласия организационного порядка, стремление тех и других («Великая Финляндии» и «Карелия Карелам») к свержению советской власти и отделению Карелии от СССР в основном совпадают. Так, секретарь Восточно-Карельского комитета Котонен говорил: «Во имя братства от нас нужны жертвы для того, чтобы Карелия, Финляндия, Олонец и Ингерманландия стали бы одной целой. Активность не должна гаснуть, а наоборот, пожар мы должны раздуть хотя бы в той мере, дабы не дать угаснуть уже тлеющей искре». А упомянутый уже Ваара заявлял: «Что бы то ни было, но верно одно, что Карелия должна отойти от русских и их приспешников финских большевиков, и тогда уже Карелия самостоятельно решит [вопрос] о своей самостоятельной хозяйственной и государственной жизни».
Месяца три тому назад в одном из номеров «Вапаа Карьяла» была помещена характерная статья по вопросу об отношении Финляндии к белокарельской эмиграции и Карелии. В передовице от 30.11.28 г. (№ 48) автор, скрывшийся за инициалами Р.Т., выгораживая финскую буржуазию, пишет: «Вопрос о Карелии и ее будущности не содержит в себе никаких классовых интересов, хотя левые (коммунисты), получившие указания из Москвы, говорят, что вопрос о Карелии является чисто коммерческим делом со стороны финской буржуазии, которая желает овладеть Карелией и ее эксплуатировать». По мнению автора, вопрос о Карелии является вопросом дальнейшей жизни в Карелии и поэтому карелы, желая сохранить свой язык, обычаи и национальные особенности, хотят освободиться от эксплуататоров и зависимости чужих. Скрывшийся за таинственными инициалами автор дальше заявляет: «В культурном отношении вопрос о Карелии должен содержать следующее: 1) все школы в карельских местах на родном языке, 2)литературу в школах, библиотеках и избах-читальнях на родном языке, 3) газеты на родном языке, 4) в карельских местах правительственным языком родной язык, 5) полная свобода просвещения для карел. Это наши культурные требования. Другими словами, с русским обязательным просвещением, которым хотят погубить национальность карельского племени, нужно покончить. С хозяйственной точки зрения ─ все руководство хозяйственной жизнью Карелии (промышленность, торговля, транспорт, сельское хозяйство и т. д.) нужно сосредоточить в руках карел, так как право на это принадлежит только карелам, а не русским».
Начальник ГПУ КАССР Нельке
Начальник 2-го отделения Калясников
Совершенно секретно
Антисоветские проявления
Данные, рисующие настроения карельского населения, за последние два месяца (январь и февраль 1929 г.) дают такое представление: в январе среди карел зарегистрировано 57 случаев антисоветских проявлений или 83% по отношению ко всем антисоветским проявлениям, имевшим место в АКССР*. Февраль дает в связи с хлебными затруднениями общее резкое повышение антисоветских проявлений среди населения примерно на 130%, из этого числа на карел падает 70,7%. Большая часть антисоветских проявлений приходится на недовольство, выявившееся на почве продзатруднений (около 70─75%), охватывающееся преимущественно кулацко-зажиточные и середняцкие слои карельской деревни.
Недовольство введением финского языка
В настоящее время население к карелизации школ относится если и не вполне сочувственно, то, во всяком случае, не выражает такого резкого недовольства, которое наблюдалось ранее ─ в вначале введения этой реформы. Правда, частичные недовольства есть и сейчас, но они не имеют прежнего характера и проявляются иногда вследствие неудовлетворительно поставленного местами преподавания финского языка, недостаточной квалификации педагогического персонала, по причине чего дети в отдельных случаях слабо усваивают финский язык. Крестьяне рассуждают примерно так: «Ребята в школу ходят долго, а толку мало» (бедняк, карел Олонецкого района).
Недовольство на почве карелизации советского аппарата
Из всех случаев недовольства на национальной почве, имевших место в январе и феврале с. г., 87,5% приходится на недовольство на почве выдвижения в советский и кооперативно-хозяйственный аппарат финнов. В связи с этим зарегистрированы такие разговоры: «Почему все финны занимают должности в дистанции Кареллеса, а карел не допускают» (середняк, карел Ухтинского района). «Теперь при советской власти есть много финнов ─ советских служащих и, если будет война, то они изменят, как изменили при Николае немцы». некоторые крестьяне Сямозерского района говорили, что «надо писать в Москву о финском засилье в Карелии».
Следует указать, что подобные разговоры ведут преимущественно зажиточные и частино середняки. Например, один из зажиточных крестьян, карел дер. Сопоха Кондопожского района, говорил крестьянам своей деревни: «Финны живут как в раю ─ все начальники и господа. Погибла Карелия».
Настроения в частях Красной Армии
Карельский егерский батальон
Среди бойцов карельского егерского батальона, расположенного в г. Петрозаводске, национальная неприязнь между русскими и егерями-карелами выражается в том, что русские егеря называют карел «турками». Вообще между этими национальными группами антагонизм проскальзывает почти на каждом шагу. Например, когда бывают спектакли в батальонном клубе, то стоящие контролерами русские егеря не пропускают без билетов егерей-карел, в свою очередь, и карелы тоже не пропускают русских без билетов. Если карел спрашивает у русского книжку или еще что-нибудь, то почти как обычное явление получает в ответ: «я тебе не дам, ты карел». Этим же платят и карелы русским.
На почве этой неприязни в январе произошел следующий случай. Во время одного из спектаклей в батальонном клубе туда пришел в пьяном виде бывший красноармеец батальона Кругляков (русский), которого стоявшие контролеры, егеря-карелы, не пустили и намеревались направить его к дежурному по батальону. Стараясь вырваться от красноармейцев, Кругляков кричал: «Вторая рота (русская) помоги, карелы бьют». На эти крики прибежал один из русских красноармейцев, пытавшийся защитить Круглякова, но был вместе с последним арестован прибывшим дежурным по батальону.
Но более заметнее национальные взаимоотношения обостряются в первой роте этого батальона, в составе которого находятся карелы, вепсы и русские (1-я рота смешанная, 2-я рота русская и 3-я рота карельская). Большинство отделенных командиров этой роты русского языка не знают и поэтому значительная часть красноармейцев их почти не понимает. Красноармейцы-вепсы (чудь) заявляли, что желают обучаться на русском языке. русские просят перевести их в русскую роту, а карелы ─ в карельскую. Сами же отделенные командиры (в большинстве карелы) говорят, что они хотели бы заниматься с карелами. Вследствие всего этого не только среди красноармейцев, но и среди младшего командного состава наблюдаются недовольства.
Командование батальона разъяснительную работу среди красноармейцев по национальному вопросу ведет, но недостаточно, а в некоторых случаях это разъяснение принимает крайне нездоровую и уродливую форму. Например, до сего времени большинство докладов, ставящихся в клубе, делаются на русском языке, которого карелы не понимают, и характерно, что на просьбы карел-егерей перевести доклад на карельский язык, они получают ответ, что «некогда, не стоит разъяснять на двух языках». Как результат такой «национальной политики», красноармейцы-карелы за последнее время совершенно перестали посещать не только комсомольские, но и общие красноармейские собрания.
Некоторая неясность в понимании национального вопроса имеется и среди политсостава. Так, один из старших учителей батальона для внепрограммных занятий с красноармейцами составил тезисы на тему «Национальный вопрос и его практическое применение». В первой части тезисов национальный вопрос в Карелии разрешается более или менее правильно, но в заключительной части их говорится: «У нас в Карелии нужно бы соблюдать такую же строгую и непоколебимую национальную политику, как на Украине. Кто не знает или не хочет учиться финскому языку, того надо гнать. Лозунг "Карелия карелам" нужно бы вести до конца на 100%. И тогда наше культурное просвещение поднялось бы в масштабе всей Карелии. Такая постановка национального вопроса с подчеркиванием сепаратистского лозунга ─ «Карелия карелам» («до конца на 100%»), особенно в Красной Армии, безусловно, не может не обратить на себя внимания.
Белокарельская эмиграция
Первые шаги к объединению белокарельского движения в Финляндии
Последние данные говорят о том. что среди белокарельской эмиграции (преимущественно среди сторонников течения «Карелия карелам») стало укрепляться движение за объединение всех карельских организаций, ведущих работу в Финляндии. Это стремление вызвано было, во-первых, тем, что между тремя основными организациями, Карельское Академическое общество, Карельский Культурный союз и Восточно-Карельский комитет, несмотря на кажущееся на первый взгляд согласие в их работе, происходило соревнование в деле создания карельских ячеек (керхо) среди карельских беженцев и борьба за овладение непосредственным руководством ими.
Наиболее активные члены некоторых карельских ячеек ─ сторонники течения «Карелия карелам» ─ подняли вопрос о создании специального центрального аппарата, которому подчинялись бы все находящиеся в Финляндии карельские культурные ячейки. По этому поводу представители карельских ячеек обратились с ходатайством в Министерство внутренних дел Финляндии. КАО, ККС и ВКК, боясь выпустить из сферы своего влияния ячейки, забили тревогу и внесли в Министерство внутренних дел [Финляндии] свое предложение, в котором указывалось, что Центральный союз карельских ячеек может быть создан при том условии, если все 3 данные организации войдут в него членами.
С разрешения Министерства внутренних дел [Финляндии] в августе 1927 г., накануне карельского национального праздника, в г. Каяни был созван съезд 10 крупных карельских ячеек, на котором и был выбран Центральный союз карельских ячеек, куда вошли членами и упомянутые выше 3 организации.
Идейное направление и деятельность карельских ячеек (керхо)
Члены карельских ячеек ─ карелы, как уже упоминалось выше, принадлежат главным образом к течению «Карелия карелам». своей задачей ячейки ставят поднятие общеобразовательного, культурного уровня своих членов-карелов и уяснение сущности племенного (национального) вопроса. Изучается история Финляндии и Карелии, подробно изучают географию Карелии и приграничных районов Финляндии, военное дело. Устраивают открытые вечера, на которых читаются научные лекции, ставятся спектакли и концерты. на вечерах обычно председатель информирует собравшихся о положении в Советской Карелии. [В] первые годы своего существования (с 1924 г.) карельские ячейки в области культурно-просветительной работы и организации самих ячеек добились довольно порядочных успехов. И когда почва таким образом была подготовлена, Карельское Академическое общество, Карельский Культурный союз и Восточно-Карельский комитет стали осторожно в работу ячеек вводить элементы политики с примесью идей «Великой Финляндии» и, наконец, позже открыто, но с учетом национальных вопросов карельской беженской массы, перед ячейками поставили вопрос о создании Великой Финляндии.
В результате этого часть карел вышла из ячеек, другая часть охладела к работе и стала относиться к ней пассивно и только небольшая часть во главе с верхушкой целиком восприняла идеи «Великой Финляндии» и активно продолжает работать в ячейках. Надо заметить, что именно этот поворот в работе ячеек и был причиной, вследствие которой не удалось сплотить все ячейки вокруг Центрального союза.
Борьба этих двух основных идейных направлений, безусловно, не может не отражаться на деятельности белокарельских организаций. Один из видных участников карельской авантюры Ваара по этому вопросу писал следующее: «Карелы по вопросу о будущности Карелии разделись на две группы:… «Карелия карелам» и «Великая Финляндия»,… вот эти два положения являются помехой всему делу освобождения Карелии». Примерно об этом же жаловалась в 1927 г. и газета «Вапаа Карьяла» (орган Восточно-Карельского комитета): «В течение многих лет пытались наметить ряд культурно-просветительных вопросов для поднятия организованности карбеженцев, но никогда таковые вопросы не увенчались успехом». Сетуя об этом, «Вапаа Карьяла» заявляет, что «будет стремиться к объединению», к чему призывает и других.
Позиции белокарел в вопросе о судьбах Карелии
Несмотря, однако, на разногласия организационного порядка, стремление тех и других («Великая Финляндии» и «Карелия Карелам») к свержению советской власти и отделению Карелии от СССР в основном совпадают. Так, секретарь Восточно-Карельского комитета Котонен говорил: «Во имя братства от нас нужны жертвы для того, чтобы Карелия, Финляндия, Олонец и Ингерманландия стали бы одной целой. Активность не должна гаснуть, а наоборот, пожар мы должны раздуть хотя бы в той мере, дабы не дать угаснуть уже тлеющей искре». А упомянутый уже Ваара заявлял: «Что бы то ни было, но верно одно, что Карелия должна отойти от русских и их приспешников финских большевиков, и тогда уже Карелия самостоятельно решит [вопрос] о своей самостоятельной хозяйственной и государственной жизни».
Месяца три тому назад в одном из номеров «Вапаа Карьяла» была помещена характерная статья по вопросу об отношении Финляндии к белокарельской эмиграции и Карелии. В передовице от 30.11.28 г. (№ 48) автор, скрывшийся за инициалами Р.Т., выгораживая финскую буржуазию, пишет: «Вопрос о Карелии и ее будущности не содержит в себе никаких классовых интересов, хотя левые (коммунисты), получившие указания из Москвы, говорят, что вопрос о Карелии является чисто коммерческим делом со стороны финской буржуазии, которая желает овладеть Карелией и ее эксплуатировать». По мнению автора, вопрос о Карелии является вопросом дальнейшей жизни в Карелии и поэтому карелы, желая сохранить свой язык, обычаи и национальные особенности, хотят освободиться от эксплуататоров и зависимости чужих. Скрывшийся за таинственными инициалами автор дальше заявляет: «В культурном отношении вопрос о Карелии должен содержать следующее: 1) все школы в карельских местах на родном языке, 2)литературу в школах, библиотеках и избах-читальнях на родном языке, 3) газеты на родном языке, 4) в карельских местах правительственным языком родной язык, 5) полная свобода просвещения для карел. Это наши культурные требования. Другими словами, с русским обязательным просвещением, которым хотят погубить национальность карельского племени, нужно покончить. С хозяйственной точки зрения ─ все руководство хозяйственной жизнью Карелии (промышленность, торговля, транспорт, сельское хозяйство и т. д.) нужно сосредоточить в руках карел, так как право на это принадлежит только карелам, а не русским».
Начальник ГПУ КАССР Нельке
Начальник 2-го отделения Калясников