Личность карела
Просмотров: 2981
Карелия: карелы, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Олонецкая губерния, Повенецкий уезд, Олонецкий уезд
Карелы въ настоящее время встрѣчаются въ слѣдующихъ шести губернiяхъ: Тверской – 111.679 человѣкъ, Олонецкой – 59.413, Выборгской около 20 тысячъ, Архангельской – 19.980, Новгородской – 9.980, Петербургской – 835 человѣкъ). Слѣдовательно, всѣхъ карелъ въ настоящее время насчитывается до 230 тысячъ. Какъ мы видимъ, большая часть карелъ распредѣлена внутри Имперiи и только сравнительно небольшое количество ихъ (около 20 тысячъ) живетъ въ Финляндiи.
Не вдаваясь въ историческiй разборъ жизни карелъ, отмѣтимъ только, насколько карелы устойчивы въ настоящее время, какъ отдѣльная народность. По всѣмъ даннымъ, полученнымъ, какъ русскими, такъ и финскими изслѣдователями, карелы, обитающiе въ Имперiи, русѣютъ, а карелы Финляндiи офинниваются, причемъ, какъ обрусѣнiе, такъ и офинниванiе идетъ успѣшнѣе въ тѣхъ мѣстностяхъ, которыя дальше отстоятъ отъ русско-финляндской границы и, слѣдовательно, находятся въ болѣе близкомъ сосѣдствѣ съ мѣстностями съ чисто русскимъ или финскимъ населенiями. Такъ, карелы Ярославской и Петербургской губернiй почти уже совершенно обрусѣли и даже своимъ роднымъ языкомъ показали русскiй языкъ. Съ другой стороны, карелы Финляндiи, живущiе въ губернiяхъ Куопiоской и Выборгской, кромѣ Сальминскаго прихода, несмотря на то, что большинство изъ нихъ и теперь исповѣдуетъ православiе, уже настолько офиннились, что ничѣмъ не отличаются отъ всѣхъ остальныхъ финновъ тавастовъ, хямэлястовъ и др.
Отстранивъ обѣ приведенныя крайности, мы остановимся болѣе подробно на жизни пограничныхъ карелъ, т.-е. карелъ, обитающихъ въ губернiяхъ: Олонецкой (уѣзды Повѣнецкiй и Олонецкiй), Архангельской (уѣздъ Кемскiй) и Выборгской (уѣзды Сальминскiй и Шуезерскiй).
Хотя внѣшнiя условiя жизни у всѣхъ пограничныхъ карелъ какъ финскихъ, такъ и русскихъ, почти совершенно одинаковы, но тѣмъ не менѣе, жизнь первыхъ весьма значительно разнится отъ жизни послѣднихъ. Такъ, природа и почва здѣсь совершенно одинаковы, поэтому одинаковы и источники существованiя: земледѣлiе, скотоводство, рыболовство, лѣсной промыселъ и т. д. Одинаковъ въ сущности и языкъ карелъ, съ тою, конечно, только разницею, что языкъ финскихъ карелъ постепенно сливается съ финскимъ языкомъ, а языкъ русскихъ – съ русскимъ.
Какъ офинниванiе, такъ и обрусѣнiе карельскаго языка происходитъ не только постепеннымъ наслоенiемъ отдѣльныхъ финскихъ или русскихъ словъ, но и самый языкъ вливается въ формы, заимствованныя изъ финскаго или русскаго языковъ, причемъ такое измѣненiе языка идетъ можно сказать, гигантскими шагами. Авторъ этихъ строкъ хорошо знающiй всѣ три упоминаемыхъ языка, т. е. карельскiй, русскiй и финскiй, самъ производилъ эти наблюденiя и убѣдился, что въ какихъ-нибудь десять лѣтъ языкъ финскихъ карелъ нѣкоторыхъ мѣстностей (особенно въ Сальмiи) настолько офиннился, что въ немъ стало больше сходства съ финскимъ языкомъ, чѣмъ съ сосѣднимъ и родственнымъ себѣ олонецкимъ.
Карельскiй языкъ, какъ и русскiй, дѣлится на множество отдѣльныхъ говоровъ. Такъ, напримѣръ, часто въ мѣстностяхъ, расположенныхъ всего на нѣсколько верстъ другъ отъ друга, говорятъ различно. Особенно, хорошо различаются эти говоры въ языкѣ олонецкихъ карелъ.
Что же касается вопроса, обрусѣнiе или офинниванiе карельскаго языка идетъ быстрѣе, то нужно сказать, что офинниванiе происходитъ несравненно скорѣе, чѣмъ обрусѣнiе. Это объясняется тѣмъ, что въ основѣ своей карельскiй языкъ есть родственный языку финскому и представляетъ изъ себя ни что иное, какъ только видоизмѣненiе финскаго языка такъ сказать, отдѣльную вѣтвь послѣдняго. Напротивъ, съ русскимъ языкомъ карельскiй въ основѣ своей не имѣетъ никакого сходства, а если онъ русѣетъ, то это только въ силу необходимости, путемъ чисто искусственнымъ; вѣрнѣе даже не русѣетъ, а просто забывается, вытѣсняемый русскимъ языкомъ. Въ то время, какъ любой карелъ вполнѣ понимаетъ родственный своему финскiй языкъ, онъ часто ни слова не понимаетъ по-русски. Къ послѣднему онъ привыкаетъ только при непосредственномъ сношенiи съ русскими или же школьнымъ путемъ. Въ виду этого и обрусѣнiе карелъ идетъ сравнительно медленнѣе, чѣмъ ихъ офинниванiе.
Съ языкомъ тѣсно связано и культурное положенiе карелъ. Финскiе карелы, напримѣръ, объединенные съ финнами сходнымъ языкомъ, легко перенимаютъ обще-финляндскую культуру, такъ что въ этомъ отношенiи въ настоящее время стоятъ, можно сказать, на одной ступени съ финнами. Русскiе же карелы по культурѣ далеко уступаютъ своимъ сосѣдямъ (финскимъ кареламъ). Причиной этому служитъ, съ одной стороны, какъ мы уже сказали, различiе въ языкахъ (карельскаго и русскаго), а съ другой – значительная обособленность русскихъ карелъ, обитающихъ въ глуши лѣсовъ и болотъ, вдали отъ всѣхъ культурныхъ центровъ. Въ этомъ отношенiи нельзя не признать справедливымъ, если Карелiю еще и до сихъ поръ называютъ „медвѣжьимъ уголкомъ”.
Такимъ образомъ, чтобы поднять карелъ хотя бы на ту же самую степень развитiя, на какой стоитъ вообще весь русскiй народъ, здѣсь необходимо бы имѣть сравнительно большее число школъ, чѣмъ въ другихъ мѣстахъ Россiи, а между тѣмъ ихъ въ Карелiи, къ сожалѣнiю, еще очень немного.
Конечно, въ настоящее время количество школъ въ Карелiи съ каждымъ годомъ увеличивается, но результаты все же еще получаются довольно незначительные, такъ какъ народъ, во-первыхъ, еще не свыкся съ духомъ просвѣщенiя, а во-вторыхъ, препятствуютъ этому внѣшнiя условiя, главнымъ образомъ, различiе въ языкахъ. Крестьянскiй мальчикъ, обучавшiйся 3–4 года въ русской школѣ, попавъ опять въ прежнюю карельскую среду, нерѣдко, не только совсѣмъ забываетъ всѣ полученныя въ школѣ познанiя, но и самый школьный (русскiй) языкъ, и только въ счастливыхъ случаяхъ удерживаетъ за собою кое-какую грамоту.
Въ общемъ большая часть карелъ совершенно неграмотна. Мыслимо ли въ такомъ случаѣ, чтобы, напримѣръ, карелъ, стоя въ церкви, понималъ хотя бы самую суть богослуженiя, отправляемаго на славянскомъ языкѣ. Или удивительно ли послѣ этого, что автору этихъ строкъ въ нѣкоторыхъ домахъ русскихъ карелъ, наряду съ иконами, случалось видѣть портретъ какой-нибудь знаменитой артистки, и въ одномъ мѣстѣ даже нѣсколько игральныхъ картъ.
Недостатокъ просвѣщенiя непосредственно налагаетъ свой отпечатокъ и на экономическое положенiе русскихъ карелъ, которое, нужно сказать, довольно незавидное. Чтобы нагляднѣе представить это положенiе, мы опять таки сравнимъ нашихъ русскихъ карелъ съ ихъ финскими сосѣдями. Такъ, напримѣръ, обратите вы вниманiе на то, какъ финскiе карелы ведутъ свое сельское хозяйство, какъ успѣшно они обрабатываютъ поля, осушаютъ и засѣваютъ болота, развиваютъ скотоводство, прибѣгая при этомъ къ различнаго рода корпорацiямъ, обществамъ и т. п. Много помогаетъ благосостоянiю финскихъ карелъ, конечно, и правильно поставленное лѣсоводство, а также хуторная система землевладѣнiя, представляющая несомнѣнныя преимущества предъ системой общинной, каковая еще существуетъ у русскихъ.
Войдите теперь къ нашимъ русскимъ кареламъ и посмотрите на то же сельское хозяйство у нихъ. Насколько плохо и неумѣло ведется оно здѣсь! Единственная система хлѣбопашества, практикуемая почти во всей Карелiи, это – подсѣчная. Не вдаваясь въ подробное перечисленiе всѣхъ недостатковъ этой системы, замѣтимъ только, что кромѣ усиленнаго труда, требующагося отъ крестьянина при такомъ способѣ земледѣлiя, и, кромѣ того, что хлѣбопашество по подсѣчной системѣ рѣдко даетъ удовлетворительный урожай, она (подсѣчная система) еще и положительно вредна, такъ какъ благодаря ей губится совершенно напрасно громадное количество цѣннаго лѣса, могущаго, при надлежащихъ условiяхъ, служить весьма важнымъ подспорьемъ для крестьянина.
Что же касается скотоводства въ русской Карелiи, то объ этомъ говорить не приходится; оно стоитъ ниже всякой критики и никогда не оправдываетъ трудовъ. (Слѣдуетъ, однако, замѣтить, что карелы на скотоводство употребляютъ сравнительно немного труда въ виду своей малокультурности). Плохая порода скота, недостатокъ корма, а главное – плохой уходъ за скотомъ – вотъ самыя существенныя причины плохого положенiя скотоводства въ русской Карелiи. Скотъ здѣсь разводятъ исключительно ради домашняго обихода, безъ всякихъ промышленныхъ цѣлей. Продукты скотоводства, молоко и масло (послѣднее совершенно неумѣло приготовленное), утилизируются далеко не съ тою пользою, какую они на самомъ дѣлѣ могли бы дать. О сепараторѣ, напримѣръ, большинство русскихъ карелъ и понятiя не имѣетъ, между тѣмъ какъ послѣднiй (сепараторъ) представляетъ необходимую домашнюю принадлежность почти каждаго финскаго карела.
Какъ же теперь выйти изъ такого положенiя? Прежде всего, конечно, требуется образованiе: нужно учредить какъ можно больше школъ. Въ данномъ случаѣ введенiе всеобщаго обученiя въ Карелiи
было бы болѣе умѣстно, чѣмъ гдѣ-либо. При этомъ весьма желательно, если бы въ карельскiя школы назначались учителями лица, болѣе или менѣе знакомыя съ жизнью карелъ, а еще лучше, если бы эти учителя были сами выходцами изъ карелъ.
Здѣсь же умѣстнѣе всего было бы устройство школьныхъ садовъ или образцовыхъ сельско-хозяйственныхъ училищъ.
Что же касается улучшенiя исключительно экономическаго характера, то въ этомъ отношенiи главное зло заключается въ общинномъ землевладѣнiи.
„Дайте человѣку право собственности на скалу, и онъ превратитъ ее въ роскошный садъ”, говоритъ Милль. Хотя эти слова не ко всѣмъ одинаково приложимы, но тѣмъ не менѣе, въ нихъ заключается значительная доля правды. Въ то время, какъ въ рукахъ плохого хозяина собственность по вполнѣ понятнымъ причинамъ можетъ послужить только во вредъ, – въ рукахъ разумнаго земледѣльца такой порядокъ землевладѣнiя представляетъ неоспоримыя преимущества. Не пойдемъ далеко за примѣрами, которые намъ можетъ дать опять-таки Финляндiя. Живутъ же финны почти на голой скалѣ, но однако матерiальное положенiе ихъ ничуть не хуже нашего. Мѣстами финны буквально добываютъ хлѣбъ изъ камня и добываютъ лишь потому, что они имѣютъ право собственности на этотъ камень.
Въ видахъ экономическаго же развитiя слѣдовало бы обратить вниманiе и на проведенiе новыхъ путей сообщенiя, которые могли бы соединить Карелiю съ культурнымъ мiромъ. Предполагаемая желѣзная дорога, соединяющая Мурманъ съ Петрозаводскомъ и далѣе Петрозаводскъ съ Петербургомъ, будетъ какъ-нельзя лучше соотвѣтствовать этой цѣли.
Охарактеризовавъ вкратцѣ карелъ, какъ отдѣльную народность, намъ остается еще сказать нѣсколько словъ о психологiи карела.
Карелу одинаково присущи черты, какъ финскiя, такъ чисто русскiя. Такъ, съ одной стороны, честный, энергичный и выносливый, какъ и его сосѣдъ финнъ, онъ въ то же время далеко живѣе послѣдняго. Веселость (черта чисто русская) карелу присуща не менѣе, чѣмъ великороссу. Карелъ большой любитель пошутить, попѣть, поиграть и поплясать.
Карелы – народъ поэтическiй. Поэтическая струнка карела особенно ясно проявилась въ его сказкахъ, пѣсняхъ и особенно въ мифахъ, которые завоевали себѣ извѣстность во всемъ образованномъ мiрѣ.
Гостепрiимство – черта одинаково присущая какъ русскимъ, такъ и финнамъ, выступаетъ у карела особенно рельефно.
Въ общемъ, карелъ, какъ богато одаренная отъ природы натура, воплощаетъ въ себѣ всѣ симпатичныя черты, присущiя только истинно культурному человѣку. Пусть смоетъ онъ съ себя сажу, насѣвшую на него при обжиганiи лѣса подъ пашню, дайте ему потоньше одежду, выведите его изъ своей „медвѣжьей берлоги” на свѣтъ – и вы увидите предъ собою настоящаго интеллигента-европейца.
Руотси Н. Личность карела // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1913. № 3. С. 103 – 106.