УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Просмотров: 1391
Вглядываясь въ жизнь кареляковъ, можно придти къ тому заключенiю, что народъ этотъ поразительной честности и вполнѣ нравственный. Какъ преступленiй противъ чужой собственности, такъ равно и противъ личности почти-что не замѣчается. Если мелкiе проступки (въ видѣ: ссоръ, дракъ, обмановъ) и встрѣчаются, что весьма рѣдко, то къ таковымъ лицамъ народная молва относится съ полнымъ пренебреженiемъ. При такомъ положенiи дѣла, трудно опредѣлить: какiя преступленiя господствуютъ у кареляковъ и какiя – нѣтъ? Если кареляки не рѣшаются на убiйства, грабежи, разбои и крупныя воровства, то, само собою разумѣется, что къ этимъ преступленiямъ они относятся съ презрѣнiемъ. И дѣйствительно, чтобъ карелякъ рѣшился на одно изъ поименованныхъ преступленiй, для этого нужно поставить его въ такiя ненормальныя условiя, которыя въ состоянiи бы были увлечь его спокойную натуру за тѣ предѣлы, гдѣ кончается разсудокъ и начинаетъ дѣйствовать пассiя. Но какъ подобное обстоятельство есть явленiе исключительныхъ случаевъ, то на убiйства, разбои, грабежи и самоубiйства, встрѣчавшiеся когда либо у этого народа, нужно смотрѣть какъ на диковинныя вещи.
Дѣтоубiйства и изгнанiя плода почти-что не встрѣчается; да и врядъ ли эти вещи знакомы простому, необразованному классу, какимъ есть карелы. И къ чему, спрашивается, прибѣгать къ этимъ противуестественнымъ средствамъ, когда на нашихъ глазахъ совершаются, подчасъ, браки съ такими дѣвушками, которыя имѣли удовольствiе производить на свѣтъ Божiй «продуктъ своихъ сердечныхъ увлеченiй».
Я уже сказалъ выше, что кареляки народъ весьма нравственный. Исходя изъ этого положенiя, весьма странно допустить: пьянство, развратъ въ формѣ сводничества, изнасилованiе и прочее. Какъ и каждому человѣку на земномъ шарѣ доступно и вполнѣ необходимо удовлетворенiе потребностей физiологическихъ отправленiй, то, въ силу этого закона, карелы пьютъ вино, но безшабашно, до омерзенiя, не пьянствуютъ; имѣютъ тайную любовь, но не доводятъ ее до гнусностей. Не прочь карелякъ и полечить своими изобрѣтенными медицинскими средствами, которыя, подчасъ, облекаетъ въ форму таинственныхъ амулетовъ, и, гордясь своимъ искуствомъ, слыветъ въ народѣ подъ почетнымъ прозвищемъ, «тыдойнику» (знахарь, колдунъ). Къ лицу этому весьма не рѣдко обращаются за пособiями и совѣтами.
Такъ-какъ «нѣтъ правила безъ исключенiя», то, какъ на подобное исключенiе, можно указать на кой-гдѣ проявляющееся, по временамъ, мелкое воровство, впрочемъ, вращающееся, по преимуществу, въ области «презрѣннаго метала». Далѣе этой черты слѣды кражъ теряются. Весьма понятно, что попавшiйся воришка получаетъ должное возмездiе или отъ народной расправы, которая въ этомъ случаѣ, ограничивается приличною дозой потасовки, или отъ строгой Ѳемиды, которая, взвѣсивъ на вѣсахъ правосудiя проступокъ, отправляетъ виновнаго въ «дядинъ домъ» испытывать удовольствiе сидячей «подъ замкомъ» жизни.
Конокрадство – явленiе весьма рѣдкое и почти незнакомое карелу. Хотя оно, частiю, и существуетъ въ Олонецкомъ уѣздѣ, но ремесломъ этимъ занимаются бобыли-фины, впрочемъ, не всегда особенно удачно.
Д. членъ губернскаго статистическаго комитета Колясниковъ. 1886.