Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги Часть III.
Просмотров: 2137
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. 1918 год. Часть III.
В III-ей главе (стр. 39-72) автор рассказывает о своем путешествии, лодочно-пешеходном, от дер. Минозеро (Олонецкой губ.) до дер. Лувозеро, той-же губ., тут пришлось на пути перетаскивать лодку, завязнуть в болотной тине выше колен и отбить ноги на тропинках, усеянных камнями и выступающими корнями деревьев. Попутно автор описывает прием и гостеприимство у знакомого карела, вид и обстановку карельской избы и, делясь своими сведениями о карелах, добавляет о религиозно-нравственном состоянии их (много старообрядцев, о сектах бегунов и «ушковайзет» , «суевериях»), отсутствии медицинской помощи в крае, делает замечание о сходстве финского и карельского языков, сообщает о бытовых особенностях Края (разбросанности селений, местонахождение их около рек и озер, любимых карелами играх, состоянии сельского хозяйства, хлебной нужде среди населения, хвалит, в качестве примера для русских крестьян, уход карел за домашним скотом и т. д.). Обо всех этих сторонах карельского быта можно сказать многое, но здесь достаточно ограничиться существенным. Если внимательно всмотреться в жизнь наших карел, то приходишь к убеждению, что основной род занятий – сельское хозяйство. Основой того благосостояния, на которое надеется автор для карел в будущем, явится тоже хозяйство, поэтому надо признать, что в Карелии необходим ряд мероприятий в этой области: осушка болот, введение травосеяния и развитие на основе его молочного хозяйства. Травы на Севере вырастают быстро и не боятся ранних утренников. Пример: молочное хозяйство в Трифоно-Печенгском монастыре, далеко за полярным кругом, на берегах Северного Океана. При недостатке пашни и удобрения для неё у карел действительно мало своего хлеба, но они выращивают много картофеля и, надо признать, оч. вкусного. В с. Вокнаволоке знакомый наш священник разводил свеклу (семена были выписаны отборные). Получались удивительно крупные и сладкие экземпляры. Вполне верно замечание автора о беспомощности карел в медицинском отношении. Кемский врач или Керетский (вакансия чуть ли десятками лет) и пол десятка фельдшеров, конечно, не в силах помочь карелам, но их, слава Богу, спасает природный закал, обилие вод и лесов, отсутствие скученности со всеми её последствиями, свойственными городам.
Путешествие автора верхом на лошади до с. Вокнаволок, свежесть девственного леса, дифирамб карельской лошадке и описание местной дороги, – все это знакомые картины. Нельзя не присоединиться со всем сочувствием к автору, отмечающему (стр. 70) хищническое истребление лесов в Карелии. Без них Карелии грозит гибель (крестьянствовать станет невозможно, и мы создадим новых пролетариев). Вот почему надо пожелать, чтобы нередко оч. красивые, являющиеся прямо памятниками девственной природы, карельские леса вырубались расчетливо и экономно. Глава иллюстрирована 26-ю фотографиями. Такое обилие их невольно останавливает внимание и на самом тексте, который снимки поясняют наглядно. Все изображения верны действительности, как напр., красивая гладь озера (на стр. 41); удивительно характерными для Карелии являются навьюченная, на подобие верблюда, лошадь, лошадь, несущая на спине по лесной тропинке дорожный багаж, группа карелок, идущих по болотному настилу среди леса, езда летом на санях (стр. 42-44). Карелка-староверка и типы карел выглядят положительно живыми (стр. 48-63). Некоторых прямо узнаешь по фотографиям. Изложение самого автора прерывается местами из Калевалы, напр., о суевериях, употреблении хлеба с сосновой корой:
«А пастух берет хлеб черствый…
Хлеб съедает из соломы,
Хлеб жует с корой сосновой».
Между тем хлебом карелы кормят и лошадей, иначе они оказались бы бессильными на работе. Этот лошадиный хлеб называют «мякушками». На стр. 71 обращает на себя снимок креста и карелок, молящихся около него. Такие кресты часто встречаешь на дорогах в Карелии, напр., на поворотах их в сторону. Кстати, Вокнаволоцкие карелы, как нам известно, отличаются наибольшей преданностью православию. Из Вокнаволоцкой волости (из дер. Каменное озеро, из рода Лежевых) происходил подвижник Соловецкого монастыря Наум, один из местных святых, предсказывавший осаду монастыря. На стр. 73-ей дана фотография с. Вокнаволок, расположенного на берегу Куйтозера. Это село занимает второе место по числу дворов в Беломорской Карелии (первое место принадлежит Ухте и третье Юшкозеру) и летом имеет оч. красивый вид.
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1918. № 1 – 2.