Карельские избы
Просмотров: 4600
ИЗБЫ КАРЕЛ.
Путешествуя по Карелии, мы непременно зададим себе вопрос: как жили, строили и украшали свой быт карелы — не просто соседи, а как бы родные братья русских.
Чтобы попасть в места с карельским населением, не надо ехать далеко: Олонецкий и Сортавальский тракты проходят по территории, населенной карелами. В целом же, если довериться мнению сведущих людей, довольно точной разграничительной линией между районами с преимущественно карельским или русским населением является железнодорожная линия Ленинград — Мурманск на территории Карелии: слева от нее — население карельское, справа — русское. Граница эта, впрочем, и сама по себе довольно условная, постепенно стирается, во всяком случае, в отношении языка. Так, около двадцати лет тому назад русскую речь понимали, например, в Пряжинском районе лишь отдельные жители из мужчин, и нередко приходилось ограничивать беседу небольшим количеством взятых в запас наиболее необходимых карельских слов. Теперь же многие карелы знают русский язык. В Пряжу, расположенную в пятидесяти километрах от Петрозаводска, мы и направимся, а отсюда совершим путешествие по окрестным селениям протяженностью в 60—70 км, по шоссе и по проселочным дорогам.
Пряжа — районный центр. По старому административному делению волостным было село Святозерское Петрозаводского уезда, расположенное шестнадцатью километрами ниже в сторону Олонца. Святозерск после революции стал районным центром, но впоследствии уступил эту честь поселку Пряже.
Пряжа стоит на берегу большого и красивого озера. Дома здесь деревянные, многие из них старинных времен, больших размеров, ладно срубленные и украшенные резьбой.
Изба карела в древнейшие времена была небольшого размера, преимущественно квадратной в плане и топилась по-черному. «Хоромное строение», объединяющее под одной кровлей избу и сени, дворовую клеть, хлез и амбары, появилось у карел, как полагают, в XV—XVI веках под влиянием новгородских усадеб — «хором», об этом говорит и само определение — «строить по-новго-родски». Но первоначально так строили только зажиточные семьи, двухэтажный северно-русский дом получает распространение повсеместно лишь со второй половины XVП—XVIII века, с развитием экономики Севера.
Едва ли нужно объяснять удобство такой планировки в условиях северного климата, в районах развитого животноводства. К тому же жили большими семьями, лесу было достаточно, а строились «обществом». Но как и все, что карелы усваивали от своих соседей, они переделывали на свой лад, решая архитектурную конструкцию более просто и лаконично. По мнению плотника-карела, сколько бы ни было клетей под одной кровлей, все они должны уложиться в один «брус», прямоугольный в плане. Дома типа «кошель», с асимметричной кровлей, или «глаголь» здесь почти не встречаются. К передней клети четырех- или пятистенной избы сзади пристраивалось любое количество клетей, такой «брус», обычно двухэтажный, мог быть величины немалой. Дом Смирнова в деревне Угмойла соседнего с Пряжинским Сямозерского района, обмеренный Р. М. Габе, содержал, к примеру, 14 помещений при габаритах дома около 10x30 м. Независимо от внутренней планировки дом перекрывался симметричной двускатной кровлей достаточно высокого уклона.
Целесообразная продуманность, остроумие строительных приемов и мастерство исполнения в северном деревянном жилом зодчестве вызывают уважение современных архитекторов-строителей. На выступающие концы бревен треугольных фронтонов — самцы — укладываются горизонтальные бревна — слеги. На слеги крепятся курицы — брусья с изогнутым концом в нижней части, взятым от корневища. На курицы укладывается поток — брус с пазом, в который заводятся доски тесового покрытия. Через желоб потока отводится вода, отсюда и его название.
Сверху кровельные доски прижаты к коньковой слеге деревянными нагелями — стамиками и коньком. С фасада торцы слег закрыты декоративными, украшенными резьбою досками — причелинами и полотенцами. Выступающие снаружи деревянные детали конструкции имеют свое декоративное оформление.
Строительная схема деревянного дома Севера безупречна, рациональностью она не уступает греческому ордеру. «Это схема. Гениальная, но только схема. И лишь топор художника вдыхал в нее живую душу — красоту»,— пишет В. П. Орфинский. Кому приходилось бывать в северных деревнях, известно ощущение, что дом воспринимается прежде всего своим объемом, массой, сразу обнаруживая свой характер, пропорции, связь с окружающей местностью. Дома имеют внушительный вид и каждый из них заключает в себе как бы собственный нрав и свое настроение, и уже из таких отдельных домов слагается облик и настроение всей деревни. Вид северной деревни всегда поражает значительностью, чем-то соответствуя характеру жителей.
Внутренняя планировка дома, обработка его стен и декоративное убранство видоизменяются в разных местах. Есть дома старинного вида, другие подражают каменной архитектуре города в обшивке стен и неизменном балкончике с арками на столицах. Один из домов Пряжи соединяет в себе традиции деревянного зодчества и городской моды. Дом рублен из ровных, гладких бревен. Передняя изба пятистенная, левая половина уже правой, но кровля остается симметричной, — это и есть описанный нами брус. Обшитый тесом балкончик великолепно заполнил угол фронтона, кружевные перильца, весьма здесь распространенные, неповторимы по рисунку и изящны.
Торцы кровли украшены причелинами с резьбою в шесть планов. Орнаменты причелин в карельских избах, чрезвычайно разнообразные, скомпонованы из ограниченного числа элементов: квадраты, выполненные углубленною резьбой, перемежаются с различными геометрическими фигурами и плоскими кругами. В орнаментике потоков, наиболее древнем и самобытном виде архитектурного орнамента, нашли свое отражение дохристианские символы, охотничьи, рыболовные и земледельческие тотемы.
Согласно старым описаниям Пряжи, здесь издревле стояла часовня, в которой был установлен крест, по преданию, принесенный из Киева. В 1762 году здесь была построена первая церковь, во имя Покрова, а в 1851 году выстроена новая церковь, не сохранившаяся. Неподалеку, по дороге в деревню Павлово, водружен тогда же крест, выполненный в Петербурге по образцу «чудного креста», что в Новгороде, на Волховском мосту.
Путешествуя по Карелии, мы непременно зададим себе вопрос: как жили, строили и украшали свой быт карелы — не просто соседи, а как бы родные братья русских.
Чтобы попасть в места с карельским населением, не надо ехать далеко: Олонецкий и Сортавальский тракты проходят по территории, населенной карелами. В целом же, если довериться мнению сведущих людей, довольно точной разграничительной линией между районами с преимущественно карельским или русским населением является железнодорожная линия Ленинград — Мурманск на территории Карелии: слева от нее — население карельское, справа — русское. Граница эта, впрочем, и сама по себе довольно условная, постепенно стирается, во всяком случае, в отношении языка. Так, около двадцати лет тому назад русскую речь понимали, например, в Пряжинском районе лишь отдельные жители из мужчин, и нередко приходилось ограничивать беседу небольшим количеством взятых в запас наиболее необходимых карельских слов. Теперь же многие карелы знают русский язык. В Пряжу, расположенную в пятидесяти километрах от Петрозаводска, мы и направимся, а отсюда совершим путешествие по окрестным селениям протяженностью в 60—70 км, по шоссе и по проселочным дорогам.
Пряжа — районный центр. По старому административному делению волостным было село Святозерское Петрозаводского уезда, расположенное шестнадцатью километрами ниже в сторону Олонца. Святозерск после революции стал районным центром, но впоследствии уступил эту честь поселку Пряже.
Пряжа стоит на берегу большого и красивого озера. Дома здесь деревянные, многие из них старинных времен, больших размеров, ладно срубленные и украшенные резьбой.
Изба карела в древнейшие времена была небольшого размера, преимущественно квадратной в плане и топилась по-черному. «Хоромное строение», объединяющее под одной кровлей избу и сени, дворовую клеть, хлез и амбары, появилось у карел, как полагают, в XV—XVI веках под влиянием новгородских усадеб — «хором», об этом говорит и само определение — «строить по-новго-родски». Но первоначально так строили только зажиточные семьи, двухэтажный северно-русский дом получает распространение повсеместно лишь со второй половины XVП—XVIII века, с развитием экономики Севера.
Едва ли нужно объяснять удобство такой планировки в условиях северного климата, в районах развитого животноводства. К тому же жили большими семьями, лесу было достаточно, а строились «обществом». Но как и все, что карелы усваивали от своих соседей, они переделывали на свой лад, решая архитектурную конструкцию более просто и лаконично. По мнению плотника-карела, сколько бы ни было клетей под одной кровлей, все они должны уложиться в один «брус», прямоугольный в плане. Дома типа «кошель», с асимметричной кровлей, или «глаголь» здесь почти не встречаются. К передней клети четырех- или пятистенной избы сзади пристраивалось любое количество клетей, такой «брус», обычно двухэтажный, мог быть величины немалой. Дом Смирнова в деревне Угмойла соседнего с Пряжинским Сямозерского района, обмеренный Р. М. Габе, содержал, к примеру, 14 помещений при габаритах дома около 10x30 м. Независимо от внутренней планировки дом перекрывался симметричной двускатной кровлей достаточно высокого уклона.
Целесообразная продуманность, остроумие строительных приемов и мастерство исполнения в северном деревянном жилом зодчестве вызывают уважение современных архитекторов-строителей. На выступающие концы бревен треугольных фронтонов — самцы — укладываются горизонтальные бревна — слеги. На слеги крепятся курицы — брусья с изогнутым концом в нижней части, взятым от корневища. На курицы укладывается поток — брус с пазом, в который заводятся доски тесового покрытия. Через желоб потока отводится вода, отсюда и его название.
Сверху кровельные доски прижаты к коньковой слеге деревянными нагелями — стамиками и коньком. С фасада торцы слег закрыты декоративными, украшенными резьбою досками — причелинами и полотенцами. Выступающие снаружи деревянные детали конструкции имеют свое декоративное оформление.
Строительная схема деревянного дома Севера безупречна, рациональностью она не уступает греческому ордеру. «Это схема. Гениальная, но только схема. И лишь топор художника вдыхал в нее живую душу — красоту»,— пишет В. П. Орфинский. Кому приходилось бывать в северных деревнях, известно ощущение, что дом воспринимается прежде всего своим объемом, массой, сразу обнаруживая свой характер, пропорции, связь с окружающей местностью. Дома имеют внушительный вид и каждый из них заключает в себе как бы собственный нрав и свое настроение, и уже из таких отдельных домов слагается облик и настроение всей деревни. Вид северной деревни всегда поражает значительностью, чем-то соответствуя характеру жителей.
Внутренняя планировка дома, обработка его стен и декоративное убранство видоизменяются в разных местах. Есть дома старинного вида, другие подражают каменной архитектуре города в обшивке стен и неизменном балкончике с арками на столицах. Один из домов Пряжи соединяет в себе традиции деревянного зодчества и городской моды. Дом рублен из ровных, гладких бревен. Передняя изба пятистенная, левая половина уже правой, но кровля остается симметричной, — это и есть описанный нами брус. Обшитый тесом балкончик великолепно заполнил угол фронтона, кружевные перильца, весьма здесь распространенные, неповторимы по рисунку и изящны.
Торцы кровли украшены причелинами с резьбою в шесть планов. Орнаменты причелин в карельских избах, чрезвычайно разнообразные, скомпонованы из ограниченного числа элементов: квадраты, выполненные углубленною резьбой, перемежаются с различными геометрическими фигурами и плоскими кругами. В орнаментике потоков, наиболее древнем и самобытном виде архитектурного орнамента, нашли свое отражение дохристианские символы, охотничьи, рыболовные и земледельческие тотемы.
Согласно старым описаниям Пряжи, здесь издревле стояла часовня, в которой был установлен крест, по преданию, принесенный из Киева. В 1762 году здесь была построена первая церковь, во имя Покрова, а в 1851 году выстроена новая церковь, не сохранившаяся. Неподалеку, по дороге в деревню Павлово, водружен тогда же крест, выполненный в Петербурге по образцу «чудного креста», что в Новгороде, на Волховском мосту.
Брюсова В.Г. По Олонецкой земле.
М.: Искусство, 1972 — 138 с. — (Дороги к прекрасному)
М.: Искусство, 1972 — 138 с. — (Дороги к прекрасному)