Георгий Адамович Стронк
Просмотров: 2386
Георгий Адамович Стронк (1910-2005) — художник-живописец, график, Заслуженный деятель искусств Карело-Финской ССР, Народный художник Карельской АССР, лауреат Государственной премии Карельской АССР, Почётный гражданин Петрозаводска
Фрагмент книги "По Карелии. Путевые записки и воспоминания" Георгий Стронк. Петрозаводск, 1979 :
"Каждый, кто хоть раз побывал в Карелии, навсегда запомнит своеобразную и неповторимую красоту этого края. Недаром многие художники своим творчеством были связаны с землей Калевалы.
Еще студентом заинтересовался Карелией и я. Перелистывая в библиотеке Академии художеств страницы дореволюционных изданий, я много любопытного узнал об истории Олонецкого края, а когда представилась возможность поехать туда в составе фольклорной экспедиции, с готовностью согласился и не был обманут в своих надеждах и ожиданиях. Эта поездка решила мою дальнейшую судьбу: после окончания учебы я, не раздумывая, отправился в Карелию на постоянную работу, и с тех пор вся моя жизнь связана с этим удивительным краем, его замечательными людьми, природой.
Каждое время года в Карелии имеет свою прелесть, и глаз художника находит что-то привлекательное даже в непогоду.
Хорошо в Карелии весной. В лесу еще много снега, но он сильно осел и потерял белизну, а местами засыпан хвоей. На кустах резко очертились ветки. Опали последние зимовавшие на деревьях листья и лежат на снегу в углублениях, словно придавив его своей тяжестью. Деревья стоят в черных блюдцах из подтаявшей земли.
- А как чист и прозрачен воздух! Им не дышишь, его пьешь, как живительный бальзам, он бодрит, наливает мышцы силой.
На снежных полянках и среди деревьев - следы четвероногих и птиц. Время от времени попадаются глубокие вмятины, оставленные тяжелым животным. Тут прошел лось - гордость северных лесов.
Особенно хорошо в эту пору побывать где-нибудь на берегу озера, еще одетого в серо-синий ледовый панцирь. Его задумчивая тишина нарушается лишь вкрадчивым шелестом тающего у берегов льда.
Весеннее солнце, быстро расправившись со снегом, пронзило своими лучами лед - он стал рыхлым, игольчатым, по нему уже опасно ходить. Удивительно красива его цветовая гамма. В нее входят приятные тепло-белые и серо-синие тона богатые различными оттенками. Если выбросить кусок льда на берег он, словно груда битого хрусталя, зажигается бесчисленными яркими огоньками, отражающими весь солнечный спектр. Вся эта цветовая симфония быстро меняется от первой набежавшей тучки: краски становятся неприветливыми, хмурыми, а на озере - даже угрожающе темными. Но вот тучка пробежала мимо, молодое ясное солнце вновь ласково озарило все вокруг, и старые прибрежные камни засверкали обнаженными лысинами - они первыми скинули зимние шапки, приветствуя красавицу весну.
На северных склонах гор пугливо прячутся от солнца потускневшие заплаты снега. Но стоит их только копнуть поглубже, как под ногами весело заискрятся огоньки алмазных россыпей. Эти последние яркие вспышки уходящей зимы так привлекательны, что с детской восторженностью запускаешь руки в обжигающие холодом кристаллы и лепишь из них тяжелые снежки. Руки быстро мерзнут, краснеют, пальцы становятся непослушными, деревянными, но до чего ж хорошо на душе!
Когда вдруг увидишь первого муравья, который, озабоченно шевеля усиками, неуверенно прокладывает себе путь по осевшему снегу, когда услышишь веселое журчание талых вод или робкое пение какой-нибудь птахи, сердце закипает радостью. Острое чувство жизни заполняет все твое существо, зовет к творчеству.
А какая поистине неземная красота воцаряется на земле Калевалы в белые ночи! На все созданное природой и людьми как бы опускается прозрачный таинственный покров. Нет, наверно, на земле человека, которого не взволновали бы жемчужные сумерки Севера .
Не очень улыбчиво лето в нашем суровом краю, тем острее чувствуешь его тепло..."
***
Родился Г.А.Стронк в польском городе Петракове. Детские годы будущего художника проходили в Витебске, потом - в Николаеве. Там, на судостроительном заводе, началась его трудовая биография, потом - учеба в Николаевском художественном училище. Позднее он поступил в Ленинградскую академию художеств, в мастерскую знаменитого И.И. Бродского Дипломной работой по окончании академии стала картина "Пушкин после дуэли", которая нашла свое место в Святогорском монастыре - месте вечного упокоения великого поэта. По окончании учебы художник приехал в Петрозаводск.
Георгий Адамович работал в разных стилях и жанрах живописи. Кисти мастера принадлежит целая галерея портретов известных людей республики, народных сказителей края. О своей жизни и работе он рассказал в двух книгах: "У самого Белого моря" (1963) и "По Карелии" (1979). 14 лет (1939-1953) возглавлял Союз художников Карелии.
Г.А.Стронк - народный художник Карелии, лауреат государственной премии республики (1981) за серию портретов “Старые большевики Карелии”, иллюстрации к эпосу “Калевала”.
Основные произведения художника хранятся в Государственном краеведческом музее и музее изобразительных искусств Карелии.
Фрагмент книги "По Карелии. Путевые записки и воспоминания" Георгий Стронк. Петрозаводск, 1979 :
"Каждый, кто хоть раз побывал в Карелии, навсегда запомнит своеобразную и неповторимую красоту этого края. Недаром многие художники своим творчеством были связаны с землей Калевалы.
Еще студентом заинтересовался Карелией и я. Перелистывая в библиотеке Академии художеств страницы дореволюционных изданий, я много любопытного узнал об истории Олонецкого края, а когда представилась возможность поехать туда в составе фольклорной экспедиции, с готовностью согласился и не был обманут в своих надеждах и ожиданиях. Эта поездка решила мою дальнейшую судьбу: после окончания учебы я, не раздумывая, отправился в Карелию на постоянную работу, и с тех пор вся моя жизнь связана с этим удивительным краем, его замечательными людьми, природой.
Каждое время года в Карелии имеет свою прелесть, и глаз художника находит что-то привлекательное даже в непогоду.
Хорошо в Карелии весной. В лесу еще много снега, но он сильно осел и потерял белизну, а местами засыпан хвоей. На кустах резко очертились ветки. Опали последние зимовавшие на деревьях листья и лежат на снегу в углублениях, словно придавив его своей тяжестью. Деревья стоят в черных блюдцах из подтаявшей земли.
- А как чист и прозрачен воздух! Им не дышишь, его пьешь, как живительный бальзам, он бодрит, наливает мышцы силой.
На снежных полянках и среди деревьев - следы четвероногих и птиц. Время от времени попадаются глубокие вмятины, оставленные тяжелым животным. Тут прошел лось - гордость северных лесов.
Особенно хорошо в эту пору побывать где-нибудь на берегу озера, еще одетого в серо-синий ледовый панцирь. Его задумчивая тишина нарушается лишь вкрадчивым шелестом тающего у берегов льда.
Весеннее солнце, быстро расправившись со снегом, пронзило своими лучами лед - он стал рыхлым, игольчатым, по нему уже опасно ходить. Удивительно красива его цветовая гамма. В нее входят приятные тепло-белые и серо-синие тона богатые различными оттенками. Если выбросить кусок льда на берег он, словно груда битого хрусталя, зажигается бесчисленными яркими огоньками, отражающими весь солнечный спектр. Вся эта цветовая симфония быстро меняется от первой набежавшей тучки: краски становятся неприветливыми, хмурыми, а на озере - даже угрожающе темными. Но вот тучка пробежала мимо, молодое ясное солнце вновь ласково озарило все вокруг, и старые прибрежные камни засверкали обнаженными лысинами - они первыми скинули зимние шапки, приветствуя красавицу весну.
На северных склонах гор пугливо прячутся от солнца потускневшие заплаты снега. Но стоит их только копнуть поглубже, как под ногами весело заискрятся огоньки алмазных россыпей. Эти последние яркие вспышки уходящей зимы так привлекательны, что с детской восторженностью запускаешь руки в обжигающие холодом кристаллы и лепишь из них тяжелые снежки. Руки быстро мерзнут, краснеют, пальцы становятся непослушными, деревянными, но до чего ж хорошо на душе!
Когда вдруг увидишь первого муравья, который, озабоченно шевеля усиками, неуверенно прокладывает себе путь по осевшему снегу, когда услышишь веселое журчание талых вод или робкое пение какой-нибудь птахи, сердце закипает радостью. Острое чувство жизни заполняет все твое существо, зовет к творчеству.
А какая поистине неземная красота воцаряется на земле Калевалы в белые ночи! На все созданное природой и людьми как бы опускается прозрачный таинственный покров. Нет, наверно, на земле человека, которого не взволновали бы жемчужные сумерки Севера .
Не очень улыбчиво лето в нашем суровом краю, тем острее чувствуешь его тепло..."
***
Родился Г.А.Стронк в польском городе Петракове. Детские годы будущего художника проходили в Витебске, потом - в Николаеве. Там, на судостроительном заводе, началась его трудовая биография, потом - учеба в Николаевском художественном училище. Позднее он поступил в Ленинградскую академию художеств, в мастерскую знаменитого И.И. Бродского Дипломной работой по окончании академии стала картина "Пушкин после дуэли", которая нашла свое место в Святогорском монастыре - месте вечного упокоения великого поэта. По окончании учебы художник приехал в Петрозаводск.
Георгий Адамович работал в разных стилях и жанрах живописи. Кисти мастера принадлежит целая галерея портретов известных людей республики, народных сказителей края. О своей жизни и работе он рассказал в двух книгах: "У самого Белого моря" (1963) и "По Карелии" (1979). 14 лет (1939-1953) возглавлял Союз художников Карелии.
Г.А.Стронк - народный художник Карелии, лауреат государственной премии республики (1981) за серию портретов “Старые большевики Карелии”, иллюстрации к эпосу “Калевала”.
Основные произведения художника хранятся в Государственном краеведческом музее и музее изобразительных искусств Карелии.