Карельские Частушки | KARJALAISIA LYHYTPAJOJA
Просмотров: 2029
Предлагаемый вниманию читателей сборник «Карельские частушки» продолжает серию изданий Института ЯЛИ Карельского отделения АН СССР, таких как «Карельские причитания» А. С. Степановой и Т. А. Коски, «Русская свадьба Карельского Поморья» А. П. Разумовой и Т. А. Коски и др. Целью этих публикаций является создание живой и возможно более полной картины современного бытования различных жанров традиционного народного искусства.
Отдельные образцы карельских частушек можно найти в разных изданиях, появившихся за последние сто лет. Данный сборник является первой монографией жанра, которую составили полевые записи, хранящиеся в фонограмархиве Института ЯЛИ. Материал в сборнике расположен по географическому принципу: в первый раздел включены частушки южной Карелии, второй раздел представляет среднекарельскую частушку. В свою очередь, последовательность движения с юга на север в общих чертах отражает историю освоения жанра в среде карел. Внутри каждого региона выделяется традиция отдельного села. Внутри местной традиции — репертуар одного исполнителя. .
Частушка — один из самых популярных жанров, широко распространенных в среде русского, карельского и вепсского населения КАССР. Можно говорить о существовании «общего фонда» поэтических текстов и напевов частушек у этих народов. В то же время сложились и национальные традиции жанра. В данный сборник вошли образцы как принадлежащие «общему фонду», так и характерные только для карелоязычной среды. Главным признаком при их отборе служило бытование поэтического текста частушки на карельском языке или одновременное бытование данной частушки на русском и карельском языках.
При обилии публикуемых образцов — около девяноста циклов частушек — и их своеобразии принятый составителем сборника принцип организации материала можно считать оптимальным. Он, однако, не является единственно возможным.
Для понимания местной специфики жанра и его роли в жанровой системе карельского фольклора продуктивным представля-
ется определение типологии напевов карельских частушек. Первые шаги в этом направлении могут быть сделаны уже сейчас *.
Цельность стиля карельских частушек сказывается, с одной стороны, в поэтике жанра, т. е. в единстве выразительных средств и принципов структуры поэтического текста. С другой стороны, цельность стиля проявляется в определенных чертах музыкального языка карельских частушек, прежде всего в единстве их музыкально-ритмического строя.
Только в шести публикуемых напевах встречаются особые версии типовой частушечной музыкально-ритмической формы. В остальных образцах эта типовая одночастная слоговая музыкальноритмическая форма, соответствующая двустишию поэтического текста, предстает в одном своем виде с тремя разными заключительными формулами:
Наиболее часто встречается слоговая музыкально-ритмическая форма с кадансовой формулой второго и третьего вида; иногда в одном напеве — одночастном (№№ 10, 26, 43) или строфовом (№№ 39, 50) —чередуются разные кадансовые формулы. Все указанные особенности характерны для ритмического строя напевов русских частушек.
Почвой для широкого усвоения карельской частушкой этой музыкально-ритмической формы послужила, вероятно, некоторая ее близость ритмическому строю карельских и финских хороводных песен. Можно говорить и о типологическом сходстве структур частушечного стиха и стиха калевальской метрики.
Если характерную и для калевальского стиха, и для поэтического текста карельских частушек последовательность четырехслоговых групп с хореическими ударениями отнести к чертам внешнего сходства, то внутренняя связь между ними станет еще заметнее. Эта связь, на наш взгляд, проявляет-
ся в том, что стих карельской частушки сохраняет, с одной стороны, типичное для русской частушки уменьшение числа слогов и последнем полустишие (4 + 3 или 4 + 2), с другой же стороны, допускает значительное увеличение слогов в начальных полустишиях. Эта черта глубоко типична для калевальского стиха и нехарактерна для русского частушечного стиха. В ритмической форме напева она отражается в дроблении слогового времени:
Верность высказанного предположения о влиянии стиха кале-вальской метрики на строение стиха карельской частушки подтверждается анализом ее мелодики.
Напевы частушек по своему мелодическому складу неоднородны. Прежде всего может быть выделена группа широко распространенных напевов русских частушек. Из многочисленных записей подобных напевов для сборника отобраны лишь немногие, одночастные (№№ 2, 63, 77) и двухчастные (№№ 18, 54, 56, 73). В их мелодике ясно сказывается важнейший стилевой признак напева частушки — его инструментальная аккордово-гармоническая природа. Показателем точности усвоения этих образцов в карельской среде служит сохранность напева, а часто и русского языка в ряде поэтических строф цикла.
Напевы другой группы при внешнем сходстве с русскими частушечными напевами внутренне отличаются от них. Своеобразие напевов этой группы проявляется в особенностях их мелодического и уармонического склада. Их мелодика также в значительной мере опосредована гармонией. Однако можно говорить об известном равновесии мелодического и гармонического начал в становлении карельского частушечного напева, далекого от норм функциональной гармонии. Гармония же традиционного гармошечного наигрыша (S—Т—D—Т) либо вовсе отсутствует в таком напеве, либо определяет мелодическое движение небольшого, чаще заключительного его фрагмента.
Подобные напевы родились, вероятно, в процессе творческого освоения русской частушки на почве карельской песенной традиции.
Можно выделить, наконец, особую группу напевов, в которых последовательно проявляется связь с традиционными жанрами карельского фольклора. Напевы этой группы синтезируют черты мелодики рун, причитаний, лирических песен. Отметим и своеобразие их мелодической композиции: она имеет мотивно-вариантную природу, что также роднит эти напевы с рунической традицией.
Важно подчеркнуть, что именно эти напевы встречаются в сочетании с поэтическими текстами, близкими по строению кале-вальскому стиху.
Таким образом, основой для типологии напевов карельских частушек служат стилевые признаки их поэтического и мелодического склада.
Карелы называют чрезвычайно любимые ими однострофные песенки лирического бытового и комического содержания усвоенным из русского языка словом «частушка» и карельским lyhytpajo (короткая песня). Сами информаторы не делают различия в применении этих определений. Выделение среди карельских частушек группы своеобразных напевов местного происхождения делает целесообразным использование для ее определения народного термина lyhytpajo. Известно, что у многих народов зафиксировано существование древней традиции короткой лирической песенки, по отношению к которой частушка является более поздним стилевым образованием.
Предложенная нами типология получила отражение в предлагаемом читателю сборнике. Сохраняя принятый составителем региональный принцип распределения материала, мы одновременно стремились к тому, чтобы везде, где материал позволял, напевы были даны в следующей последовательности:
1) напевы карельских коротких песен;
2) карельские напевы с чертами влияния русской частушки;
3) напевы русских частушек.
КАРЕЛЬCКИЕ ЧАCТУШКИ. Составитель Тepтту Коски (Laatinut Terttu KOSKl)
Петрозаводск. Издательство "Карелия", 1985 год
Отдельные образцы карельских частушек можно найти в разных изданиях, появившихся за последние сто лет. Данный сборник является первой монографией жанра, которую составили полевые записи, хранящиеся в фонограмархиве Института ЯЛИ. Материал в сборнике расположен по географическому принципу: в первый раздел включены частушки южной Карелии, второй раздел представляет среднекарельскую частушку. В свою очередь, последовательность движения с юга на север в общих чертах отражает историю освоения жанра в среде карел. Внутри каждого региона выделяется традиция отдельного села. Внутри местной традиции — репертуар одного исполнителя. .
Частушка — один из самых популярных жанров, широко распространенных в среде русского, карельского и вепсского населения КАССР. Можно говорить о существовании «общего фонда» поэтических текстов и напевов частушек у этих народов. В то же время сложились и национальные традиции жанра. В данный сборник вошли образцы как принадлежащие «общему фонду», так и характерные только для карелоязычной среды. Главным признаком при их отборе служило бытование поэтического текста частушки на карельском языке или одновременное бытование данной частушки на русском и карельском языках.
При обилии публикуемых образцов — около девяноста циклов частушек — и их своеобразии принятый составителем сборника принцип организации материала можно считать оптимальным. Он, однако, не является единственно возможным.
Для понимания местной специфики жанра и его роли в жанровой системе карельского фольклора продуктивным представля-
ется определение типологии напевов карельских частушек. Первые шаги в этом направлении могут быть сделаны уже сейчас *.
Цельность стиля карельских частушек сказывается, с одной стороны, в поэтике жанра, т. е. в единстве выразительных средств и принципов структуры поэтического текста. С другой стороны, цельность стиля проявляется в определенных чертах музыкального языка карельских частушек, прежде всего в единстве их музыкально-ритмического строя.
Только в шести публикуемых напевах встречаются особые версии типовой частушечной музыкально-ритмической формы. В остальных образцах эта типовая одночастная слоговая музыкальноритмическая форма, соответствующая двустишию поэтического текста, предстает в одном своем виде с тремя разными заключительными формулами:
Наиболее часто встречается слоговая музыкально-ритмическая форма с кадансовой формулой второго и третьего вида; иногда в одном напеве — одночастном (№№ 10, 26, 43) или строфовом (№№ 39, 50) —чередуются разные кадансовые формулы. Все указанные особенности характерны для ритмического строя напевов русских частушек.
Почвой для широкого усвоения карельской частушкой этой музыкально-ритмической формы послужила, вероятно, некоторая ее близость ритмическому строю карельских и финских хороводных песен. Можно говорить и о типологическом сходстве структур частушечного стиха и стиха калевальской метрики.
Если характерную и для калевальского стиха, и для поэтического текста карельских частушек последовательность четырехслоговых групп с хореическими ударениями отнести к чертам внешнего сходства, то внутренняя связь между ними станет еще заметнее. Эта связь, на наш взгляд, проявляет-
ся в том, что стих карельской частушки сохраняет, с одной стороны, типичное для русской частушки уменьшение числа слогов и последнем полустишие (4 + 3 или 4 + 2), с другой же стороны, допускает значительное увеличение слогов в начальных полустишиях. Эта черта глубоко типична для калевальского стиха и нехарактерна для русского частушечного стиха. В ритмической форме напева она отражается в дроблении слогового времени:
Верность высказанного предположения о влиянии стиха кале-вальской метрики на строение стиха карельской частушки подтверждается анализом ее мелодики.
Напевы частушек по своему мелодическому складу неоднородны. Прежде всего может быть выделена группа широко распространенных напевов русских частушек. Из многочисленных записей подобных напевов для сборника отобраны лишь немногие, одночастные (№№ 2, 63, 77) и двухчастные (№№ 18, 54, 56, 73). В их мелодике ясно сказывается важнейший стилевой признак напева частушки — его инструментальная аккордово-гармоническая природа. Показателем точности усвоения этих образцов в карельской среде служит сохранность напева, а часто и русского языка в ряде поэтических строф цикла.
Напевы другой группы при внешнем сходстве с русскими частушечными напевами внутренне отличаются от них. Своеобразие напевов этой группы проявляется в особенностях их мелодического и уармонического склада. Их мелодика также в значительной мере опосредована гармонией. Однако можно говорить об известном равновесии мелодического и гармонического начал в становлении карельского частушечного напева, далекого от норм функциональной гармонии. Гармония же традиционного гармошечного наигрыша (S—Т—D—Т) либо вовсе отсутствует в таком напеве, либо определяет мелодическое движение небольшого, чаще заключительного его фрагмента.
Подобные напевы родились, вероятно, в процессе творческого освоения русской частушки на почве карельской песенной традиции.
Можно выделить, наконец, особую группу напевов, в которых последовательно проявляется связь с традиционными жанрами карельского фольклора. Напевы этой группы синтезируют черты мелодики рун, причитаний, лирических песен. Отметим и своеобразие их мелодической композиции: она имеет мотивно-вариантную природу, что также роднит эти напевы с рунической традицией.
Важно подчеркнуть, что именно эти напевы встречаются в сочетании с поэтическими текстами, близкими по строению кале-вальскому стиху.
Таким образом, основой для типологии напевов карельских частушек служат стилевые признаки их поэтического и мелодического склада.
Карелы называют чрезвычайно любимые ими однострофные песенки лирического бытового и комического содержания усвоенным из русского языка словом «частушка» и карельским lyhytpajo (короткая песня). Сами информаторы не делают различия в применении этих определений. Выделение среди карельских частушек группы своеобразных напевов местного происхождения делает целесообразным использование для ее определения народного термина lyhytpajo. Известно, что у многих народов зафиксировано существование древней традиции короткой лирической песенки, по отношению к которой частушка является более поздним стилевым образованием.
Предложенная нами типология получила отражение в предлагаемом читателю сборнике. Сохраняя принятый составителем региональный принцип распределения материала, мы одновременно стремились к тому, чтобы везде, где материал позволял, напевы были даны в следующей последовательности:
1) напевы карельских коротких песен;
2) карельские напевы с чертами влияния русской частушки;
3) напевы русских частушек.
Т. В. Краснопольская
КАРЕЛЬCКИЕ ЧАCТУШКИ. Составитель Тepтту Коски (Laatinut Terttu KOSKl)
Петрозаводск. Издательство "Карелия", 1985 год