Калевальская деревня в рисунках и акварелях
Просмотров: 4952
В музее хранятся уникальные коллекции рисунков и акварелей, выполненных профессиональными художниками и одновременно корреспондентами музея во время экспедиции первой трети XX в. на территории Карелии, Русского Севера и Северо-Запада.
Интенсивное изучение Северной Карелии ленинградскими специалистами связано с комплексными экспедициями, во главе которых стоял талантливый учёный, известный антрополог и этнолог Д.А. Золотарёв(1885-1935 гг.) сыгравший важную роль в изучении культуры разных народов: карел, финнов, саамов, води, ижор и русских. До 1930 г. он был заведующим Этнографического отдела Русского музея (ныне РЭМ). Под руководством Д.А.Золотарёва в составе Северо-Западной (1920-1923 гг.) и Карельской (1926-1928 гг.) этнологических экспедиций работало в разные годы до 25 человек, в их числе, Л.Л.Капица, В.В.Чарнолуский, А.Л.Колобаев, М.Ю.Пальвадре, Г.Х.Богданов, Х.Ф.Жеребцов, С.Д.Синицын, Ю.П.Аверкиева. Результаты длительных стационарных экспедиций, бывших собственно полевыми "институтами", весьма внушительны; их вклад в развитие российского финно-угороведения трудно переоценить.
Одной из важнейших задач экспедиций тех лет было изучение народного творчества карел, представлялось актуальным "узнать в какой мере сохранились руны Калевалы в наши дни". С этой целью были специально выбраны районы, где сто лет назад Элиас Лёнрот открыл уникальный кладезь народной поэзии. Основной мотивацией избранных маршрутов была исключительность этого края как хранителя живой эпической традиции. Д.А.Золотарёв помнил о трудах финских предшественников и и словах Лёнрота о том, "что лучшая и богатая русская местность есть приход Вокнаволок". Избранные членами экспедиции маршруты были не самыми лёгкими, значительная их часть шла на карбасах по водным артериям - р. Кемь, озёрной системе Куйто, другая - лесными тропами пешком с экспедиционным багажом за спиной, с остановками в охотничьих избушках. За несколько экспедиционных сезонов были обследованы практически все крупные населённые пункты Ухтинской, Вокнаволокской, Кондокской, Олангской, Кестеньгской, Тихтозерской и Юшкозерской волостей (население составляло тогда более 14,5 тыс. человек в 180 населённых пунктах).
Комплексный состав экспедиций позволял фиксировать и исследовать все стороны карельской культуры того времени, наблюдать и анализировать особенности локальных различий. Высокий профессиональный уровень сотрудников экспедиций нашёл своё отражение в коллекции вещественных памятников, фотографий и рисунков, которые в совокупности с опубликованными материалами дают представление о культуре деревень, где продолжала своё полноценное звучание карельская речь и древние руны.
Значительный интерес представляют подлинные этнографические рисунки, хранящиеся в архиве РЭМ. К числу хронологически наиболее ранних принадлежат акварели В.А.Плотникова, интересного художника, специализировавшегося в области профессионального этнографического рисунка. Известны его акварели по карельской, саамской, коми-пермяцкой и русской этнографии. 1907-1911 и отчасти 1914 гг. датируются его работы, выполненные в Архангельской губернии. Особено интересны выполненные в технике акварели рисунки старообрядческих кладбищ и надгробных памятников в окрестностях г. Кемь Архангельской губ. на них зафиксированы уже утраченные уникальные надгробные памятники - деревянные кресты, украшенные резьбой и полихромною росписью.
1920-м гг. датируются рисунки Н.М.Маковской и художника А.Л.Колобаева, сотрудника Карельской этнологической экспедиции 1926 г.
Архитектор А.Л.Колобаев, бывший близким другом Д.А.Золотарёва имел к этому времени богатый опыт экспедиционной работы в составе Верхневолжской этнологической экспедиции в 1923-1925 гг. (карелы, русские). Он выполнял свои рисунки на листах картона большого формата (69х53,7 см) углём, чёрным карандашом и использовал акварельные краски. Это изображения изб, культовых и хозяйственных построек, сараев, бань, зарисовки интерьеров жилища с печами, мебелью, всевозможной домашней утварью, предметами убранства и т.п. Все эти рисунки (около 100 листов) являются документально точными, они безупречны с этнографической точки зрения и являются прекрасным историческим источником.
Преобладающая часть рисунков, представленная , не известна специалистам и широкой общественности.
Интенсивное изучение Северной Карелии ленинградскими специалистами связано с комплексными экспедициями, во главе которых стоял талантливый учёный, известный антрополог и этнолог Д.А. Золотарёв(1885-1935 гг.) сыгравший важную роль в изучении культуры разных народов: карел, финнов, саамов, води, ижор и русских. До 1930 г. он был заведующим Этнографического отдела Русского музея (ныне РЭМ). Под руководством Д.А.Золотарёва в составе Северо-Западной (1920-1923 гг.) и Карельской (1926-1928 гг.) этнологических экспедиций работало в разные годы до 25 человек, в их числе, Л.Л.Капица, В.В.Чарнолуский, А.Л.Колобаев, М.Ю.Пальвадре, Г.Х.Богданов, Х.Ф.Жеребцов, С.Д.Синицын, Ю.П.Аверкиева. Результаты длительных стационарных экспедиций, бывших собственно полевыми "институтами", весьма внушительны; их вклад в развитие российского финно-угороведения трудно переоценить.
Одной из важнейших задач экспедиций тех лет было изучение народного творчества карел, представлялось актуальным "узнать в какой мере сохранились руны Калевалы в наши дни". С этой целью были специально выбраны районы, где сто лет назад Элиас Лёнрот открыл уникальный кладезь народной поэзии. Основной мотивацией избранных маршрутов была исключительность этого края как хранителя живой эпической традиции. Д.А.Золотарёв помнил о трудах финских предшественников и и словах Лёнрота о том, "что лучшая и богатая русская местность есть приход Вокнаволок". Избранные членами экспедиции маршруты были не самыми лёгкими, значительная их часть шла на карбасах по водным артериям - р. Кемь, озёрной системе Куйто, другая - лесными тропами пешком с экспедиционным багажом за спиной, с остановками в охотничьих избушках. За несколько экспедиционных сезонов были обследованы практически все крупные населённые пункты Ухтинской, Вокнаволокской, Кондокской, Олангской, Кестеньгской, Тихтозерской и Юшкозерской волостей (население составляло тогда более 14,5 тыс. человек в 180 населённых пунктах).
Комплексный состав экспедиций позволял фиксировать и исследовать все стороны карельской культуры того времени, наблюдать и анализировать особенности локальных различий. Высокий профессиональный уровень сотрудников экспедиций нашёл своё отражение в коллекции вещественных памятников, фотографий и рисунков, которые в совокупности с опубликованными материалами дают представление о культуре деревень, где продолжала своё полноценное звучание карельская речь и древние руны.
Значительный интерес представляют подлинные этнографические рисунки, хранящиеся в архиве РЭМ. К числу хронологически наиболее ранних принадлежат акварели В.А.Плотникова, интересного художника, специализировавшегося в области профессионального этнографического рисунка. Известны его акварели по карельской, саамской, коми-пермяцкой и русской этнографии. 1907-1911 и отчасти 1914 гг. датируются его работы, выполненные в Архангельской губернии. Особено интересны выполненные в технике акварели рисунки старообрядческих кладбищ и надгробных памятников в окрестностях г. Кемь Архангельской губ. на них зафиксированы уже утраченные уникальные надгробные памятники - деревянные кресты, украшенные резьбой и полихромною росписью.
1920-м гг. датируются рисунки Н.М.Маковской и художника А.Л.Колобаева, сотрудника Карельской этнологической экспедиции 1926 г.
Архитектор А.Л.Колобаев, бывший близким другом Д.А.Золотарёва имел к этому времени богатый опыт экспедиционной работы в составе Верхневолжской этнологической экспедиции в 1923-1925 гг. (карелы, русские). Он выполнял свои рисунки на листах картона большого формата (69х53,7 см) углём, чёрным карандашом и использовал акварельные краски. Это изображения изб, культовых и хозяйственных построек, сараев, бань, зарисовки интерьеров жилища с печами, мебелью, всевозможной домашней утварью, предметами убранства и т.п. Все эти рисунки (около 100 листов) являются документально точными, они безупречны с этнографической точки зрения и являются прекрасным историческим источником.
Преобладающая часть рисунков, представленная , не известна специалистам и широкой общественности.