Калевальская деревня в рисунках и акварелях

Просмотров: 4917
В музее хранятся уникальные коллекции рисунков и акварелей, выполненных профессиональными художниками и одновременно корреспондентами музея во время экспедиции первой трети XX в. на территории Карелии, Русского Севера и Северо-Запада.

Интенсивное изучение Северной Карелии ленинградскими специалистами связано с комплексными экспедициями, во главе которых стоял талантливый учёный, известный антрополог и этнолог Д.А. Золотарёв(1885-1935 гг.) сыгравший важную роль в изучении культуры разных народов: карел, финнов, саамов, води, ижор и русских. До 1930 г. он был заведующим Этнографического отдела Русского музея (ныне РЭМ). Под руководством Д.А.Золотарёва в составе Северо-Западной (1920-1923 гг.) и Карельской (1926-1928 гг.) этнологических экспедиций работало в разные годы до 25 человек, в их числе, Л.Л.Капица, В.В.Чарнолуский, А.Л.Колобаев, М.Ю.Пальвадре, Г.Х.Богданов, Х.Ф.Жеребцов, С.Д.Синицын, Ю.П.Аверкиева. Результаты длительных стационарных экспедиций, бывших собственно полевыми "институтами", весьма внушительны; их вклад в развитие российского финно-угороведения трудно переоценить.

Одной из важнейших задач экспедиций тех лет было изучение народного творчества карел, представлялось актуальным "узнать в какой мере сохранились руны Калевалы в наши дни". С этой целью были специально выбраны районы, где сто лет назад Элиас Лёнрот открыл уникальный кладезь народной поэзии. Основной мотивацией избранных маршрутов была исключительность этого края как хранителя живой эпической традиции. Д.А.Золотарёв помнил о трудах финских предшественников и и словах Лёнрота о том, "что лучшая и богатая русская местность есть приход Вокнаволок". Избранные членами экспедиции маршруты были не самыми лёгкими, значительная их часть шла на карбасах по водным артериям - р. Кемь, озёрной системе Куйто, другая - лесными тропами пешком с экспедиционным багажом за спиной, с остановками в охотничьих избушках. За несколько экспедиционных сезонов были обследованы практически все крупные населённые пункты Ухтинской, Вокнаволокской, Кондокской, Олангской, Кестеньгской, Тихтозерской и Юшкозерской волостей (население составляло тогда более 14,5 тыс. человек в 180 населённых пунктах).
Комплексный состав экспедиций позволял фиксировать и исследовать все стороны карельской культуры того времени, наблюдать и анализировать особенности локальных различий. Высокий профессиональный уровень сотрудников экспедиций нашёл своё отражение в коллекции вещественных памятников, фотографий и рисунков, которые в совокупности с опубликованными материалами дают представление о культуре деревень, где продолжала своё полноценное звучание карельская речь и древние руны.
Значительный интерес представляют подлинные этнографические рисунки, хранящиеся в архиве РЭМ. К числу хронологически наиболее ранних принадлежат акварели В.А.Плотникова, интересного художника, специализировавшегося в области профессионального этнографического рисунка. Известны его акварели по карельской, саамской, коми-пермяцкой и русской этнографии. 1907-1911 и отчасти 1914 гг. датируются его работы, выполненные в Архангельской губернии. Особено интересны выполненные в технике акварели рисунки старообрядческих кладбищ и надгробных памятников в окрестностях г. Кемь Архангельской губ. на них зафиксированы уже утраченные уникальные надгробные памятники - деревянные кресты, украшенные резьбой и полихромною росписью.
1920-м гг. датируются рисунки Н.М.Маковской и художника А.Л.Колобаева, сотрудника Карельской этнологической экспедиции 1926 г.
Архитектор А.Л.Колобаев, бывший близким другом Д.А.Золотарёва имел к этому времени богатый опыт экспедиционной работы в составе Верхневолжской этнологической экспедиции в 1923-1925 гг. (карелы, русские). Он выполнял свои рисунки на листах картона большого формата (69х53,7 см) углём, чёрным карандашом и использовал акварельные краски. Это изображения изб, культовых и хозяйственных построек, сараев, бань, зарисовки интерьеров жилища с печами, мебелью, всевозможной домашней утварью, предметами убранства и т.п. Все эти рисунки (около 100 листов) являются документально точными, они безупречны с этнографической точки зрения и являются прекрасным историческим источником.
Преобладающая часть рисунков, представленная , не известна специалистам и широкой общественности.


Вид улицы. с. Подужемье Рисунок: карандаш,бумага. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.Вид улицы. с. Подужемье Рисунок: карандаш,бумага. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Калевальская деревня в рисунках и акварелях
Угол в избе. с. Вокнаволок Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.Угол в избе. с. Вокнаволок Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Старинный флюгер. с. Кестеньга Рисунок: бумага, карандаш. 1929 г. Автор: А.Л. Колобаев.Старинный флюгер. с. Кестеньга Рисунок: бумага, карандаш. 1929 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Карельская баня по-чёрному. с. Кестеньга Рисунок: бумага, уголь. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.Карельская баня по-чёрному. с. Кестеньга Рисунок: бумага, уголь. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Русская печь в избе. с. Вокнаволок Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.Русская печь в избе. с. Вокнаволок Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Печь с камельком в крестьянской избе. с. Тихтозеро Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.Печь с камельком в крестьянской избе. с. Тихтозеро Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Баня по-чёрному. с. Ухта Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.Баня по-чёрному. с. Ухта Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Баня по-чёрному на берегу озера с. Ухта Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.Баня по-чёрному на берегу озера с. Ухта Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Изба бедняка. с. Ухта. Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.Изба бедняка. с. Ухта. Рисунок: бумага, уголь. 1926 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Изба-пятистенок. с. Чикша. Рисунок: бумага, карандаш. 1926г. Автор: А.Л. Колобаев.Изба-пятистенок. с. Чикша. Рисунок: бумага, карандаш. 1926г. Автор: А.Л. Колобаев.

Вид улицы. с. Подужемье Рисунок: бумага, карандаш, уголь. 1923 г. Автор: Н.А.Маковская.Вид улицы. с. Подужемье Рисунок: бумага, карандаш, уголь. 1923 г. Автор: Н.А.Маковская.
Вид старообрядческого кладбища. с. Чирко-Кемь. Рисунок: бумага, карандаш. 1920-е гг. Автор: Н.А.МаковскаяВид старообрядческого кладбища. с. Чирко-Кемь. Рисунок: бумага, карандаш. 1920-е гг. Автор: Н.А.Маковская
Жилой дом с хозяйственными постройками. с. Кестеньга. Рисунок: бумага, карандаш. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.Жилой дом с хозяйственными постройками. с. Кестеньга. Рисунок: бумага, карандаш. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.
Въезд в сенной сарай. с. Кестеньга. Рисунок: бумага, карандаш. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.Въезд в сенной сарай. с. Кестеньга. Рисунок: бумага, карандаш. 1923 г. Автор: А.Л. Колобаев.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архангельская губерния, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Водлозеро, Вокнаволок, Гельсингфорс, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Карельское народное искусство, Каронегсоюз, Кашина Гора, Кемь, Кереть, Кивач, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Клименецкий остров, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лососинка, Лоухский район, Маннергейм, Мариинский канал, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Михаил Калинин, Обонежье, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежский тракторный завод, Онежское озеро, Орфинский Вячеслав Петрович, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Поньгома, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сортавала, Суйсарь, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, варлаам керетский, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карело-финский эпос, карелы, карельская еда, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские заклинания, карельские обряды, карельские поговорки, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, ручьевая форель, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, сиги, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное