Предрассудки и поверья корела

Просмотров: 2365
Предразсудки и повѣрья Корела.

Предрассудки и поверья корела



Уголъ Олонецкой губернiи, около береговъ Ладожскаго озера и вдоль границы Финляндiи, отъ юга къ сѣверу, населенъ Корелами. Недалеко ушелъ Корелъ въ образованiи. Необразованность массы населенiя относится 1:100; да и можно-ли назвать образованiемъ плохую грамотность и то, что иной Корелъ съ трудомъ кой-какими буквами приложитъ руку за себя и товарищей. Написать-то онъ напишетъ, а прочитать-то, что написалъ не можетъ. Есть даже такiе писаки, что, не зная сказать по русски ни одного слова, пишутъ. Въ видѣ исключенiя, встрѣтится во всей волости человѣкъ пять-шесть бойчее пишущихъ и читающихъ, да отчетливо говорящихъ по русски. ‒ Малограмотность и замкнутость населенiя служатъ главной причиной того, что предразсудки и повѣрья, переходящiя отъ поколѣнiя къ поколѣнiю не ослабѣваютъ и не вытѣсняются изъ массы народа, а остаются и дѣйствуютъ до сего времени въ полной силѣ, вредно влiяя на благостоянiе народа и нравственность. Крайняя невѣжественность, незнанiе законовъ природы (*) породило въ массѣ народа много суевѣрiй и предразсудковъ. У Корела во всемъ виноватъ или дiаволъ (кегно), или худой глазъ, или злой человѣкъ; по его понятiю каждое зданiе имѣетъ своего хозяина, который является въ разныхъ видахъ и бываетъ добръ, если человѣкъ уважаетъ его, и золъ, если человѣкъ худо ведетъ себя въ отношенiи того или другаго хозяина; этотъ-же самый хозяинъ можетъ причинять пользу или вредъ.

Если случится, что у крестьянина заболѣетъ-либо корова-либо лошадь, это значитъ: «дiаволъ ударилъ»; лежитъ человѣкъ въ горячкѣ: «бѣсъ мучитъ»; подверженъ человѣкъ падучей болѣзни ‒ это значитъ: «злой человѣкъ испортилъ». Всѣ эти болѣзни лечитъ какой-нибудь пресловутый знахарь. Случись что-либо у крестьянина и тутъ-то пожива знахарю, такъ какъ корелъ начинаетъ съ поклонами упрашивать знахаря, чтобы онъ пошепталъ на соль или наговорилъ на воду, принесенную изъ невидимаго колодезя, и обдалъ-бы больную скотину или больнаго человѣка. Больнаго горячкою знахари до того парятъ въ банѣ, что тотъ лишается сознанiя и совершенно изнемогаетъ; это значитъ «бѣса выгоняетъ». Само собою разумѣется, что у знахарей дѣло ведется съ разными таинственными обрядами, которые, по мнѣнiю Корела, и имѣютъ цѣлительную силу. Если знахарю удастся исправить человѣка или скотину, такъ какъ онъ въ одной своей личности соединяетъ обѣ должности, то вѣра въ его силу и знахарство непоколебима, хотя бы онъ изъ двадцати вылечилъ только одну. Вѣра въ слова знахарей бываетъ такъ велика, что если онъ, напр., по осмотрѣ скотины скажетъ, что она не исправится, то корелъ скрестя руки и горько вздыхая, будетъ ожидать конца, не предпринимая никакихъ средствъ къ излеченiю, а хитрый знахарь, видя безвыходное положенiе скотины и сознавая самъ про себя свое безсилiе въ борьбѣ съ болѣзнiю, чтобы не повредить себѣ, предсказываетъ конецъ скотины; но, несмотря, повидимому, на авторитетъ и силу знахарей, вѣра въ знахарство начинаетъ подтачиваться съ самаго корня, и долго-ли или коротко, а рушится, потому что знахари нерѣдко ошибаются въ своихъ пророчествахъ и слова ихъ на дѣлѣ иногда не выполняются; а эти-то ошибки и ведутъ къ тому, что крестьяне перестанутъ обращаться за помощiю къ знахарямъ, а возмутся за болѣе рацiональные средства, а тогда прощай и знахарство: сгибнетъ оно какъ вешнiй снѣгъ, да и по дѣломъ. Къ тому-же времени старые знахари умрутъ, а новые не народятся, да и молодое поколѣнiе пообразуется, благодаря открытiю училищъ, такъ какъ молодому поколѣнiю при каждомъ удобномъ случаѣ объясняется вся безполезность вѣры въ знахарство и то, что только цѣлительная сила произведенiй природы способна облегчить болѣзнь, а не нашептыванья и обряды знахарей.

Повѣрья, дошедшiя до настоящаго времени, слѣдующiя:
Когда отелится корова или какое-либо домашнее животное, также когда начинаютъ сѣять хлѣбъ, то въ тотъ день изъ дома ничего не отдаютъ; а на канунѣ посѣва моютъ полы, ибо, по замѣчанiю Корела, въ теченiи посѣва мыть полъ не слѣдуетъ.
Послѣ солнечнаго заката не отдаютъ никому молока, а если отдаютъ днемъ молоко, то кладутъ на него кусочикъ хлѣба, или щепоть муки, или что-нибудь въ этомъ родѣ, такъ какъ, если отдадутъ молоко послѣ солнечнаго заката или безъ соблюденiя этихъ обрядовъ, то корова убавитъ удой молока или и совсѣмъ небудетъ доить.
На день Пасхи убираютъ куда-либо подальше вальки, веретна и веревки, чтобы ихъ въ этотъ день невидать, а если кто ихъ увидитъ, то тотъ въ этотъ годъ повстрѣчаетъ въ лѣсу змѣя.
Если кто увидитъ въ Пасху летящую сороку, то тотъ человѣкъ въ теченiи всего года будетъ легокъ какъ сорока.
Въ Пасху нужно запереть свинью, такъ чтобы она не видѣла свѣта; затѣмъ, чтобы, когда выпустятъ ее весною на пастбище, она не могла лазить въ огороды.
Въ Пасху въ первый день, а также въ день посѣва и въ день выпуска скота въ лѣсъ, не подаютъ нищему милостину.
На канунѣ Иванова дня (23 iюня), мѣдную посуду и створчатые мѣдные образа чистятъ на берегу рѣки, а вечеромъ этого дня дѣвицы ходятъ въ поля умываться росою, чтобы объ нихъ прошла хорошая слава, и чтобы имѣть успѣхъ выдти въ замужество.
Вышедшему куда-бы-то ни было изъ дому, если попадется на встрѣчу свинья, то будетъ успѣхъ, а если повстрѣчается женщина или собака, то не будетъ счастiя и успѣха, и шедшiй возвращается домой, садится на лавку и, перекрестясь, вновь отправляется; особенно примѣта эта соблюдается рыболовами, полѣсниками и людями, отправляющимися въ дальнюю дорогу.

Кто въ началѣ весны въ первый разъ увидитъ летящую ласточку, тотъ непремѣнно умываетъ себѣ лицо и руки, даже по возможности на мѣстѣ; ласточка птица чистая и безвредная, а по этому и умываются.
Первой попавшейся рыбы или дичи безъ денегъ не отдаютъ, а хотя дешевлѣ, но стараются отдать за наличныя деньги.
Между Ивановымъ днемъ 24 iюня и Петровымъ днемъ 29 iюня не купаются, боясь, чтобы не захватилъ водяной и неутопилъ; а если кто выкупается передъ Егорьевымъ днемъ въ такомъ ручью, который бежитъ съ юга на сѣверъ, то тотъ во весь годъ будетъ здоровъ.
Чтобы не издыхалъ скотъ, то нужно въ тотъ хлѣвъ, гдѣ стоитъ скотина, положить убитую сороку; а если кто будетъ мучить кошекъ, то у того хозяина домовой небудетъ любить скота и онъ выведется.
Когда сложатъ хлѣба въ скирды, то чтобы мыши не ѣли хлѣба, привязываютъ къ лѣвой ногѣ камень и такимъ образомъ подымаютъ его на верхъ.
Въ истопленной банѣ нужно оставить воды и вѣникъ, для того чтобы хозяинъ бани могъ попариться и помыться; а если не сдѣлать этого, то онъ не пуститъ никого больше въ баню или что хуже уморитъ кого-либо.
Когда въ семьѣ умретъ кто-либо, то передъ выносомъ его на кладбище семейные въ концы шейныхъ или головныхъ платковъ связываютъ маленькiе камушки и такъ провожаютъ его до могилы; по возвращенiи же оттуда сначала прикладываютъ руки къ печи, а потомъ развязываютъ камешки и бросаютъ.
Когда у кого родится ребенокъ, то въ томъ домѣ въ теченiи двухъ недѣль послѣ солнечнаго заката не приносятъ въ избу дровъ и воды, потому что если приносить ихъ послѣ заката, то у ребенка долго не будетъ зубовъ; кромѣ того полагаютъ къ порогу камень и держатъ его до тѣхъ поръ, пока ребенокъ не начнетъ ходить.

Когда сѣютъ хлѣбъ, то первою горстью кидаютъ на полосу бездонный берестовый буракъ, для того чтобы всходовъ не выѣдалъ заяцъ.
Если маладшiй будетъ учить старшаго, то младшiй все, чему училъ, самъ забудетъ.
Кто хочетъ научиться играть на гармоникѣ, балалайкѣ или гусляхъ (*), тотъ долженъ взять 3Х9 ‒ зеренъ ржи, 3Х9 зеренъ овса, 3Х9 зеренъ жита и завязать взятые зерна по особымъ тряпочкамъ и узелки съ зернами положить въ карманъ; потомъ взять старый мѣдный грошъ и положить въ ротъ за правую щеку, а въ правую руку инструментъ, на которомъ хочешь научиться играть, и совсѣмъ этимъ идти въ баню. По приходѣ въ баню нужно сѣсть къ печи лицомъ на полъ и начать играть какъ-нибудь. Какъ только начнешь играть, то тотчасъ выйдетъ изъ подъ полка хозяинъ и начнетъ плясать; поигравши какъ-нибудь подъ его пляску, научишся играть хорошо; а когда нужно будетъ уходить изъ бани домой, то грошъ, который былъ во рту , взять въ лѣвую руку и, бросивъ его на полъ, уйти изъ бани задомъ.

Если у кого украдутъ какую-либо вещь, то хозяинъ этой вещи долженъ сходить на кладбище, взять земли и положить въ уголъ скотнаго двора: дворовый хозяинъ отъ укравшаго будетъ приносить въ свой домъ; это нужно дѣлать, когда неизвѣстно будетъ, кто укралъ; если-же хозяинъ, хотя по слухамъ, узнаетъ кто укралъ его вещь, то беретъ изъ трехъ своихъ слѣдовъ по щепоткѣ земли, идетъ съ этою землею въ избу къ укравшему, въ тихомолку бросаетъ ее на полъ и заводитъ рѣчь объ украденной вещи; если заподозрѣнный имъ человѣкъ виноватъ, то онъ смѣшается въ словахъ. Нѣкоторые, чтобы узнать кто укралъ вещь, берутъ лучину и дѣлаютъ изъ нея крестъ, полагаютъ на то мѣсто, гдѣ лежала украденная вещь, и сами садятся на лучиновый крестъ; кто дѣлаетъ это, тотъ сидитъ, ожидая вора, и укравшiй самъ будто бы принесетъ украденную имъ вещь.
Если потеряется въ лѣсу животное, то должно взять кусокъ забытаго въ печи хлѣба и помянуть скотину предъ образами, а хлѣбъ положить въ конюшню и на утро посмотрѣть; если взять хлѣбъ, то утерявшаяся скотина отыщется, а если хлѣбъ не взять, то не отыщется.
Чтобы не боятся бури, когда отправляешся въ дальную дорогу моремъ, по выходѣ изъ дому, изъ первыхъ трехъ слѣдовъ нужно взять земли и связать въ тряпку, и эту землю беречь до возвращенiя.
Когда срѣжешь ножомъ руку, то, чтобы остановить текущую кровь, нужно лезвiе ножа три раза укусить зубами и послѣ каждаго раза плюнуть на порѣзъ, отъ чего остановится текущая кровь и порѣзанное мѣсто не будетъ болѣть.
Когда дѣлаютъ гробъ, то не нужно ходить по щепы, для того чтобы ноги небоялись холода.
Если утромъ человѣкъ отправляется куда-либо, то онъ долженъ поѣсть, или хотя кусочикъ взять въ ротъ; если-же онъ пойдетъ голоднымъ, то кукушка на тѣло его будетъ спускать вши.
Когда начинаютъ рубить лѣсъ для постройки дома, то замѣчаютъ какъ упадетъ на землю щепка отъ втораго удара топоромъ, если она упадетъ на землю той стороной, на которой кора, то это считается хорошимъ признакомъ и лѣсъ для постройки дома рубить продолжаютъ; если же упадетъ отрубленной стороной, то это считается не хорошимъ признакомъ и въ тотъ день лѣсъ не рубятъ.
Когда продаютъ кому-либо корову или лошадь, то по выгонѣ ее изъ коровьяго двора на бѣлый берутъ слѣдъ изъ подъ правой ноги, для того чтобы свой животъ оставить дома.
Когда дѣлаютъ основу для холста, что производится руками вдоль стѣнъ, и если попадетъ положить нитку не на тотъ колокъ, то это называется сорокой; эту нитку привязываютъ за ручку двери и замѣчаютъ: кто первый войдетъ въ избу, такой будетъ мужъ или именемъ или ростомъ, а если взойдетъ женскаго пола, то въ этотъ годъ не будетъ въ замужествѣ.
Когда моютъ нитки и холсты, то не пускаютъ никого въ избу, а если случайно кто взойдетъ, то замѣчаютъ ‒ темнокровый или бѣлокровый; если темнокровый, то холсты и нитки будутъ темные, если же бѣлокровый, то на оборотъ.
Когда кроятъ воротникъ для новой рубахи, то обрѣзки полагаютъ надъ дверями и замѣчаютъ, кто первый взойдетъ; если взойдетъ мужской полъ, то замужняя родитъ сына, а если женскiй, то дѣвочьку; дѣвица-же гадаетъ на оборотъ, т. е. о выходѣ въ замужество.
Если дѣвицѣ попадетъ иголка безъ ушка, то эту иголку она бросаетъ на дорогу затѣмъ, чтобы кто-нибудь нашелъ ее; кто найдетъ эту иголку, тотъ будетъ любить дѣвицу, которая бросила.

Когда хозяйка ходитъ убирать скотъ и если въ ее отсутствiе придутъ въ избу знакомые, то она по возвращенiи въ избу предварительно умываетъ руки и садится минуты на двѣ, а потомъ встаетъ и начинаетъ здороваться съ пришедшими. Тоже самое дѣлаетъ хозяйка послѣ того какъ ходитъ доить коровъ.
Лѣтомъ около Иванова дня дѣвица беретъ три завертки отъ саней и ведро воды и съ этими вещами отправляется въ лѣсъ, становится на корни ели, полагаетъ завертки на голову и обдается водою: это дѣлается для того, чтобы объ ней была слава и имѣть успѣхъ въ выходѣ замужъ, кромѣ того для славы же носятъ въ карманѣ голову и ноги ласточьки засушенныя.

Учитель Павелъ Покровскiй.


Покровский П., учитель. Корел, его быт и занятия (Олонецкий уезд) // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 8.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архангельская губерния, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сортавала, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуерецкое, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, ручьевая форель, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное