Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Часть II.
Просмотров: 2405
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. 1918 год. Часть II.
Во II-й главе г. Оленев знакомит с памятниками финского эпоса – поэмой Калевалой, сообщая сведения о происхождении её (записана у нас в Вокнаволоцком приходе, Кемского у. и в с. Реболе и Химале, Олонецкой губ.) и общем её содержании. Для ознакомления с Калевалой автор приводит из неё отрывки. Отрывки из Калевалы приводятся автором и в других местах книги, чем сообщается всему изображению природы Карелии и быта населения своеобразный колорит, напоминающий о первобытном состоянии многих сторон карельской жизни, еще до сих пор сохранившихся от глубокой старины:
«Страшных три есть водопада
Под небесным этим сводом, –
И озер огромных столь-же»
поется в Калевале, и воображение рисует их картину. Припоминается могучий Подужемский (Ужма) водопад и огромный бассейн озера Куйто. И до сих пор те же «растянувшиеся равнины» и «распростершиеся пустыни» среди девственной природы Карелии, как и в те времена, когда слагалась Калевала. Кажутся, прямо выхваченными из природы Лапландии эти места поэмы:
«Всколыхалися озера,
Задрожали горы с медью,
Даже камни содрогались,
Со скалы, скача, валились,
Раздроблялися утесы.
Он запел, и разрослися
На дуге лапландца ветки»…
Всякий раз, когда нам приходилось бывать на озере Имандре и около Хибинских гор (на Кольском полуострове), невольно приходили на память стихи из Калевалы, изображающие мрачную Похьёлу, страну лопарей, до такой степени многие места Калевалы верны дѣйствительности. Главное содержание Калевалы борьба Вейнемейнена с Лапландцем Юкагайненом. Смотришь на горы Лапландии, и воображение невольно рисует картину притаившегося за скалой Юкагайнена с луком в руке. Нам северянам, отдаленные предки которых, быть может, были близки финским племенам, надо рекомендовать знакомство с Калевалой, рисующей родную нам действительность. Достаточной иллюстрацией к Калевале являются приложенные ко II-ой главе рисунки. На них мы видим фотографии Михаила Архипова, Ладвозерского крестьянина умершего в 1899 г., Петра Лесоева из дер. Венех-озеро, Пахома Оменаева из с. Бабьей губы Пахома и Трифона Ямановых из с. Ухты, знаменитых певцов Калевалы, карел-игроков на «кантеле» инструмент с металлическими струнами, под звуки которого поют Калевалу и карел, поющих ее, взявшись за руки, вид с. Вокнаволока и уголок с. Ухты со старыми губами (стр. 21-32). Все рисунки замечательно верны действительности. Рисунок на стр. 34-ой дает верное представление о типичном для нашей Карелии поперечном настиле, по которому едут верхом карел и карелка с праздника, а рядом, около своеобразной карельской дороги, присел карел. Так и бывает на самом деле. Только во многих местах памянутый настил бывает гораздо хуже, чем на фотографии, совершенно сгнивший, ушедший в болотную жижу. На 38-ой стр. вид Каменного озера (тоже родина Калевалы), но в глубине, на другом берегу чуть-чуть можно видеть с. Бабью губу, где слабо намечается церковь. Наконец, приложены ко 2-ой гл. еще две фотографии памятника Лёнроту, собирателю Калевалы, в Гельсингфорсе (стр. 35) и Рунебергу (стр. 36), финскому поэту, которого считают одним из основателей финской национальной литературы.
Нельзя не заинтересоваться сообщенными автором сведениями об учрежденном финнами особом отделе (при национальном музее). Отдел, занимающий особую комнату, заключает предметы, упомянутые в Калевале, напр.: кольца, которым приписывалось целебное действие на больных детей, «вихревыя гнезда» (особый нарост на березе и ели), которые варили в воде и ею поили больных и т. п. Но, насколько нам известно, финны собрали в последние годы, начиная с 1915 г., чуть-ли не целый музей предметов карельского быта, находящийся в Сердоболе. По этому поводу мы должны добавить, что и у нас было предположено иметь такой-же музей в с. Ухте при второклассной школе, но с нынешним переворотом, все это дело, надо полагать, теперь рухнуло, как и самое развитие этой школы, в которой предполагалось приготовить для Карелии своих священников (при школе хотели открыть особый богословский курс наук), как более близких карелам по духу и настроению.
Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1918. № 1 – 2.