Народность корела в XII—XV вв.

Просмотров: 1403
Комплексный подход к проблеме, привлечение исторических свидетельств русских летописей, берестяных грамот и других документов, скандинавских саг, всей суммы фактов, накопленных археологией, лингвистикой, этнографией и антропологией, позволяют охарактеризовать важнейшие стороны политической, хозяйственной и культурной жизни, социальные отношения народности корела в XII—XV вв.

Условия напряженных военных столкновений, в которых жила корела, отразились в топографии поселений. Они сооружались с учетом защитных свойств рельефа — на труднодоступных скальных возвышенностях и островах. Заселенная территория обносилась каменными валами и стенами, составлявшими определенную систему укреплений. Одни из таких пунктов использовались для постоянного жительства, и тогда там строились дома, производственные помещения и т. д. Другие, фундаментально укрепленные, возвышенности служили убежищем при грозящей опасности.

Кладбища располагались на южных склонах песчаных пригорков, по соседству с полями. Какой-то закономерности в расположении могил не выявлено. Само погребение находилось в чистом песке на глубине около метра и перекрывалось сверху слоями камней, перемешанных с землей.
На основе характерных признаков древнекарельской культуры, выявленных на археологических памятниках, удалось очертить первоначальную территорию вероятного расселения корелы. Восточная граница Корельской земли проходила в районе современного г. Сортавала (далее на востоке располагались земли, занятые предками карел-ливвиков, -людиков и вепсов), затем шла на север, включая прибрежную полосу Ладожского озера, на западе доходила до г. Миккели, на юге — до г. Лаппеэнранта (Финляндия) и захватывала Карельский перешеек. Конечно же, выявленная для XII—XIV вв. этническая территория корелы формировалась не одну сотню лет и характерна не только для периода расцвета древнекарельской культуры, но и для начальных ее этапов. Мысли о том, что земли, заселенные корелой, выходили за пределы северо-западных берегов Ладоги, высказывались и раньше. Еще в начале нашего века граница между землями еми и корелы проводилась учеными от устья р. Кюми, которая была естественным рубежом, вдоль ее течения и далее на север к Пюхяйоки до северной части Ботнического залива.

Древнекарельские вещи, найденные за пределами очерченной территории, свидетельствуют в одних случаях о торговых связях корелы, в других — о ее пребывании в отдаленных от исконной земли районах. Например, некоторые типы овальных и подковообразных фибул, орнаментированные рукояти ножей обнаружены на севере и юге Финляндии, в Швеции, Эстонии, Ижорской земле, а также в районе Новгорода и Костромы.
Между тем в пределах единой этнической, территории у различных групп корелы (в прямой зависимости от политических, хозяйственно-культурных связей и родо-племенных традиций) прослеживаются локальные различия.
Для населения Карельского перешейка, традиционно связанного с судьбами Древнерусского государства, характерно прочное существование языческих религиозных представлений, что отчетливо видно на погребальных обрядах и сопровождающем их инвентаре. Крестики, застежки, кольца и другие предметы с изображением святых присущи, как правило, богатым погребениям с большим количеством инвентаря. Рядовое население по-прежнему придерживалось языческих верований. Известную роль сыграло то обстоятельство, что для корелы восприятие церковного богослужения могло затрудняться незнанием языка, к тому же язычество являлось известной гарантией племенной независимости.

По летописным сообщениям, в 1227 г. Ярослав Всеволодович «крести множество корел». Это крещение носило принудительный характер. Оно было вызвано общеполитическими и военными условиями и преследовало определенные цели: закрепить власть над населением, нейтрализовать шведское влияние. Со своей стороны, Швецию и католический мир беспокоило усиление новгородской власти на Карельском перешейке. Известно, что в 50-е гг. XIII в. папа римский Александр IV писал архиепископу Упсалы о необходимости крестового похода на корелу. В 1255 г. архиепископ Риги получил разрешение от папы направить епископа для язычников води, ижоры и корелы, которые якобы только и ждут принятия новой веры.
Однако и после похода Ярослава Всеволодовича рядовое население не изменило своих религиозных федставлений. Свидетельством тому служит датируемая серединой XIII в. берестяная грамота с языческим заклинанием-молитвой на древнекарельском языке, а также мероприятия архиепископа Макария, предпринятые в 1534 и 1535 гг. и направленные на искоренение язычества у чуди. Как явствует из послания Макария, язычество процветало на огромной территории, заселенной нерусским населением.

На социально-экономическое развитие Карельского перешейка значительное влияние оказал географический фактор: Балтийское море, р. Нева, Ладожское озеро, водная система р. Вуоксы. Эти важные внешнеторговые артерии давали неоспоримые преимущества, выделявшие северо-западное Приладожье среди других подвластных Новгороду земель. С возникновением феодальных отношений природные факторы реализуются гораздо полнее.
В распространении пашенного земледелия в лесной полосе Европейской части СССР начале II тысячелетия заметную роль сыграло повсеместное использование сохи. Стал разнообразнее и другой сельскохозяйственный инвентарь — рабочие топоры, мотыги, наральники, серпы, жернова для размола зерна.

В археологических памятниках северо-западного Приладожья зерна почти не сохранились (в двух погребениях обнаружены зерна ржи и пшеницы); поэтому о возделываемых зерновых культурах можно говорить, опираясь на аналогии с соседними, находящимися в сходных климатических условиях, территориями. Древнейшими зерновыми культурами в Северной Европе были ячмень и пшеница. Рожь и овес появились позднее. В археологических памятниках лесной полосы XI—XIV вв. пшеница встречается вместе с рожью, но на протяжении последних столетий ее удельный вес постепенно снижается. Общая тенденция к вытеснению доли пшеницы и ячменя за счет культивирования ржи и овса подтверждается и писцовыми книгами. В конце XV — начале XVI в. пшеница исчезает из оброка в Корельском уезде Водской и в Заонежских погостах Обонежской пятины. Однако ячмень, как неприхотливая и быстро созревающая злаковая культура, не потерял значения в Карелии.

Своего хлеба в Корельской земле не хватало и его приходилось закупать на стороне, например в русских землях и в северной Эстонии. Кроме того, корела приобретала эстонский хлеб через посредников — готландцев. Известно распоряжение папы римского от 1229 г., запрещавшее готландцам продавать коней, суда и продовольствие язычникам с берегов Финского залива, т. е. кореле и ижоре.
Пашенное земледелие неразрывно связано с животноводством, роль которого особенно значительна на севере Восточной Европы, где климатические и почвенные условия затрудняли выращивание хлеба. О развитом животноводстве говорит большое количество кос-горбуш, а также костей домашних животных в памятниках северо-западного Приладожья.

Использование коней в сельском хозяйстве, в войске обусловило развитое коневодство. Из северо-западного Приладожья лошади продавались за границу, прежде всего в Любек и Данциг.

Значительную долю в хозяйстве занимали охота и рыболовство. Охотились на диких животных (медведя, северного оленя, куницу, белку, бобра) и дичь. О рыболовстве известно не только по находкам рыболовных орудий (крючки, грузила для сетей, берестяные поплавки, остроги) и рыбьих костей, но и из берестяных грамот. Немалые доходы давало бортничество. После пушнины воск был важнейшим экспортным товаром Руси. Недаром в договорной грамоте Новгорода с Ригою, Готским берегом и немецкими городами 1342 г. упоминается о карельском воске.

Племенную территорию корелы отличало от чисто земледельческих и промысловых земель, подвластных Новгороду, развитое железоделательное производство. О его высоком уровне можно судить по огромному количеству находимых при раскопках шлаков, разнообразных рабочих инструментов (стамески, долота, резцы, сверла, топоры, молотки), бытового инвентаря (ключи, замки, ножи, сковородники, кресала) и предметов военного снаряжения (мечи, наконечники копий и стрел), сделанных из металла.

Значительного уровня развития достигло художественное ремесло Продукция ювелиров: цепочки, кольца, поясные пряжки, застежки — частично изготовлялась из железа, но значительно чаще из медных сплавов и серебра. Тонкой позолотой изредка покрывались пластинки на шейной ленте, мужские застежки и женские фибулы. Встречаются предметы с эмалью. Отдельные ювелирные изделия производились в Новгороде, какая-то часть — местными мастерами. Некоторые украшения появились у корелы в результате торговых контактов.

О ткачестве можно составить представление по остаткам тканей в погребениях, многочисленным находкам глиняных и шиферных пряслиц, частям ткацких станов. Вероятно, ткани принимались в уплату наряду с деньгами. В берестяной грамоте № 130 перечисляются недоимки в локтях ткани, которые должны выплатить Вигарь, Валит и Мелит.

Домашние ремесла, продукция которых удовлетворяла внутренние бытовые нужды корелы, довольно разнообразны. Гончарная посуда по форме и орнаментации идентична славянской. Обработка дерева, бересты — традиционные занятия карел, сохранившиеся до наших дней. Из дерева строили дома, лодки, изготовляли посуду, рукоятки кос, серпов, мотыг. Из бересты выделывались сумки, кошели и другие предметы. Развитому деревообрабатывающему ремеслу соответствовал разнообразный плотницкий инвентарь. Точильными брусками, сделанными из крупнозернистых пород камня, затачивались косы, серпы, топоры.

В развитии сельского хозяйства, ремесла, торговли северо-западного Приладожья неоценимую роль сыграл Новгород. Вхождение в состав Новгородского государства, его экономическое, политическое и культурное влияние способствовали развитию прогрессивных и рентабельных форм экономики. Создавались возможности для выделения отдельных семей, владеющих землей, и для индивидуального хозяйственного производства. Объединение таких семей не на кровно-родственной, а на экономической основе составляло соседскую, или территориальную, общину. В глухих районах карельской территории этот процесс осуществлялся в замедленном темпе, в других, наиболее развитых, где существовали необходимые предпосылки возникало имущественное неравенство, которое вело к социальному расслоению.

Экономический подъем Корельской земли, внешнеполитические события способствовали этнической консолидации территориально разрозненных групп корелы. По всей вероятности, уже в XII— XIV вв. на первоначальной племенной территории в северо-западном Приладожье корела выступает как народность, выработавшая специфические формы материально-духовных ценностей. Народность корела сформировалась на основе местных традиций в атмосфере новгородского влияния, политических, экономических, культурных и духовных контактов с Новгородом. Для карельского общества того времени характерно сочетание патриархального быта и прогрессирующих феодальных отношений.

Видимо, в XII—XV вв. начинают возникать товарно-денежные отношения, в первую очередь в железоделательном промысле, который в первой половине XIII в. встал на путь мелкотоварного производства. На внешний рынок корела поставляла также меха, воск, лошадей, что в немалой степени способствовало развитию феодальных отношений, изменению социальной структуры самого земледельческого населения, среди которого, наряду с относительно свободными общинниками, появлялись различные категории зависимого населения.

С введением новгородского административного управления формирование частного землевладения и более развитых феодальных отношений пошло ускоренными темпами. Об этом свидетельствует ряд фактов. В 1304—1305 гг. удаляя тверского князя Бориса Константиновича из Корельской земли, где он «сидел на кормлении», новгородцы обещали вернуть ему деньги за купленные там села. О существовании крупного землевладения в конце XIII в. сообщают договорные грамоты Новгорода с тверским князем Михаилом Ярославичем (1307—1308 гг.). Собственниками земли становятся и представители карельской феодальной знати — один из пунктов Ореховецкого договора запрещал шведам и вы-боржанам покупать земли и воды у новгородской корелы. Из текста Ореховецкого договора известно, что новгородцы и после 1323 г. сохранили право на долевое владение земельными и промысловыми угодьями на отошедших к Швеции участках Корельской земли. Карельским феодалом мог быть, например, воевода Валит Корелянин из г. Корелы.
На территории корелы крупное феодальное землевладение широкого распространения не получило. Основная часть земель находилась в руках мелких собственников — своеземцев и обрабатывалась их собственными силами. Только владения Григория Рокульского в Саккульском и Городенском погостах насчитывали свыше 50 обжей земли, и он, очевидно, без эксплуатации крестьян не мог вести свое хозяйство.

К концу новгородского периода в Корельском уезде из 2806,5 обжи частновладельческой земли на долю светских лиц приходилось 27,7%, церквей и монастырей—19,2%, владыке, архиепископу новгородскому, достались огромные владения — 53,1%.
Доход с земель, не попавших в частную собственность феодалов, (по переписи конца 1470-х — начала 1490-х гг.— 1380 обжей) шел наместнику-князю, получавшему Корельскую землю «в кормление». На протяжении XIV—XV вв. Новгород вознаграждал этой территорией находившихся у него на службе князей, руководствуясь задачами организации обороны на северо-западных рубежах государства.
Доходы феодалов от землевладения складывались в основном из оброка, выплачиваемого деньгами или натурой. Натуральная рента включала продукты сельского хозяйства и промыслов. К концу XV в. преобладает денежная рента. Существовали и другие разнообразные виды поборов.
В XIV—XV вв. феодальные отношения господствовали не только в экономически более развитом западном Приладожье, но и в Приботнии и в северной Карелии.

Издревле корела знала путь в Финляндию, к Ботническому заливу и в северную Лапландию. Саамские, карельские предания
и эпос содержат сведения о продвижении корелы на север, северозапад, возможно, еще в эпоху первобытнообщинного строя. Борьба за пушнину отразилась в саге об Эгиле, повествующей о совместной борьбе западных финнов и норвежцев против вторгшихся на их территорию карел. Поначалу на север прокладывали пути вооруженные дружины, набеги которых носили откровенно грабительский характер.

С развитием производительных сил и феодальных отношений, с усилением феодальной эксплуатации в северной Карелии расселяются земледельцы, охотники, рыболовы, мирно уживавшиеся с саамами на огромных слабо заселенных территориях. Проникновение сюда карельских феодалов влекло за собой захват саамских земель и порабощение населения. Во владении пяти «родов корельских детей», как известно из купчих грамот первой половины XV в. находилась огромная территория. Карелы продавали эти земли не только друг другу, но и новгородским светским и духовным феодалам.
О продвижении корелы на запад сохранилось немало сведений, и археологические материалы подтверждают присутствие корелы на территории еми. С X в., а особенно в XIII в., часть корелы переселяется на восток и юго-восток — в районы, заселенные весью.
Расселение корелы на север и северо-запад соответствовало принципам новгородской политики. Расширение сферы деятельности новгородцев зафиксировано в тех районах, куда устремлялось карельское население и карельские вотчинники. В 1042 г. князь Владимир Ярославич «ходил походом» на емь и обложил ее данью. Первой половиной XI в. датируются сведения о проникновении новгородцев на берега Белого моря, а в XIII в. Кольский полуостров официально считался новгородской территорией.

Поселения «корельских детей» и новгородцев появляются и в Финмаркене. Договор 1326 г. разделил шведские и новгородские земли, ограничив продвижение Новгорода на северо-запад. Но обе стороны сохраняли за собой право на сбор дани с саамов.
Участие корелы в торговле с западными странами в целом рассматривается в рамках внешнеэкономических и политических связей Новгорода. Однако, находясь на важнейших торговых магистралях, корела не только активно участвовала в международных торговых операциях, но и пользовалась относительной самостоятельностью в торговых делах, влияя таким образом на внутреннюю и внешнюю политику Новгорода. Роль новгородской Карелии в торговле была существенной в силу ее географического положения. В договорной грамоте Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами (1262—1263 гг.) и в договоре городов Балтийского моря и Новгорода (1269 г.) оговаривалось особое положение карельской территории в международной торговле, снималась с новгородцев ответственность за сохранность немецких и готландских купцов при их продвижении по Корельской земле:
«Оже кто гостить в Корелу, или немци или гтяне, а что ся учинить, а то Новугороду тяжя не надобе» (1262—1263 гг.). Урегулированию торговых отношений уделено особое внимание в Ореховецком мирном договоре 1323 г.
Высокоразвитые внешнеэкономические связи, прямое или опосредованное участие корелы в торгово-культурных контактах с западным миром засвидетельствованы вещами западноевропейского происхождения в материальной культуре Карельского перешейка. Наряду с этим у населения северо-западного Приладожья появились вещи, изготовленные в Новгороде и землях, прилегающих к нему. Со своей стороны корела поставляла в Новгород продукты сельского хозяйства, железоделательного производства и пушнину, являвшуюся ходовым товаром на всех рынках. В начале II тысячелетия связи корелы с древнерусскими городами — значительнее, чем с западноевропейскими.

Но при всех взаимовлияниях и культурных контактах древние карелы сохранили этническое лицо, переработав заимствованные элементы согласно своим эстетическим представлениям. Самобытные черты древних карел не тускнеют, а, напротив, четко вырисовываются в сравнении с привнесенными извне.
Расселившись на большом пространстве за пределами племенной территории, народность корела вступала в контакты с соседями и в результате сложных многоэтапных процессов превращалась в обширную этническую общность. Намечается сближение разнородных этнических элементов, из которых впоследствии сложилась современная карельская народность.

В конце XIII — начале XIV в. в Корельской земле при непосредственном участии новгородских властей стали строиться крепости для защиты государственных пограничных рубежей от шведских посягательств и территориальных захватов и, очевидно, для укрепления феодальной власти над рядовым населением.

Первой была построена крепость Корела на острове посреди р. Вуоксы, в 2 км от ее впадения в Ладожское озеро. Из летописных данных известно об основании здесь шведами в 1295 г. городка, но они, как сообщают шведские источники, лишь обновили построенные новгородцами укрепления. При археологических раскопках на площади в 6 тыс. квадратных метров выявлено два строительных горизонта. Верхний содержит остатки сгоревших деревянных домов, относящихся приблизительно к 60-м гг. XIV в., второй, датируемый первой четвертью XIV в.,— следы военного городка, построенного новгородцами в 1310 г. Материал, полученный в результате раскопок, дал основание считать Корелу городом русских и корельских поселенцев.
Тиверск — второе военное поселение — находился в 30 км от г. Корелы, выше по течению р. Вуоксы. Он дважды упомянут в русских летописях. Первое сообщение (1404 г.) связано с приездом князя Юрия Святославича в Великий Новгород, где он получил в кормление 13 городов, в том числе и Тиверский. Вторая касающаяся Тиверска запись относится к 1411 г.— году его гибели.

Городище Тиверск располагается у порогов Тиури, на острове, омывавшемся когда-то двумя бурлящими потоками реки. С южной стороны его защищал земляной вал с каменным основанием, а с северной — каменная стена из валунов и булыжника. Создание крепости Тиверск как дополнительной преграды на пути к Кореле в период между 1293 и 1323 гг. служило ответной реакцией на возросшую агрессивность шведов, выразившуюся в сооружении Выборга.


КАРЕЛЫ КАРЕЛЬСКОЙ АССР
ПЕТРОЗАВОДСК «КАРЕЛИЯ» 1983 стр 17-26

Карелия СССР

  • Обратная связь
  •  

Советская Карелия

kalarokka, lyhytpajo, АКССР, Авель Енукидзе, Александр Линевский, Александровский завод, Архип Перттунен, Беломорск, Беломорско-Балтийский канал, Березин Николай Ильич, Бесов Нос, Валаам, Великая губа, Видлица, Водла, Вокнаволок, Выгозеро, Геннин Вильгельм, Дмитрий Бубрих, Заонежье, Заповедники Карелии, Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера, Ипатов Василий Макарович, Ирина Андреевна Федосова, К-ФССР, КАССР, КФССР, Калевала, Калевальский район, КарЦИК, Карелгранит, Кареллес, Карело-Финская ССР, Карельская АССР, Карельская Трудовая Коммуна, Карельские народные игры, Карельские народные сказки, Карельский фронт, Каронегсоюз, Кемь, Кереть, Кестеньга, Кижи, Киндасово, Кирьяжский погост, Колхозойн Пуолэх, Кондопога, Кончезеро, Кончезерский завод, Корельский уезд, Ладожское озеро, Лесков Николай, Лесозаготовительная промышленность, Лопские погосты, Лоухский район, Маннергейм, Марциальные воды, Мегрега, Медвежьегорск, Мунозеро, НКЗдрав, Нюхча, Обонежье, Озеро Сегозеро, Озеро Укшезеро, Олонец, Олонецкая губерния, Олонецкие губернские ведомости, Олонецкий край, Олонецкий уезд, Онего, Онежское озеро, Паданы, Пертозеро, Петр I, Петр Алексеевич Борисов, Петр Мефодиевич Зайков, Петровский завод, Петроглифы Карелии, Петрозаводск, Петрозаводский уезд, Повенец, Повенецкий уезд, Подужемье, Приладожье, Пряжинский район, Пудож, Пудожский район, Пудожский уезд, Рокаччу, Сердоболь, Спасская губа, Сулажгора, Тойво Антикайнен, Топозеро, Унелма Семеновна Конкка, Ухта, Ухтинская республика, Федор Глинка, Шуньга, Шуньгский район, Шюцкор, Эдвард Гюллинг, Элиас Лённрот, Юго Юльевич Сурхаско, Юшкозеро, белофинны, бычок-подкаменщик, валун карелия, вепсы, геология карелии, гражданская война в карелии, густера, деревянные лодки карелии, елец, ерш, заонежский район, знаменитые люди карелии, интервенция в карелии, кантеле, карелиды, карелия репрессии, карело-финский эпос, карелы, карельская изба, карельская карта, карельская кухня рецепты, карельская национальная кухня, карельская письменность, карельская свадьба, карельская частушка, карельские грамоты, карельские диалекты, карельские загадки, карельские обряды, карельские пословицы, карельские предания, карельские причитания, карельские руны, карельские сказки, карельские суеверия, карельские традиции, карельские частушки, карельский крест, карельский фольклор, карельский язык, карельское поморье, кареляки, кемский уезд, коллективизация 1930, корела, корюшка, лещ, ливвики, лопари, лосось, луда, людики, монастыри карелии, мурманская железная дорога, налим, наука карелия, одежда карел, озера Карелии, окунь, олонецкие заводы, олонецкий район, палия, плакальщица, плотва, поморы, причеть, раскулачивание 30 годов, река Суна, река Шуя, рекрутская песня, рунопевец, рунопевцы, русский фарфор, рыба в карелии, ряпушка, саамы, сиг, словарь карельского языка, староверы и старообрядцы, старокарельское блюдо, судак, сямозеро, туристические маршруты по карелии, уклея, финно угорские языки, финны, финская интервенция, финская оккупация, хариус, чудь, шунгит карелия, щука, язь, ёйги

Показать все теги

Популярное