Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. Часть II.

Просмотров: 2299
 Хозяйство в Мийткала (Ухтуа). Фото И.К. Инха, 1894 Хозяйство в Мийткала (Ухтуа). Фото И.К. Инха, 1894


Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги. 1918 год. Часть II.

Во II-й главе г. Оленев знакомит с памятниками финского эпоса – поэмой Калевалой, сообщая сведения о происхождении её (записана у нас в Вокнаволоцком приходе, Кемского у. и в с. Реболе и Химале, Олонецкой губ.) и общем её содержании. Для ознакомления с Калевалой автор приводит из неё отрывки. Отрывки из Калевалы приводятся автором и в других местах книги, чем сообщается всему изображению природы Карелии и быта населения своеобразный колорит, напоминающий о первобытном состоянии многих сторон карельской жизни, еще до сих пор сохранившихся от глубокой старины:

«Страшных три есть водопада
Под небесным этим сводом, –
И озер огромных столь-же»


поется в Калевале, и воображение рисует их картину. Припоминается могучий Подужемский (Ужма) водопад и огромный бассейн озера Куйто. И до сих пор те же «растянувшиеся равнины» и «распростершиеся пустыни» среди девственной природы Карелии, как и в те времена, когда слагалась Калевала. Кажутся, прямо выхваченными из природы Лапландии эти места поэмы:

«Всколыхалися озера,
Задрожали горы с медью,
Даже камни содрогались,
Со скалы, скача, валились,
Раздроблялися утесы.
Он запел, и разрослися
На дуге лапландца ветки»…


Всякий раз, когда нам приходилось бывать на озере Имандре и около Хибинских гор (на Кольском полуострове), невольно приходили на память стихи из Калевалы, изображающие мрачную Похьёлу, страну лопарей, до такой степени многие места Калевалы верны дѣйствительности. Главное содержание Калевалы борьба Вейнемейнена с Лапландцем Юкагайненом. Смотришь на горы Лапландии, и воображение невольно рисует картину притаившегося за скалой Юкагайнена с луком в руке. Нам северянам, отдаленные предки которых, быть может, были близки финским племенам, надо рекомендовать знакомство с Калевалой, рисующей родную нам действительность. Достаточной иллюстрацией к Калевале являются приложенные ко II-ой главе рисунки. На них мы видим фотографии Михаила Архипова, Ладвозерского крестьянина умершего в 1899 г., Петра Лесоева из дер. Венех-озеро, Пахома Оменаева из с. Бабьей губы Пахома и Трифона Ямановых из с. Ухты, знаменитых певцов Калевалы, карел-игроков на «кантеле» инструмент с металлическими струнами, под звуки которого поют Калевалу и карел, поющих ее, взявшись за руки, вид с. Вокнаволока и уголок с. Ухты со старыми губами (стр. 21-32). Все рисунки замечательно верны действительности. Рисунок на стр. 34-ой дает верное представление о типичном для нашей Карелии поперечном настиле, по которому едут верхом карел и карелка с праздника, а рядом, около своеобразной карельской дороги, присел карел. Так и бывает на самом деле. Только во многих местах памянутый настил бывает гораздо хуже, чем на фотографии, совершенно сгнивший, ушедший в болотную жижу. На 38-ой стр. вид Каменного озера (тоже родина Калевалы), но в глубине, на другом берегу чуть-чуть можно видеть с. Бабью губу, где слабо намечается церковь. Наконец, приложены ко 2-ой гл. еще две фотографии памятника Лёнроту, собирателю Калевалы, в Гельсингфорсе (стр. 35) и Рунебергу (стр. 36), финскому поэту, которого считают одним из основателей финской национальной литературы.

Нельзя не заинтересоваться сообщенными автором сведениями об учрежденном финнами особом отделе (при национальном музее). Отдел, занимающий особую комнату, заключает предметы, упомянутые в Калевале, напр.: кольца, которым приписывалось целебное действие на больных детей, «вихревыя гнезда» (особый нарост на березе и ели), которые варили в воде и ею поили больных и т. п. Но, насколько нам известно, финны собрали в последние годы, начиная с 1915 г., чуть-ли не целый музей предметов карельского быта, находящийся в Сердоболе. По этому поводу мы должны добавить, что и у нас было предположено иметь такой-же музей в с. Ухте при второклассной школе, но с нынешним переворотом, все это дело, надо полагать, теперь рухнуло, как и самое развитие этой школы, в которой предполагалось приготовить для Карелии своих священников (при школе хотели открыть особый богословский курс наук), как более близких карелам по духу и настроению.

Северный. Труд И. В. Оленева: Карельский край и его будущее в связи с постройкой Мурманской железной дороги // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1918. № 1 – 2.

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Бесов Нос, Вагатозеро, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Вокнаволок, Выгозеро, Гельсингфорс, Геннин Вильгельм, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Заповедники Карелии, Иван Фёдорович Правдин, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский филиал АН СССР, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кижи, Кимасозеро, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лоухский район, Маннергейм, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Мунозеро, НКЗдрав, Обонежье, Озеро Сегозеро, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Реболы, Сердоболь, Сулажгора, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Федор Глинка, Шуерецкое, Шуньга, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юго Юльевич Сурхаско, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, вепсы, водные маршруты карелии, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, елец, ерш, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия карелы, карелия репрессии, карело-финский эпос, карелы, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские поговорки, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, колюшка, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, остров Гольцы, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, рыба в карелии, ряпушка, саамы, село Сорока, сиг, сиги, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, храмы карелии, церкви карелии, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное