Аксели Галлен-Каллела
Просмотров: 4063
Карелия: карело-финский эпос, Калевала
ГАЛЛЕН-КАЛЛЕЛА, АКСЕЛИ (Gallén-Kallela, Akseli) (наст. фамилия и имя Галлен, Аксель) (1865–1931), финский художник, лидер национально-романтического направления в изо-культуре финского модерна.
родился в Бьорнеборге (финское название – Пори; порт на юго-западе Финляндии) 26 мая 1865 в семье предпринимателя. Саего фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом («Галлен»), а дед – финским («Каллела»). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (1881–1884), а также в академии Р.Жюльена в Париже (1884–1889) у В.А.Бугро и Ф.Кормона. Испытал воздействие Ж.Бастьен-Лепажа. Много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии (изучая искусство Ренессанса и модерна), в 1909 и в 1920-е годы путешествовал по Восточной Африке.
родился в Бьорнеборге (финское название – Пори; порт на юго-западе Финляндии) 26 мая 1865 в семье предпринимателя. Саего фамилия выразила двусоставность местной культуры: отец художника пользовался ее шведским вариантом («Галлен»), а дед – финским («Каллела»). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе (1881–1884), а также в академии Р.Жюльена в Париже (1884–1889) у В.А.Бугро и Ф.Кормона. Испытал воздействие Ж.Бастьен-Лепажа. Много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии (изучая искусство Ренессанса и модерна), в 1909 и в 1920-е годы путешествовал по Восточной Африке.
В 1890 году художник Аксели Галлен-Каллела совершил первую поездку в Кухмо, откуда отправился в двухнедельный поход по Беломорской Карелии. Во время путешествия он собирал этнографические материалы для будущих картин по мотивам «Калевалы».
Летом 1892 года в Куусамо он создает свою известную картину «Пастушок из Панаярви». В этот же период он создает и ряд других работ о Карелии. Итогом поездок А. Галлена (вторая фамилия — Каллела появилась в 1906 г.) по Карелии стало возникновение у художника стойкого интереса к сюжетам эпоса «Калевала». В 1891 году он создает триптих «Легенда об Айно», который был показан на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. В конце XIX века появляется целая серия картин по мотивам «Калевалы»:
«Защита Сампо» (1896), «Мать Лемминкяйнена» (1897), «Месть Йоукахайнена» (1897), «Проклятие Куллерво» (1899). В 1900 году художник украшает своими росписями «Илма-ринен пашет», «Выковывание Сампо», «Защита Сампо» финский павильон на Парижской всемирной выставке. Таким образом, уже к началу XX века А. Галлен получил мировую известность как художник, в творчестве которого тема «Калевалы» стала ведущей. А. Галлен был хорошо знаком с искусством и общественной жизнью европейских государств. В 1884—1889 годах он учился во Франции (но каждое лето возвращался на родину), в 90-е годы жил в Германии и Англии, совершил путешествие по Италии. Летом 1905 года художник познакомился с А. М. Горьким. В 1906 году, во время пребывания писателя в Финляндии, их знакомство переросло в дружбу. Тогда А. Галлен создает два портрета А. М. Горького. Показательна оценка финской культуры и ее выдающихся деятелей, сделанная Горьким в ноябре 1909 года: «...Правда — Галлен, Сибелиус, Сааринен, Ейно Лейно и целый ряд изумительно талантливых людей, созданных народ цем в 2,5 млн. числом. Правда и то, что они создали свою финскую культуру». Их контакты возобновились в 1917 году. Тогда А. М. Горький намеревался издать финские сказки с иллюстрациями А. Галлен-Каллела. Приглашая художника к сотрудничеству Горький писал ему: «Ты один из крупнейших художников мира».