Карельские избы

Просмотров: 1549
ИЗБЫ КАРЕЛ.

Путешествуя по Карелии, мы непременно зададим себе вопрос: как жили, строили и украшали свой быт карелы — не просто соседи, а как бы родные братья русских.

Чтобы попасть в места с карельским населением, не надо ехать далеко: Олонецкий и Сортавальский тракты проходят по территории, населенной карелами. В целом же, если довериться мнению сведущих людей, довольно точной разграничительной линией между районами с преимущественно карельским или русским населением является железнодорожная линия Ленинград — Мурманск на территории Карелии: слева от нее — население карельское, справа — русское. Граница эта, впрочем, и сама по себе довольно условная, постепенно стирается, во всяком случае, в отношении языка. Так, около двадцати лет тому назад русскую речь понимали, например, в Пряжинском районе лишь отдельные жители из мужчин, и нередко приходилось ограничивать беседу небольшим количеством взятых в запас наиболее необходимых карельских слов. Теперь же многие карелы знают русский язык. В Пряжу, расположенную в пятидесяти километрах от Петрозаводска, мы и направимся, а отсюда совершим путешествие по окрестным селениям протяженностью в 60—70 км, по шоссе и по проселочным дорогам.

Пряжа — районный центр. По старому административному делению волостным было село Святозерское Петрозаводского уезда, расположенное шестнадцатью километрами ниже в сторону Олонца. Святозерск после революции стал районным центром, но впоследствии уступил эту честь поселку Пряже.

Пряжа стоит на берегу большого и красивого озера. Дома здесь деревянные, многие из них старинных времен, больших размеров, ладно срубленные и украшенные резьбой.

Изба карела в древнейшие времена была небольшого размера, преимущественно квадратной в плане и топилась по-черному. «Хоромное строение», объединяющее под одной кровлей избу и сени, дворовую клеть, хлез и амбары, появилось у карел, как полагают, в XV—XVI веках под влиянием новгородских усадеб — «хором», об этом говорит и само определение — «строить по-новго-родски». Но первоначально так строили только зажиточные семьи, двухэтажный северно-русский дом получает распространение повсеместно лишь со второй половины XVП—XVIII века, с развитием экономики Севера.

Едва ли нужно объяснять удобство такой планировки в условиях северного климата, в районах развитого животноводства. К тому же жили большими семьями, лесу было достаточно, а строились «обществом». Но как и все, что карелы усваивали от своих соседей, они переделывали на свой лад, решая архитектурную конструкцию более просто и лаконично. По мнению плотника-карела, сколько бы ни было клетей под одной кровлей, все они должны уложиться в один «брус», прямоугольный в плане. Дома типа «кошель», с асимметричной кровлей, или «глаголь» здесь почти не встречаются. К передней клети четырех- или пятистенной избы сзади пристраивалось любое количество клетей, такой «брус», обычно двухэтажный, мог быть величины немалой. Дом Смирнова в деревне Угмойла соседнего с Пряжинским Сямозерского района, обмеренный Р. М. Габе, содержал, к примеру, 14 помещений при габаритах дома около 10x30 м. Независимо от внутренней планировки дом перекрывался симметричной двускатной кровлей достаточно высокого уклона.

Карельские избы
Карельские избы
Карельские избы


Целесообразная продуманность, остроумие строительных приемов и мастерство исполнения в северном деревянном жилом зодчестве вызывают уважение современных архитекторов-строителей. На выступающие концы бревен треугольных фронтонов — самцы — укладываются горизонтальные бревна — слеги. На слеги крепятся курицы — брусья с изогнутым концом в нижней части, взятым от корневища. На курицы укладывается поток — брус с пазом, в который заводятся доски тесового покрытия. Через желоб потока отводится вода, отсюда и его название.
Сверху кровельные доски прижаты к коньковой слеге деревянными нагелями — стамиками и коньком. С фасада торцы слег закрыты декоративными, украшенными резьбою досками — причелинами и полотенцами. Выступающие снаружи деревянные детали конструкции имеют свое декоративное оформление.

Строительная схема деревянного дома Севера безупречна, рациональностью она не уступает греческому ордеру. «Это схема. Гениальная, но только схема. И лишь топор художника вдыхал в нее живую душу — красоту»,— пишет В. П. Орфинский. Кому приходилось бывать в северных деревнях, известно ощущение, что дом воспринимается прежде всего своим объемом, массой, сразу обнаруживая свой характер, пропорции, связь с окружающей местностью. Дома имеют внушительный вид и каждый из них заключает в себе как бы собственный нрав и свое настроение, и уже из таких отдельных домов слагается облик и настроение всей деревни. Вид северной деревни всегда поражает значительностью, чем-то соответствуя характеру жителей.

Внутренняя планировка дома, обработка его стен и декоративное убранство видоизменяются в разных местах. Есть дома старинного вида, другие подражают каменной архитектуре города в обшивке стен и неизменном балкончике с арками на столицах. Один из домов Пряжи соединяет в себе традиции деревянного зодчества и городской моды. Дом рублен из ровных, гладких бревен. Передняя изба пятистенная, левая половина уже правой, но кровля остается симметричной, — это и есть описанный нами брус. Обшитый тесом балкончик великолепно заполнил угол фронтона, кружевные перильца, весьма здесь распространенные, неповторимы по рисунку и изящны.

Торцы кровли украшены причелинами с резьбою в шесть планов. Орнаменты причелин в карельских избах, чрезвычайно разнообразные, скомпонованы из ограниченного числа элементов: квадраты, выполненные углубленною резьбой, перемежаются с различными геометрическими фигурами и плоскими кругами. В орнаментике потоков, наиболее древнем и самобытном виде архитектурного орнамента, нашли свое отражение дохристианские символы, охотничьи, рыболовные и земледельческие тотемы.

Согласно старым описаниям Пряжи, здесь издревле стояла часовня, в которой был установлен крест, по преданию, принесенный из Киева. В 1762 году здесь была построена первая церковь, во имя Покрова, а в 1851 году выстроена новая церковь, не сохранившаяся. Неподалеку, по дороге в деревню Павлово, водружен тогда же крест, выполненный в Петербурге по образцу «чудного креста», что в Новгороде, на Волховском мосту.

Брюсова В.Г. По Олонецкой земле.
М.: Искусство, 1972 — 138 с. — (Дороги к прекрасному)

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Вохтозеро, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Кюлолакшский погост, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лопские погосты, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Маршруты по Карелии, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Нюхча, Обонежье, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжа, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юшкозеро, Ялмари Виртанен, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, изучение карельского языка, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное