Пища карел Ребольского уезда.
Просмотров: 3614
Карелия: карелы, карельская еда, карельская национальная кухня, kalarokka, сосновые лепешки, ряпушка
Ежедневной пищей жителей здешнего края преимущественно служат разного рода рыбы – Окуни (Агвень), Щуки, (Гауйги), Ряпусы (Мусях), Налимы (Матикка), Сиги (Шиига). Рыбу варят в чугунных котлах (Чугунные котлы имеются в каждом порядочном хозяйстве. В них варят разную пищу. Есть большие котлы в которых парят платье, варят скоту пойло и т.п.) с примесью муки, крошеной репы и картофеля. Картофель вареный, который подается к столу после рыбы. Репа пареная и печеная, квас репный (Он делается так. Варят репу в больших чугунных котлах, потом дают простыть и вскиснуть и тогда наливают водою лагун в который вливают вскишший суроп репный. Ягодным соком придают красный колер и когда все это устоится – квас готов.). Этим и оканчивается крестьянский постный обед здешнего крестьянина. В скоромные дни пища состоит из той же рыбы, исключая разве репу и картофель вместо коих является на стол молоко и чухонское масло, с тем только различием что они подаются к столу прежде ухи и рыбы. Если бывает когда и дичина, то она варится как простое мясо. Суп подается вместо щей и потом дичина. Далее черные ватрушки и этим оканчивается скоромный будничный а нередко и праздничный обед крестьянина.
Не излишне сказать здесь и о хлебе, который нередко можно встретить между Беднячками-крестьянами здешнего края. Он приготовляется из муки с примесью картофеля а нередко, особенно в весеннее время с примесью соснового порошка – из сосновой коры.
Картофель – употребляемый в хлеб сначала варят потом мнут в кадушках и мятый примешивают в мучное тесто. Сосновая же кора употребляется в примесь хлеба совершенно иным – следующим образом. Весной в конце Мая месяца дерут сосновую кору широкими пластами, очищают ее от верхней грязной шелухи и тонкий чистый пласт сушат на солнце. Потом, когда надобно сделать муку, пласты эти поджаривают на горячих углях, от чего на них образуются прыщи и они высыхая делаются рыхлыми, а след. более удобными к размельчению – тогда пласты эти толкут в обыкновенных ручных ступах а для приведения в более мелкий порошок мелют на ручных жерновах. К этому, приготовленному таким образом порошку – присовокупляют малую часть муки, как бы только для связи, и из него приготовляют обыкновенным образом хлеб – годный в пищу людям. Порошок, а из него и хлеб имеют сладковатый вкус, и, говорят, питателен. Вот одно обстоятельство не оспорно доказывающее питательность соснового порошка претворенного в хлеб с малой частью муки: Один из крестьян здешнего края, имевший семейство 7 взрослых душ, и, будучи так беден, что не имел ни какой возможности заготовить хлеба для своего семейства, а потому прибег к этому способу пропитания – сосновому порошку, купив для связи и удобнейшего приготовления хлеба фунтов ржаной муки и этим количеством муки, вмешивая ее в сосновый порошок, содержал свое семейство 15 дней. Так что в продолжение этого времени и после, семейство его осталось не только здорово; но даже без труда отправляло все крестьянские работы.
К ежедневной пищи принадлежат также: конопляная каша. В дни постные и особенно когда непозволительно употреблять в пищу рыбы – варят конопляную кашицу. Она приготовляется так: Берут несколько конопляного семени, поджаривают на сковороде и толкут его в ручной ступке, к этому примешивают несколько житной крупы, наливают водой и; положив соли, варят в котлах как, обыкновенную кашу и когда подают на стол эту кашу – вливают туда столовую ложку конопляного же масла.
Силакки. – Соленая рыба разного роду, которая в дни постные подается на стол не вареная, а только что обмытая от излишней соли и рассолу. Она приготовляется так: берут какую либо, всегда, из крупных, рыбу. Солят ее в обыкнов. катку и, когда она совершенно просолится, вынимают из катки, вымывают прежнюю соль, как можно чище, и потом снова солят в особую катку и чрез несколько дней силакки готова.
Сосновые лепёшки. Они приготовляются следующим образом: варят картофель, очищают от шелухи, толкут и разводят водой, так что образуется жидкий раствор – раствор этот сгущают вышеупомянутым сосновым порошком и выходит тесто. Из этого делают лепешки величиной в чайное блюдечко и пекут в самой жаркой печи или даже на горячих углях.
Необходимую принадлежность праздничного стола составляют: чухонское масло, молоко, рыбный пирог, уха-рыбная, поджаренная рыба, ватрушки из черной муки, пироги толстые и пряшеные: Вот описание одного из здешних – праздничных обедов – вполне характеризующих все праздничные столы жителей здешнего края:
Стол накрывается узорчатой скатертью, хозяин приступает к столу и окрестив хлеб ножом режет его, полагая длинные отрезы (ломти) вокруг стола так, что из них образуется хлебная цепь по трем краям стола и, положив немного недорезанный хлеб с ножом на нижний конец стола, уходит. Хозяйка торопливо приносит на стол оловянные ложки, раскладывая их по числу гостей во круг всего стола и, уходя, приносит на тарелки кусок чухонского масла, в чашки молоко смешанное с творогом и, ничего не говоря, кланяется всем гостям, только что ожидающим приглашения садиться кушать. Хозяин между тем являясь с грудою полотенцев, просит гостей откушать хлеба-соли приветствуя их словами: «Ну гости – не извините – прошу покорно садиться». И гости помолившись Богу и усевшись за стол, принимают от хозяина приготовленные полотенца приговаривая «а напрасно» и начинают кушать. Между тем хозяин взяв приготовленный уже графин с водкой, наливает рюмку и предлагает первому из гостей а за ним следующему и т. дал. Обошед таким образом всех по порядку – ставит графин и рюмку на середину стола и просит без церемонии кушать. Затем хозяйка приносит рыбный пирог и потом ватрушки. Далее уху. Затем рыбное жаркое на сковороде. Лишь гости начинают кушать поджаренную рыбу, хозяин до сего времени стоявший пред столом в глубоком молчании, как бы проснувшись говорит: «А что гости? - не извините, - Ведь рыба то по воде ходила». – И гости уже давно ожидавшие такого - доброго словца хозяйского, не ожидают вторичной просьбы. – Первый из них а затем и следующие наливают по рюмке и осушают их без всякой церемонии. Наконец хозяйка приносит пряженые пироги и раскладывая их гостям с поклоном приговаривая: «Кушайте гости, - за прочи пищи не извините». И с видом более веселым, как бы уже кончивши все хлопоты, стоновится к столу а хозяин и гости наливают по рюмке за здравие пирожницы. Этим тостом пирожницы и оканчивается весь праздничный обед жителей здешнего края.
Наставник Ребольского Сельского Приходского Училища З. Громов.
Анкета Русского Географического Общества для этнографического описания, заполненная местным священником на карелов Ребольского уезда.
Не излишне сказать здесь и о хлебе, который нередко можно встретить между Беднячками-крестьянами здешнего края. Он приготовляется из муки с примесью картофеля а нередко, особенно в весеннее время с примесью соснового порошка – из сосновой коры.
Картофель – употребляемый в хлеб сначала варят потом мнут в кадушках и мятый примешивают в мучное тесто. Сосновая же кора употребляется в примесь хлеба совершенно иным – следующим образом. Весной в конце Мая месяца дерут сосновую кору широкими пластами, очищают ее от верхней грязной шелухи и тонкий чистый пласт сушат на солнце. Потом, когда надобно сделать муку, пласты эти поджаривают на горячих углях, от чего на них образуются прыщи и они высыхая делаются рыхлыми, а след. более удобными к размельчению – тогда пласты эти толкут в обыкновенных ручных ступах а для приведения в более мелкий порошок мелют на ручных жерновах. К этому, приготовленному таким образом порошку – присовокупляют малую часть муки, как бы только для связи, и из него приготовляют обыкновенным образом хлеб – годный в пищу людям. Порошок, а из него и хлеб имеют сладковатый вкус, и, говорят, питателен. Вот одно обстоятельство не оспорно доказывающее питательность соснового порошка претворенного в хлеб с малой частью муки: Один из крестьян здешнего края, имевший семейство 7 взрослых душ, и, будучи так беден, что не имел ни какой возможности заготовить хлеба для своего семейства, а потому прибег к этому способу пропитания – сосновому порошку, купив для связи и удобнейшего приготовления хлеба фунтов ржаной муки и этим количеством муки, вмешивая ее в сосновый порошок, содержал свое семейство 15 дней. Так что в продолжение этого времени и после, семейство его осталось не только здорово; но даже без труда отправляло все крестьянские работы.
К ежедневной пищи принадлежат также: конопляная каша. В дни постные и особенно когда непозволительно употреблять в пищу рыбы – варят конопляную кашицу. Она приготовляется так: Берут несколько конопляного семени, поджаривают на сковороде и толкут его в ручной ступке, к этому примешивают несколько житной крупы, наливают водой и; положив соли, варят в котлах как, обыкновенную кашу и когда подают на стол эту кашу – вливают туда столовую ложку конопляного же масла.
Силакки. – Соленая рыба разного роду, которая в дни постные подается на стол не вареная, а только что обмытая от излишней соли и рассолу. Она приготовляется так: берут какую либо, всегда, из крупных, рыбу. Солят ее в обыкнов. катку и, когда она совершенно просолится, вынимают из катки, вымывают прежнюю соль, как можно чище, и потом снова солят в особую катку и чрез несколько дней силакки готова.
Сосновые лепёшки. Они приготовляются следующим образом: варят картофель, очищают от шелухи, толкут и разводят водой, так что образуется жидкий раствор – раствор этот сгущают вышеупомянутым сосновым порошком и выходит тесто. Из этого делают лепешки величиной в чайное блюдечко и пекут в самой жаркой печи или даже на горячих углях.
Необходимую принадлежность праздничного стола составляют: чухонское масло, молоко, рыбный пирог, уха-рыбная, поджаренная рыба, ватрушки из черной муки, пироги толстые и пряшеные: Вот описание одного из здешних – праздничных обедов – вполне характеризующих все праздничные столы жителей здешнего края:
Стол накрывается узорчатой скатертью, хозяин приступает к столу и окрестив хлеб ножом режет его, полагая длинные отрезы (ломти) вокруг стола так, что из них образуется хлебная цепь по трем краям стола и, положив немного недорезанный хлеб с ножом на нижний конец стола, уходит. Хозяйка торопливо приносит на стол оловянные ложки, раскладывая их по числу гостей во круг всего стола и, уходя, приносит на тарелки кусок чухонского масла, в чашки молоко смешанное с творогом и, ничего не говоря, кланяется всем гостям, только что ожидающим приглашения садиться кушать. Хозяин между тем являясь с грудою полотенцев, просит гостей откушать хлеба-соли приветствуя их словами: «Ну гости – не извините – прошу покорно садиться». И гости помолившись Богу и усевшись за стол, принимают от хозяина приготовленные полотенца приговаривая «а напрасно» и начинают кушать. Между тем хозяин взяв приготовленный уже графин с водкой, наливает рюмку и предлагает первому из гостей а за ним следующему и т. дал. Обошед таким образом всех по порядку – ставит графин и рюмку на середину стола и просит без церемонии кушать. Затем хозяйка приносит рыбный пирог и потом ватрушки. Далее уху. Затем рыбное жаркое на сковороде. Лишь гости начинают кушать поджаренную рыбу, хозяин до сего времени стоявший пред столом в глубоком молчании, как бы проснувшись говорит: «А что гости? - не извините, - Ведь рыба то по воде ходила». – И гости уже давно ожидавшие такого - доброго словца хозяйского, не ожидают вторичной просьбы. – Первый из них а затем и следующие наливают по рюмке и осушают их без всякой церемонии. Наконец хозяйка приносит пряженые пироги и раскладывая их гостям с поклоном приговаривая: «Кушайте гости, - за прочи пищи не извините». И с видом более веселым, как бы уже кончивши все хлопоты, стоновится к столу а хозяин и гости наливают по рюмке за здравие пирожницы. Этим тостом пирожницы и оканчивается весь праздничный обед жителей здешнего края.
Наставник Ребольского Сельского Приходского Училища З. Громов.
Анкета Русского Географического Общества для этнографического описания, заполненная местным священником на карелов Ребольского уезда.